Проблемная ситуация и перспективы ее развития
Сущность поискового прогноза – выяснение особенностей процесса назревания перспективной социальной проблемы. Методология системного подхода требует рассмотрения каждой проблемы в контексте системы – определенного проблемного состояния, более того, в рамках метасистемы – комплекса подобных состояний, который именуется проблемной ситуацией.
Собственно процедура построения поисковой прогностической модели состоит из изучения и формализации качественно‑количественных оценок перспектив развития проблемной ситуации. Основные понятия:
– проблема как особого вида противоречие, разрыв между действительным и желательным;
– проблемное состояние, при котором объективно существует и субъективно осознается (человеком, социальной группой, обществом в целом) необходимость существенных изменений, чтобы по возможности сблизить желательное и действительное состояния;
– проблемная ситуация как совокупность проблемных состояний – такое положение вещей в какой‑либо области в целом, при котором указанная необходимость изменений выступает как социальное явление. При этом следует иметь в виду, что проблема и проблемное состояние могут и не носить социального характера.
Если проблема или проблемная ситуация объективно существует, но субъективно не осознается людьми, она практически не является актуальной (хотя в теории объективно ее актуальность может быть достаточно высокой). Если же ситуация представляется людям проблемной, а объективно таковой не является, то это псевдопроблемная ситуация.
Этапы формирования и развития проблемной ситуации:
1. Исходный момент в этой цепи – обычная нормальная ситуация, при которой разрыв между действительным и желательным несущественен и носит по преимуществу количественный характер.
2. Когда разрыв между действительным и желательным становится чрезмерным, не совместимым с нормальным функционированием социального объекта, возникает проблемная ситуация. Процесс перехода от нормальной ситуации к проблемной обычно развивается постепенно, и это развитие называется назреванием проблемной ситуации. Если происходит своевременное вмешательство сферы социального управления, то процесс назревания прерывается и ситуация возвращается, точнее превращается вновь в нормальную, но обычно уже на более высоком уровне функционирования, благодаря чему и происходит развитие личности, общества.
3. Если же сфера управления бездействует или запаздывает с реакцией, то проблемная ситуация оказывается полностью назревшей, сформировавшейся, и возникает необходимость существенных изменений под страхом приостановки нормального функционирования и тем более развития социального объекта. В этом случае вмешательство со стороны сферы управления не только категорически необходимо, но и сильно затруднено, поскольку приходится принимать срочные меры аварийного характера в условиях острого дефицита времени и средств. Однако и на этом этапе энергичное и эффективное вмешательство, пусть с трудом, но способно ввести ситуацию в нормальное русло.
4. Бездействие или неэффективность сферы управления при полностью назревавшей проблемной ситуации неизбежно переводит последнюю на следующий уровень: начинает назревать критическая ситуация. Развитие, по существу, прекращается. Мало того, наступает приостановка нормального функционирования одного элемента объекта за другим и возникает опасность катастрофы. Положение и на этом этапе, в принципе, можно нормализовать, но уже ценой неизмеримо большей затраты сил и средств, чем на предыдущем.
5. Если нормализации не происходит, начинается следующая и последняя стадия: назревание катастрофической ситуации. По мере развития этого процесса нормализовать положение оказывается все труднее, и попытки становятся безнадежными. Наступление катастрофической ситуации означает гибель, распад, разложение социального объекта с превращением его в качественно иное состояние. Альтернатива катастрофической ситуации – революционная ситуация как реакция общества на критическую ситуацию с целью произвести социальный переворот, способный перевести объект в желательное качественно иное состояние, позволяющее ему нормально функционировать и развиваться на более высоком уровне. Такая ситуация может возникнуть в любой сфере деятельности: в науке (как социальном институте), в технике, демографии, культуре, экологии и т.д.
Рассмотрение проблемной ситуации дает информацию для лиц, принимающих решения, что позволяет принимать решения заблаговременно и более обоснованно, с пониженным риском отклонения от оптимума.
42.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РФ
Законодательно-нормативная основа социально-экономического прогнозирования в РФ базируется, прежде всего, на положениях Федерального Закона “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995, № 115-ФЗ, а также постановлениях Правительства РФ.
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Он включает следующие статьи.
Статья 1. Основные понятия
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально - экономической политики государства.
Далее приводим названия статей. Текст Федерального Закона “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995, № 115-ФЗ дается в приложении № 1.
Статья 2. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.
Статья 3. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Статья 4. Государственное прогнозирование и программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Статья 5. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу.
Статья 6. Заключительные положения.
В Постановлении Правительства РФ “О разработке прогноза социально-экономического развития РФ” от 22 июля 2009 г. N 596 определен порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Постановление подписано В.В. Путиным. В нем выделены следующие разделы.
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – прогноз).
2. Разработка прогноза осуществляется в 3 этапа:
а) на первом этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее – сценарные условия) и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – основные параметры прогноза);
б) на втором этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации на основе вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов прогноза, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разрабатывает прогноз и представляет его в Правительство Российской Федерации;
в) на третьем этапе Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|