Этап прогнозного исследования
1. Прогнозная ориентация. Предполагает разработку особого документа – программы прогнозного исследования, содержащего ряд структурных элементов.
Документ включает объект прогнозирования. Предмет прогнозирования – определенные характеристики объекта прогнозирования (масштабность, темпы изменения, уровень развития и т. д.). Цели и задачи (поисковые или нормативные) исследования, тип исследования. Гипотезы – предположения относительно того, как будет развиваться явление или процесс. Время упреждения – период действия прогноза. Источники прогнозной информации, методы и техника ее сбора и обработки, методика определения точности полученного прогноза. Здесь же разрабатывается необходимый понятийный аппарат.
2. Сбор прогнозной информации (этапы ретроспекции и диагноза).Исследуется история развития объекта прогнозирования, формируется информационный массив; собирается информация о прошлом и настоящем состоянии объекта, его структурных элементах, оценивается их важность и взаимные связи, данные о прогнозном фоне – факторах и условиях, влияющих на развитие и функционирование объекта в прошлом и настоящем, выделяется система количественных и качественных показателей, описывающих изучаемый объект.
3. Описание исходной модели прогнозируемого явления. На этом этапе осуществляется систематизированное описание исследуемого объекта с целью определения тенденций его развития, закономерностей функционирования. Выбирается система отображения, тип модели, форма представления прогнозируемого явления (словесная, графическая, математическая и т. д.). Устанавливается степень соответствия полученной модели оригиналу.
4. Прогнозная проекция.Осуществляется проекция исходной модели в будущее с учетом наблюдаемой тенденции развития и закономерностей функционирования объекта, а также действующих или потенциальных факторов прогнозного фона. Проводится расчет прогнозируемых параметров на заданном периоде упреждения.
5. Верификация прогнозного результата.Данный этап предполагает оценку достоверности, точности, обоснованности прогнозного результата. Выявляются теоретические и эмпирические критерии достоверности, устанавливается степень соответствия этих критериев прогнозному результату. Абсолютная верификация, т. е. эмпирическое подтверждение или отрицание правильности прогнозного результата, возможна только в момент наступления события. Однако в прогнозировании возможна относительная, предварительная верификация, осуществляемая до наступления события..
6. Выработка рекомендаций для принятия решений в сфере управления на основе полученных прогнозов.На этом этапе исследователь вырабатывает рекомендации, направляемые заказчику исследования, относительно возможных или желательных управленческих действий.
Возможно обсуждение экспертами на заключительном этапе прогнозного исследования не только результата прогнозирования, но и рекомендаций, направляемых в адрес заказчика.
9.Виды прогнозов. Различают три основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж (спроса).
Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, предприятие, выпускающее компьютеры, интересует перспективы расширения объема памяти на дискетах, т.к. они являются дополнительной продукцией для использования компьютеров, а предприятие, использующее вредные, токсичные вещества в своем производстве, интересует разработка технологий по очистке и утилизации отходов.
Развитие НТП приводит к появлению новых товаров и услуг, а те, в свою очередь, составляют серьезную конкуренцию существующим предприятиям. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.
Экономический прогноз позволяет предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.
Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.
10.Построение исходной (базовой) модели.
Процесс построения исходной модели социального объекта, представленной как система показателей, включает следующие этапы:
1) разработку концептуальной модели объекта;
2) построение тезауруса показателей;
3) экспертные оценки значимости показателей;
4) математико-статистические оценки значимости показателей.
1. Разработка концептуальной модели объекта
Сущность предпринимаемого для этой цели анализа заключается в том, что объект представляется в виде некоторого ограниченного числа основных измерений, описывающих его с более или менее достаточной полнотой. Затем идентифицируются и оцениваются все возможные состояния, которые данный объект может принимать. По сути своей эта операция аналогична логико-аналитической схеме объекта. Например, при построении модели такого объекта как «структура ценностных ориентации» могут быть выделены следующие структурные компоненты: ориентация на трудовую, бытовую, культурную, общественную деятельность.
Далее необходимо установить качественные формы каждого компонента, отражающие сущность социальных изменений в данной области. Сложность этого этапа исследования социального объекта состоит в том, что результаты его могут быть следствием только содержательного анализа, а не выводиться с помощью набора формальных процедур. Сама модель должна быть в определенной мере формализована, т.к. становится основой построения системы эмпирических показателей.
2. Построение тезауруса показателей
Сложность анализа социального объекта состоит в том, что максимально полный перечень его характеристик охватывает все без исключения его проявления и практически реализован быть не может. Поэтому разумнее поставить цель, отобрать, с одной стороны, сравнительно немногочисленную, компактную совокупность переменных, с другой – обеспечить полноту и всестороннее рассмотрение путем отбора наиболее существенных характеристик.
На основе перечня всех вопросов, задаваемых исследователями в процессе сбора информации, и классификации их по рубрикам создается тезаурус, обеспечивающий относительную полноту набора показателей
Тезаурус – это перечень социальных показателей исследуемого объекта, отобранных в результате анализа содержания методических документов, полученных в процессе сбора социологической информации и систематизированных в соответствии с принятой классификационной схемой.
3. Экспертные оценки значимости показателей
Одна из важных методологических проблем построения системы показателей – определение критериев отбора показателей. Среди различных подходов к этой проблеме по значению выделяются логический и исторический. Первый связан с анализом формальной структуры исследуемого объекта, второй – с конкретно-историческим контекстом функционирования объекта. Последний обладает тем преимуществом, что позволяет выдвинуть гипотезу методологического характера о том, что эффективным критерием отбора социально значимых показателей может служить степень отражения им наиболее актуальных социальных проблем и наиболее важных социальных целей общества. До проведения социальных исследований проблемно-целевых аспектов изучаемого объекта наиболее подходящим способом проверки данной гипотезы представляется использование методов экспертных оценок. При этом социальные проблемы следует рассматривать в единстве с социальными целями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|