Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап прогнозного исследования





1. Прогнозная ориентация. Предполагает разработку особого документа – программы прогнозного исследования, содер­жащего ряд структурных элементов.

Документ включает объект прогнозирования. Предмет прогнозирования – определенные характеристики объекта прогнозирования (масштабность, темпы измене­ния, уровень развития и т. д.). Цели и задачи (поисковые или нормативные) исследования, тип исследования. Гипотезы – предположения относительно того, как будет развиваться явление или процесс. Время упреждения – период действия прогноза. Источники прогнозной инфор­мации, методы и техника ее сбора и обработки, методика определения точности полученного прогноза. Здесь же разрабатывается необходи­мый понятийный аппарат.

2. Сбор прогнозной информации (этапы ретроспекции и диагноза).Исследуется история развития объекта прогнозирования, форми­руется информационный массив; собирается информация о прошлом и настоящем состоянии объекта, его структурных элементах, оценива­ется их важность и взаимные связи, данные о прогнозном фоне – фак­торах и условиях, влияющих на развитие и функционирование объек­та в прошлом и настоящем, выделяется система количественных и ка­чественных показателей, описывающих изучаемый объект.



3. Описание исходной модели прогнозируемого явления. На этом этапе осуществляется систематизированное описание исследуемого объекта с целью определения тенденций его развития, закономерностей функционирования. Выбирается система отображения, тип модели, форма представления прогнозируемого явления (словес­ная, графическая, математическая и т. д.). Устанавливается степень соответ­ствия полученной модели оригиналу.

4. Прогнозная проекция.Осуществляется проекция исходной модели в будущее с учетом наблюдаемой тенденции развития и закономерностей функциониро­вания объекта, а также действующих или потенциальных факторов прогнозного фона. Проводится расчет прогнозируемых параметров на заданном периоде упреждения.

5. Верификация прогнозного результата.Данный этап предполагает оценку достоверности, точности, обоснованности прогнозного результата. Выявляются теоретические и эмпирические критерии достоверности, устанавливается степень со­ответствия этих критериев прогнозному результату. Абсолютная верификация, т. е. эмпирическое подтверждение или отрицание правильности прогнозного результата, возможна только в момент наступления события. Однако в прогнозировании возможна относительная, предварительная верификация, осуществляемая до наступления события..



6. Выработка рекомендаций для принятия решений в сфере управления на основе полученных прогнозов.На этом этапе исследователь вырабатывает рекомендации, на­правляемые заказчику исследования, относительно возможных или желательных управленческих действий.

Возможно обсуждение экспертами на заключительном этапе прогнозного исследования не только результата прогнозирования, но и рекомендаций, направляемых в адрес заказчика.

9.Виды прогнозов. Различают три основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж (спроса).

Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, предприятие, выпускающее компьютеры, интересует перспективы расширения объема памяти на дискетах, т.к. они являются дополнительной продукцией для использования компьютеров, а предприятие, использующее вредные, токсичные вещества в своем производстве, интересует разработка технологий по очистке и утилизации отходов.

Развитие НТП приводит к появлению новых товаров и услуг, а те, в свою очередь, составляют серьезную конкуренцию существующим предприятиям. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.



Экономический прогноз позволяет предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.

Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.

10.Построение исходной (базовой) модели.

Процесс построения исходной модели социального объек­та, представленной как система показателей, включает следу­ющие этапы:

1) разработку концептуальной модели объекта;

2) построение тезауруса показателей;

3) экспертные оценки значимости показателей;

4) математико-статистические оценки значимости показателей.

1. Разработка концептуальной модели объекта

Сущность предпринимаемого для этой цели анализа заключается в том, что объект представляется в виде некоторого ограниченного числа основных измерений, описывающих его с более или менее достаточной полнотой. Затем идентифици­руются и оцениваются все возможные состояния, которые дан­ный объект может принимать. По сути своей эта операция ана­логична логико-аналитической схеме объекта. Например, при построении модели такого объекта как «структура ценностных ори­ентации» могут быть выделены следующие структурные компонен­ты: ориентация на трудовую, бытовую, культурную, общественную деятельность.

Далее необходимо установить качественные формы каж­дого компонента, отражающие сущность социальных изменений в данной области. Сложность этого этапа исследования социального объекта состоит в том, что результаты его могут быть следствием только содержательного анализа, а не выводиться с помощью набо­ра формальных процедур. Сама модель должна быть в определен­ной мере формализована, т.к. становится основой построения сис­темы эмпирических показателей.

2. Построение тезауруса показателей

Сложность анализа социального объекта состоит в том, что максимально полный перечень его характеристик охватывает все без исключения его проявления и практически реализован быть не может. Поэтому разумнее поставить цель, отобрать, с одной сто­роны, сравнительно немногочисленную, компактную совокуп­ность переменных, с другой – обеспечить полноту и всесторон­нее рассмотрение путем отбора наиболее существенных характе­ристик.

На основе перечня всех вопросов, задаваемых исследователями в процессе сбора информации, и классификации их по рубрикам создается тезаурус, обеспечивающий относительную полноту на­бора показателей

Тезаурус – это перечень социальных показателей иссле­дуемого объекта, отобранных в результате анализа содержа­ния методических документов, полученных в процессе сбора социологической информации и систематизированных в со­ответствии с принятой классификационной схемой.

3. Экспертные оценки значимости показателей

Одна из важных методологических проблем построения системы показателей – определение критериев отбора пока­зателей. Среди различных подходов к этой проблеме по значению выделяются логический и исторический. Первый связан с анализом формальной структуры исследуемого объекта, второй – с конкрет­но-историческим контекстом функционирования объекта. После­дний обладает тем преимуществом, что позволяет выдвинуть гипо­тезу методологического характера о том, что эффективным крите­рием отбора социально значимых показателей может служить сте­пень отражения им наиболее актуальных социальных проблем и наиболее важных социальных целей общества. До проведения социальных исследований проблемно-целевых аспектов изучаемого объекта наиболее подходящим способом проверки данной гипотезы представляется использование методов экспертных оценок. При этом социальные проблемы следует рассматривать в единстве с со­циальными целями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.