Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъекты предупреждения преступности.





субъектами специального предупреждения преступлений являются организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную функцию либо выделена в перечне функций.

Меры специального предупреждения преступлений имеют 3 объекта воздействия:

1) меры, направленные на профилактику социальных патологий, т. е. таких процессов, в которых выражается форма поведения некоторых групп лиц, являющихся определителем роста преступности;

2) меры специального предупреждения по своей направленности оказывают влияние и воздействие на всю совокупность причин и условий с акцентом на индивидуальные и особенные случаи. К таким явлениям относятся правонарушения, предусмотренные законодательством, которые непосредственно создают мотивации и ситуации совершения преступлений;

3) объектом специального предупреждения преступности являются определенные организованные, профессиональные, рецидивные виды преступности.

Формы предупреждения преступлений заключаются в осуществлении соответствующей деятельности различными субъектами:

1) ведущая роль в деле по устранению негативных процессов и явлений, отрицательно влияющих на состояние преступности, а также на формирование личности в нравственном плане, принадлежит непосредственно трудовым коллективам и общественности. Это объясняется тем, что большую часть своего времени человек находится на работе, в коллективе и его общественных организациях;



2) органы государственной власти в деле по предупреждению преступлений играют роль координаторов и определяют основное направление данной деятельности. Посредством нормотворчества (издания федеральных законов, законов, подзаконных актов и иных нормативных правовых актов) устанавливается компетенция других субъектов предупредительной и профилактической работы; принимаются различные программы и планы по предупреждению преступлений и т. д.;

3) местные органы власти в соответствии с законом обязаны обеспечивать соблюдение законности и надлежащего правопорядка на своей территории. При этом данная деятельность должна проводиться в рамках, установленных законодательством федерального уровня и законами субъектов РФ;



4) основной объем работы по предупреждению, предотвращению и пресечению преступлений возлагается, конечно же, на правоохранительные органы (прокуратуру, суд, милицию и т. д.);

5) органы юстиции при осуществлении своей деятельности призваны обеспечивать организацию работы по правовому воспитанию населения. Названная деятельность должна проводиться в непосредственном взаимодействии со всеми правоохранительными и другими органами.

Указанными субъектами проводятся и специальные мероприятия по предупреждению и предотвращению правонарушений и преступлений различногохарактера при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану государственной, муниципальной, коллективной, индивидуальной и других видов собственности.

Криминологическое прогнозирование.

Криминологическое прогнозирование преступности – необходимо для правильного планирования деятельности следователей, оперативных работников и иных субъектов правоохранительной деятельности. Криминологическое прогнозирование и перспективное планирование работы правоохранительных и других органов является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности.

Прогнозирование – процесс по выработке вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.

Прогнозирование – вероятное суждение о развитии конкретной ситуации, хода того или иного события.

В криминологии различают 2 вида прогнозов:

1) движения преступности в целом и отдельных видов преступности;

2) возможного поведения отдельного лица.



Прогнозирование преступности должно строиться исключительно на основе глубокого изучения причин и условий, способствующих развитию преступности. При этом должно учитываться влияние не только криминогенных, но и положительных, снижающих уровень преступности факторов.

Криминологическое прогнозирование подчинено своим целям, которые принято делить на:

1) общие цели:

а) установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие(изменение)преступности в перспективе;

б) выявление нежелательных тенденций и закономерностей и отыскивание на этой основе способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении;

2)основные цели:

а) обеспечение обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

б) принятие пролонгированных управленческих решений;

в) установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

г) определение возможностей появления новых видов преступлений и исчезновения имеющихся в настоящем, а также определение факторов и обстоятельств, способных повлиять на это;

д) установление возможности появления новых категорий преступников и т. д.

Криминологическое прогнозирование имеет свои источники информации,к которым могут быть отнесены конкретные статистические данные правоохранительных органов, экономической, социальной, демографической статистики, а также знания отдельных людей.

Криминологическое прогнозирование не всегда имеет достоверную и проверенную информацию (трудности сбора и обработки статистических данных, а также наличие латентной преступности, недостатки в учете регистрации преступных проявлений препятствуют этому), что отображается на его результатах.

В специальной литературе криминологическое прогнозирование предлагается делить на:

1) краткосрочное – прогнозирование на срок до 1 года;

2) среднесрочное – на срок до 5 лет;

3) долгосрочное – на срок от 10 до 20 лет;

4) сверхдолгосрочное – на период от 20 лет и более, что практически сделать в настоящее время вряд ли возможно.

На практике наиболее часто используемым являются краткосрочные прогнозы развития преступности.

Планирование борьбы с преступностью.

Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.

Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности1 .

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним , в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности).

Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.