Сделай Сам Свою Работу на 5

Как укрепить и сохранить память. Аюрведа.





Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию. Без этой уникальной способности нашего организма невозможно представить жизнь. Благодаря памяти, мы используем свой собственный опыт и опыт, накопленный предыдущими поколениями в нашей повседневной жизни.

На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях, говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. Но у каждого человека периодически возникает ситуация, когда он что-то забывает. Такая ситуация, расстройство памяти - результат недостаточного снабжения мозга питательными веществами.

Если рассматривать свойство мозга с позиции Аюрведы, то большинство расстройств памяти обусловлено либо застоем Капхи, либо возбуждением Ваты. И для того, чтобы улучшить память, нужно ограничивать и уравновешивать именно Вату и Капху. Что же касается Питты то, имея острую и проникающую природу, она способствует хорошей памяти.

В подавляющем большинстве случаев, сохранить память и даже улучшить ее несложно.



В Аюрведе существует огромное количество простых, но очень эффективных рекомендаций для улучшения памяти. Это, прежде всего, здоровый образ жизни, включающий сбалансированное питание, отказ от вредных привычек и физическая активность.

Что касается характера питания, то такие продукты: морковь, свекла, шпинат, сладкий картофель, виноград, миндальные орехи, топленое масло , молоко, обязательно включайте в свой рацион.
Очень полезно пить морковный и свекольный сок.
Одно из самых лучших профилактических средств атеросклероза мозга - грецкие орехи. По мнению древних восточных врачей, люди, катастрофически теряющие память, должны съедать не менее 20 орехов ежедневно.
Прекрасно влияет на деятельность головного мозга и петрушка. Все части этого растения содержат ингредиенты, способные выводить соли из организма. Очень хорошо в рацион людей, имеющих проблемы с памятью, включать продукты, содержащие много калия. Это печеная картошка, курага или свежие абрикосы, баклажаны, семечки подсолнечника.



Что касается растительных препаратов, то для укрепления памяти в Аюрведе используются специальные травы, известные под общим названием медхья, что означает «укрепляющие разум и память».
Они оказывают благотворное действие, увеличивая просвет сосудов мозга, усиливая мозговое кровообращение и хорошо «тонизируя» память.
Наиболее эффективные среди них — это брахми (готу кола), гинко билоба и шафран. Используются также джатамамси, брингарадж и шанкапушпи. Эти травы можно применять по отдельности или смешивать в равных пропорциях: брахми — 1 часть, джатамамси — 1 часть, брингарадж — 1 часть, шанкапушпи — 1 часть.

Настаивайте чайную ложку этой смеси в чашке горячей воды в течение 10 минут и пейте натощак утром и вечером в течение месяца. Это улучшит мозговое кровообращение и поможет устранить расстройства памяти. Употреблять такой чай можно сколь угодно долго.
Перед сном пейте молоко с брахми и шафраном: вскипятите молоко, добавив специи – ¼ ч.л. шафрана и ¼ ч.л. порошка брахми (готу кола) на один стакан молока. Дайте настоятся в течение 15 минут.
Этот напиток заметно улучшит память, а продолжительность такого лечения не ограничена.

Кроме того, благотворное действие на память оказывает сок алоэ (1 столовая ложка) с черным перцем (щепотка) и измельченные в порошок семена горчицы (1/8 чайной ложки). Принимать такой состав нужно два-три раза в день.

Вот еще несколько рецептов Аюрведической медицины, которые можно применять для улучшения памяти:
· Очень хорошо улучшает память масло черного тмина, в приготовленный отвар мяты добавить 7 капель масла черного тмина и подсластить медом. Пить в теплом виде и натощак 1 раз в день.



· Для улучшения памяти, необходимо 1 раз в день съедать 3гр молотых семян черного тмина смешанных с чайной ложечкой меда, запив теплой водой.

· При амнезии для улучшения памяти хорошо принимать пасту из кумина с медом- 1 ч.л. размолотых семян кумина смешать с 1 ст.л. меда. Принимать ежедневно.

Еще один рецепт, который можно применять при амнезии: щепотку мелко молотого перца смешать с медом и принимать 2 раза в день.

Из практик, помогающих укрепить и восстановить память можно порекомендовать медитацию. Так если вы что-то забыли, просто спокойно сядьте и оставайтесь в «забывчивости». Попытайтесь «углубится» и откопать забытый эпизод. И внезапно вы его вспомните!

Очень хорошо применять дыхательную практику Пранаяма. Дыхание, чередуя ноздри, поможет улучшить мозговое кровообращение. Но выполнять эту практику, лучше под руководством опытного инструктора.

Полезны ежедневные пешие прогулки, они улучшают кровообращение и помогают укрепить память, особенно если их проводить в быстром темпе. Гуляйте по полчаса в день не менее пяти раз в неделю.
Масляные массажи еще один способ улучшить вашу память. Втирание масла брами в кожу головы и в подошвы ног, стимулирует рефлексогенные зоны и помогает активировать память.

Тренируйте ассоциативное мышление. Чаще используйте ассоциации для запоминания. Предположим, кто-то называет вам свое имя. Попробуйте связать это имя с тем, что уже знакомо, или же вообразить картинку, которая будет сопровождать этот звук.

Очень хорошо тренирует память заучивание стихов. Ну и, конечно, старайтесь записывать важную информацию, а при необходимости снова и снова к ней возвращайтесь. Кроме того, составляйте список ваших дел и покупок.

29 дек в 0:32

НЕ ХОТИТЕ БОЛЕТЬ? ПРИГОТОВЬТЕ ЛЬНЯНУЮ СОЛЬ С КУНЖУТОМ!

Посыпать этой солью можно все что вам нравиться: салаты, омлет, яичницу, вареные яйца и т.д.

Полезные свойства.

- Снижает уровень холестерина и сахара в крови.
- Препятствует потере массы костного скелета.
- Помогает контролировать вес.
- Улучшает пищеварение и предупреждает запоры.
- Укрепляет иммунитет.
- Борется с онкологическими образованиями, в частности раком кишечника и молочной железы, задерживая развитие опухоли.

Потребуется.

1 средняя луковица, 1 зубчик чеснока, 2 ст. ложки льняной муки, 2 ст. ложки семян льна, 2 ст. ложки семян кунжута, 1 ст. ложка морской или простой крупной соли.

* Луковицу и чеснок мелко порезать и обжарить до золотистого цвета на сухой сковороде.

* Семена льна и кунжута обжарить на сухой сковороде, остудить.

* Перемешать все ингредиенты, подавать к овощам, добавлять в горячие блюда и супы.

Льняную муку можно купить, а можно смолоть семена льна и кунжута в кофемолке.

Будьте здоровы!

 

Супер Мама - семья, беременность, дети28 дек в 0:05

Сказка про горшочек. Для мальчиков

Жил-был мальчик Дениска. Пошел он однажды гулять и нашел волшебный Дворец. Стал он гулять по этому дворцу и рассматривать всякие диковинки. Там все было, как у него дома, только волшебное: волшебный диван, волшебная кроватка, волшебные игрушки и волшебная фея, похожая на маму (бабушку:)).

- А кто здесь главный? - спросил Дениска. - Кто царь?
- Царь тот, кто найдет волшебный трон. (Берем за ручку, идем искать "трон". Обычно, со второго-третьего раза малыш сам ведет Вас к заветному месту). Его все ищут, но никто не может найти.

Ходил-ходил Дениска по замку, заглядывал во все потайные места и, наконец, нашел заветный трон.
- Ах, какой он красивый! - воскликнул Дениска. - Какой голубой! (красный, розовый, желтый, в крапинку:))

Сел Дениска на трон, и тут же подлетел к нему воробей:
- Поторопись-пись-пись, я тоже хочу царем побыть!
- Нет, - отвечает Дениска, - я первый его нашел!

Прискакал к нему зайчик:
- Поторопись-пись-пись, я тоже хочу царем побыть!
- Нет, - отвечает Дениска, - я первый его нашел!

Прибежал к нему медвежонок:
- Поторопись-пись-пись, я тоже хочу царем побыть!
- Нет, - отвечает Дениска, - я первый его нашел!

Прилетел к нему гусь :
- Поторопись-пись-пись, я тоже хочу царем побыть!
- Нет, - отвечает Дениска, - я первый его нашел!

Прискакал к нему кузнечик:
- Поторопись-пись-пись, я тоже хочу царем побыть!
- Нет, - отвечает Дениска, - я первый его нашел!

Прибежал к нему барашек:
- Поторопись-пись-пись, я тоже хочу царем побыть!
- Нет, - отвечает Дениска, - я первый его нашел!

А потом надоело ему царем быть, встал он и пошел домой к маме.


 

Белковый торт с куриной грудкой для сушки!

Идеальный ужин для стройнеющих после праздников)

Потребуется:
10 белков,
2 желтка,
1 куриная грудка,
200 г нежирного творога,
зелень,
листья салата,
¼ стакана нежирного кефира,
соль, перец.

Смешиваем белки и желтки. На антипригарной сковороде жарим три блина из яиц. Отдельно варим грудку, слегка солим, перчим. Нарезаем грудку кубиками. Смешиваем творог с зеленью и кефиром. Выкладываем в форму: сначала белковый блин, на него – слой творога, курица, листья салата. Повторяем слой. Закрываем все белковым блинчиком. Оставляем в холодильнике на пару часов для пропитки.

 

 

Заснули щёчки на подушке,
В улыбке губки, словно мёд.
И мама папе, вдруг, на ушко
«Он так похож на нас», — шепнёт.
Сопит тихонько милый носик,
Под пледом пяточки торчат.
И ручки в стороны разбросив,
Спит самый сладкий из ребят.
Шалил весь день без остановки:
Проснулся, потрепал кота,
Все разбросал игрушки с полки,
Оставил мишку без хвоста.
Зарядку делал, умывался
И с другом в зеркале болтал.
Под свои крики одевался,
Под песни мамы танцевал.
И ложкой по столу трезвонил,
Тем самым, требуя еду.
Участия даже не позволил.
«Всё сам, я помощи не жду»
Ну, а ко времени обеда
Спешил он маме помогать.
И всё без лишнего совета
«На зуб «потрогать, полизать.
Определить по звону крышек
В какой кастрюле борщ варить.
Ну, а по счёту новых шишек
Понять, где лучше не шалить.
Вот так весь день, подобно белке,
Поел, поспал, опять поел.
В конце, все вымыты тарелки.
«Ну вот, по дому всё успел!»
Потом с работы папу встретил,
К плечу головкою прильнул,
На поцелуй его ответил
Объятьем крепким. И заснул.
Так нежным взмахом ласковых ресничек,
К щеке надёжной прижимаясь вновь и вновь,
Пусть крохотный, пусть ещё только ЧЕЛОВЕЧЕК
Уже стремится выразить свою любовь.
Подобным волшебствам никто б не удивился.
Да и не всем такие истины дались,
Что в этих маленьких ручонках поместился
огромный мир, моя вселенная,
ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ!

 

17 дек в 15:55

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ ПРАВИЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Возраст от 0 до 1 года

Первый уровень привязанности – привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Что нужно делать:

- играть в гляделки

- улыбаться друг другу

- играть в куку

- кормить грудью

- кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях

- позволить есть из своей тарелки, кормить маму или папу

- катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть)

- носить на руках

- обнимать

- делать массаж

- повторять лепет за младенцем

- щекотать бородой (для пап)

- целовать щеки и пупок

- "кусать" пятки и ладошки

- совместный сон

- совместная сиеста днем (родитель может не спать, просто поваляться, обнявшись с малышом)

- выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна

- совместное купание в большой ванне

- петь песни

- танцевать вместе

- использовать разные интонации

- строить гримасы

- вместе изучать себя и друг друга в зеркале

- читать стихи с выражением

- рассматривать вместе картинки, книги, улицу

- рисовать самим, чтобы малыш смотрел

- гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка

- разрешать есть из родительской тарелки, делиться едой и питьем

- доедать за ребенком из его тарелки (если не нравится - значит не ваш способ, есть другие... просто
некоторых детей очень умиляет, что три непосильные последние ложки каши доест мама)

Возраст от 1 года до 3 лет

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Необходимо делать все то, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также:

- составить вместе список продуктов с картинками

- взять с собой в магазин за продуктами

- катать в тележке

- постарше доверить катать тележку

- еще постарше передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе

- дать нести маленький пакет из магазина "как мама/папа"

- в зависимости от рода занятий родителей поиграть в "мама работает/папа работает"

- давать ребенку примерить или поносить свою одежду

- носить одинаковую одежду разных размеров

- носить похожие аксессуары - бусы, шляпы, шарфы

- дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник

- с мытьем посуды - позволить прополоскать вилки или небьюшуюся посуду под струей воды

- с готовкой простых блюд - засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду

- печь вкусняшки - пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье

- позволить помочь с сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее

- дать нажать кнопку запуска стиральной машины

- мыть машину с папой

- копаться в саду с мамой

- завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике), выращивать разные съедобные травы из семян,
добавлять их в салаты и есть

- рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками

- рисовать красками у друг друга на лице - есть спец.наборы для этого, гуашью лучше не надо

- или помадой раскрасьте друг друга в клоунов

- хвалить

- провожая работающего родителя (бабушку, гостей) в окошко, махать

- придумать "только наш с тобой секрет, никому не расскажем"

- придумать условный знак только для вас

- строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов

- разыгрывание ролей ("я барашек, а ты мама-овечка")

- заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь, в этот момент давать поиграться с папиными
инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутить-повинтить

- дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить
понажимать на кнопки

- делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи

- беготня между родителями (особенно хорошо, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит
на корточках в начале комнаты, а мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней

- следы на песке (или на снегу): первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам. Или
первый папа оставляет следы на песке, а мама держит ребёнка за ручку и ребёнок делает большие шаги по папиным следам. При этом говорим "о!!! какой наш папа большой", "О!!! ты как папа идёшь"

- специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек , всем делать веночки из цветов - папе, маме, доче. рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять - не забывает ли он смотреть

- держать долгий контакт глаз, "улыбаться глазами"

- игра "зеркало" - родитель начинает играть в отражение своего ребенка - копировать то, что делает ребенок, стараться наиболее включиться и копировать не только действия, но и эмоции - увидеть мир глазами ребенка

- когда сердишься - сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать

- прятаться с одним родителем от другого под одеялом

- надевать одну и ту же вещь на двоих - например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть

Возраст от 3 до 5 лет

К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать - «моя мама»! Появляется ревность. Нужно делать все то, что подходит для детей от 0 до 3 лет, а также:

- играть в игры "мама и сын против диванной подушки" или "папа и сын против пыли на подоконнике"

- с более старшими детьми можно проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на
футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения популярные в вашей семье

- разделить с ребенком свое хобби

- взять ребенка с собой на работу (если это возможно)

- пусть он покормит вас из ложечки

- разрешать злиться, помогать выпустить негатив

- плавать вместе в бассейне

- искать клад

- собирать осенние листья/жёлуди/каштаны

- кататься на велосипедах и роликах

- бегать наперегонки

- наряжаться в маскарадные костюмы

- устроить семейный спектакль - с куклами или самим стать актерами

- разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки - например, как колобок от бабушки ушел, а бабушка за
ним как помчится... или как лиса колобка ела! =)

- проигрывание ситуаций "мама-малыш" в сюжетно-ролевых играх (например из сказки "Три поросенка":
"Мама-свинья, забери поросят!" - "Зачем?" - "Чтобы они волку не попали". [понарошку "забираете" поросят со страницы. Ребенок продолжает: "А я, мама-волчица, заберу волчонка. Волчонок, не играй с ними, а то попадешь в котел")

- лепить снеговиков и строить снежные крепости

- валяться на диване

- бутузиться

- "жамкать" ребенка, не щекотать, а движения типа как тесто замешиваешь (есть дети, которым нужно такое
достаточно сильное действие)

- стучать по чему-то звонкому, ритмичному

- прятаться в домики под одеялом

- петь караоке вместе в микрофон

- вместе рисовать, лепить, делать поделки

- совместно украшать дом к празднику

- пускать и лопать мыльные пузыри

- танцевать вместе под музыку, танцевать под музыку, которую играет ребенок (на барабане, бубне,
погремушках и проч.), танцевать вместе несложные детские танцы под пение мамы (Каравай, Танец маленьких утят, Мишка с куклой)

- разрешать ребенку кормить, поить маму, мыть ее, мазать кремом, причесывать, чистить зубы и т.д.

- тактильные игры типа "рельсы-рельсы", пальчиковые

- покатать ребенка на спине - "лошадка"

- игры на коленках "в ямку - бух!"

- качать на папиной ноге

- ходить на ступнях родителей

- делать зарядку, гимнастику вместе, прыгать вместе на гимнастическом мяче

- играть в домики, мостики, лазы, дырки, норки и прочее, используя в качестве оных родителей

- качаться на качелях и кататься с горки с ребенком на руках

- закапывать друг друга в песок, в снег... и не забывать откапывать)

- игры "делай, как я", можно перед зеркалом, но еще лучше, когда ребенок задает движения, а мама
повторяет

- на прогулке взяться за руки обоих родителей и чтобы они "перепрыгивали" ребенка через лужи

- вместе плавать, нырять, смотреть друг на друга под водой, плавать на маминой или папиной спине

- "поцелуйчики в кармашке". При расставании положить в карманчик к ребенку свои поцелуйчики и обьяснить,
что когда он соскучиться по маме, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку

К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Дети становятся мягче, покладистее, ищут подтверждения своей важности для нас. Что делать:

- играть в прятки

- играть в расставания и встречи

- приготовить стол к ужину: расставить тарелки, достать приборы, в стаканы налить всем сок

- выделить ребенку свой совок и щетку

- доверить поливать цветочки

- хохотать с ребенком, особенно над его шутками

- кормить ребенка, если он просит и хочет (даже если сам давно умеет)

- одобрять друзей ребенка

- если не можете одобрять увлечения и друзей - ОЧЕНЬ подробно разговаривать с ребенком о том, почему
Вы не можете одобрить конкретного друга или конкретного монстра

На пятом году ребёнок начинает любить.Он отдаёт вам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму». Поёт песни о любви и рисует сердца. Это привязанность посредством эмоций, время, когда ребёнок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики. Что делать:

- рисовать открытки бабушке, которая живет в другом городе

- отправлять открытки по почте и ждать ответов

- рассматривать семейный фотоальбом

- искать маму и папу на фотографиях, где много людей

- рассматривать вместе фотографии, как ребенок был маленький

- рассказываем о том, как он был маленький или его еще вообще не было и его ждали

- звонить папе на работу (или пусть папа позвонит раз в день в определенный час)

- обниматься всей семьей

Возраст от 5 до 7 лет

Последний уровень привязанности – когда тебя знают. Ребёнок начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Психологическая привязанность - самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности. Что необходимо делать:

- доверить ребенку свои чувства - я сегодня рассердилась, когда.. мне было грустно оттого... я так радовалась в тот раз...

- просить прощения у ребенка в случае срыва

- называть чувства ребенка

- применять активное слушание

- обсуждать возникавшие конфликты после того, как страсти улеглись

- как крайняя мера - совместный сон в 7 лет или в подростковом возрасте - ну, если вы сможете уговорить
своего большого мальчика или девочку на это, но скорее всего это уже не поможет вам поддерживать привязанность

Возраст от 7 до 11 лет

Делаем все, на что согласится ваш ребенок из перечисленного выше для более младших возрастов, а также:
- разделите с ребенком ЕГО хобби - даже если это противные маленькие игрушки с большими глазами и завышеной ценой или компьютерная игра

- доверьте ребенку приготовление какого-то одного блюда к ужину (только советы и подсказки, руки прочь, пусть сам)

- читайте ему вслух (можно раньше начинать, но и в этом возрасте продолжить)

- не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день

- продолжаем массаж (рельсы-рельсы и пр.)

- смотреть в кругу семьи его младенческое видео

- вести личную переписку между куклами ребенка

Возраст от 11 до 17 лет

- продолжаем обнимать

- продолжаем активное слушание

- быть на стороне ребенка во время внешней угрозы

- иметь общее время (кафе, прогулки)

- обращаться за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверенно (компьютеры, грубая физическая
сила и пр)

- советоваться с ним перед принятием решений не только касательно его, но и общесемейных вопросов

- тактильный контакт: в волосах ворушить, поцелуи-объятия при встрече и прощании

- писать смешные записочки (и серьезные)

- для взрослых, отдельно гуляющих детей - встречать и провожать каждый раз (доброе слово и родное лицо
перед уходом очень важно)

- слушать подростка, когда он начинает говорить, а не когда у родителей есть время

- спрашивать, что нравится-не нравится, во всех сферах - от политики до цвета туалетной бумаги

- просить обосновать свою позицию

- задавать вопросы

- учить формировать свое мнение, отстаивать его, искать доводы

- смотреть вместе новости, обсуждать политическую ситуацию в стране и мире

и ЛЮБИТЬ ЛЮБИТЬ ЛЮБИТЬ в любом возрасте и в любое время дня и ночи!!!!!

9 дек в 22:07

ПРИВЕТ, БАБА ЯГА! САДИСЬ К СТОЛУ! ДЕТСКИЕ СТРАХИ НАДО УВАЖАТЬ.
- Там кто-то есть! Страшный! Я боюсь! - встревоженно произносит малыш, с опаской вглядываясь в темноту комнаты.
- Ты что, трусишка! Ну кто там может быть?! Не говори глупости! Как не стыдно бояться! – с разными вариациями поучаем мы, повторяя фразы, которые говорили нам наши мамы и бабушки.
Между тем, страхи для ребенка – это вовсе не порок, а нормальная ступень развития.

Чего боятся наши дети?

Резкого звука, завывания ветра, бури за окном, темноты, высоты, громоздких механических предметов (экскаваторов и даже каруселей), воды, мытья головы, незнакомых людей, боли, одиночества, медработников, собаки, наказания...
И если страхов нет, что-то не то с психикой. А у здорового малыша страхов много, они разные в разном возрасте. Их надо знать, правильно к ним относиться, и тогда их преодоление станет прогрессом и многому научит ребенка. А родителям в некоторых случаях подскажет, что происходит глубоко в душе маленького человека. Итак, как «прочитать» детские страхи и как с ними справиться, рассказывает психолог детского развивающего Монтессори-центра «Вершина» Ирэна Пахомова.

Больше детей - меньше страхов

- Конечно, страхи - естественное свойство развития психики. И все же у одних детей их больше, у других меньше, это зависит от внешних обстоятельств. Например, от состава семьи: в неполной семье, где чаще одна мама, увы, страхов у малыша больше. У мальчика их больше, потому что перед глазами нет сильного, уверенного, надежного мужчины, который защитит, причем лет в 6-7 мальчик, пристально наблюдая за поведением отца, уже «присоединяется» к нему, начиная чувствовать себя таким же сильным. У девочки сказывается тревожное состояние мамы (оно порой внешне может не проявляться, но считывается на подсознательном уровне). Влияет рождение второго ребенка: первый, который теперь будто бы обделен вниманием, может использовать такого рода инструмент, чтоб привлечь мамино внимание, и, сначала отчасти «играя» страх, малыш начинает чувствовать его искренне.
Еще влияет число детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем меньше страхов! Во-первых, дети с рождения привыкают к шуму, суете, постоянной смене обстановки. Во-вторых, на единственного ребенка родители возлагают так много надежд, что он не успевает их оправдывать и появляются страхи…
И, конечно, многие детские страхи зарождаются еще в утробе: если во время беременности мама слишком много волновалась, малыш рождается с повышенной тревожностью. Может даже потребоваться помощь психолога - причем как маме, так и ребенку.

Как себя вести?

- Главный принцип правильного реагирования - уважать любой детский страх! Не стыдить, не ругать, не высмеивать. А признать страх и попытаться «приручить». Тогда он спокойно уйдет, без «застревания» в закоулках души, растворится, укрепив характер, - говорит Ирэна Пахомова.
С восьми месяцев малыш начинает бояться чужих людей: природа страха - он подсознательно сравнивает людей с самым близким и искренним человеком - мамой, потому инстинктивно чувствует степень искренности чужого и либо принимает, либо отвергает. Так что есть истина в народной мудрости: ребенок чувствует хороших и плохих людей.

Как помочь преодолеть? Уважаем его выбор: не стоит навязывать общение с теми, кто не нравится. А чтобы «не исказить» здоровый инстинкт, не оставляем малыша до 1,5-2 лет с няней, во всяком случае, надолго.

С двух лет появляется страх одиночества, высоты, медработников (их «коварство» уже испытано: тетя так улыбалась, а потом - укол!), боли, резких звуков, животных, движущихся машин.

Как помочь преодолеть? Если мама сама не излишне тревожна, ребенок легко преодолевает страх. Нужно только ему немного помочь. К высоте стоит и впрямь относиться осторожно, но без паники. И не водить туда, где страшно. Методы «воспитания воли» типа «давай оставим на мосту - пусть постоит» только поддержат страх и оставят его на всю жизнь, не исключено, даже в форме фобии… Перед походом в поликлинику хорошо рассказать и объяснить, что и зачем там будут делать, потому что больше всего пугает неизвестность. Отличный способ «проиграть страхи» - игра в доктора и пациента: активно взвешиваем и слушаем кукол и зверюшек, ставим градусник, даем таблетки, лепим горчичники. Сложнее с лечением зубов… Но и тут может помочь игра: лепим из пластилина зубы и залепляем «дырочки». И еще: у хорошего врача в столе всегда есть баночка с витаминами или конфетами - для награды маленьких смельчаков.

В 2-3 года - страх резких звуков, дрели, пылесоса.

Как помочь преодолеть? Покупаем игрушечный набор строителя, стучим, строгаем, заколачиваем гвозди, заодно объясняя, что «вчера так же за стенкой стучал дядя». Страх пылесоса стоит уважать и не «переламывать», силой оставляя возле гудящей машины: либо уходим, либо держим на ручках.

В 3 года появляется страх наказания. Период протекает мягко и гладко, без последствий, если в воспитании участвует папа либо старший брат. Таковы законы или загадки подсознания…

В 3 года появляется страх сказочных персонажей, ведь воображение малыша бурно развивается! Это нормально, но некоторая информация должна насторожить. Ребенок боится волка? Это может быть свидетельством того, что папа слишком агрессивен, холоден и отношения с сыном или дочкой складываются не лучшим образом. Если Бабу Ягу - не складываются отношения с мамой. Психологи объясняют: для ребенка родители - всегда «святые», «неподсудные», «идолы», и потому страх переносится на того, кого разрешено бояться, - на выдуманных персонажей.

Как помочь преодолеть? Если надо, корректируем свое поведение. Кроме того, безоговорочно ВЕРИМ малышу, что в комнате - волк или Бабка Ежка, принимаем игру. И снимаем со «страшных и ужасных» героев флер опасности. Например, так:
- Эй, Баба Яга, зачем ты к нам пожаловала? Светочка, она говорит, что хочет кушать! Давай позовем ее есть пирожки. Знаешь, она же в сказках доброй бывает, помнишь, накормила-напоила Ивана-Царевича, дала ему волшебный клубок. Зови Бабулю Ягулю за стол!
Кормление испокон веков налаживает контакт! Так же стоит рассказать, что и Серый Волк верно служил Ивану-Царевичу, и Бармалей исправился, и крокодилы, бывает, с Чебурашками дружат. Вот такая в мире диалектика! При этом всех «кормим», приглашаем в гости, разговариваем. И рисуем.

В 3-5 лет появляется страх быть нелюбимым и отвергнутым. В этот период формируются такие эмоции, как жалость, сочувствие, любовь, и быть нелюбимым - это пережить катастрофу.

Как помочь преодолеть? Ни при каких обстоятельствах не говорить: «Я тебя не люблю!». Подтверждать столько раз, сколько ребенок испытывает потребность услышать: «Я люблю тебя всегда, просто люблю и все!».

В 3-5 лет пугает темнота.

Как помочь преодолеть? Методов множество! Можно попробовать «эмоциональные качели»: предлагаем малышу одному или вместе быстро забегать в темную комнату, можно с шумом и веселым гиканьем, и так же быстро выбегать. Он испытает эмоции - от негативного полюса к положительному, и потихоньку страх отступит. Можно играть в разведчиков: раздолье для фантазии малыша. Накрываем стол покрывалом и залезаем с фонариком в поисках ключика от шкатулки с конфетами. Боится засыпать в темноте - зажигаем ночник. Кстати, годам к восьми ребенок сам начнет проигрывать свои страхи: любимое развлечение - шалашики, пещерки, штабы…

В 3-5 лет - страх воды. Страх мыть голову.

Как помочь преодолеть? Опять же никакого насилия и бросания в воду! Пусть спокойно и естественно плещется у бережка или в надувном бассейне, возится с ведерком, и тогда страх пройдет сам. Чтобы не отказывался мыть голову - мыть кукол, игрушки. Или показать: мама моет себе голову и не плачет, и папа тоже. Вообще совместная ванна с родителями - это здорово! До двух лет - можно и разнополым, с двух - дочка с мамой, сын - с папой.

В 3-6 лет страх одиночества, страх разлуки с мамой.

Как помочь преодолеть? Перед уходом обсудить точное время возвращения (чтоб было зримо для малыша). Например, «когда ты после прогулки будешь есть суп - я приду». И обязательно получить разрешение ребенка на уход - он должен отпустить!

В 6-7 лет появляется страх смерти, собственной или родителей. Может вылиться в страх урагана, пожара.
Как помочь преодолеть? Не включать при ребенке фильмы о войне и насилии, не говорить при нем о глобальных катастрофах, поменьше тревожиться. Если возникает разговор о смерти, об ушедших родных, на помощь могут прийти религиозные убеждения родителей, если таковые есть. Но можно обсудить такую «легенду»: «Человек переселяется в другой мир, его душа живет, она помогает нам с тобой…».

 

Мамы и Дети---Мое БОЛЬШОЕ маленькое счастье!8 дек в 12:32

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.