Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткие указания по гербаризации и определению растений





УДК 58 (072)

ББК 28.5

 

 

Утверждено на заседании кафедры ботаники и физиологии растений

(протокол № 1 от 22.09.2016 г.)

 

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией заочного отделения «ГГАУ»

(протокол № 2 от 25.10.2016 г.)

 

 

С.Ю. Родионова, Т.Н. Мартинчик, 2016

УО «ГГАУ», 2016

ВВЕДЕНИЕ

 

Для студентов 1 курса агрономического факультета НИСПО заочного отделения предусмотрена учебная практика по ботанике в межсессионный период.

Ботанические практики являются частью общего процесса подготовки специалистов и направлены на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, овладение производственными навыками. Знания и умения, полученные в процессе прохождения практики необходимы для дальнейшего изучения растениеводства, кормопроизводства, гербологии и др. специальных дисциплин.

Летняя учебная практика является составной частью курса ботаники; она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально – практическую подготовку студентов агрономического факультета. При этом студенты знакомятся с растениями разных систематических групп, которые составляют живой напочвенный покров разнообразных типов лугов, лесных, болотных и культурных сообществ; приобретают навыки правильного сбора, гербаризации, определения, этикетирования растений.



Учебная практика по ботанике имеет комплексный морфолого-систематический и экологический характер: растения изучаются в природных местообитаниях, что дает возможность выявить их биологические особенности, приуроченность к определенным сообществам, особенности экологии.

В соответствии с программой студенты должны изучить отдельные растения и их группы, получить конкретные представления об основных жизненных формах, онтогенезе, возрастных и сезонных изменениях морфолого - анатомической структуры растений, способах размножения и расселения растений, о распределении их в зависимости от экологических условий.

Изучение биологии отдельных растений и их приспособлений к среде обитания способствует пониманию принципов охраны природной флоры, рационального использования, способов выращивания растений в культуре, вырабатывает диалектико-материалистическое мировоззрение. Одновременно с этим обязательно знакомство с видом растения как биологической единицей.



Работа по определению растений позволяет выявлять сходные виды и устанавливать общие для них признаки - родовые и более высоких таксонов (семейств). Таким образом, студенты знакомятся с классификацией растений и овладевают элементами систематики.

Наблюдая растения в природе, студенты обращают внимание на особенности их местообитаний, выявляют приуроченность видов к определенным условиям среды, степень зависимости от этих условий, типичные приспособления к ним, реакции на изменение среды обитания. Складываются представления об экологических группах растений и экологических свойствах отдельных видов.

Эколого-морфологическое изучение растений лежит в основе всех мер охраны растительных объектов и рационального сбора растительного сырья, борьбы с сорными растениями, использования растений на корм и многих других сторон природопользования.

Летняя практика по ботанике способствует не только усвоению студентами учебного материала, но и приучает их научно мыслить, расширяет кругозор знаний по биологии и помогает приобрести некоторые навыки применения ботанических знаний в их дальнейшей агрономической деятельности.

Согласно программе практики, студент должен собрать, определить, научно оформить и сдать гербарий в количестве 50 видов на русском и латинском языке.

Краткие указания по гербаризации и определению растений



Растения собирают в фазе цве­тения, начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью. Запрещается собирать растения на территориях заповедников, в парках, лесопарках, а также в местах, объявленных памятниками природы.

Собирая ра­стения, нужно помнить о бережном отношении к природе. Не сле­дует собирать редкие и особо ценные растения, не выкапывать лишние экземпляры, не срезать и не ломать очень длинные побеги деревьев и кустарников. Список растений, нуждающихся в особой охране, приведен в Красной книге (см. список литературы), их не следует собирать для гербария.

Высушиваются растения в ботаническом прессе. Он представляет собой две деревянные рамки одинакового размера (30x45 см или 35 x 50 см, т. е. немного больше гербарного листа), на которые натянуты металлические сетки. Для затягивания пресса используется крепкий шнур или два ремня. Пресс можно сделать также из двух листов фанеры, просверлив в них множество отверстий для вентиляции. Если по углам фанерных листов прорезать щели и продеть в них тесьму, то получится комбинированная папка-пресс, пригодная и для сбора, и для сушки растений (рисунок 1).

Собранные экземпляры тщательно раскладывают на газетную бумагу ("рубашку"), переложив 2-4 листами газет, ежедневно меняя бумажные прокладки между "рубашками". Если растение высохло, то при поднятии над листом газеты все органы растения держатся горизонтально, не провисают.

 

Рисунок 1 - Слева направо: ботаническая копалка и совок, экскурсионная папка из картона или фанеры для сбора растений, пресс для сушки растений (размеры даны в сантиметрах).

Определение растений выполняется по специальным руководствам (определителям или флорам). Большинство определителей построено по альтернативному принципу: тезы (текста, утверждающего какие-то признаки растения) и её антитезы (иные сведения о растении). Таким образом, дихотомическая таблица определителя состоит из последовательных ступеней, обозначаемых порядковыми номерами с левой стороны таблицы (тезы I, 2, 3 ... и т.д.) и под каждой из них под знаком (+) или (0) ее антитезы (отрицания).

В конце каждой тезы и антитезы стоит цифра, обозначающая либо какую-то ступень, либо название семейства, рода, вида. Определяющий, руководствуясь признаками изучаемого растения, выбирает нужную тезу или антитезу.

Если в конце тезы или антитезы стоит цифра, значит определение следует вести дальше, переходя к чтению тезы, обозначенной этой цифрой. Так, переходя от ступени к ступени, ведут определение до тех пор, пока в конце тезы или антитезы не окажется название семейства с указанием страницы, где оно находится. Это первый этап определения.

Определение рода (2 этап), к которому относится растение, начинают с тезы, стоящей под первой цифрой после названия семейств. Родовые таблицы построены аналогично таблицам определения семейств.

Заключительный (третьим) этапом является определение вида. После определения рода обратите внимание не цифру, стоящую перед его названием. Это номер, под которым далее приведена таблица определения видов данного рода. Принцип её построения аналогичен предыдущим.

Ход определения, начиная с семейства, следует записывать от тезы к тезе (I +, 2 +, 44, 45, 46 +, 54, 55, 56, 57) (Бобовые) и т.д.

Многие ступени (тезы и антитезы) имеют в скобках слева номера, которые указывают предшествующие ступени, такое обозначение облегчает определение, если сделана ошибка. В этом случае следует вернуться к той ступени, где возможно произошла ошибка, или начать определение сначала.

При определении очень важно тщательно читать тезу и антитезу, сравнивать их и только потом выбирать направление хода определения.
Научное название вида обычно складывается из двух латинских слов бинарной (двойной) номенклатуры, предложенной шведским ученым К. Линнеем. Первое слово в нашем примере Trifolium – это название рода, второе - видовой эпитет (но не вид). Два слова Trifolium repens обозначают вид. После латинского названия вида пишется сокращенно фамилия или инициалы автора, давшего это название (в нашем примере - К. Линней).

После определения растения данные оформляются в виде этикетки:

1. Русское и латинское название семейства.

2. Русское и латинское название вида с указанием сокращенной фамилии автора, предложившего данное название.

Первоначально этикетка может быть рабочая (черновая). В затруднительных случаях определение растений может быть вы­полнено в период экзаменационной сессии в ботани­ческой лаборатории УО ГГАУ.

1. Высушенное растение монтируют на лист плотной бумаги формата А3 (29,7 х 42 см). На один лист монтируют 1 растение или несколько мелких растений одного вида.

2. Растение прикрепляется так, чтобы стебли были обращены вверх, а корни вниз и не выступали за край листа. Если растение высокорослое, (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Правильное (слева) и неправильное (справа) положение растения на гербарном листе.

 

3. Растения крепят к листу полосками скотча.

4. Рабочая этикетка заменяется чистовой (13 х 7 см). Ее помещают в правом нижнем углу гербарного листа и фиксируют полоской скотча или клеем (клей наносят только на углы этикетки (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Образец оформления гербарного листа и положение этикетки на гербарном листе.

 

На этикетке должны быть указаны следующие сведения:

- название семейства и растения на русском и латинском языке;

- местообитание растения (фитоценоз - луг, болото, лес, поле, огород, сад и т. д.);

- местонахождение (область, район, конкретный населенный пункт);

- кем собран и кем определен данный вид;

- дата сбора.

 

Способ оформления этикетки:

Г Е Р Б А Р И Й

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.