Методологические основы отечественной криминологии
Методы – это совокупность приемов и способов исследования.
Методы – приемы и способы для решения конкретных задач.
1. статистический метод –статистика, находя и измеряя общие свойства, устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости. Поиск статистических закономерностей осуществляется путем нахождения и изменения общих свойств явлений. В основе статистического исследования лежит законно больших чисел, т.е. исследования могут проводиться на основе долговременной статистики. Позволяет исследовать количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей, устанавливает зависимость между преступностью и другими социальными процессами (например, уровнем жизни и преступностью), он также используется для дачи прогноза о тенденциях преступности, для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступности)., дает всестороннюю цифровую характеристику состояния преступности в целом по стране, ее регионам, на отдельном объекте, позволяет собрать необходимый цифровой материал, который может служить основой для выявления причин и условий, способствующих преступности, а также для ее прогнозирования и разработки конкретных мер профилактического воздействия.
Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватить либо всю (в статистике — генеральную) совокупность изучаемых явлений (сплошное наблюдение), либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и которая позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать при неполном изучении фактов возможную ошибку (несплошное, выборочное наблюдение).
Этапы статистического метода:
1. сбор первичной информации;
2. объединение данных первичного учета с помощью группировок. Группировка представляет собой систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам. Группировки делятся на типологические (объединяющих однородные в качественном отношении объекты (например, группировки по видам преступлений); вариационные – распределяющих объекты исследования по количественному показателю; аналитические – основанные на специфических взаимосвязях между изучаемыми явлениями.
3. статистический анализ.
Метод опроса: письменный опрос респондентов (анкетирование) и устный опрос (интервью).
Анкетирование – это вид письменного (заочного) опроса, в ходе которого опрашиваемый (респондент) дает письменные ответы на вопросы, содержащиеся в анкете. Анкета – методический документ, в котором содержится определенное количество вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик изучаемого объекта.
В зависимости от наличия или отсутствия вариантов ответов вопросы анкеты делятся на закрытые и открытые.
Закрытые – к которым дается на выбор один или несколько вариантов ответа.
Открытые вопросы- не содержат не каких вариантов.
Существуют также контрольные вопросы – выявляют искренность отвечающего.
Подготовка анкеты: 1.формулировка вопросов, которые вытекают из программы исследования; 2. расставляются вопросы в определенной последовательности; 3. проводятся обсуждение и лицензирование анкеты с компетентными людьми; 4. проводится пробный опрос; 5. организация заполнения анкет (нужно надлежащем образом организовать заполнение анкет, расположить респондента); 6. создается программа разработки информации (используются статистические таблицы); 7. обработка и описание всего полученного материала.
Структура анкет.
7. вводная часть, в ней обозначаются цели и задачи проводимого исследования, разъясняются правила заполнения анкеты и содержится обращение к респонденту, признанное побудить его принять участие в исследовании, заполнив анкету;
8. основная часть, в которой располагаются вопросы, отражающие содержание проводимого исследования, по принципу: «от простого- через сложное – к простому»;
9. заключительная, содержит данные о личности респондента. На последней странице целесообразно поместить текст, содержащий благодарность респонденту за то, что он принял участие в исследовании, заполнив анкету.
Преимущества анкетирования: оперативность, анонимность, относительно невысокие затраты, охват значительного числа опрашиваемых.
Устный (очный) опрос по заранее установленному плану- интервью. Представляет собой устную беседу, один из участников которой (интервьюер) получает от другого лица (интервьюируемого) криминологически значимую информацию.
Виды интервью:
9. свободное – это такой вид интервью, которое проводится без заранее подготовленного плана, заранее определяется только тема беседы.
10. глубинное интервью – предполагает предварительное определение не только общей темы беседы, но и ее структуры.
11. стандартизированное (формальное) – составляется жесткая схема опроса, при условии четкого ограничения и формулирования конкретных вопросов;
12. нестандартизированное (неформальное) – допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы.
Метод экспертных оценок(экспертный опрос или опрос экспертов). В основе лежит мнение соответствующих специалистов, обладающих соответствующим профессиональным, научным и практическим опытом, ответы которых обобщаются и анализируются. Важен правильный подбор экспертов, их научный потенциал и практический опыт. Опрос может быть письменным или устным. Разновидность эксперимента:
1. эксперимент на математической модели – применяется при проведении научных исследований по прогнозированию преступности;
2. эксперимент в реальных условиях –может быть использован для проверки эффективности новых форм и методов работы правоохранительных органов.
Метод контрольной группы. Проводится опрос основной группы. Заключается в том, что в исследовании принимают участие две и более группы объектов, одна из которых является контрольной, а другая – экспериментальной. Важную роль в этом методе играет выравнивание групп по определенным признакам.
Требования, предъявляемые к контрольной группе:
1. репрезентативность (представительность результатов наблюдения);
2. сопоставление с основной группой;
3. временная сравнимость изучаемых групп (исследований);
4. выбор конкретной группы должен, соответствовать концепции исследования.
Социометрический метод –это опрос членов формальной группы. Это измерение эмоционально-психологических связей между людьми, связей конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает.
С помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношений, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства.
Этот метод предполагает использование письменного и устного опросов. Полученные данные обрабатываются и суммируются в социоматрицах (схемах).
Документальный метод – анализ уголовных дел, т.е. изучение документов, содержащих криминологически значимую информацию по заранее составленной анкете (архивные уголовные дела, статистические отчеты, заявления о преступлениях с ответами на них, обобщения судебно-следственной практики).
Изучение документов осуществляется с использованием специально подготовленных для этого вопросников (анкет).
Метод наблюдения – целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности.
По степени участия наблюдателя в исследуемой криминологической ситуации выделяют:
4. включенное наблюдение – исследователь непосредственно включается в изучаемый процесс, контактирует с наблюдательными людьми, внедряется в микрогруппу, смешивается с ней и наблюдает ее как один из ее участников;
5. невключенное наблюдение – исследователь просто регистрирует события, факты, явления, которые он наблюдает, не вмешиваясь в их развитие, находясь как бы за пределами наблюдаемого им объекта.
6. скрытое наблюдение – наблюдает в группе, сообщает, что он наблюдатель, но процедура наблюдения проводится скрытно.
Проф. Долгова выделяет три основные роли наблюдателя:
4. наблюдатель участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение);
5. собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать);
6. включенный наблюдатель (устраивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со стороны ведет такое наблюдение).
Может использоваться для изучения: семей, в том числе неблагоприятных, их жизни и быта, для изучения конкретных условий, в которых жили и работали лица, совершившие преступление и т.д.
Социальный эксперимент. В криминологии – естественный эксперимент. Виртуально-эксперементальная ситуация – не в реальной действительности, а в воображении людей. Выделяют вербальный эксперимент – ситуация возникает в воображении экспериминтируемых людей. Основу эксперимента составляет искусственное изменение условий и форм исследуемого явления в целях достижения познавательной и практической целей.
Криминологический эксперимент представляет собой заранее обусловленную в определенных пределах общественную деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения преступлений и об оптимальных мерах их предупреждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|