Исторический аспект развития детской логопсихологии
Психология детей, имеющих нарушения речи, формировалась на базе логопедии. Это относительно молодой раздел специальной психологии. Хотя первые исследования в этой области проводились еще на начальных этапах развития логопедии. Так, в 1936 году Р.Е. Левина описала нарушение межфункциональных взаимодействий (ратардацию развития) у детей с грубым недоразвитием речи (феномен формирования и длительной стабилизации автономной речи). На примере анализа становления и преобразования автономной речи как факультативного образования на ранних этапах онтогенеза Р.Е. Левина раскрыла возможности изучения межфункциональных перестроек высших психических функций и диспропорции в их развитии, что внесло вклад в разработку теории уровневневой функциональной организации психических процессов.
Систематическое изучение психического развития неговорящих детей (алаликов) дало возможность создать психологическую классификацию алалий (Р.Е. Левина, 1952). Таким образом было накоплено значительное количество фактов, отражающих особенности психзического развития детей с речевой патологией. В последующие годы акцент внимания исследователей, занимающихся изучением речевой патологии, был смещен на изучение структуры и механизма речевых нарушений, а также на разработку путей их преодоления.
Психологическим исследованиям развития детей с речевой патологией уделялось меньше внимания, однако наблюдения специалистов за развитием высших психических функций у детей способствовало накоплению фактического материла.
По мнению Т.Н. Волковской (2011) можно выделить два основных этапа развития логопсихологии: теоретический и прикладной.
На теоретическом этапе осуществлялось накоплении научных фактов в области психологии детей с нарушением речи через изучение различных аспектов их психического развития и выявления различных типов закономерностей. Период этот достаточно длительный, объединяет различные подходы и направления изучения психологических особенностей детей с нарушениями речи и его начало датируется концом ХIX – началом XX вв. Научные интересы исследователей того времени были ориентированы на изучение познавательной деятельности (преимущественно в аспекте связи речи и мышления) детей с тяжѐлой речевой патологией. По мнению Т.Н. Волковской научные исследования в период до 30-х гг. ХХ в. имеют преимущественно описательный характер без выявления внутренних закономерностей речевых нарушений и, в соответствии с занимаемыми теоретическими позициями в данном вопросе, могут быть разделены на три группы:
1. Речевые расстройства находятся в непосредственной зависимости от дефектов интеллектуальной сферы, и именно умственное недоразвитие определяет нарушение в развитии речи (А. Куссмауль, П. Мари, М.В. Богданов-Березовский).
2. Причинная зависимость между расстройствами речи и мышления не существует, поскольку и в том и в другом случае главной причиной является нарушение интегративной деятельности мозга (К. Гольдштейн, Х. Хэд).
3. Расстройства мышления непосредственно обусловленны речевыми дефектами (А. Пик, Ф. Лотмар, Г.Я. Трошин)
В 1930-е г. в отечественной психологии и дефектологии формируются новые представления о происхождении и строении высших психических функций человека. Методологической основой научных исследований становится культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского, согласно которой высшие формы психической деятельности имеют социально обусловленную природу, прижизненно формируются, опосредованы системным строением и речью.
Идеи Л.С. Выготского получили теоретическое развитие в рамках системного подхода к изучению речевых и психических особенностей детей с тяжѐлыми нарушениями речи в научной концепции Р.Е. Левиной. Р.Е. Левина показала, что первичное нарушение (акустическое, зрительно-пространственное, мотивационное) закономерно определяет особенности не только речевых нарушений, но и характер задержки в развитии познавательной сферы ребѐнка. Т.Н. Волковская отмечает, что благодаря работам Р.Е. Левиной к началу 70-х гг. прошлого столетия становится очевидной актуальность теоретических и практических разработок психологической направленности в отношении детей с речевой патологией, так как без глубокого знания психологических особенностей детей с нарушенной речью, компенсаторных возможностей высших психических функций невозможно создание эффективных средств обучения и воспитания этих детей.
Г.В. Чиркина (2012) отмечает, что в связи с тем, что в период с 1940 по 1960 годы предметом изучения отечественной логопедии становится широкое многообразие проявлений нарушений речевого развития, актуальными становятся исследования психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. Это позволяет преодолеть разрыв между рассмотрением речи как единства с взаимосвязанными и взаимно обусловливающими друг друга частями и симптоматическим подходом к коррекции речевых нарушений.
В период с 1970 по 1980 гг. происходит интенсивное накопление новых сведений о состоянии речевой деятельности детей с нарушениями речи. Исследования этого периода в качестве методологических используют принципы психолингвистического и когнитивнопсихологического анализа речи с учётом структурного, функционального и когнитивного аспектах речевого процесса..
В 80 – 90-е гг. ХХ в. отмечается активизация научных исследований в области психологического изучения детей с системной речевой патологией. Изучаются различные стороны психического развития таких детей, однако внимание исследователей сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности, в частности состояния высших психических функций в структуре речевого дефекта.
В конце прошлого столетия в центре внимания детской логопсихологии находился ряд проблем: особенности мышления, восприятия, внимания, памяти, а также личности и межличностных отношений детей с нарушениями речи. Целенаправленно ставились и решались вопросы, связанные с изучением психического развития детей с патологией речи (А.П. Воронова; О.Р. Даниленкова; В.А. Ковшиков; Е. В. Кириллова; Р.И. Лалаева, А. Гермаковска; Е.М. Мастюкова; Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова; Л.С.Цветкова и др.).
90-е годы прошлого века стали ключевыми для детской логопсихологии и связаны с началом прикладного этапа развития науки. Ориентация на социокультурную адаптацию и социокультурную интеграцию (О.А. Денисова, 2007) определили приоритеты актуальной для дефектологии проблематики и, в том числе, направления логопсихологических исследований о социальной приспособленности индивида в его взаимодействии и общении с окружающими. Как отмечает Т.Н. Волковская, с конца 90-х гг. XX в., отмечается активизация научного интереса к исследованию различных сторон коммуникативного процесса при речевой патологии: предметом изучения становятся социально-психологические аспекты процесса общения, где коммуникативная недостаточность изучается в системе личностных взаимоотношений. В связи с разработкой проблемы коммуникативно-речевой деятельности детей с патологией речи после 2000 г. в профессиональный обиход устойчиво входит понятие «коммуникативное поведение», которое определяется как
совокупность социальных норм общения и рассматривается с двух позиций – вербальное и невербальное коммуникативное поведение (Т.Н. Волковская, О.Е. Грибова, О.Е. Громова, О.Л. Леханова и др.). С этого периода исследования ведутся в психологической плоскости и характеризуются личностно-ориентированной направленностью предмета изучения.
Таким образом, современная детская логопсихология - интенсивно развивающееся направление, ориентированное на определение психологической сущности речевых нарушений и путей психологической помощи детям с нарушениями речи. Продуктивность и перспективность логопсихологического подхода к изучению проблем патологии речи, значимость проблемы изучения зависимости изменений личности и общения у детей с нарушениями речи бесспорна в связи с тем, что в центре внимания современной дефектологии находится не нарушение как таковое, а личность ребёнка, его потребности и интересы, способности и возможности. Т.Н. Волковская (2011) отмечает, что смещение смыслового центра специального образования в сторону личностного и социального развития обуславливает потребность всестороннего изучения психологических особенностей детей с недостатками развития с целью разработки различных аспектов психологической помощи таким детям.
В современной детской логопсихологии могут быть выделены проблемы, решение которых является актуальным:
1. Проблема разработки единой психологической классификационной системы.
2. Проблема ранней диагностики и коррекции речевых нарушений, в том числе диагностики степени сформированности и поиск условий формирования предпосылок речи.
3. Проблема диагностики, развития и формирования у детей с патологией речи языковой способности, речевой и языковой компетенции, решаемая с учётом современных данных психолдингвистики, онтолингвистики, нейрокогнитивных наук.
4. Проблема диагностики, коррекции и профилактики нарушений личности и общения детей с патологией речи в условиях специального и инклюзивного образования.
Данные вопросы решаются с позиций системного анализа психики, основанных на представлениях о взаимоотношениях между первичным и вторичным дефектом, а также о межфункциональных взаимодействиях в процессе аномального системогенеза, сформулированного Л.С. Выготским.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|