Сделай Сам Свою Работу на 5

Психолингвистические основы логопсихологии





Одной из значимых для логопсихологии научных дисциплин является психолингвистика. В центре внимания психолингвистики находятся вопросы порождения и восприятия речи, её формирования в онтогенезе. На сегодняшний день существует обширная научная и учебная литература по данной дисциплине (В.П. Белянин, 2003; В.П. Глухов, 2013; А.А. Залевская, 2000; И. А. Зимняя, 2001; А.А. Леонтьев, 1997 и др.), что позволяет нам, осветить наиболее значимые для логопсихологии аспекты психолингвистической теории.

Начнём с рассмотрения проблемы порождения речи. Анализ процессов речепроизводства представлен в современной психолингвистике несколькими подходами: стохастическими моделями, моделями непосредственных составляющих, моделью трансформационной грамматики, когнитивными моделями и отечественной психолингвистической теорией порождения речи. Не останавливаясь подробно на зарубежных моделях, рассмотрим отечественный подход к анализу процессов речепроизводства.

Для отечественной психолингвистики основополагающее значение имели идеи Л.С. Выготского – они позволили определить принципиальные моменты и исходные постулаты отечественной психолингвистической теории. Предложенная Л.С. Выготским схема продуцирования речи - «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредствованию ее во внутреннем слове, за­тем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах» (1956, С. 380 - 381) - в общем виде присутствует во всех описываемых в рамках отечественной психолингвистики моделях. Разница состоит в усилении и детализации какого-либо звена из намеченной автором схемы. Все отечественные модели, по мнению А.А. Леонтьева, очень близки и больше дополняют, чем противоречат друг другу.



Фазами речевой деятельности или этапами порождения речевого высказывания являются: мотивационно-побудительная, ориентировочно-исследовательская, планирующая, исполнитель­ная, фаза контроля. В обобщённом виде порождение речи может быть представлено в виде структуры: 1 – звено формирования мотивационно-целевой установки и речевой интенции - мотивационно-побудительный этап; 2 - звено замысла (внутренней программы, плана, внутренней схемы, первичной семантической записи, смыслообразования) – ориентировочно-исследовательский этап; 3 – звено языкового оформления и моторного программирования будущего высказывания - планирующий этап; 4 - звено моторной реализации плана (реализация программы, замысла) – исполнительный этап. На протяжении всего процесса речепроизводства осуществляется контроль – сопоставление получаемых результатов с замыслом и, в случае необходимости, производится коррекция соответствующих этапов.



На мотивационно-побудительном этапе происходит актуализация мотивов, вызывающих активизацию уровней речепорождения. Речевой мотив может быть обозначен как трансформированные связи между коммуникативно-познавательной потребностью, наличной предметной действительностью и целями речевой деятельности. М.Р. Львов (2001) выделяет ступени развития и созревания мотивов речевого высказывания как поступка:

- неясное, аморфное внутреннее побуждение индивида, вызванное сложившейся или складывающейся ситуацией (проявляется в дискомфорте, необъяснимом беспокойстве, тревожности;

- приобретение определённости, оформление мотива в воображении;

- осознание мотива, сомнения и колебания, борьба мотивов;

- развитие мотивов перерастает в целеполагание.

По мнению И.А. Зимней, направленность сознания, воли и эмоций на осуществление речевой деятельности может быть выражено через понятие речевая интенция, напрямую связанного с коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение обозначает цель высказывания и роль говорящего. Процесс осознания потребностей, интереса, установок приводит к цели. Цель есть осознанный мотив действия. Именно он определяет речевую активность и саму возможность реализации речевого высказывания, параметры его смысла и формы.



Ориентировочно-исследовательский этап предполагает определение предметного плана речевого высказывание и его синхронизацию с условиями реализации речи. Первоначально на этой фазе в процессе смыслообразования (И.А. Зимняя) происходит формирование замысла речевого высказывания. Замысел носит характер свёрнутого речевого высказывания, которое затем должно быть превращено в систему последовательно связанных друг с другом слов. По Н.И. Жинкину на этом этапе человек оперирует схемами, образами, представленными в виде УПК (универсального предметного или предметно-схематического кода). Этот образ, которому приписывается смысловая характеристика или личностный смысл, является предикатом внутренней программы и включает все второстепенные признаки общего объёма смысловой нагрузки главного образа. Первичная семантическая запись по А.Р. Лурия, в исходном виде содержит 2 части: тему (объект высказывания, то, что человек знает) и рему (новое, что именно нужно сказать об этом объекте, предикативная основа высказывания). Эти 2 части образуют исходную мысль, т.е. систему связей, которая потенциально будет фигурировать высказывании. Возникают связи по типу симультанной, смысловой или семантической схемы. Схема состоит из элементов высказывания и группы связей между этими элементами. Т.о. на данном этапе формируется целостная, хотя диффузная и неотчётливая, семантическая картина будущего высказывания. В ходе речепорождения симультанная семантическая схема превращается в сукцессивно развёртываемое, последовательно организованное речевое высказывание. При составлении программы высказывания происходит конкретизация и детализация смысла.

Этап мыслеоформления или смыслоформулирования раскрывает и конкретизирует фундаментальное положение Л.С. Выгосткого о связи речи и мышления, согласно которому возникновение речи возможно при определённом интеллектуальном базисе, однако формулирование и формирование мысли невозможно вне языковых средств. Слово перестраивает мыслительный акт, даёт средство мышления. И хотя генетические корни мышления и речи различны, речь оказывает колоссальное влияние на весь ход интеллектуального развития.

В процессе конструирования высказывания, осуществляемого на следующем этапе, происходит выполнение ряда значимых операций, соответствующих ряду подэтапов (по А.А. Леонтьеву). Тектограмматический подэтап - перевод внутренней программы на объективный код, т.е. : а) замена единиц субъективного кода минимальным набором семантических признаков слова (эти признаки ограничивают семантический класс и дают возможность дальнейшего выбора внутри этого класса); б) приписывание этим единицам дополнительных «лишних» признаков, которые затем трансформируются в глаголы, прилагательные и др. предицирующие компоненты. В результате имеется набор иерархически организованных единиц объективного языкового кода, нагруженных дополнительной семантикой. Фенограмматический подэтап - организован по линейному принципу и предполагает осуществление: а) распределения семантических признаков от одной кодовой единицы к нескольким; б) линейное распределение кодовых единиц в высказывании. Синтаксическое прогнозирование - этот подэтап включается почти одновременно с предыдущим и предполагает лексико-грамматическое оформление высказывания. Линейно все компоненты получают полную языковую характеристику (место в общей синтаксической схеме высказывания, морфологические, грамматические, акустико-артикуляционные (или графические) признаки). Выбор грамматических обязательств подчинён синтаксической схеме. Выбор слова зависит от его ассоциативно-семантических характеристики, звукового облика и субъектной вероятностной характеристики. Синтаксический контроль - сличение, контроль, соотнесение построенного прогноза с контекстом и ситуацией с целью выявления несоответствий.

Этап реализаций связан с воплощением моторной программы. Его особенностью является включённость высказывания в ситуацию живого общения и передачи информации, а также вхождение в состав высказывания цепи взаимно связанных предложений.

Таким образом, в речевой деятельности, как и в других видах деятельности, есть мотив (он её порождает), цель (которой подчиняются), задача (если цель в определённых условиях), действия, операции (выполняют эти действия). Кроме того должна быть оперативная память достаточного объёма, сложная система стратегий (для выбора существенного смысла, торможения побочных ассоциаций и отбора соответствующих задаче речевых формулировок), т.е. должен быть контроль за протеканием компонентов высказывания и выбор нужных компонентов.

Леонтьев А.А. формулирует критерии психолингвистического анализа речи:

«Физиологические» критерии. Ориентированность системы нейрофизиологических уровней речевого поведения: коммуникативная речь, назывная речь, эхолалическая речь, хоровая речь. Конструктивный или стохастический принцип порождения речи, в частности наличие или отсутствие речевого программирования: активная речь (манд), реактивная речь, разные виды «несобственно речи» (имитативная, автоматическая, стохастическая и пр.). Степень участия сознания: бессознательная речь, контролируемая речь, осознаваемая речь.

«Психологические» критерии. Место высказывания в структуре интеллектуального акта и целостного акта деятельности: планирующая речь, речь- действие, сопоставляющая речь. Мотивация высказывания: спонтанная речь, ситуативно обусловленная речь, контекстно обусловленная речь, немотивированная речь. Функциональная направленность высказывания: приказ или просьба, вопрос, приветствие, восклицание (аффективная речь), автоклитики, констатирующие высказывания.

«Лингвистические» критерии. Сентенциальность, т.е. развёрнутость или неразвёрнутость высказывания в предложении: несентенциальные формы высказываний; сентенциальные формы высказываний; суперсентенциальные формы высказываний, которым соответствует последовательность предложений; супрасентенциальные формы высказываний, которым соответствует часть предложения. Логико-психологический тип высказывания: коммуникация событий и коммуникация отношений. Соотнесенность высказывания с тем или иным говорящим: начальные высказывания, продожающие высказывания, ответные высказывания.

Второй значимой для психолингвистики проблемой является проблема восприятия речи. Восприятие речи, как и порождение, имеет уровневый характер и фазную структуру и является сложной перцептивной, мыслительной и мнемонической деятельностью. В современной психолингвистике существует несколько подходов к проблеме восприятия речи. Наиболее значимыми, по мнению отечественных психолингвистов, являются три тео­рии восприятия речи: акустическая, артикуляторная теории и теория анализа через синтез (А.А. Залевская, 2000; И.А. Зимняя, 2001; А.А. Леонтьев, 1997). Все исследователи, считая процесс восприятия уровневым, характеризуют его как процесс восхождения от нижнего сенсорного элементарного уровня к высшему понятийному целостному.

Согласно Н.И. Жинкину (1976) общая схема сенсорно-перцептивной обработки речевого сигнала в процессе смыслового восприятия включает в себя два уровня - сенсорный (нижний уровень) и перцептивный (высший уровень). На сенсорном уровне происходит, во-первых, аналитическое разложение синтетического акустического образа с последующим переходом с акустического кода на код нервных импульсов (операция различения), во-вторых, осуществляется выделение и удержание признаков в слуховой памяти на время, необходимое для принятия решения о фразе (операции удержания, сопоставления и накопления элементов). Перцептивный уровень начинается с первичного синтеза слова, основанного на операции различения (выделения речевых формант). Т.Г. Визель (2013) подчеркивает значение речевого слухового гнозиса и фонематического слуха для успешности восприятия речи на слух, понимая под первым функцию, обеспечивающую различение на слух звуковых стимулов громкой речи, а под вторым – основной языковой механизм, обеспечивающий декодирование фонем как смыслоразличительных единиц языка. Т.Г. Визель подчёркивает, что фонематический слух принадлежит к мышлению, обрабатывающему акустическую информацию, полученную на уровне речевого слухового гнозиса. Основанная на речевом слуховом гнозисе и фонематическом слухе операция различения обеспечивает узнавание и полный синтез слова. Слово приобретает категориальные, опознавательные и индивидуальные признаки. Затем происходит переход на код «определённого означенного словесного субстрата», что предваряет фразовый синтез слов в систему сообщения, осуществляемый на основе использования правил логики и грамматики. После этого следует вторичная аналитико-синтетическая обработка всего сообщения (фразы) с целью определения полного и точного конкретного смысла. Завершается смысловое восприятие пониманием мысли и удержанием её через какой-либо заменитель – происходит замещение фразового словесного комплекса целым, мыслью. В итоге осуществляется переход на натуральный, внутренний код.

Психологическая схема смыслового восприятия, по мнению И.А. Зимней (2001), должна выглядеть как система с тремя уровнями. Побуждающий уровень объединяет ситуативно-контекстуальную сигнальную (стимульную) информацию и мотивационную сферу. Формирующий уровень функциональной схемы смыслового восприятия содержит четыре взаимосвязанные и взаимовключающиеся фазы: 1) фазу смыслового прогнозирования; 2) фазу вербального сличения; 3) фазу установления смысловых связей (а) между словами и (б) между смысловыми звенья­ми и 4) фазу смыслоформулирования. Реализующий уровень на основе установленного общего смысла воспринятого формирует замысел от­ветного речевого действия.

В целом в структуре речевой деятельности могут быть выделены общефункциональные и специфические механизмы, обеспечивающих её формирование и функционирование. Общефункциональные механизмы представлены когнитивными элементами, которые обеспечивают усвоение и применение семантических единиц языка и формально-языковых средств (лексического и категориального значения слова, предметно - синтаксического значения морфем, синтаксических значений отношения и т.д.). Специфические речевые механизмы представлены процессами производства и восприятия речи и обеспечивают прием речевых сигналов и их внутреннее перекодирование, а также перешифровку смыслового содержания будущего высказывания в систему языковых знаков и их моторную реализацию. В работах Н.И. Жинкина и И.А. Зимней психологические механизмы речи включают механизм осмысления, механизмы мнемической организации речевой деятельности, механизм упреждающего анализа и синтеза речи (вероятностного прогнизирования).

Одним из центральных в психолингвистической теории является понятие языковой способности. Согласно А.А. Леонтьеву, языковая способность есть совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива. Существует две точки зрения на природу языковой способности: 1) языковая способность рассматривается как врождённая, передаваемая человеку генетически; 2) языковая способность понимается как прижизненно формирующийся механизм, находящийся в зависимости от влияния социальных факторов. Современный взгляд на проблему соотношения социального и биологического в природе языковой (речевой) способности предполагает как некую физиологическую основу речевой деятельности, так и обязательное наличие практической, социальной и неязыковой по характеру деятельности.

Биологический фактор предполагает учёт таких показателей как сохранность или повреждённость мозговых структур, особенности их функционального состояния и последовательность созревания в ходе онтогенеза, тип функциональной межполушарной асимметрии, пол ребёнка, наличие или отсутствие сенсорной депривации и доминирующая стратегия освоения языка (синтетическая и аналитическая).

Социальный фактор включает в себя такие компоненты как речевая среда со всей совокупностью речевой продукции, слышимой ребёнком (речевой инпут); наличие или отсутствие социальной депривации; возраст коммуникаторов и их количество; преобладающий характер общения (по вертикали (с взрослыми) или по горизонтали (с детьми)); особенности речевого поведения матери или лица, осуществляющего уход за ребёнком (императивный или директивный стиль общения). Исследователями отмечается, что чем богаче речевая среда, чем больше и эмоциональнее общаются с ребёнком взрослые, тем благоприятнее условия речевого развития. Огромное значение в освоении языковых единиц, правил их конструирования и употребления имеет речевой опыт ребёнка и речь взрослых. Следует отметить, что «язык нянь», косвенные речевые акты и вопросы взрослого, а также совместная предметная деятельность являются необходимыми условиями развития речи на ранних стадиях онтогенеза (подробному анализу и описанию данные условия подвергнуты в работе С.Н. Цейтлин, 2000).

Рассматривая проблему онтогенеза речевой деятельности, отметим, что этапы, определяющие путь от предметной деятельности к появлению коммуникативного намерения, его структурированием и оформленным выражением являются универсальными для всех детей, независимо от того, какой национальный язык осваивается ребёнком. Выделяют довербальный и вербальный периоды речевого развития. Довербальный этап овла­дения языком (с 0 до 9-12 месяцев) является чрезвычайно важным для становления кодифицированной языковой системы. На этом этапе при помощи устных и кинетиче­ских средств ребенок осуществляет коммуникацию, с их помощью он добивается удовлетворения своих биологических и социаль­ных потребностей. Ребёнок учится выражать смыслы, устанавливать связи между устными и кинетическими сред­ствами коммуникации (как внутри их, так и между ними). Докодифицированные, довербальные сред­ства коммуникации есть база для формирования устного кодифи­цированного языка (И.Н. Горелов, 1976). В этот период формируются предпосылки и истоки дальнейшего речевого развития ребёнка.

На следующем, вербальном этапе ребёнок параллельно осваивает все языковые уровни, двигаясь от элементарных речевых умений и навыков к всё более совершенным. Появившиеся на предыдущем этапе протогласные и протосогласные, соединённые в итерационные ряды, приобретают признаки полноценных фонем, входящих в состав первых детских слов, являющихся одновременно и первыми предложениями, и первыми текстами. Нужно сказать, что все формирующиеся речевые навыки и умения опираются на некую базу. Так освоение фонетики происходит при опережающем произносительные навыки формировании фонематического слуха. Активному освоению лексических единиц (слов, фразеологизмов) предшествует рост пассивного словаря и некий универсальный первоначальный детский лексикон, состоящий из звукоизобразительных, звукоподражательных слов и «языка нянь». Освоение синтаксических структур начинается с одночленных (этап holo - фраз) и двучленных (pivot – грамматика) конструкций, имеющих чёткую синтаксическую структуру, состоящих из аморфных неизменяемых слов, прочно прикреплённых к контексту и ситуации общения на начальных этапах до трёх – и многочленных конструкций, оформленных в связный цельный текст. Данная последовательность освоения языка универсальна и наблюдается у всех детей.

Особое значение для становления речи имеет общее когнитивное развитие ребёнка, во многом определяющее скорость и качество освоения языка. Умение анализировать слышимую речь, выделять в ней некие правила и закономерности является необходимым условием усвоения языка. С.Н. Цейтлин отмечает, что «ребёнок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует» (С.Н. Цейтлин, 2000, С.11). Качество и количество языковых фактов, предоставляемых ребёнку окружающими людьми, также значительно влияет на скорость и результативность проводимого им языкового анализа. На основании наблюдаемых и в основном бессознательно анализируемых языковых явлений каждый ребёнок выстраивает собственную языковую систему, которая в конечном итоге стремиться совпасть с принятым в языковом социуме языковым стандартом. Осваивая язык, ребёнок одновременно овладевает устройством, позволяющим ему порождать и воспринимать речь.

Р.И. Лалаева (1992), выделяя три плана когнитивных предпосылок речи (уровень интеллектуального развития; уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности; объём кратковременной памяти), считает, что семантика является первичной и определяет речевое развитие ребёнка. Однако, дальнейший качественный скачок в интеллектуальном развитии обеспечен речью.

Освоение языковой системы подчиняется определённым правилам. Вначале постигаются самые основные, глубинные модели языка и языковые правила, а затем частные. Общая стратегия усвоения языка от ядра (глубинных правил) к периферии (языковому стандарту) относится к разряду языковых универсалий и не зависит от системы конкретного языка.

Достижения современной онтолингвистики позволяют выделить некие принципы, определяющие рассмотрение проблемы развития речи и освоения системы языка в онтогенезе. По определению С.Н. Цейтлин, освоение языка детьми подчиняется закону трёх «К»: «когнитивизм», «конструктивизм», «коммуникативизм» (2010). Конструктивизм означает, что ребенок сам конструирует свой язык, опираясь на речевую продукцию взрослых, которую подвергает бессознательному анализу. Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование. Постепенно ребенок поднимается от некоторой нулевой отметки к полному владению языком, совершая категоризацию языковых фактов, установление разного рода аналогий и ассоциаций. Освоение языка предполагает наличие ряда временных языковых систем, которые следуют одна за другой. Когнитивизм означает, что для постижения любого языкового факта должны созреть необходимые когнитивные предпосылки. И грамматические, и лексические категории, имеют свои базы и категоризацию в языковом сознании человека тех или иных внеязыковых реалий. Языковое сознание, отражает картину мира. Развитие познавательных процессов и освоение языка слиты нераздельно. Когнитивное развитие является базовым по отношению к языковому. О.Е. Грибова пишет о том, что «развитие речи рассматривается не просто как приращение языковых единиц (увеличение номенклатуры фонетических, словарных или грамматических единиц), а как формирвоание психических новообразований, обусловливающих качественные изменения в речемыслительной деятельности ребёнка» (О.Е. Грибова, 2009, с.3). Любой языковой факт может быть в полной мере освоен ребенком лишь тогда, когда будут созданы для этого определенные когнитивные предпосылки. В то же время, языковое развитие оказывает воздействие на развитие когнитивное, способствуя закреплению успехов ребенка в его когнитивной деятельности. Коммуникативизм означает, что язык появляется в связи с потребностью в общении, коммуникации, и развивается в связи с развитием форм коммуникации.

Таким образом, рассмотрение процессов производства и восприятия речи, их формирования в онтогенезе предполагает выделение ряда условий, уровней и этапов. Нарушение процесса формулирования и извлечения смысла на каком либо из этапов приводит к недостаткам либо к полному нарушению речевосприятия и речепорождения. В ходе онтогенеза ребёнок постепенно приходит к освоению навыками продуцирования и понимания речи. В основе развития речи лежат когнитивные предпосылки и формирующиеся предметная и коммуникативная деятельности. Существенное влияние на скорость и качество усвоения языка оказывают как социальные (в частности речевая среда, ведущий стиль и тип общения с ребёнком), так и биологические факторы (в том числе состояние органов и отделов, участвующих в порождении и восприятии речи).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.