Общее предупреждение преступности.
Общее предупреждения преступности (профилактическая деятельность)
включает в себя сложную, имеющую несколько уровней систему мер
государственных органов и общественных объединений, имеющих целью
выявление, ослабление, устранение причин и условий отдельных преступлений,
видов преступлений и преступности вообще. Кроме того, общее предупреждения
преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех
людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность
совершения ими таких действий. Предупреждение преступности должно отвечать
принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.
Законность означает, что профилактика преступности должна основываться
на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих
права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих
работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.
Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под
контролем органов представительной власти, общественных объединений и с
учетом общественного мнения.
Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что
профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их
недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как
можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.
Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и
направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно-
теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением,
основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью,
объединяемых криминологией и уголовной политикой.
Специальное предупреждение преступности.
Специальное предупреждение преступности – это один из уровней
профилактики наряду с общесоциальным уровнем предупреждения преступности.
Они различаются масштабами и целями применения и, соответственно, мерами
профилактики. Специально-криминологические меры разрабатываются и
применяются для устранения причини и последствий конкретных видов и типов
преступлений, применительно к конкретным сферам общественной жизни,
отраслям хозяйства или группам лиц. Специальное предупреждение меньше по
масштабам, чем общесоциальное, но имеет большую целенаправленность на какой-
либо объект и имеет более жестко ограничено по времени применения.
Специальное меры базируются на общих, они используют предупредительный
потенциал общества, но в то же время, они способствуют общесоциальному
предупреждению, решая конкретные, более узкие задачи.
Специальные меры классифицируются по их содержанию (экономические,
политические, культурно-воспитательные); по масштабам действия
(международные, общегосударственные, региональные); по моменту применения
(предупреждение первичных или рецидивных); по степени глубины
(предупреждающие возможность возникновения криминогенных ситуаций,
нейтрализующие их, полностью устраняющие криминогенные ситуации); по
правовой характеристике (основывающиеся на нормах права, но не регулируемые
ими, детально регулируемые юридическими нормами); по механизму действия
(меры-сигналы, меры прямого действия).
Индивидуальное предупреждение преступлений.
По массовости охвата меры по предупреждению преступлений
подразделяются на общие, групповые и индивидуальные.
Индивидуальные меры профилактики преступлений направлены на устранение
неблагоприятных воздействий на конкретную личность, которые могут привести
к формированию ее антиобщественной направленности и общественно опасному
поведению. Если личность уже сформирована в антиобщественном духе, то
индивидуальные меры профилактики должны изменить антиобщественную
направленность характера личности. Кроме того, они призваны предупреждать
уже готовящиеся преступления и пресекать попытки их совершения.
Индивидуальную профилактику можно условно разделить на 7 этапов: 1)
ранняя профилактика в форме социальной помощи, которая устраняет причины
возникновения криминогенных ситуаций, повышает уровень жизни у лиц,
принадлежащих к группам повышенного риска; 2) ранняя профилактика в форме
сочетания социальной помощи и корректирующего воздействия, если негативное
воздействие уже привело к искажению личности человека; 3) непосредственная
профилактика, когда антиобщественное поведение лица превратилось в
систематическое совершение правонарушений и возникает опасность перехода на
преступный путь; 4) профилактика непосредственной опасности совершения
преступлений; 5) пресечение преступления на стадии его приготовления (или
покушения на преступление) или на начальной стадии, а также меры,
предотвращающие дальнейшие преступления; 6) процессуальные меры
профилактики по фактам совершения преступлений; 7) профилактика рецидива
на стадии отбывания наказания и после его отбытия, в т.ч. устранение
негативных условий в местах лишения свободы и после отбытия наказания.
Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики:
убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся:
индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения
лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно-
полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство,
улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация
досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению
относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор,
привлечение к уголовной ответственности.
23.Криминологическое планирование. Программа борьбы с преступностью.
Криминологическое планирование – это процесс выработки плана в котором
намечаются пути решения задач борьбы с преступностью (в значительной мере
путем ее предупреждения) и средства их выполнения на определенный период
времени. Планирование реализуется в форме управленческих документов –
планов и имеет несколько видов.
1) По уровняю и масштабу планирования – федеральное планирование,
региональное планирование, планирование в масштабах отраслевого объекта.
2) По органу власти, утверждающему план.
3) По составу участников и их роли – комплексное, межведомственное и
ведомственное. Причем комплексное и межведомственное планирование
предусматривают разработку задач по борьбе с преступностью на определенной
территории, в определенной сфере общественной жизни, в определенной отрасли
народного хозяйства и координацию усилий различных субъектов предупреждения
преступлений. Ведомственное планирование осуществляют органы прокуратуры,
внутренних дел, государственной безопасности и другие в пределах своей
компетенции.
4) По направленности – территориальное и отраслевое.
5) По предмету – охватывающее борьбу с преступностью в целом либо с
отдельными видами преступлений.
6) По срокам – краткосрочное (на кварта, полугодие, год);
среднесрочное и долгосрочное (исходят из краткосрочных планов и направлены
на определение перспективы борьбы с преступностью).
Можно сказать, что планы детализируют задачи и функции отдельных
субъектов борьбы с преступностью, предусматривают конкретные мероприятия,
порядок и сроки исполнения, ответственных исполнителей. На стратегическом
уровне борьбы с преступностью разрабатываются программы. В отличие от
планов, они предусматривают мероприятия по борьбе с преступностью в
комплексе с другими целями развития общества, их приоритетность и долю
выделяемых ресурсов государства. Программы разрабатываются на комплексном
уровне на длительный период.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|