Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественный выбор в условиях демократии





Прямая демократия – это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом главное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования зависит его исход.

В рамках прямой демократии все решения сообщества имеют тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя, что далеко не всегда экономически целесообразно. Модель медианного избирателя – это модель, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста.

В условиях представительной демократии процесс голосования усложняется. Общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет программ. Избиратель вынужден выбрать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его предпочтениями.



Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Информация имеет альтернативную стоимость. Для ее получения требуется время и деньги. Большинство же избирателей стремятся минимизировать свои издержки.

Многие избиратели не участвуют в голосовании из-за бессмысленности. Данное явление в теории общественного выбора называется рациональным неведением. Существует своеобразный эффект порога – это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе.

Представительная демократия обладает рядом преимуществ и в то же время возможно принятие решений, не соответствующих интересам большинства населения. Объяснение вопроса о принятии решений не соответствующих интересам большинства даёт парадокс голосования.

Парадокс голосования – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества.



 

Новые слова и выражения:

Прямая демократия

Референдум

Парламент

Президент

Регламент

Модель медианного избирателя

Представительная демократия

Рациональное неведение – rational ignorance

Эффект порога

Парадокс голосования

 

4.3 Экономика бюрократии

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, помогает сохранить преемственность в руководстве, осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Экономика бюрократии – это система организаций, удовлетворяющая двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Бюрократия не связана с интересами избирателей, она обслуживает интересы структур законодательной и исполнительной власти. Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они могут заработать мало. Принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния.

Укрепление бюрократии увеличивает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата.



Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии.

Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ.

 

Новые слова и выражения:

Бюрократия

Оппортунистическое поведение

Экономика бюрократии

Законодательная власть

Исполнительная власть

Государственный аппарат

 

4.4 «Провалы» государства

«Провалы» государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

1. Ограниченность информации необходимой для принятия решений. Подобно тому, как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься при отсутствии надежной статистики. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводят к значительному искажению имеющейся информации.

2. Несовершенство политического процесса: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, поиск политической ренты и т.д.

3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост государственного аппарата создает новые проблемы.

4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют не так, как предполагало правительство.

Деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Экономические методы регулирования не должны нарушать действия рыночных сил.

 

Новые слова и выражения:

Провалы государства

Несовершенство политического процесса

Лоббизм

Манипулирование голосами

Фиаско рынка

Фиаско правительства

4.5 Теорема Эрроу о невозможности

Теорема Эрроу о невозможности развивает представления о несостоятельности общественного выбора. Функция общественного благосостояния – это механизм перехода от индивидуальных предпочтений к общественным. Эрроу предложил четыре минимальных требования, которым этот механизм должен отвечать.

1. Неограниченная область определения (unrestricted domain). Механизм агрегирования индивидуальных предпочтений в общественные действует для любой комбинации индивидуальных предпочтений. Так, например, если общество представляют 3 индивида и 3 альтернативы (x, y, z), то имеется 63 = 216 возможных вариантов сочетаний индивидуальных предпочтений. Для любого из них существует функция общественного благосостояния как способ трансформации индивидуальных предпочтений в общественные. В математике такая функция имеет неограниченную область определения.

2. Отсутствие диктатуры (non-dictatorship). Диктатор определяется как некто, чей выбор является решающим, т. е. определяющим общественный выбор независимо от предпочтений других. Например, если для индивида 1 x предпочтительнее y и если обществу, независимо от предпочтений индивидов 2 и 3, присуща такая же система предпочтений, то индивид 1 – диктатор.

3. Принцип Парето (Pareto prinсiple). Если каждый предпочитает x по отношению к y, тогда x должен быть предпочтительнее y и для общества.

4. Независимость от не относящихся к делу альтернатив (independence of irrelevant alternatives). Пусть общество предпочитает альтернативу x альтернативе y. Затем предположим, что некое индивидуальное упорядочивание предпочтений изменилось таким образом, что оно оставляет неизменным предпочтения каждого индивида между x и y. Тогда общественное предпочтение x по отношению к y должно сохраниться. Так, изменение z в индивидуальных предпочтениях не должно изменить характер общественного предпочтения между x и y. Z – посторонняя альтернатива при выборе между x и y.

Эрроу показал, что не существует такой функции общественного благосостояния, которая удовлетворяет всем четырем условиям и способна обеспечить транзитивность общественных предпочтений. Таким образом, любая попытка выработать набор правил, который трансформирует индивидуальные предпочтения в общественные и удовлетворяет этим четырем требованиям, невозможна.

 

Новые слова и выражения:

Теорема Эрроу о невозможности

Функция общественного благосостояния

Неограниченная область определения (unrestricted domain)

Механизм агрегирования индивидуальных предпочтений в общественные

Способ трансформации индивидуальных предпочтений в общественные

Отсутствие диктатуры (non-dictatorship)

Принцип Парето (Pareto prinсiple)

Независимость от не относящихся к делу альтернатив (independence of irrelevant alternatives)

Транзитивность общественных предпочтений

 

Вопросы и задания к тексту:

1. Принципы индивидуализма распространяются на:

а) Все виды деятельности

б) Частный сектор

в) Государственные структуры

г) Индивидуальные предпочтения

2. Прямая демократия:

а) Каждый гражданин имеет право голосовать

б) Гражданин поручает голосовать от своего имени

в) Граждане объединяют свои голоса

г) Только один гражданин имеет право голоса

3. Модель медианного избирателя:

а) Решение определяет большинство

б) Решение определяет меньшинство

в) Решение определяет избиратель-центрист

г) Решение определяет любой избиратель

4. «Провалы» государства:

а) Свобода выбора

б) Ограниченный контроль над бюрократией

в) Конкуренция

г) Рынок

 

Верно/ Неверно

1. Люди действуют в политической сфере, не преследуя свои личные интересы.

2. Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах.

3. Голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества.

4. Бюрократия связана с интересами избирателей, и не обслуживает интересы структур власти.

5. Эрроу показал, что не существует функции общественного благосостояния, которая способна обеспечить транзитивность общественных предпочтений.

Бюджетная система

5.1. Принципы построения бюджетной системы

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права. Бюджетная система построена на следующих принципах:

Прозрачность бюджета означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом. Открытость бюджетов позволяет гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу.

Регламентация бюджетного процесса и полномочий его участников. Законодательство определяет функции органов государственной власти, участвующих в разработке и исполнении бюджета, порядок их взаимодействия на различных этапах бюджетного процесса.

Полнота бюджета означает, что бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различный виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все расходы.

В различных странах масштабы и границы бюджетного сектора существенно отличаются. Государственная политики должна рассматриваться налогоплательщиками как легитимная. Это предполагает четкое понимание того, на какие цели и в каком объеме расходуются средства бюджета.

Новые слова и выражения:

Бюджетная система

Прозрачность бюджета

Регламентация бюджетного процесса

Полнота бюджета

Легитимная

5.2 Структура бюджета и государственное регулирование экономики

Реализация социально-экономической политики государства требует ресурсного обеспечения. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение ВВП между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако при этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств.

Структура доходов и расходов бюджета определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также неналоговых доходов (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: пособия малоимущим гражданам, пенсии и стипендии, государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы.

Новые слова и выражения:

Структура бюджета

Доходы бюджета

Расходы бюджета

 

5.3 Бюджетная политика

Воздействие бюджетной политики на экономику страны велико, так как затрагиваются интересы населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов. Поэтому планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции различных групп интересов.

Обсуждение законов о бюджете привлекает внимание не только специалистов, но и средств массовой информации, простых граждан. Помимо текущих приоритетов бюджетной политики, дискуссии разворачиваются вокруг роли и масштабах государственного регулирования.

Рост доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, отражает усиление регулирующего воздействия на экономику. Наоборот, ее снижение является индикатором более либеральной экономической политики. Выбор между данными вариантами в долгосрочном плане зависит от общественных предпочтений, которые выявляются в процессе избирательной кампании, референдума. Например, при росте имущественного расслоения населения или неравенства экономического потенциала регионов в обществе усиливается поддержка перераспределительных программ. Политические партии, выступающие за расширение таких программ, получают дополнительные голоса избирателей.

Фактором роста бюджета является бюрократическая организация государственного управления. Бюрократия ориентирована на рост бюджета, поскольку его величина определяет ее положение в обществе и доходы. Поэтому вполне естественно стремление бюрократии увеличить бюджет. Для ограничения подобных тенденций, приводящих к неэффективному расходованию бюджетных средств, вводятся специальные механизмы контроля.

Новые слова и выражения:

Бюджетная политика

Приоритеты бюджетной политики

Общественные предпочтения

5.4 Структура государства и межбюджетные отношения

Форма государственного устройства страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти – федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня основываются на бюджетном федерализме.

Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ. При этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона.

Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий. Если федерация является централизованной, роль федерального бюджета в ней велика. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, перенесение расходов на нижестоящий уровень позволяет более гибко учесть особенности социально-экономической ситуации в регионе. Однако оно может привести к несоответствию доходных и расходных полномочий субъектов федерации, усилению дифференциации уровня их развития.

Новые слова и выражения:

Структура бюджетной системы

Уровни государственной власти

Федеральный

Региональный

Местный

Бюджетный федерализм

Субъект федерации

Регион

Межбюджетные отношения

Субфедеральные бюджеты

5.5 Бюджетный процесс и его основные этапы

Процедура разработки и утверждения бюджета составляет основное содержание бюджетного процесса. Участниками бюджетного процессаявляются Президент страны или глава субъекта федерации, органы законодательной и исполнительной власти, Центральный банк, государственные внебюджетные фонды, бюджетополучатели (государственные учреждения, унитарные предприятия и др.).

Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа:

1. Составление проекта бюджета. Проект закона о бюджете разрабатывается исполнительной властью. Ему предшествует оценка экономической ситуации и хода исполнения бюджета текущего хода, прогнозирование основных показателей социально-экономического развития страны на будущий период, составление прогноза развития финансовой системы.

Подготовленный проект закона о бюджете утверждается правительством, после чего передается на рассмотрение законодателей.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета. Осуществляется законодательным органом власти – парламентом. На этом этапе свои предложения по проекту бюджета высказывают парламентские фракции, а также граждане и общественных организаций, которые таким образом получают возможность участвовать в бюджетном процессе.

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета – обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.

В процессе исполнение бюджета важную роль играют налоговые органы, а также казначейство – государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.

4. Финансовый контрольосуществляется в трех основных формах: предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль применяется в ходе обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете. Текущий контроль проводится на этапе исполнения бюджета в течение всего бюджетного периода. Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и законодательной власти, а также общественные организации. Последующий контроль проводится по окончании бюджетного периода в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Новые слова и выражения:

Бюджетный процесс

Бюджетополучатели

Составление проекта бюджета

Рассмотрение и утверждение бюджета

Парламентские фракции

Исполнение бюджета

Казначейство

Финансовый контроль

Предварительный контроль

Текущий контроль

Последующий контроль

Вопросы и задания к тексту:

1. Принципы бюджетной системы:

а) Прозрачность бюджета

б) Доступность бюджета

в) Равенство бюджета

г) Открытость бюджета

2. Бюджетный федерализм:

а) Государственные финансы

б) Устройство бюджетной системы государства

в) Региональные бюджеты

г) Федеральный бюджет

3. Если федерация является централизованной:

а) Роль федерального бюджета низка

б) Роль субфедеральных бюджетов велика

в) Роль федерального бюджета велика

г) Существует баланс бюджетов

4. Форма финансового контроля:

а) Текущий

б) Заключительный

в) Начальный

г) Итоговый

 

Верно/ Неверно

1. Структура доходов и расходов бюджета определяет направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

2. Планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции различных групп интересов.

3. Система межбюджетных отношений не отражает баланс властных полномочий.

4. Бюджетный процесс – это процедура разработки и утверждения бюджета.

5. Проект закона о бюджете разрабатывается законодательной властью.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.