Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественный сектор экономики





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ»

 

 

ЯКОВЛЕВА Е.А.

БЕЗРУКОВА Т.Л.

ЦЗЯН ЧЖАОСЯ

АГАФОНОВА М.С.

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

Учебное пособие

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ,

Обучающихся по совместному

Образовательному проекту

 

Москва

«КноРус»

 

 

ББК 65.012.3я7

 

Рецензенты:

;

доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории ВГУ В.В. Гаврилов

 

 

Яковлева Е.А., Безрукова Т.Л., Цзян Чжаося, Агафонова М.С.

Экономика общественного сектора: Учеб. посо­бие для иностранных студентов, обучающихся по совместному образовательному проекту / Е.А. Яковлева, Т.Л. Безрукова, Цзян Чжаося, М.С. Агафонова. – М.: «КноРус», 2009. – с.

 

ISBN

 

Учебное пособие предназначено для студентов экономической специальности, говорящих на китайском и английском языках. В адаптированной форме представлены теоретические и практические вопросы экономики общественного сектора. На основе позитивного и нормативного походов обоснована роль общественного сектора в современной рыночной экономике. Усвоить и закрепить экономические категории позволяют минисловари и задания в тестовой форме. Пособие может быть использовано иностранными студентами и аспирантами со средним уровнем владения русским языком.



 

 

Библиогр.: 8 назв. Табл.1. Рис.7.

 

 

Ó Яковлева Е.А., Безрукова Т.Л., Цзян

Чжаося, Агафонова М.С. 2009

 

Ó ГОУ ВПО «Воронежская

государственная лесотехническая

академия», 2009

 

Содержание

Предисловие
1 Общественный сектор экономики
1.1 Понятие и структура общественного сектора
1.2 Государство и общественный сектор
1.3 Факторы развития общественного сектора
1.4 «Провалы» рынка
2 Общественные блага
2.1 Общественные блага: свойства и виды
2.2 Теория клубов
2.3 Проблема безбилетника
2.4 Эффективный объем предоставления общественных благ
2.5 Проблема «зайцев» и оптимальный объем общественных благ
3 Общественное благосостояние
3.1 Теории общественного благосостояния
3.2 Теории процедурной справедливости
3.3 Критерии оценки благосостояния
3.4 Критерий Парето
3.5 Критерий Калдора-Хикса
3.6 Критерий Скитовски
3.7 Критерий Бергсона-Самуэльсона
4 Общественный выбор
4.1 Теория общественного выбора
4.2 Общественный выбор в условиях демократии
4.3 Экономика бюрократии
4.4 «Провалы» государства
4.5 Теорема Эрроу о невозможности
5 Бюджетная система
5.1 Принципы построения бюджетной системы
5.2 Структура бюджета и государственное регулирование экономики
5.3 Бюджетная политика
5.4 Структура государства и межбюджетные отношения
5.5 Бюджетный процесс и его основные этапы
6 Доходы общественного сектора
6.1 Источники доходов
6.2 Типы организаций общественного сектора
6.3 Виды налогов
6.4 Критерии оценки налоговых систем
7 Налоги и налогообложение
7.1 Налоговые обязательства и перемещения налогов
7.2 Сферы действия налогов и общее равновесие
7.3 Налогообложение и излишек потребителя

 



7.4 Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя
7.5 Оптимальное налогообложение и распределение доходов
8 Общественные расходы
8.1 Формы общественных расходов
8.2 Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов
8.3 Контрактация и квази-рынки в общественном секторе
8.4 Искажающее действие общественных расходов
8.5 Общественное страхование
9 Государство как поставщик экономических благ
9.1 Критерии государственного вмешательства
9.2 Модели государственного вмешательства
9.3 Эффективность и распределительная справедливость
9.4 Формы государственной деятельности
Библиографический список
Ответы и решения

Предисловие



 

Учебное пособие по дисциплине «Экономика общественного сектора» разработано для студентов, обучающихся по совместному образовательному проекту Воронежской государственной лесотехнической академии (Россия) и Педагогического университета г. Сюйчжоу (Китай).

Экономика общественного сектора является одной из моло­дых отраслей экономической науки. Для российских ученых представляет осо­бый интерес международное сотрудничество по проблемам экономики общественного сектора. В переходной экономике используется опыт развития общественного сектора рыночной экономики и административно-командной системы. Это делает предлагаемый курс важным для подготовки экономистов.

В учебном пособии рассматриваются институциональные основы общественного сектора, его функционирования, организация бюджетной системы и бюджетная политика, теория общественного выбора, общественные расходы, общественные доходы и др. Решение задач, оценка конкретных ситуаций поможет научиться пользоваться различными методами экономического анализа. Предлагаемые задания позволяют проверить понимание категорий и закономерностей общественного сектора.

В каждом разделе помещены русско-китайско-английские мини-словари экономических терминов, вопросы и тесты по разрабатываемой теме. Обсуждение ответов поможет студентам закрепить навыки русского языка, усвоить экономические понятия, которые будут использованы при последующем изучении экономических дисциплин.

Кроме того, содержание учебного материала направлены на формирование у иностранных студентов профессиональной и коммуникативной компетенции на русском языке, на развитие умения участвовать в экономической дискуссии, вести деловые переговоры.

 

Общественный сектор экономики

1.1 Понятие и структура общественного сектора

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Экономика общественного сектора – это наука, которая исследует распределение ресурсов не через рынок, а через другие экономические институты. Основным экономическим институтом является государство.

Для общественного сектора характерно следующее:

1) Преобладает нерыночный способ координации деятельности, т.е. рыночный механизм не действует.

2) Производятся и потребляются общественные блага.

3) Равновесие между спросом и предложением общественного блага устанавливается государством.

Общественный сектор экономики– это сфера деятельности, которая направлена на ликвидацию провалов рынка, создание общественных благ. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и организации, государственные предприятия и другие объекты госсобственности.

Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, производят общественные блага. К общественному сектору не относятся государственные коммерческие предприятия.

В то же время, к общественному сектору относятся негосударственные некоммерческие организации. Они осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ставят перед собой задачу получения прибыли. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется на дальнейшее развитие.

 

Новые слова и выражения:

Общественный сектор

Экономический институт

Государство

Общественное благо

Провалы рынка

Бюджетные учреждения

Государственные внебюджетные фонды и организации

Государственные предприятия

Государственная собственность

Государственные коммерческие предприятия

Негосударственные некоммерческие предприятия

 

1.2 Государство и общественный сектор

Государство – это субъект экономической деятельности. Государство действует в рыночной среде как предприниматель. Государство регулирует рынок, если он не обеспечивает оптимального распределения и использования ресурсов.

Современная рыночная экономика – это смешанная экономика. В ней сочетается общественное и частное потребление. Поэтому производство благ осуществляется государственным и частным секторами. Государство выполняет следующие функции:

Ø Стабилизационная функция. Государственная экономическая политика направлена на изменение основных макроэкономических параметров: объемы ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, дефицит государственного бюджета и т.д.

В результате в экономике должны создаваться условия для повышения занятости и повышения доходов населения, расширения налоговой базы, развития социальной сферы.

Ø Функция распределения ресурсов между частным и общественными секторами. Это происходит через бюджетную и налоговую систему.

Ø Функция распределения доходов. Это необходимо для уменьшения разрыва в уровне доходов различных групп населения, сокращения масштабов бедности, повышения уровня жизни населения.

Увеличение масштабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения, следовательно, сокращаются объемы инвестиций и производства.

Государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений в бюджет.

Ресурсы государства – это объекты государственной собственности, доходы и расходы бюджета.

Ресурсы негосударственных неком­мерческих организаций образуются за счет добровольных взносов и пожертво­ваний населения, а также платных услуг и доходов от собственности.

 

Новые слова и выражения:

Общественное потребление

Частное потребление

Государственный сектор

Частный сектор

 

1.3 Факторы развития общественного сектора

Выделим следующие факторы, которые влияют на развитие общественного сектора.

1 Инвестиции в человеческий капитал возрастают. Это приводит к повышению производительности труда, качества продукции.

2 Государственная поддержка научных исследований, которые являются основой для научно-технического прогресса.

3 Государственные инвестиции в инфраструктуру и охрану окружающей среды.

4 Государственные программы перераспределения доходов, трансфертов для развития трудовой и предпринимательской деятельности.

5 Государственное финансирование социального обеспечения.

6 Снижение дефицита государственного бюджета за счет сокращения военных расходов, уменьшения расходов на управленческий аппарат и государственное предпринимательство.

 

Новые слова и выражения:

Инвестиции

Человеческий капитал

Производительность труда

Качество продукции

Государственная поддержка

Научно-технический прогресс

Инфраструктура

Охрана окружающей среды

Перераспределение доходов

Трансферты

Социальное обеспечение

Дефицит

Государственный бюджет

Военные расходы

Управленческий аппарат

Государственное предпринимательство

 

1.4 «Провалы» рынка

«Провал» рынка – это недостатки рынка, когда не обеспечивается эффективное распределение ограниченных ресурсов. «Провалы» рынка включают: монополию, недостаток и асимметрию информации, внешние эффекты (экстерналии).

В условияхмонополии рыночные цены складываются не стихийно, а фирма определяет наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска. В результате общество несет потери.

Недостаток информации у участников сделок может привести к потере части дохода и неэффективному использованию ресурсов. Также существуют ситуации, когда покупатель и продавец располагают разной информацией о качестве товара, т.е. информация распределена между участниками сделок асимметрично.

Внешние эффекты или экстерналии – издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не отражаются в ценах. Они касаются не только участников сделки, но и третьи лиц.

Внешние эффекты могут быть отрицательными или положительными. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц.

 

Новые слова и выражения:

«Провал» рынка

Монополия

Недостаток информации

Асимметрия информации

Внешние эффекты (экстерналии)

Отрицательные внешние эффекты

Положительные внешние эффекты

 

Вопросы и задания к тексту:

1. Общественный сектор - это:

а) Совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства

б) Государственное предпринимательство

в) Сфера коммерческой деятельности

г) Сфера некоммерческой деятельности

2. В общественном секторе производятся:

а) Частные блага

б) Конкурентные блага

в) Общественные блага

г) Рыночные блага

3. В смешанной экономике:

а) Действует рыночный механизм

б) Государство управляет из единого центра

в) Рыночный механизм дополняется государственным регулированием

г) Преобладают традиции

4. «Провалы» рынка включают:

а) Монополию

б) Конкуренцию

в) Свободу выбора

г) Предпринимательство

 

Верно/ Неверно

1. В общественном секторе рыночный механизм не действует.

2. К общественному сектору относятся государственные коммерческие предприятия.

3. В смешанной экономике производство благ осуществляется только частным сектором.

4. Государственные доходы формируются за счет налогов.

5. «Провалом» рынка является недостаток и асимметрия информации.

 

Общественные блага

2.1 Общественные блага: свойства и виды

Общественное благо – это благо, потребление которого приносит полезность более чем одному лицу. Общественное благо потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

К общественным благам можно отнести, например, услуги государственной социальной и культурной сфер, предоставляемых бесплатно. Общественные блага часто потребляются совместно.

Общественное благо имеет два свойства: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. При предоставлении общественного блага индивидуальному потребителю предельные издержки равны нулю (МС=0). А при увеличении потребителей реализуются условия Парето-эффективности.

Эффективность по Парето – это такие изменения, при которых никто не проигрывает, а некоторые экономические субъекты выигрывают.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить.

Общественные блага могут быть: чистые и смешанные.

Чистыми называются общественные блага, которые обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости в потреблении.

Смешанными называются общественные блага, для которых хотя бы одно из свойств присутствует в меньшей степени.

Сфера чистых общественных благ соответствует минимально возможным границам общественного сектора. А сфера смешанных общественных благ – уровню конкуренции общественного сектора с частным.

Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям.

 

Новые слова и выражения:

Общественное благо

Свойства

Неизбирательность в потреблении

Неисключаемость в потреблении

Парето-эффективность

Чисто общественное благо (pure public good)

Смешанное общественное благо

Чисто частное благо

 

2.2 Теория клубов

Полезность совместно потребляемого блага для каждого из его пользователей зависит от их численности. Для смешанных общественных благ характерна зависимость между численностью потребителей и выгодой, которую потребитель получает от этого блага.

Пользование благом в одиночку приносит индивиду полезность, эквивалентную денежной сумме В1 и обходится ему в сумму С1. Некоторый рост численности потребителей до значения N* может иногда увеличивать выгоды для каждого из них.

При численности потребителей в диапазоне от N* до N** полезность остается постоянной, так что на этом участке линия В на рисунке 1 горизонтальная.

 

N** Nb Nс Nd
1 N*Na
N

 

Рисунок 1 – Индивидуальные выгоды и издержки потребления клубного блага

N – численность потребителей, В – выгоды в денежном выражении, С – затраты потребителя в денежном выражении, Y – денежный масштаб.

 

Точка N** соответствует границе несоперничества. При такой численности пользователей начинается переполнение, то есть уменьшение выгод, приносимых благом отдельному потребителю. При численности Nb пользователи чувствуют себя менее комфортно, чем когда их число не превышает N**, а при численности Nc их удовлетворенность потреблением блага ниже.

Регулирование производства и потребления общественных благ связано с двумя важными вопросами:

1. При каком количестве потребителей смешанных общественных благ достигается наибольшая эффективность их использования?

2. Какое количество смешанных общественных благ соответствует численности их потребителей?

Ответы на эти вопросы дает теория клубов. Она предполагает исследование зависимости между наиболее оптимальными параметрами численности членов клуба и ролью государства в создании смешанных общественных благ.

Если численность пользователей не достигает Nа, то им невыгодно пользоваться благом. При численности потребителей большей, чем Nа, но меньшей, чем Nd, полезность, доставляемая благом индивиду, перекрывает его затраты на получение данного блага. Определенный таким образом диапазон не совпадает с интервалом N* N**, в котором выгоды, оцениваемые без учета издержек, максимальны. Внутри диапазона Na Nd разной численности потребителей соответствуют, неодинаковые соотношения индивидуальных затрат и выгод. Для нахождения оптимума следует сосредоточить внимание на предельных значениях этих величин.

Правило Якобсона: «Численность потребителей смешанного общественного блага целесообразно увеличивать до тех пор, пока переполнение от приема последнего «члена клуба» не вызовет уменьшение выгод для других его членов. Если же численность пользователей задана, то количество блага должно возрастать, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность».

Новые слова и выражения:

Теория клубов

Несоперничество

Переполнение

«Член» клуба

Предельные затраты

Предельная полезность

Правило Якобсона

 

 

2.3 Проблема безбилетника

Потребление общественных благ происходит коллективно. Однако индивидуальная польза от этого потребления различна.

Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание получить это благо бесплатно. Такая ситуация называется проблемой безбилетника или проблемой «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой. Исправить провалы рынка помогает государство.

Чистые общественные блага поставляются государством. При производстве смешанных общественных благ допускается минимальное участие государства в их создании и финансировании.

Финансирование производства чистых благ за счет налогов оправдано, если эти блага доступны для всех членов общества. Сокращение производства общественных благ возможно, если обеспечивается рост производства частных благ.

 

Новые слова и выражения:

Проблема безбилетника

Проблема «зайца» - free-rider problem

2.4 Эффективный объем предоставления общественных благ

Выбор частных благ зависит от предпочтений индивидов. Потребительские предпочтения задают структуру производства.

Иная ситуация с общественными благами. Если выбирать объем предоставления общественных благ на основе решения отдельных индивидов, то общественных благ будет предоставлено меньше, чем необходимо. Связано это с тем, что ряд потребителей могут вести себя как «зайцы».

Если функции по предоставлению общественных благ берет на себя государство, то принятие решений об объеме их предоставления осуществляется политическим механизмом.

Производство общественных благ связано с появлением положительных внешних эффектов. Когда такое благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Но так как положительные внешние эффекты не принимаются во внимание, когда благо продается на рынке, то объем предложения такого блага меньше эффективного.

Предельная общественная полезность каждой единицы чистого общественного блага – это сумма предельных полезностей для всех потребителей. Это возникает благодаря тому, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Например, меры, направленные на улучшение качества атмосферного воздуха. Это благо, которое приносит пользу всем гражданам. Поэтому полезность этого улучшения есть полезность, получаемая вами, плюс полезность, получаемая другим человеком и т.д. К вашей полезности будут прибавлены выгоды для всех остальных людей.

Эффективный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равна предельным общественным издержкам. Предельные общественные издержки – это стоимость ресурсов, необходимых для получения дополнительной единицы блага. Так, например, для укрепления национальной обороны необходимо достаточное количество военной техники, оружия и военнослужащих. Поэтому укрепление обороноспособности поглощает дополнительные ресурсы.

Условия эффективности для чистого общественного блага таковы:

MSC=MSB=MB,

где MSC – предельные общественные издержки производства единицы блага, MB – предельная выгода от потребления дополнительной единицы.

Для достижения эффективного соглашения о производстве чистого общественного блага требуется кооперация потребителей. Должно быть выработано соглашение о разделении затрат между всеми потребителями.

 

Новые слова и выражения:

Предельная общественная полезность

Предельные общественные издержки

Предельная выгода - marginal benefit

Эффективный выпуск чистого общественного блага

Условия эффективности для чистого общественного блага

 

2.5 Проблема «зайцев» и оптимальный объем общественных благ

Рост числа потребителей общественного блага приводит к росту числа «зайцев», которые хотят получить общественное благо бесплатно. Механизмы решения проблемы «зайцев» предложены в модели Линдаля и модели налога Кларка.

В модели Линдаля индивиды договариваются о расходах на предоставление общественного блага и о доле каждого в этих расходах. В условиях равновесия цены устанавливаются на таких уровнях, что все индивиды предъявляют спрос на одно и то же количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом. Происходит имитация действия рыночного механизма, но цены Линдаля не являются ценами реального рынка. Они представляют собой доли от общей величины налогового сбора на финансирование общественного блага.

В модели Линдаля общественное благо потребляется только двумя индивидами. На рисунке 2 по оси ординат (Y) отложена общая величина общественных расходов, по оси абсцисс (Х) – доля от этой суммы, которую платят индивид А и индивид В.

 

 

       
   

 


L
Индивид B
K
Индивид А
M


 

Рисунок 2 – Модель Линдаля

 

В точке K индивид А не несет никаких расходов, 100% необходимой суммы вносит индивид В. По мере движения к точке L доля индивида А растет, а индивид В пользуется общественным благом бесплатно.

Предельная полезность от потребления общественного блага снижается. Построим линии спроса с отрицательным наклоном DA для индивида А и DB для индивида В. Точка Е, находящаяся на пересечении двух линий спроса, представляет точку равновесия по Линдалю. Именно в этой точке полезность от потребления последней единицы общественного блага равна налоговой цене одновременно для двух индивидов.

Равновесие по Линдалю устойчиво. Предположим, первоначальное распределение долей затрат между индивидами в точке М не соответствует равновесному и уровень общественных расходов, о котором договорились индивиды, равен V. Внося долю от общей суммы расходов, индивид А предпочел бы более высокий уровень общественных расходов, а именно Q, но на рост расходов при сохранении существующих долей не согласится индивид В. Более высокий уровень расходов может быть достигнут только при взаимном согласии увеличить долю А и уменьшить долю В. Движение может происходить только в сторону равновесия – уровень расходов V в любом случае более предпочтителен для обоих индивидов, чем меньшая величина расходов.

Налог Кларка пытается построить такой механизм, который делает поведение «зайца» невыгодным и заставляет индивидов выявлять истинные предпочтения. Представим, что три жителя поселка решают вопрос о выборе между строительством библиотеки или спортзала (затраты на строительство одинаковые). Каждому из жителей задают вопрос, сколько он готов был бы заплатить за сооружение того или иного объекта. На основе указанной суммы делается выбор между библиотекой или спортзалом и определяется величина налога Кларка.

Налог Кларка для конкретного жителя равен изменению благосостояния остальных жителей, которое произошло бы, если бы данный индивид не принимал участие в голосовании.

Допустим, первый и второй жители поселка (индивиды 1 и 2) предпочли бы построить библиотеку, а свою выгоду (полезность) от ее строительства они оценивают соответственно в 10 и 15 тыс. руб. Полезность от строительства спортзала для них равна нулю, поскольку спортом оба не занимаются. Напротив, третий житель (индивид 3) предпочел бы тренироваться в спортзале, свою выгоду от его строительства он оценил в 20 тыс. руб., а полезность библиотеки для него в свою очередь нулевая (таблица 1).

Таблица 1 – Полезность общественных благ и налог Кларка

Индивид Библиотека Спортзал Налог Кларка
Всего  

 

Очевидно, что будет принято решение о строительстве библиотеки. Налог Кларка для индивида 1 равен 5 тыс. руб. Именно на эту сумму изменилось бы совокупное благосостояние всех членов сообщества в результате его неучастия в голосовании: если индивид 1 не голосует, будет принято решение о строительстве спортзала. Это увеличит выгоду индивида 3 на 20 тыс. руб., но одновременно и снизит выгоду, которую мог бы получить второй голосующий (индивид 2) на 15 тыс. руб., что дает итоговое изменение благосостояния в 5 тыс. руб.

Аналогичным образом найдем налог Кларка для второго жителя – он равен 10 тыс. руб. Обратите внимание, что разница между возможной выгодой от сооружения библиотеки и обязательствами по налогу Кларка положительна для первых двух жителей, т. е. результат голосования, даже с учетом необходимости уплаты налога, все равно принесет им прирост полезности. Для индивида 3 налог Кларка равен нулю, поскольку его голос не влияет на исход голосования и выбор между альтернативами.

Если индивид 1 завысит свою оценку полезности от библиотеки, результат голосования и налог Кларка никак не изменятся. Напротив, если он будет вести себя как «заяц» и заявит, что библиотека не принесет ему никакой пользы, будет выбрана иная альтернатива – строительство спортзала. «Заяц» будет наказан тем, что в итоге не получит никакой выгоды (полезность спортзала для него равна нулю), точнее говоря, упустит шанс увеличить свою выгоду на 10 тыс. руб.

Если индивид 3 решит ввести в заблуждение своих соседей и завысит оценку своей выгоды от строительства спортзала до 30 тыс. руб., спортзал действительно будет построен. Но налог Кларка для третьего жителя составит 25 тыс. руб. (потерянная выгода первых двух индивидов), что больше, чем его истинные выгоды от строительства спортзала (20 тыс. руб.). Таким образом, налог Кларка делает невыгодным обман и искажение предпочтений. Либо это искажение никак не повлияет на результат голосования и величину налога, либо приведет к снижению выгоды «непорядочного» гражданина.

 

 

Новые слова и выражения:

Модель Линдаля

Налоговая цена

Налог Кларка

Вопросы и задания к тексту:

1. Общественное благо потребляется:

а) Всеми гражданами

б) Индивидуально

в) Государством

г) Двумя потребителями

2. Эффективность по Парето:

а) Улучшение своего положения без ухудшения положения других

б) Ухудшение своего положения без улучшения положения других

в) Никто не выигрывает

г) Выигрывает один

3. Чисто общественное благо имеет:

а) Отрицательный внешний эффект

б) Положительный внешний эффект

в) Нейтральный эффект

г) Внутренний эффект

4. Рост числа потребителей общественного блага приводит:

а) К уменьшению потребления

б) К уменьшению числа «зайцев»

в) К увеличению потребления

г) К росту числа «зайцев»

 

 

Верно/ Неверно

1. Свойство неизбирательности в потреблении – потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других.

2. Свойство неисключаемости в потреблении – человек не допускается к потреблению блага, если он отказывается за это платить.

3. Для смешанных общественных благ характерна зависимость между численностью потребителей и выгодой, которую потребитель получает от этого блага.

4. Производство общественных благ связано с появлением положительных внешних эффектов.

5. Проблема безбилетника чаще возникает в малых, чем в больших группах потребителей.

 

3 Общественное благосостояние

 

3.1 Теории общественного благосостояния

Экономика характеризуется двумя основными параметрами: размещением ресурсов, которые определяют результаты экономической деятельности, и распределением результатов экономической деятельности. Таким образом, экономическое благосостояние общества можно оценить с двух позиций: эффективности размещения ресурсов и справедливости распределения благ.

Выделяют три основные теории общественного благосостояния:

Ø классический либеральный;

Ø утилитарный;

Ø эгалитарный.

Утилитаризм
Либерализм

 
 


Классический либерализм. Главными считаются интересы личности. Каждый человек готов и способен сам наиболее эффективно реализовывать свои таланты. Общество в данном случае трактуется как совокупность таких индивидов. Поэтому у общества не может быть собственных целей и устремлений, отличных от целей и устремлений индивидов.

Хорошее общество – это такое общество, которое не мешает людям свободно реализовывать свои частные интересы. Правительство создано людьми для защиты их прав (прежде всего, прав частной собственности), установленных Конституцией. Ограничиваясь выполнением этой функции, правительство служит людям, а люди сами определяют для себя, что для них является хорошим, а что плохим, опираясь на персональные предпочтения.

Равенство в либеральном обществе – это равенство возможностей, а не результатов. Справедливость устанавливается самим рынком, а эффективность понимается как Парето-эффективность.

Эффективность при либеральном подходе означает, что ресурсы достались тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и, следовательно, наиболее рационально их использовать.

Утилитаризм. Утилитаризм берет начало в работах философов XVIII-XIX вв. Основателем этого направления был английский философ И. Бентам. По его мнению, единственным возможным моральным принципом может быть предоставление наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.