Некорректные приемы или уловки в споре
· софизм;
· умолчание (выступающий не касается главных проблем, зато раздувает мелкие, малозначащие вопросы);
· использование ложных, недоказанных аргументов;
· приклеивание ярлыков;
· ссылка на авторитеты;
· абсурдная гиперболизация;
· огульное несогласие;
· высокомерный ответ;
· отвлечение оппонента от предмета спора;
· довод+комплимент в адрес противника;
· прием психологического давления;
· аргумент к физической силе;
· аргумент к невежеству;
· аргумент к жалости.
Как избавиться от агрессивности в споре
· Не доминируйте словами, позой, тоном. Тот, кто доминирует, мало слышит и понимает из того, что говорят, а тот, на кого «давят», теряется и переходит в психологическую защиту.
· Не давайте волю эмоциям. Когда эмоции берут верх, разум притупляется.
· Не спешите возражать. Дайте партнеру выговориться. Если слушать внимательно, возможно и возражать не придется: под влиянием внимательного и терпеливого слушателя пыл оппонента гаснет.
· Не принимайте оборонительную позу.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему деловой человек должен владеть методами и приемами ведения дискуссий?
2. Что представляет собой спор как вид деловой коммуникации?
3. Что способствует эффективности убеждения?
4. Какие аргументы можно отнести к некорректным?
5. Какие факторы влияют на внушаемость?
6. Охарактеризуйте основные требования к культуре спора.
7. Является ли спор эффективной формой деловой коммуникации? Почему?
8. «В споре рождается истина», «Споры погубили Рим!» - чем, на ваш взгляд, вызвано такое противоречивое отношение к спору?
Задание 1
Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего – в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы.
Задание 2
Инновационная игра «Есть идея!»
Цели:
· развитие умений разрабатывать новые идеи и отказываться от стереотипных путей решения проблемы;
· развитие творческого мышления и способности осуществлять экспертизу идей с помощью полярных аргументаций;
· развитие умений аргументированно вести дискуссию;
· развитие и закрепление умений работать в режиме заданных норм и регламента;
· развитие навыков группового сотрудничества, эффективного взаимодействия с деловыми партнерами.
Игровые группы:
«НОВАТОРЫ». Основная задача группы – представить на защиту и обосновать новые прогрессивные идеи.
«ОПТИМИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно и обоснованно защитить выдвинутую «новаторами» идею; вскрыть конструктивные стороны этой идеи.
«ПЕССИМИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно и обоснованно вскрыть несостоятельность выдвинутой на защиту идеи, отметить возможные негативные последствия ее внедрения, обозначить проблемы, порождаемые этой идеей.
«РЕАЛИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно доказать возможность реального внедрения выдвинутой «новаторами» на защиту идеи на основе заданных критериев:
· новизна предлагаемой идеи;
· конструктивность и снятие проблем;
· ресурсная и организационная обоснованность;
· практическая реализуемость в ближайшей перспективе.
Задание 3
Подготовьте дискуссию по одной из данных тем или предложите свою:
1. Реклама: наука или искусство.
2. Женщина и карьера: «за» и «против».
3. Талант: счастье или проблема.
4. Феминизм и современное общество.
Занятие 3. Деловые переговоры
Пока слово не произнесено, оно – узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнес его.
Древняя мудрость
Тест 1. «Умеете ли вы вести деловые переговоры?»
1. Бывает ли, что вас удивляют реакции людей, с которыми вы сталкиваетесь в первый раз?
2. Есть ли у вас привычка договаривать фразы, начатые вашим собеседником, т.к. вам кажется, что вы угадали его мысль, а говорит он слишком медленно?
3. Часто ли вы жалуетесь, что вам не дают всего необходимого для того, чтобы успешно закончить порученную вам работу?
4. Когда критикуют мнение, которое вы разделяете, или коллектив, в котором вы работаете, возражаете ли вы (или хотя бы возникает у вас такое желание)?
5. Способны ли вы предвидеть, чем вы будете заниматься в ближайшие 6 месяцев?
6. Если вы попадаете на совещание, где есть незнакомые вам люди, стараетесь ли вы скрыть ваше мнение по обсуждаемым вопросам?
7. Считаете ли вы, что в любых переговорах всегда кто-то становится победителем, а кто-то обязательно проигрывает?
8. Говорят ли о вас, что вы упорны и твердолобы?
9. Считаете ли вы, что на переговорах всегда надо запрашивать вдвое больше того, что вы хотите получить в конечном итоге?
10. Трудно ли вам скрыть свое плохое настроение, например, когда вы играете в карты и проигрываете?
11. Считаете ли вы необходимым возразить по всем пунктам тому, кто на совещании высказал мнение, противоположное вашему?
12. Неприятна ли вам частая смена видов деятельности?
13. Заняли ли вы ту должность и получили ли ту зарплату, которые наметили для себя несколько лет назад?
14. Считаете ли вы допустимым пользоваться слабостями других для достижения своих целей?
15. Уверены ли вы, что можете легко найти аргументы, способные убедить других в вашей правоте?
16. Готовитесь ли вы старательно к встречам и совещаниям, в которых вам предстоит принять участие?
Ответы
Запишите себе по одному очку за каждый ответ, совпавший с данными ниже:
1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 14, 15, 16 – нет
| 5, 8, 10, 11, 12, 13 – да
| 0–5 баллов –Вы не рождены для переговоров. Лучше всего вам подобрать себе работу, где от вас этого и не потребуется.
6–11 баллов –Вы хорошо умеете вести переговоры, но есть опасность, что вы проявите властные черты своего характера в самый неподходящий момент. Вам стоит заняться повышением своей квалификации в этой сфере, а главное – учиться жестко держать себя в руках.
12–16 баллов –Вы всегда очень ловко ведете переговоры. Но будьте осторожны! Окружающие вас люди могут подумать, что за этой ловкостью скрывается нечестность и от вас лучше держаться подальше. А такое мнение на пользу не идет!
Преимущества, если переговоры ведет один человек
1. Оппонент не имеет возможности адресовать вопросы самым слабым участникам вашей команды.
2. Вся ответственность лежит на одном человеке.
3. Оппоненту не удается ослабить ваши позиции за счет разногласий между членами вашей команды.
4. Можно без затягивания, на месте принимать решения.
Команда лучше потому, что…
1. В нее входят люди, сведущие в разных вопросах, что снижает вероятность ошибок.
2. Команда создает более сильную оппозицию противоположной стороне.
На чьем «поле» встречаться
На вашей территории
| «На чужом поле»
| Всегда можно посоветоваться с партнерами или лицом, поручившим вести переговоры
| Вы можете сосредоточиться исключительно на переговорах, тогда как «в родных стенах» слишком многое отвлекает
| Вы можете заниматься и другими делами, а также будете окружены привычными удобствами
| Можно придержать информацию, сославшись на то, что у вас ее нет с собой
| Психологическое преимущество – на вашей стороне: оппонент пришел к вам, а не вы к нему
| Существует возможность перешагнуть «через голову» оппонента и обратиться непосредственно к его шефу
| Это экономит время и деньги на дорогу
| Организационные вопросы ложатся на оппонента
| Вы можете организовать пространственную среду, чтобы эффективно использовать возможности невербальной коммуникации
| Находясь на территории партнера и анализируя его окружение, вы легко определите его психогеометрический тип и это даст возможность для выбора наиболее эффективного сценария взаимодействия с ним
|
Стратегии взаимодействия
Ориентированные на конфликт
| Ориентированные на консенсус
| 1. Возражать
«Этого я еще не слышал», «Это вы видите в искаженном свете», «Здесь вы меня неправильно поняли»
| 1. Задавать вопросы
«Какого вы мнения об этом?», «К какой теме вы хотите обратиться?»
| 2. Поучать
«Вы должны еще раз тщательно просмотреть документы», «Вы должны меня лучше слушать», «Итак, теперь вы меня внимательно послушайте»
| 2. Констатировать
«Это новый аспект вопроса для меня»
| 3. Оправдывать
«Это, по-видимому, было так», «Этого мне никто не сказал»
| 3. «Я»-обращение
«Я не понимаю, почему вы этому пункту придаете такое большое значение. Я хотел бы, чтобы мы перешли к следующему вопросу», «Мне нравится ход переговоров, которые мы до сих пор вели»
| 4. Убеждать
«Вы ведь со мной одного мнения, что…»
| 4. Внимательно слушать
«Я правильно вас понял, что…», «Что касается меня, я с вами соглашусь, но …»
| 5. Утверждать, настаивать
«По-другому это нельзя сделать», «Я на это смотрю так…»
| 6. Аргументация к выгоде
«Это означает для вас…», «Тем самым вы получаете гарантию…», «Это вам позволит…», «Это вам сулит…»
| 6. Провоцировать, игнорировать, иронизировать
«Ваше предложение показывает, что вы теоретик. К сожалению, на практике это все выглядит по-другому»
|
|
Типы вопросов для успешных переговоров
1. Настройка.Вы привлекаете внимание партнера и подготавливаете почву для обсуждения (например, «Как ваши дела?»).
Получение информации.
Передача информации.
4. Толчок к работе мысли.«Какой же выход вы видите, у вас есть конкретные предложения?»
5. Принятие решения.«Мы можем подвести итоги?»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|