Тема 10. ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Занятие 1. Формирование вербального имиджа
Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.
Вербальный имидж –мнение, сложившееся о вас на основании информации:
· прямой или косвенной;
· осознанной или неосознанной;
· вербальной или невербальной.
Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.
Вспомните четыретехники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):
· позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;
· необходимо учитывать личные интересы собеседников;
· не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;
· смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).
А также…. Диагностическая роль и значение употребления некоторых достаточно распространенных в обыденной речи вводных слов и негативное их влияние на имидж человека.
Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».
Кстати, есть ли у вас отклонения в темпе речи? Если есть, их надо откорректировать.
Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.
Как обычно люди здороваются. Кстати, звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:
· не фиксироваться в сознании собеседника;
· вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).
Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека.. Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности, следовательно, утвердили его (в глазах) как личность, следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции,следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе.
Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.
А еще… Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а в… психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «вербальный имидж»?
2. Назовите и охарактеризуйте техники формирования вербального имиджа.
3. Как на имидж делового человека влияет манера представляться?
Задание 1
Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Попросите кого-нибудь послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие.
Задание 2
Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл
1. Рад вас видеть!
2. Спасибо за работу.
3. Приходите завтра.
4. Я в восторге.
5. Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.
6. Приятно было с вами поговорить.
7. Спасибо за комплимент.
8. Очень вам признателен.
9. Ценю вашу настойчивость.
10. Мне это очень нравится.
Задание 3
Произнесите фразу с разными интонациями
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).
5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).
7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).
8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
Занятие 2. Самопрезентация
Я есть то, чем признают меня окружающие.
У.Джеймс
Всего четыре секунды нужно для того, чтобы произвести на партнера первое впечатление, а сколько времени понадобится, чтобы изменить его?!
Положительный имидж
Если участнику деловой коммуникации не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
Составляющие имиджа делового человека –это впечатление, которое он производит (внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи), и его деловые качества.
Анализ своих целей
Преуспевающий деловой человек должен выглядеть как преуспевающий деловой человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза.
Вспомните фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения к нам.
Приемы установления контакта:
· улыбка, доброжелательный взгляд;
· приветствие, включающее рукопожатие и слова;
· обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками;
· проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия;
· подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;
· открытое признание достоинств вашего партнера.
Уверенность в себе
Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, ибо неуверенный в себе человек, все подвергает сомнению, прежде чем что-то сказать, сомневается в своих возможностях, долго думает. Для развития уверенности в себе делайте следующее:
1. Перестаньте критиковать самого себя.
2. Перестаньте жаловаться.
3. Займитесь своей физической формой.
4. Обретите независимость.
5. Смотрите на мир позитивно.
Типичные признаки человека, который «закрыт» для других:
· он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;
· он пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;
· он редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;
· он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;
· о себе он говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;
· он ругается, брюзжит, выказывает себя умником;
· он слишком много говорит о себе и слишком мало слушает;
· он часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;
· он распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против».
Человек «открыт», если:
· он уверен в себе, знает свои цели и знает, чего хочет;
· он оптимист, он ищет и видит в других прежде всего хорошее;
· он сначала думает о клиенте, потом о фирме, потом о себе;
· он – жизнерадостный, веселый человек;
· он с пониманием относится к другим, чаще говорит «да», чем «нет»;
· он не предъявляет чрезмерных требований к себе и не позволяет это делать другим, у него хватает времени на все его проекты и замыслы;
· он не брюзжит, внимательно слушает собеседника, старается как можно большему научиться у других людей;
· от него исходит доброта и внутреннее спокойствие.
Вопросы для самоконтроля
1. Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки «По одежке встречают, по уму провожают»?
2. Кто из ваших знакомых имеет имидж, соответствующий его профессии и должности? Кто не имеет? А вы сами?
Задание 1
Попросите друг друга ответить на вопросы об особенностях вашего внешнего вида: манеры одеваться, походки, излюбленных поз, жестов, звучания голоса, выражения лица, взгляда, улыбки. Интересно было бы узнать, вызывает ли какие-нибудь ассоциации ваш образ с цветом, запахом, формой, движением, растением, животным, предметом. Какого литературного или киногероя вы ему напоминаете?
Задание 2
Группа помогает каждому найти ответы на следующие вопросы:
1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире?
2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в деловом мире:
а) как улучшить внешнее впечатление;
б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от каких недостатков характера необходимо избавиться.
Задание 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|