Тема: Культурогенез: основные концепции.
План:
1.Орудийно-трудовая концепция происхождения культуры.
2. Теория возникновения культуры из магии.
3. Психологические концепции культуры.
4. Игровая концепция происхождения культуры.
5. Символическая концепция культурогенеза.
Цель: рассмотреть и проанализировать различные теории происхождения культуры (культурогенеза), выделить их сильные и слабые стороны. Студенты должны иметь четкое представление о сути каждой из рассмотренных концепций; называть исследователей, работавших над проблемой происхождения культуры; уметь формулировать свое мнение и отношение к проблеме культурогенеза.
Основная литература:
1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2006. – С. 47-54.
2. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001.
3. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001.
4. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 2001. – С. 151-167.
5. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004. – С. 43-76.
6. Розин В.М. Культурология. – М., 2001. – С. 89-95.
7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 114-130.
Дополнительная литература:
1. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. Попова В.Е. – М., 1995. – Гл.I
2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. – Гл.4
Методические указания
1. Наиболее обстоятельно орудийно-трудовая концепция разработана К.Марксом и Ф.Энгельсом. Данная концепция нашла свое отражение в статье Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая является одной из глав его работы «Диалектика природы». Какие аргументы приводят авторы в пользу своей теории. Каким образом труд повлиял на становление человека и культуры: широко известна знаменитая фраза Энгельса - «труд создал человека». Укажите противоречия данной концепции. Как критикуется данная концепция учеными, придерживающимися других взглядов на культурогенез (В. Вильчек, Л. Мамфорд, Б. Малиновский, И. Ачильдиев и др.).
2. Автором теории возникновения культуры из магии является американский культуролог Льюис Мамфорд. Некоторые исследователи приписывают авторство Т. Роззаку, Дж. Фрезеру, Л. Леви-Брюльи и другим известным ученым и философам. В чем заключается сущность этой концепции. Можно ли согласиться с мнением, что появление первичных религиозных представлений и переживаний знаменует собой рождение культуры. Большой вклад в изучение магии как древнейшего института культуры внес английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский, противостоявший эволюционистским теориям. Какие факты, собранные Малиновским и изложенные в основных сочинениях «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия», подтверждают теорию возникновения культуры из магии. Что остается неясным в данной гипотезе?
3. Психологические концепции культуры представлены в первую очередь психоаналитической теорией, созданной З.Фрейдом. Сформулируйте основные положения концепции, предложенной им в книге «Тотем и табу». С чем не согласны многие ученые, в чем они видели уязвимость гипотезы. Можно ли согласиться, что культура является следствием подавления первичных влечений (либидо) и инстинктов (мортидо) с помощью норм и запретов. В контексте вопроса необходимо проанализировать концепцию культурных архетипов Карла Юнга, создателя школы «аналитической психологии». Его основные работы: «Психологические типы», «Психоанализ и искусство», «Алхимия снов. Четыре архетипа», «Архетип и символ».
4. Игровую концепцию происхождения культуры разрабатывали голландский историк культуры Йоганн Хейзинга (основные сочинения: «В тени завтрашнего дня», «Осень средневековья»), испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и Е. Финк. На чем основываются убеждения сторонников этой концепции в том, что игра старше культуры. Каким образом игра породила спорт, философию, искусство, религию и другие сферы культуры.
5. Символическая концепция культурогенеза представлена прежде всего исследованиями австрийского философа Э. Кассирера (основные работы «Философия символических форм», «Опыт о человеке»). Культура выступает как символическая вселенная, а человек творец и создатель символов. Появление способности через символы одухотворять вещи есть рождение культуры – нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира. Также внесли значительный вклад в разработку данной концепции М. Хайдеггер, а также упоминавшиеся уже К. Юнг и Л. Мамфорд. Обратите внимание на критику Л. Мамфордом орудийно-трудовой концепции культуры. Можно ли согласиться с его утверждением, что «пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало что мог сделать в окружающем мире». Значение формулы «человек – символическое животное». Подумайте, какие символы и символические системы создаются человеком.
Выводы: В рассмотренных различных концепциях культурогенеза духовная природа и творческая, нравственная сущность человека выступают по-разному. Концепции взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому многие исследователи проблемы культурогенеза являются одновременно представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что причины ее возникновения носят комплексный характер.
Семинарское занятие №4.
Тема: Культура и цивилизация. Запад и Восток.
План:
1. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
2. Запад и Восток – культурные «полюсы» мира.
3. Межкультурные конфликты и пути утверждения взаимопонимания культур. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Цель: познакомить студентов с различными точками зрения на соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Выявить основные черты современных цивилизаций. Сформировать собственное мнение у студентов по вопросам взаимоотношения Запада и Востока в прошлом, на современном этапе и перспективам развития взаимодействия в будущем. Познакомить студентов с основными точками зрения исследователей на место России в сообществе мировых цивилизаций. По итогам семинарского занятия у студентов должно создаться четкое представление о развитии мирового исторического процесса на современном этапе в рамках культурологического подхода.
Список литературы:
1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2006. – С. 54-76 (1в.), 94-109 (2в.), 187-192 (3в.).
2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001. – С.191-198.
3. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С.36-40 (1в.).
4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001. – С. 114-124 (1-2вв.)
5. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 2001. – С. 197-214; 461-484 (1в.).
6. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005. – С. 69-74, 315-338 (1в.), 360-368 (2в.), 368-439 (3в.).
7. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004. – С. 81-87, 148-155, 248-252 (1в.), 349-399 (2в.), 518-554 (3в.).
8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 64-82, 134-139, 320-332 (1в.), 232-240, 264-320, 332-352 (3в.).
9. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 41-65 (1в.).
Дополнительная литература:
1. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность. – 1992. - №2. – С. 94-102 (1в.).
2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. – М., 2000. – С. 84-96.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999. – С.403-407(2в.).
4. Взаимодействие культур Запада и Востока. – М., 1987. – Ч.1. – С. 21-145 (2в.).
5. Гавел В. Конфликт цивилизаций – одно из представлений о будущем. Как ему воспрепятствовать? // Новое время. – 1995. - №1. – С.43-45 (3в.).
6. Грюнебаум Г.Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М., 1998. – С. 494-499 (2в.).
7. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. – С. 228-247 (1в.).
8. Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов. – М., 1998. – С. 246-255 (2в.).
9. Ерасов Б.С. Цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов. – М., 1998. – С. 484-492 (3в.).
10. Есин А.Б. Введение в культурологию. – М., 1999. – С. 9-14 (1в.).
11. Завадская Е.В. Восток на Западе. – М., 1970. – С. 77-89 (2в.).
Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993. – С. 66-71, 96-102 (2в.)
12. Культурология. XX век: Словарь. – СПб., 1997. – С. 524-526.
13. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. – С. 555-599 (2в.).
14. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. - №1. – С.33-48 (3в.)
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С.76-98 (2в.).
Методические указания
1. При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть полисемантический характер понятия «культура», выяснить вопрос о происхождении (этимологии) слова «культура». Понимание термина «цивилизация» также многозначно. Выясните, когда появляется это понятие, и какие основные подходы к его истолкованию сложились в научном мире. Затем исследуйте проблему соотношения культуры и цивилизации. Одни исследователи отождествляют их друг с другом, другие устанавливают связь между ними, взаимозависимость и взаимодействие, третьи проводят принципиальное различие между ними. Сопоставьте различные позиции друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с точками зрения русского философа Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, А. Кребера, П.А. Сорокина. Какая из них, на ваш взгляд, является наиболее обоснованной?
2. Восток и Запад воплощают собой два основных потока цивилизационно-исторического существования. Они выступают своего рода культурными «полюсами», так как представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа духовности. Запад и Восток как две наиболее крупные суперкультуры не существуют изначально, а сложились в процессе развития человечества. Каковы исторические корни возникновения культур Запада и Востока. Ознакомтесь с тем, как отвечает на этот вопрос К. Ясперс в книге «Смысл и назначение истории». Обратите внимание на два истока европейской культуры: аполлоническое и дионисийское первоначала. Другая особенность западной культуры заключается в том, что она многим обязана в накоплении своих специфических свойств античным городам-полисам. Каковы особенности «полисного генотипа»? Формированию каких черт в западной культуре они способствовали? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к книге «Запад и Восток. Традиции и современность». Взаимодействие культур Запада и Востока происходило на всем протяжении исторического процесса развития человечества. Проследите, какое воздействие оказала восточная культура на философские учения, литературу, театр, музыку и живопись западноевропейских стран и как, в свою очередь, Запад оказывал влияние на культуру Востока. Покажите разнонаправленность культур Запада и Востока в области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни. Подумайте, есть ли отличия между географическими и культурологическими понятиями «Запад» и «Восток».
Межкультурное взаимодействие Востока и Запада происходит сегодня в условиях модернизационного «вызова» со стороны последнего. Как в такой ситуации реагируют принципы самобытной культуры восточного мира с привносимыми извне ценностями западной цивилизации? С существующими по этой проблеме подходами вы можете ознакомиться в статье Б.С.Ерасова. Каким образом решаются важнейшие вопросы бытия в рамках западной и восточной традиций.
3. Плодотворное культурное сотрудничество цивилизаций Запада и Востока иногда сменялось конфликтами между ними. Необходимо рассмотреть две концепции современной футурологии: а) возможность межцивилизационных конфликтов и войн (концепция С. Хантингтона); б) возможность межцивилизационного и межкультурного диалога. Ознакомьтесь с концепцией С. Хантингтона «столкновения цивилизаций». Существует ли возможность воспрепятствовать такого рода конфликтам? Если да, то каким образом? Рассмотреть взаимодействие культур как необходимое условие преодоление их ограниченности и взаимообогащения в интересах развития мировой культуры. Межкультурные коммуникации.
Для современной культуры характерны две важные особенности: культурная экспансия Запада, ведущая к универсализации культур, и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытность незападных цивилизаций перед лицом «модернизации» и «вестернизации». Космополитизм и идея конвергенции стали отражением процесса сближения культур. С конца XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Познакомьтесь с ними. На какие позитивные и негативные стороны этого процесса обращают внимание исследователи современной культуры.
Выводы: Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа заключается в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» - имеют множество значений. По существу можно выделить два направления. К одному из них можно отнести Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, а к другому – П.А. Сорокина, А. Кребера и Ф. Нортропа. Первые стремятся найти отдельные строго очерченные системы, вторые – ищут глобальные «культурные суперсистемы». Тем не менее, между обоими направлениями есть ряд точек соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений, очень близки.
Причины сложных взаимоотношений современных Востока и Запада нужно искать далеко в прошлом, начиная с момента зарождения древневосточных и античной цивилизаций. Современные футурологические концепции предлагают два возможных варианта развития событий: конфликты и диалог.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|