Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Морфология культуры. Этническая, национальная, элитарная и массовая культура.





Семинарское занятие №1.

Тема: «Основные функции культуры».

План:

1. Человекотворческая функция культуры.

2. Регулятивная и интегративная функции культуры. Интеграция и дезинтеграция в обще­стве.

3. Семиотическая (знаковая) и коммуникативная функции культуры. Культура как инфор­мацион­ный процесс. Роль средств массовой коммуникации в современной культуре.

4. Социальные институты культуры: государство, семья, экономика, СМИ, образование и др.

Цель: познакомить студентов с социально и личностно значимыми основными функциями культуры и раскрыть их содержание, показать разноплановый и многоуровне­вый характер основ­ных функций культуры.

Основная литература:

1. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина – М.: Центр, 2001. – С. 54-55.

2. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 114-126.

3.Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001. – С.104-112.

4. Левяш И.Я. Культурология. - М.,2004.- С. 39-41.

5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. - М., 2004.- С 189-201.



6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспиран­тов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С.177 – 182.

Дополнительная литература:

1. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е.Попова – М., 1996. – С. 70-79, 89-119.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть I-II. – М., 1994. – С. 82-86, 108-120, 158-165, 204-218, 223-228, 318-355.

3. Культурология. – М.: Изд-во: «Знание», 1993. – С. 67-88.

4. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Минск, 1998. – С. 83-88.

 

Методические указания

1. Понятие функции неразрывно связаны с системным подходом в науке. Функция – это взаимодействие друг с другом отдельных элементов, которые образуют систему. Эле­менты в сис­теме взаимодействуют не случайно, а соединяются друг с другом строго опре­деленным способом. Этот способ называется структурой, внутренним строением системы. С этих позиций и культуру надо рассматривать как определенную связь элементов: поли­тическую культуру и политику; нрав­ственную культуру и нравственность, мораль, этику; научную культуру и науку и т.д.



Центральной проблемой данного семинарского занятия является соотношение лич­ности как объекта и субъекта культурной деятельности: культура и личность. Человек, с одной стороны, вы­ступает как творец культуры, а, с другой стороны, культура оказывает решающее влияние на фор­мирование человека. Культура определяет многоуровневый ха­рактер сущности человека: а) чело­век-животное; б) человек разумный, творческий, чело­вечный; в) человек технизированный, меха­низированный, античеловек в человеке. Особое внимание нужно акцентировать на раскрытии те­зиса: «Преодоление животного и античе­ловеческого в человеке и обществе». В этой связи необхо­димо проследить эволюцию че­ловека в придаток техники и компьютера в развивающейся техно­генной цивилизации.

Необходимо дать определение понятиям «социализация» и «инкультурация». Выяс­нить, как социокультурная система влияет на личность человека. Формы социализации личности в разной социокультурной среде.

2. Огромную роль в обеспечении функционирования общества играет регулятивная (норма­тивная) функция культуры. Смыслы – как регулятивы культуры. В первобытном обществе роль регулятора отношений играла система запретов и предписаний – табу. При переходе человечества на более высокие ступени цивилизационного развития происходит зарождение нравственности и нравственных форм поведения. Культурные ценности и нормы. Выявить отличия норм нравствен­ности от норм табу. Соотношение нравственно­сти и морали, их отличие. Мораль и право, их об­щие черты и черты различия, их роль как регулятивов в обществе и культуре. Мораль и этикет. Роль этикета в качестве регулятора в культуре. «Нормативная недостаточность» (например, страны Европы) и «нормативная избыточность» (например, Китай) в культуре. Культурные тради­ции.



Интегративная функция культуры. Объяснить тесную взаимосвязь между интегра­тивной и коммуникативной функциями. Сохранение культурного наследства, традиций, исторической па­мяти как необходимые условия связи поколения людей. Объяснить зна­чение понятий «интегра­ция» и «дезинтеграция». Роль религии и идеологии в процессе ин­теграции. Противоречивый ха­рактер интегративной функции культуры. Выяснить, какую роль религия и идеология играет в процессах дезинтеграции. Дать определение термина «глобализация». Глобализация и интеграция, их социокультурная специфика. Подумайте, каким содержанием наполнен процесс глобализации на современном этапе развития чело­вечества. Неоднозначность оценок всемирной глобализации культуры. Проанализировать существующие проблемы сохранения культурной уникальности в условиях всемирной глобализации. Данную проблему можно рассмотреть на примере некоторых стран, напри­мер, Японии. Глобализация как вариант культурной модернизации. Культура и гло­баль­ные проблемы современности.

3. Семиотическая (знаковая) функция культуры. Необходимо дать определение поня­тия «знак». Семиотика – учение о знаках. Мир вещей и мир знаков: формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не обозначены челове­ком, они для нас не существуют. Знак и значение знаков (смысловое содержание знака). Явление культуры как знаков и совокупности знаков.

Пять основных типов знака и знаковых систем:

а) естественные знаки, знаки-признаки и их роль в ориентации в природной среде;

б) функциональные знаки и их роль в деятельности людей; кодирование и декодиро­вание функциональных знаков;

в) конвенциональные (условные) знаки, их типы (знаки-сигналы, знаки-индексы, знаки-об­разцы, знаки-символы), глубинный историко-культурный смысл символа;

г) вербальные знаковые системы – естественные языки. Базисной структурной еди­ницей языка является слово. Слово состоит из звуков – фонемов, которые не являются знаками, потому что у них самих по себе нет значения. Лексика – словарный фонд языка. Каждое слово имеет оп­ределенное значение. Значение – это смысловое содержание слова. Многие слова имеют множе­ство значений. Такое явление называют полисемией. Культура речи. Язык и общение.

д) знаковые системы записи. Изобретение знаковых систем записи – одно из вели­чайших достижений человеческой мысли. Знаковые системы на базе других знаковых систем (музыки, танца). Письмо – важнейшая система записи знаков естественного языка.

Культурные коды: формализованные языки. Использование логико-математического аппа­рата. Языки электронно-вычислительной техники и компьютерных систем. Знаки до­рожного дви­жения. Культурные коды как носители социокультурной информации. Роль культурных кодов в социализации (инкультурации) личности. Хранение, переработка и трансляция информации. Ме­ханизм социальной наследственности, ее отличия от биоло­гической наследственности. Социаль­ная память и ее роль в информационном процессе.

Коммуникативная функция культуры. Необходимо подчеркнуть роль общения в ис­тории че­ловечества. В этой связи нужно рассмотреть развитие форм и способов коммуни­кации в культур­ной истории человечества. Общение на ранних ступенях антропогенеза. Непосредственные кон­такты с помощью жестов и звуков. Возникновение членораздель­ной речи как нового средства коммуникации. Изобретение письменности как основы письменной и книжной культуры. Только создание письменности позволило человеческой культуре выйти из первоначального примитив­ного состояния. Без письменности развитие науки, техники и искусства было бы невозможным. Необходимо рассмотреть стадии раз­вития письменности: так называемое «предметное письмо», пиктография (рисуночное письмо), иероглифическое письмо (рисунки приобретают схематиче­ский характер), алфа­витное письмо. Возникновение средств массовой коммуникации: печать, ра­дио, телевиде­ние, компьютерные сети (глобальная сеть Интернет). Выявить их позитивные и нега­тив­ные стороны. Подчеркнуть значение усиления коммуникативных возможностей в про­цессе глобализации. Перспективы дальнейшего развития компьютерных сетей и техноло­гий. Межкуль­турные коммуникации.

4. Все функции культуры находят свое выражение в социальных институтах, к кото­рым от­носятся государство, семья, экономика, СМИ, образование и др. Социальный ин­ститут представ­ляет ряд компонентов – обозначьте структуру социального института. Со­циальные институты ор­ганизуют и координируют деятельность людей в каждой сфере. Здесь нужно обратить внимание на многофункциональность социальных институтов.

В доиндустриальном обществе культурная деятельность еще не выделилась как са­мостоя­тельная и поэтому не опирается на особые институты. Основным самостоятельным институтом духовной деятельности является религия.

Государство как социокультурный институт. Государственная культурная политика, ее за­дачи и структура. Взаимодействие государства и культуры. Роль государства в под­держке куль­турной деятельности. Борьба деятелей культуры с попытками регламентации художественного и интеллектуального творчества. Подумайте, в каких случаях возможно вмешательство государ­ство?

Образование как социальный институт культуры. Образование можно определить как про­цесс, систему и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентаций и опыта, накопленного в обществе. Взаимовлияние образования и культуры. Образование делится на общее и профессио­нальное. Перечислите основные задачи, решаемые общим и профес­сиональным образованием. Общее образование преследует цели преимущественно ин­культурации личности. Специализиро­ванное образование преследует совершенно иные социокультурные цели. Акцентируйте свое вни­мание на процессе социализации.

Необходимо также рассмотреть ряд других социальных институтов культуры, на­пример, се­мья, религия.

Выводы: Культура имеет определяющее значение в развитии человеческого обще­ства. Ме­ханизмом социальных действий культуры являются функции культуры. Именно функции опреде­ляют взаимоотношение культуры и общества. Несмотря на разноплано­вый и многоуровневый ха­рактер основные функции находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Только все вместе они обеспечивают процессы культурной динамики. Свое вы­ражение функции находят в социальных институтах культуры. К ним относятся государ­ство, образование, семья, религия и другие.

 

Семинарское занятие №2.

Тема: Морфология культуры. Этническая, национальная, элитарная и массовая культура.

План:

1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и взаимопро­никнове­ние материальной и духовной культуры.

2. Этническая, национальная, массовая культуры. Элитарная культура, как оппозиция массовой культуры.

3. Специфические культуры: субкультура и контркультура. Роль контркультуры в дина­мике куль­туры.

Цель: познакомить студентов с наиболее распространенными принципами класси­фикации культуры; дать представление о внутренней структуре культуры, ее организаци­онно-функцио­нальном строении.

Основная литература:

1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2006. – С. 150-165 (3в.).

2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001. – С. 71-83 (2в.)

3. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 2001. – С. 49-51 (2в.).

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005. – С. 278-315.

5. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004. – С. 139-144 (3в.)

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 229-262 (1-3вв.)

7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 139-163 (1-3вв.)

Дополнительная литература:

1. Введение в культурологию: Конспект лекций. – М.: МНЭМ, 1992. – С. 14-17 (1,2вв.)

2. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. Попова Е.В. – М., 1996. – С.62-70 (2в.)

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1997. – С. 261-270, 422-427, 406-418,435 (2в.)

4. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Ростов-н/Д., 1997. – С. 326-333 (2в.)

5. Культурология. – М.: Общество «Знание», 1993. – С. 15-17, 36-45 (1в.), 110-120 (2в.), 120-124 (3в.)

6. Малюга Ю.Я. Культурология. – М., 1999. - С. 24-31 (1в.)

7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М., 1998. – С. 30-36 (1в.), 78-79 (2в.), 79 (3в.)

8. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. – С. 56-71 (1в.), 313-339 (3в.)

9. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. – М., 1996. – С.82-180 (1в.)

Методические указания

1. В первую очередь, необходимо отметить значение термина «морфология куль­туры». Мор­фология культуры – составная часть теории культуры, изучающая основные структурные эле­менты, типичные формы культуры, как сложной целостной системы, принципы их взаимодейст­вия. Существует множество концепций, делящих культуры по разным основаниям. Наиболее рас­пространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности – мате­риальная и духовная; по носителю культуры – на­родная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Необходимо под­черкнуть условность границ между материальной и духовной формами: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

Нужно раскрыть сложную структуру материальной культуры. Она делится на тех­нико-тех­нологические и предметно-продуктивные компоненты. Технико-технологическая сфера делится в свою очередь на навыки, приемы какой-либо деятельности и машины, ме­ханизмы, приборы, т.е. орудия производства. Предметно-продуктивный слой материаль­ной культуры имеет, в свою оче­редь, ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений. Исследо­ватель М.С. Каган считает, что существует три формы материальной предметности – че­ловеческое тело, техническая вещь и социальная ор­ганизация. Первая форма порождает физическую культуру, остальные – материальную культуру.

Материальная культура органически связана с человеком, обществом и ее духовной обла­стью. Эту связь можно проследить на конкретных видах, типах материальной куль­туры как оде­жда, оружие, жилище и т.п. Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например: произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства).

Духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духов­ного бытия. Она включает в себя знания, ценности, проекты и саму духовную дея­тельность по производству духовных продуктов. Обратите внимание, что духовная куль­тура вырастает как иде­альная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духов­ная культура играет подчиненную по отношению к матери­альной, может ли она играть ведущую роль?

Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они выра­батываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль ин­теллигенции в этом процессе? Духовные ценности тесно связаны с формированием куль­турной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира?

Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют?

2. Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировались в ходе исто­рического развития. Изучение этнической (народной), национальной, массовой и элитар­ной культур необхо­димо начать с определения понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от пред­ставлений в других общественных науках. Обратите внимание на характерные черты этих подразделений культуры, в каких сферах культуры они проявляются. Каким образом взаимодействуют этническая и национальная, нацио­нальная и массовая, а последняя с элитарной культурами.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре. Культурная самоидентифи­кация личности.

Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите при­меры различных вариантов формирования национальных культур. Процесс формиро­вания нации, национального языка, литературы и культуры. Национальная интеллигенция как носитель нацио­нальной культуры. Взаимодействие национальной и этнической куль­тур при определенных усло­виях могут доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре).

Рассматривая массовую культуру необходимо разъяснить понятие «массы», выде­лить харак­терные признаки «человека-массы» и массового сознания, позитивные и нега­тивные стороны мас­совой культуры. Подумайте, какие технологические и социальные факторы способствовали фор­мированию массовой культуры. Какое место занимает мас­совая культура в системе рыночного хо­зяйства. Массовая культура и личность: агрессив­ный характер массовой культуры. Реальность уг­розы снижения культурного уровня обще­ства – социальные и этнические функции массовой куль­туры.

В противоположность массовой культуре выделяют элитарную культуру. Дать зна­чения по­нятия «элита». Современные теории элит: биологическая, психологическая, тех­ническая, органи­заторская, распределительная, художественно-творческая. Проявления элитаризма особенно про­сматриваются в художественном творчестве. Каковы характер­ные признаки элитарного искус­ства? Эстетический изоляционизм («Мир искусства») и панэстетизм как два проявления элитар­ного искусства.

3. Специфические культуры: субкультура и контркультура. Специфические культуры как противоположность «серединной» (официальной) культуре. При подготовке по дан­ному вопросу следует включить следующие проблемы: причины возникновения, отличи­тельные черты, специ­фика субкультур. Субкультурные образования возникают на основе социальных, конфессиональ­ных, этнических, демографических особенности развития культуры. Необходимо акцентировать внимание на том, что субкультуры не стараются подменить собой официальную главенствующую культуру. Они в большей мере способ­ствуют постепенным эволюционным и мирным преобразо­ваниям.

Оппозиционные культуры в обществе - контркультуры. В чем различия субкультуры от контркультуры. Центральная проблема - роль контркультуры в динамике культуры. Контркуль­тура как фактор обновления господствующей культуры. Возможность превра­щения контркуль­туры в господствующую культуру, против которой формируется новая контркультура. Контркуль­тура и антикультура, черты сходства и отличия. При каком ус­ловии контркультура превращается в антикультуру. Подумайте, какие можно привести примеры из истории в контексте данной про­блемы. Также необходимо использовать мате­риал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите вни­мание на их функцию и направления. Выделите отличие и сходство западных и россий­ских молодежных субкультур.

Выводы: Культурные формы разнообразны и многочисленны. Поэтому в культуро­логии нет общепринятого определения культурных форм. Среди культурных форм выде­ляют более крупные типы и формы меньшего уровня, занимающие отдельные «подобла­сти» культурного пространства. Наиболее распространенными принципами классифика­ции культуры являются: по родам деятель­ности – материальная и духовная; по носителю культуры – народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Наряду с официальной культурой существуют специфические культуры – субкультуры и контр­культуры. Субкультуры не противопоставляют себя официальной культуре. Контркуль­тура, напротив, притязает на лидирующее положение.

 

 

Семинарское занятие №3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.