Сделай Сам Свою Работу на 5

Дополнительные соображения

Питер предлагает принять во внимание следующие дополнительные соображения перед тем, как выходить на фондовый рынок:

I. Кто в команде уже руководил бизнесом? Существует большая разница между руководством бизнесом и мечтами о новом виде продукции или новом бизнесе. Занимался ли этот человек выплатами заработной платы, сотрудниками, налоговыми или правовыми вопросами, контрактами, переговорами, разработкой продукции, управлением денежным потоком, привлечением капитала и т. п.?

Вы можете заметить следующее: большая часть того, что считает важным Питер, содержится в треугольнике Б—И богатого папы. Поэтому суть вопроса сводится к следующему: Хорошо ли вы (или кто-нибудь из вашей команды) владеете всем треугольником Б—И?

II. Какую часть компании вы хотите продать? Именно здесь на сцену выходит понятие "листов".

Еще я заметил, что в течение всех трех лет, которые я работаю с Питером, он всегда знает конечную цель компании еще до того, как начинает ее создавать. Он знает, что его цель — продать компанию на открытом фондовом рынке Он может еще не знать, как именно он будет идти к этой цели, но главное — это то, что она уже поставлена. Я упоминаю об этом, потому что очень много владельцев бизнеса начинают его без четкой цели относительно его окончания. Многие владельцы начинают бизнес потому, что считают его хорошим, но у них нет плана относительно того, как из него выйти. Основополагающей стратегией для любого хорошего инвестора является стратегия выхода. То же самое можно сказать и про предпринимателя, который собирается создавать бизнес. Прежде чем начать его создавать, сформулируйте четкий план выхода из него.

Перед созданием бизнеса вам будет полезно обдумать следующие вопросы:

1. Собираетесь ли вы его продавать, оставлять себе, или передавать по наследству?

2. Если вы собираетесь продавать его, как вы собираетесь это делать — в частном порядке или через фондовый рынок?

а) продать компанию в частном порядке может оказаться так же сложно, как и через фондовый рынок;



б) найти подходящего покупателя может оказаться сложно;

в) может оказаться трудно найти финансирование для бизнеса;

г) вы можете получить бизнес обратно, если новый владелец не в состоянии заплатить вам или плохо управляет бизнесом.

III. Имеется ли у будущей публично котируемой компании хорошо написанный и хорошо продуманный бизнес-план? Этот план должен включать в себя:

1. Команду и ее опыт. 2 Финансовые отчеты.

а) стандартное требование: наличие финансовых отчетов за три года, подтвержденных аудитором.

3. Предполагаемый денежный поток.

а) я рекомендую очень консервативный прогноз денежного потока на три года вперед.

Питер утверждает, что инвестиционные банкиры не любят управляющих и предпринимателей, которые раздувают свои ожидания относительно будущих доходов. Питер также отмечает, что Билл Гейтс из "Microsoft" часто занижает предполагаемые доходы. Это великолепная стратегия поддержания высокого уровня цен на акции. Когда управляющие преувеличивают, а ожидания в отношении доходов не сбываются, цена на акции часто падает, а инвесторы теряют доверие к компании.

IV. Кто составляет рынок? Насколько он велик? Каковы возможности его расширения для продукции компании?

Существует рынок для вашей продукции, но существует еще и рынок акций вашего бизнеса. В каждый период времени одни типы компаний более привлекательны для покупателей акций, чем другие. В момент, когда я пишу эти строки, вкусом сезона являются компании в области высоких технологий и Интернет-компании.

Когда у человека есть компания, публично котируемая на фондовом рынке, часто говорят, что это все равно что иметь две компании вместо одной: одна компания — для ваших обычных клиентов, другая — для ваших инвесторов.

V. Кто входит в ваш совет директоров или консультационный совет? Рынок основан на доверии. Если у компании эти советы сильны и пользуются уважением, на рынке будет больше уверенности в будущем успехе бизнеса.

Питер советует: "Если кто-то подходит к вам и говорит: «Я собираюсь вывести компанию на фондовый рынок», спросите этого человека: «Кто в вашей команде выводил компании на фондовый рынок и каково их количество?» Если человек не может ответить на этот вопрос, попросите его выяснить и прийти с ответом. Большинство не возвращается".

VI. Владеет ли компания чем-либо эксклюзивным? У бизнеса должно быть что-то особенное, чего нет у других компаний. Это может быть патент на новый вид продукции или лекарство, право на разработку нефтяного месторождения, торговая марка наподобие "Starbucks" или "McDonald's". Даже люди, являющиеся общепризнанными специалистами в своем деле, могут считаться активом. Примерами таких людей-активов являются Марта Стюарт, Стивен Джобс, когда он начинал свою новую компанию ("Apple Computer"), или Стивен Спилберг, когда он создавал свою новую кинокомпанию. Люди инвестировали в этих людей за их прошлые успехи и будущий потенциал.

VII. Есть ли у компании что рассказать? Я уверен, что Христофору Колумбу было что рассказать своим андеррайтерам — королю и королеве Испании, — прежде чем они собрали для него капитал, чтобы плыть к краю земли. Хорошая история должна заинтересовывать, зажигать и заставлять людей заглядывать в будущее и немного мечтать. Но, кроме этого, за историей должна быть целостность, потому что наши тюрьмы полны великими рассказчиками, не обладающими целостностью. VIII. Есть ли запал у людей, занимающихся компанией? Это самое главное, что Питер ищет в людях. Он говорит, что самое первое и самое последнее из того, что он ищет в любом бизнесе — это запал у владельца, лидеров и команды: "Без запала даже лучший бизнес, лучший план и лучшие люди не добьются успеха".

Вот выдержка из статьи в журнале "Fortune" о 40 самых богатых людях моложе 40 лет:

"Люди с дипломом магистра управления бизнесом не вписываются в пейзаж Силиконовой долины. Магистры управления бизнесом традиционно ненавидят риск. Причина, по которой большинство людей идут в бизнес-школы, — обеспечить себе работу с шестизначным окладом. Ветераны Силиконовой долины смотрят на людей из бизнес-школ и не видят в их глазах того огня, которым светились их глаза, когда они были романтиками-ренегатами. Магистры бизнеса смотрят на Сили коновую долину и видят нечто совершенно непохожее на то, чему их учили в бизнес-школе. Майкл Левин пришел в "eBay" после окончания факультета бизнеса университета в Беркли. Бывший инвестиционный банкир, он не говорит с той же страстью, что присуща завзятым предпринимателям. У него и рабочий день короче, чем у большинства, — 60 часов в неделю вместо обычных 80. «Я буду рад, если через 10—15 лет у меня будет 10—15 миллионов долларов, добротно инвестированных, — сказал он. — Но я хочу еще и пожить. Не знаю. Может, я еще не дошел до этого»".

Богатый папа сказал бы, что явно не дошел. Он часто предупреждал меня о необходимости видеть разницу между преуспевающими руководителями корпораций и преуспевающими предпринимателями. Он говорил: "Есть разница между человеком, который карабкается вверх по служебной лестнице корпорации, и человеком, который сам создает служебную лестницу. Вся разница в том, что именно ты видишь, когда смотришь вверх. Один видит голубое небо, а другой видит... В общем, если ты не главная собака в стае, то видишь всегда одно и то же".

Как привлечь деньги?

Питер рассматривает четыре источника денег:

1. Друзья и семья.Эти люди любят вас и часто дают вам деньги, не глядя. Он не рекомендует этот. И Питер, и мой богатый папа часто говорили: "Не давайте детям деньги. Это делает их слабыми и зависимыми. Вместо этого учите их привлекать деньги".

Богатый папа в этом вопросе шагнул еще дальше. Как вы, возможно, помните, он не платил своему сыну и мне зарплату, когда мы работали на него. Он говорил: "Платить людям за работу — значит учить их думать как наемные работники". Вместо этого он заставлял нас искать возможности для бизнеса и создавать его. Вы, наверное, помните историю с комиксами. Сегодня я продолжаю делать то же самое. Я ищу возможности для создания бизнеса, в то время как другие ищут высокооплачиваемую работу.

Богатый папа не считал, что быть наемным работником плохо. Он любил своих сотрудников. Он просто учил своего сына и меня думать по-другому и понимать разницу между владельцем бизнеса и другими должностями. Он хотел, чтобы, когда мы вырастем, у нас было больше, а не меньше возможностей для выбора.

Мы создали учебную игру "Денежный поток для детей" для родителей, которые хотят обеспечить своим детям больше возможностей для выбора в плане финансов и уберечь их от попадания в долговую ловушку, как только они покинут дом. И еще она создана для тех родителей, которые предполагают, что их дети могут стать следующим Биллом Гейтсом из "Microsoft" или следующей Анитой Роддик из "Body Shop". Эта игра дает раннее финансовое образование по управлению денежным потоком, в котором нуждается каждый предприниматель. "Денежный поток для детей" научит их навыкам в управлении денежным потоком до того, как они покинут родительский дом.

2. Ангелы.Это богатые люди, которые одержимы желанием помогать новым предпринимателям. В большинстве крупных городов есть группы, поддерживающие начинающих предпринимателей финансово, а также давая советы, как стать богатыми молодыми предпринимателями.

Ангелы понимают, что город с развивающимся молодым бизнесом — это растущий город. И он будет процветать настолько, насколько процветает внем предпринимательский дух. Эти ангелы оказывают неоценимую услугу любому городу. Сейчас, при помощи компьютеров и Интернета, даже самые отдаленные города могут пробудить к жизни дух предпринимательства. Многие молодые люди покидают маленькие города в поисках больших возможностей. Я думаю, эта потеря юных дарований вызвана тем, что наши школы учат молодых людей искать работу. Если бы их учили создавать бизнес, многие маленькие города продолжали бы процветать, пользуясь тем, что могут электронным способом подключиться к остальному миру. Группы независимых граждан, действующих в качестве "групп ангелов", могли бы творить чудеса в деле оживления маленьких городов.

То, что Билл Гейтс сделал для Сиэтла, что Майкл Делл сделал для Остина в штате Техас и что Алан Бонд сделал для Фримантла в Западной Австралии, и есть проявление силы предпринимательского духа. И предприниматели, и ангелы играют важную роль в придании жизненной силы городу.

3. Частные инвесторы.Это люди, которые инвестируют в частные компании. Являясь аккредитованными инвесторами, они более искушенные, чем средние, во всяком случае, должны быть таковыми. Их выигрыш бывает больше, чем у остальных, — как, впрочем, и проигрыш. Поэтому, прежде чем инвестировать крупные суммы денег в частные компании, рекомендуется получить финансовое образование и опыт бизнеса.

4. Публичные инвесторы.Это люди, которые инвестируют в акции публичной подписки компаний, котируемых на фондовом рынке (рынке ценных бумаг для масс). Поскольку эти инвестиции предлагаются массам, они обычно находятся под пристальным вниманием агентств вроде КЦББ. Ценные бумаги, продаваемые таким образом, обычно содержат в себе меньше риска, чем инвестиции, осуществляемые в частном порядке. Тем не менее там, где речь идет об инвестициях, всегда присутствует риск. На первый взгляд это противоречит моим словам о том, что у человека изнутри больше возможностей управления и, следовательно, меньше риска. Но надо иметь в виду, что частный инвестор не всегда имеет возможность управления. КЦББ требует строгого соблюдения требований отчетности и открытости информации, чтобы снизить риск для публичных инвесторов, которые определенно не имеют контроля над инвестицией.

Рекомендации Питера

Обсуждая с Питером основные моменты, касающиеся выведения компании на фондовый рынок, я спросил его, что бы он мог посоветовать человеку, который хочет научиться привлекать значительные суммы капитала. Он ответил: "Если он намерен выводить компанию на фондовый рынок, я рекомендую ему ознакомиться со следующими источниками финансирования". Вот они:

1. Меморандумы частного размещения[27].С них нужно начинать формальную деятельность по привлечению капитала. Это способ привлечения денег из серии "сделай сам". Он позволяет вам диктовать свои условия в надежде на то, что вы заинтересуете инвесторов.

Питер настоятельно рекомендует вам начинать этот процесс, наняв юриста, специализирующегося в области корпоративного права и ценных бумаг. Именно здесь начинается ваше формальное образование, если вы действительно намерены начать с малого и расти. Это начинается с платы за услуги юриста и, что очень желательно, следования его советам. Если советы вам не нравятся, лучше всего найти другого юриста.

Большинство юристов дадут вам одну бесплатную консультацию или же вы можете пригласить их в ресторан. Этот тип профессиональных консультантов имеет решающее значение для вашей команды в самом начале и когда вы уже начнете расширяться. Я лично дорого заплатил, чтобы это понять, пытаясь заниматься этим самостоятельно, чтобы сэкономить несколько долларов. Эти несколько долларов впоследствии стоили мне целого состояния.

2. Венчурные капиталисты (ВК).Они, как и мой друг Марк, занимаются тем, что предоставляют капитал. Люди обычно обращаются к ВК тогда, когда все другие возможности — личные средства, деньги семьи и друзей, деньги своего банкира — уже исчерпаны. Питер говорит: "ВК часто предлагают драконовские условия, но если они хороши в своем деле, то обязательно обеспечат доходы".

ВК часто становятся вашими партнерами и помогают компании войти в форму и перейти к следующему уровню финансирования. Можно сказать, что это аналогично тому, когда человек приходит в гимнастический зал и нанимает профессионального тренера, чтобы он привел его тело в форму. ВК действует как личный тренер, позволяющий вашему бизнесу войти в финансовую форму и таким образом стать привлекательным для других инвесторов.

3. Инвестиционные банкиры.К ним вы обычно приходите тогда, когда готовы предложить свою компанию фондовому рынку. Инвестиционные банкиры часто собирают деньги для IPO и вторичных предложений ценных бумаг. Вторичное предложение — это публичное предложение на фондовом рынке акций компании, которая уже привлекла капитал посредством первоначального публичного предложения. Когда вы видите в финансовых газетах вроде "The Wall Street Journal" большие рекламные полосы, они, в основном, — от инвестиционных банкиров, которые информируют рынок о спонсируемых ими предложениях.

Примечание Шэрон

Существует еще один, так называемый "мезониновый" тип финансирования, или "финансовый мост". Компания обычно обращается к этому виду тогда, когда она уже прошла ранний этап становления, но еще не совсем готова к IPO.

Важен первый шаг

Если вы готовы попробовать свои силы в привлечении капитала для своего бизнеса, разумно будет начать с РРМ. Питер советует сделать по следующим причинам:

1. Вы начинаете беседовать с корпоративными юристами, которые являются специалистами в этой области. Встретьтесь с несколькими. Ваше образование и ваши познания будут расти с каждой беседой. Спросите юристов об их неудачах и успехах.

2. Вы узнаете о разных типах предложений, которые вы можете сделать, и о том, как юридически их оформить. Иначе говоря, не все предложения одинаковы. Разные типы предложений предназначены для разных целей.

3. Вы начинаете понимать стоимость своего бизнеса и вырабатывать условия, предпочтительные для вас при его продаже.

4. Вы начинаете формально беседовать с потенциальными инвесторами, а также практиковаться в искусстве и науке привлечения капитала. Вам следует преодолеть страх, во-первых, предложить себя, во-вторых, — перед критикой, в-третьих, — перед отказом или отсутствием ответа.

Питер дает такой совет: "Я видел людей, которые великолепно представляют свой проект, но не смеют в конце взять чек с оплатой. Чему следует учиться предпринимателю, так это потребовать свой чек. Если вы не умеете этого делать, возьмите себе партнера, которые умеет".

Питер также говорит то, что говорил мой богатый папа: "Если хотите быть в этом бизнесе, вы должны научиться продавать. Способность продавать — это самое важное умение, которому можно научиться и продолжать совершенствовать. Привлечение капитала — это продажа товара другого типа другому типу аудитории".

Люди не преуспевают в финансовом отношении в основном потому, что не умеют продавать. Они не могут этого делать по разным причинам: им не хватает уверенности в себе, они бояться услышать отказ или не в состоянии предложить свои услуги. Если вы серьезно намерены стать предпринимателем и нуждаетесь в развитии у себя уверенности и умения продавать, я настоятельно рекомендую вам найти компанию сетевого маркетинга, у которой имеется хорошая обучающая программа, поработать с ними по крайней мере пять лет и научиться тому, как уверенно продавать. Тогда вы не будете бояться подходить к людям, подвергаться критике, услышать отказ или потребовать плату.

Даже сегодня я продолжаю работать над преодолением собственного страха перед возможностью отказа, совершенствую свою способность справляться с разочарованием и учусь бороться с низкой самооценкой. Я выявил прямую зависимость между своей способностью справляться с перечисленными препятствиями в собственной жизни и своим финансовым благополучием. Другими словами, когда эти препятствия начинают брать надо мной верх, мои доходы начинают уменьшаться. Когда же я их преодолеваю (а это никогда не прекращающийся процесс), мои доходы возрастают.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.