Сделай Сам Свою Работу на 5

Процессуально-техническая модель семейной психотерапии





 

Этап семейной психотерапии Техники и технические приемы, используемые в семейной терапии
Общие техники Техники семейной терапии
1. Установление контакта с семьей Техники установления контакта. Технические приемы ведения беседы Техники присоединения к семейной системе
2. Сбор информации о проблемной ситуации и особенностях взаимо­отношений членов дисфункциональной семьи Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выясне­ние, перефразирование, уточ­нение, отражение и выяснение чувств, интерпретация, обобщение и др.) Циркулярное интервью. Про­слеживание циркулярных после­довательностей. Техники, используемые для диагностики семенной системы (определение типа структурных нарушений и дисфункциональных паттернов семейного взаимодействия): социометрические техники, техники, основанные на использовании воображения
3. Выдвижение и проверка терапевтических гипотез Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выяс­нение, перефразирование, уточнение, отражение и выяс­нение чувств, интерпретация, обобщение и др.) Социометрические техники. Техники, основанные на использовании воображения
4. Психотерапевтическое вмешательство Конфронтация. Прямые директивы. Интерпретации. Структурные вмешательства. Техники, основанные на использовании воображения. Парадоксальные техники. Поведенческие техники
5. Завершение психотерапии Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.) Социометрические техники, техники, основанные на исполь­зовании воображения, предна­значенные для диагностики произошедших в семье изме­нений и определения эффек­тивных способов использования внутренних ресурсов семьи

Существует ряд неспецифических техник, которые могут использоваться на разных этапах как семейного консультирования, так и психотерапии. Общие (неспецифические) техники обслуживают сам процесс терапии, способствуя поддержанию контакта с семьей, достижению взаимопонимания, передаче ин­формации семье и т. п. Техники семейной терапии направлены на достижение изменений в семейной системе на любом из уровней ее функционирования:





□ индивидуальном — изменения наступают на уровне поведения отдель­ных членов семьи;

П микросистемном, предполагающем изменения структуры нуклеарной семьи и способов взаимодействия ее членов;

□ макросистемном —качественные изменения касаются взаимоотноше­ний членов расширенной семьи;

□ мегасистемном, результатом изменения которого становится повыше­ние степени эффективности взаимодействия семьи с социальными ин­ститутами.

В таблице 21 представлена процессуально-техническая модель, отражаю­щая целесообразность применения общих (неспецифических) и специфичес­ких техник на определенных этапах терапевтического процесса в семейной психотерапии.

Этапы процесса семейной терапии мы рассматриваем как взаимосвязан­ные и взаимозаменяемые модули (за исключением первого и последнего эта­пов). Так, в процессе психотерапии диагностика семейных отношений неотде­лима от терапевтического вмешательства. Кроме того, этапы диагностики и коррекции не являются строго фиксированными. Терапевту приходится неод­нократно в ходе работы с семьей отслеживать изменения, происходящие в фун­кционировании семьи, корректируя свою работу и определяя направление даль­нейших интервенций.

ОБЩИЕ ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ

Основные инструменты психолога и психотерапевта, независимо от при­надлежности к той или иной психотерапевтической школе, - это навыки на­блюдения за клиентом (семьей), проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невер­бальные формы коммуникации. Используемые в семейной психотерапии тех­ники (техники слушания и воздействия) аналогичны используемым в индиви-



дуальном психологическом консультировании и психотерапии (Алешина Ю. Е., 1994; Айви А. Е. с соавт, 1999; Кочюнас Р., 1999, и др.).

Так, например, селективное внимание при работе с семьей проявляется в том, что психотерапевт избирательно обращает внимание или выборочно игнориру­ет некоторые взаимодействия и высказывания членов семьи. В идеале психоте­рапевт должен следить за всеми проявлениями семьи, анализировать их взаимо­действия, отслеживать телесные проявления. Так как семья — сложный объект для наблюдения и воздействия, с ней часто работает команда психотерапевтов.

Обычно психотерапевт активно использует и вербальные, и невербальные средства общения с семьей. К помощи слов терапевт в большей мере прибега­ет с целью передачи информации, в то время как невербальный канал приме­няется им для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, со­переживания.

В свою очередь, вербальные и невербальные проявления членов семьи и в особенности соотнесение того, что члены семьи рассказывают о себе и о про­блемной ситуации, с выражением их лиц, жестами, характером поз, размеще­нием в пространстве, служат источником важной информации, которая мо­жет быть использована психотерапевтом в работе с ними.

С самого начала терапии важно помнить о том, что семья обратилась за по­мощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонст­рация технических приемов.

Если психолог хочет, чтобы его клиенты чувствовали себя уютно, он должен соблюдать золотое правило — «держать нужную дистанцию». Лучше всего дать членам семьи возможность самостоятельно выбрать удобное для них расстояние.

Анализируя свое первое впечатление о семье, психолог может задать себе следующие вопросы:

□ Как относительно друг друга сели члены семьи? Каковы предваритель­ные гипотезы о структуре семьи?

О На каком расстоянии от терапевта сели разные члены семьи? Кто ближе всех, кто дальше?

П Изменяют ли члены семьи дистанцию на протяжении сессии?

Если кто-либо из членов семьи часто меняет дистанцию во время сессии, нужно обратить на это его внимание и выяснить, осознает ли он свое невербаль­ное поведение, а также отношение остальных членов семьи к его поведению.

Ниже представлен краткий обзор общих техник (микротехник) и технических приемов консультирования и психотерапии, используемых при работе с семьей.

Техники и виды слушания

Навыки слушания помогают выявить новые факты, понять поведение, мыс­ли и чувства клиента. К их числу относятся умение грамотно формулировать вопросы, минимизация ответов, невмешательство, выяснение, подведение итогов и др., подразумевающие использование определенного ряда техник.

Построение контакта с семьей при помощи вопросов

Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков семейного психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента. Психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей.

Таблица 22 Целевое назначение вопросов

Цель вопроса Вид вопроса Примеры
Получение информации Анализ ситуации и причин ее возникновения;конкретизация; выявление представлений чле­нов семьи о причинах возникших дисфункций Когда это случилось? Как Вы думаете, почему это происходит? Что, на ваш взгляд, привело к...?
Стимулирование семьи на более подробный рассказ Побуждение клиентов иллю­стрировать свой рассказ примерами Вы можете рассказать о какой-нибудь конкретной ситуации?
Проверка терапевти­ческих гипотез Выявление закономерностей в функционировании семейной системы Правильно ли я поняла, что каж­дый раз, когда отец возвраща­ется из поездки, сын начинает плохо себя вести в школе?
Выявление чувств членов семьи Получение информации о харак­тере эмоциональных пережи­ваний членов семьи Что вы чувствовали в этот момент? Вы расстраиваетесь, когда Ваш муж приходит домой в состоянии опьянения?
Выявление внутрисемейных ресурсов Выявление сильных сторон семьи, ее способностей реорганизовываться Вспомните, были ли в Вашей семье сложные ситуации? Как семья справилась с ними?

Открытые вопросыобычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «мог­ли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от членов семьи, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность по­лучить важную информацию о сути семейных затруднений. Например, откры­тый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от семейной психотерапии?» позволяет членам семьи сформулировать без ограничений свой ответ.

Используя открытые вопросы, семейный терапевт может уяснить следую­щее:

О общую картину семейной дисфункции;

□ основные факты;

□ эмоциональное отношение членов семьи к этим фактам.

На стадии сбора информации необходимо выяснить, как сама семья пони­мает и объясняет свои проблемы, а также получить сведения, характеризую­щие особенности взаимодействия в семье и чувства относительно проблемной ситуации. Те же вопросы можно использовать на стадии выдвижения и про­верки терапевтических гипотез.

Семейному психотерапевту необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании членов семьи. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызы­вает у клиента желание защититься. В частности, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Закрытые вопросыобычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, что­бы выяснить детали, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. За­крытый вопрос, как правило, мешает членам семьи уклониться от темы разгово­ра. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учи­тывать при работе с легко внушаемыми членами семьи, с маленькими детьми. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает члену семьи выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени соци­ально приемлемыми, например: «Одни родители считают, что нужно наказы­вать детей, другие — что не нужно. А как думаете Вы?»

Не задавая семье вопросов, информацию о ней можно получить при помо­щи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отра­жение чувств.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство)— мик­ротехника, представляющая собой использование психотерапевтом тех «мини­мальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с семьей. Реплики психотерапевта дают возможность членам семьи высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее».

Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с семь­ей. Они снимают напряженность у членов семьи, помогают психологу выра­зить заинтересованность, понимание или одобрение.

Повтор (поддержка)— это прямое повторение сказанного клиентом либо ко­роткие комментарии («ну-ну», «так», «угу»). Этот прием облегчает беседу и под­держивает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешатель­ство психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать членам семьи, что психотерапевт их слушает и слышит.

Перефразирование (парафраз)— формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для пси­хотерапевта, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, на­сколько точно психотерапевт понимает того или иного члена семьи. Существу­ют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирова­ние: «Как я понял...», «Вы считаете...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы думаете...», «Если я правильно понял, Вы говорите о...» и др.

При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыс­лу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли членов семьи своими словами. Перефразирование по­зволяет внести своевременные коррективы в сообщения членов семьи в тех случаях, когда психотерапевт их неправильно понял.

Пересказ— это сжатое изложение основных слов и мыслей членов семьи. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулирован­ное психотерапевтом, причем обязательно должны использоваться самые важ­ные слова и обороты. Пересказ помогает психотерапевту свести воедино раз­ные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку семья может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направ­ленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является ис­пользованием техники перефразирования для больших объемов информации.

Отражение чувств.Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращает­ся к фактам, а отражение чувств — к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы психотерапевт умел отмечать для себя эмоциональные состоя­ния, чувства и переживания членов семьи.

Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение) и сообщить свои предположения о его чув­ствах— здесь могут быть использованы предложения-штампы: «Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд». Часто добавляется контекст данного переживания: «Галина, когда Ваш муж говорит о том, что Вы плохая хозяйка, похоже, Вы чувствуете обиду», «Иван, мне кажется, вы злитесь, когда Ваша жена сообща­ет, что Вы не помогаете ей с домашними делами». «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение)— микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для психотерапевта. Психолог обращает­ся к члену семьи с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы:

□ «Не повторите ли Вы еще раз?»

□ «Я не понимаю, что Вы имеете в виду».

□ «Объясните, пожалуйста, еще раз».

О «Мне не совсем ясно, о чем Вы говорите». П «Не объясните ли Вы это подробнее?»

Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, на­пример: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связан­ных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют за­щиты клиента1. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказыва­ния типа: «Я не совсем Вас понял» и др. В этом случае психолог не вносит своих

1 Вспомним классический вопрос: «Перестали ли Вы бить свою жену?» В том случае, когда пси­холог задает вопрос такого типа, требующий ответа «да» или «нет», любой ответ клиента будет невер­ным и потребует дополнительных разъяснений. Поэтому нужно очень осторожно использовать за­крытые вопросы, несущие оценку или интерпретацию.

интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи.

Осознание значения (смысла)связано с изучением того, что значит обсужда­емая ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои пережива­ния. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых он тоже сможет рассмотреть эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл имевших место в прошлом ситуаций.

Резюме (подведение итогов)позволяет психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме — микротехника, с помощью которой мож­но «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, ис­пытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Психотерапевт анализи­рует все сказанное до этого им самим и членами семьи, а затем представляет семье в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания по­лилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений членов семьи. Построение резюме включает в себя упо­рядочение сложного содержания высказываний всех членов семьи. Резюме обычно формулируется психотерапевтом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например:

□ «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о ...»

□ «Как я понял из Вашего рассказа...»

□ «Главными пунктами Вашей семейной истории являются...»

Резюме полезно использовать в конце терапевтической сессии, когда нуж­но кратко подвести итоги всему, о чем говорили члены семьи.

Фокус-анализ— важная микротехника слушания. При фокус-анализе пси­хотерапевт отражает главную тему взаимодействия с семьей. Возможны следу­ющие направления выбора фокуса при работе с семьей:

1. Фокус на отдельном члене семьи (личностные обращения, апеллирова­ние к мыслям и чувствам, желаниям клиента относительно себя).

2. Фокус на семье в целом.

3. Фокус на семейной проблеме.

4. Фокусирование на психотерапевте. Концентрация внимания на себе по­лезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у членов семьи чувство доверия.

5. Фокусирование на общности: «мы — фокус»: «Чего мы достигли за сего­дняшнюю встречу?», «Мне нравится, как сегодня Вы взаимодействуете».

6. Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многие семьи с детьми-подростками», «Такие затруднения испытывают многие семьи на дан­ном этапе своей жизни». (В основе проблем семьи часто лежат реальные истории их взаимодействия с социальными институтами — детскими садами, школами, медицинскими учреждениями и др.)

На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания.

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания)— это

самый основной вид слушания. Он состоит в умении психотерапевта молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность членов семьи. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от психотерапевта. Условным понятием также является и «нерефлексивность», потому что при этом психотерапевт остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтичес­кие гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с семьей.

Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны психотерапевта: кив­ков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлек­сивного слушания психотерапевт может выражать понимание, одобрение, под­держку, использовать микротехнику минимального подкрепления.

Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех си­туациях, когда:

П психотерапевту необходимо составить представление о семейной струк­туре, взаимодействии между членами семьи, семейных ролях и семей­ной иерархии;

□ члены семьи находятся в состоянии сильного эмоционального возбуж­дения;

□ членам семьи трудно четко сформулировать существующие в ней про­блемы;

П членам семьи необходимо выговориться и они пока не готовы выслуши­вать комментарии, вопросы и замечания;

О члены семьи переживают горе или утрату и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду.

Рефлексивное (активное) слушаниеиспользуется психологом для того, что­бы более точно понять суть высказываний членов семьи. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это созда­ет определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психоло­гу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

Например, жена сообщает психотерапевту: «Мой муж грубо обращается со мной». «Грубо обращается» — выражение, которое может иметь самые различ­ные значения: не помогает жене в домашних делах, игнорирует просьбы и сло­весные обращения, кричит на жену, избивает ее и др. Для того чтобы понять клиентку, психотерапевту необходимо уточнить, что она подразумевает под этими словами. С этой целью им может быть использован уточняющий во­прос: «Что именно Вы имеете в виду, говоря о том, что Ваш муж грубо обраща­ется с Вами?»

Психотерапевт поддерживает членов семьи в их способности проанализи­ровать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для них решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно им сле­дует сделать в тех или иных ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит определенный член се-

мьи либо понять суть семейного послания. Предполагается, что мысли и чув­ства членов семьи в процессе рассказа и выслушивания остальных участников психотерапии могут так изменяться, что семья начинает осознавать и разре­шать свои проблемы, переживать инсайты, самостоятельно находить ответы на собственные вопросы, преодолевать свои внутренние противоречия.

При рефлексивном слушании психотерапевт использует в основном навы­ки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

Эмпатическое слушаниевключает способность реагировать на другого че­ловека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия — это постижение эмо­ционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать.

Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания — не сочувствие, а со­переживание, то есть создание эмоционального резонанса переживаниям кли­ента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном пони­мании чувств другого человека. При этом психотерапевт не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рож-дерсу) — находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему соб­ственные чувства.

Эмпатическое слушание включает в себя понимание психологом чувств клиента и передачу этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании при­меняются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следо­вание, уточнение, перефразирование, резюме.

Техники воздействия

Помимо микротехник слушания, существуют техники воздействия на кли­ента и семью. Техники воздействия— это приемы активного вовлечения пси­хотерапевта в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента (семьи). Все теории консультирования и психотерапии базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. Уже своим присутствием семейный психотерапевт оказывает влияние на семью. В том случае, когда психотерапевт использует специальные приемы воздей­ствия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказа­нии воздействия на семью (как и при выслушивании семьи) психотерапевт поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кива­ет головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротех­ник коммуникативной практики, таких, например, как: директива, конфрон­тация, интерпретация и самораскрытие (Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэн-ДаунингЛ., 1999).

Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техниками выслу­шивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники

воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в ра­зумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретацияявляется основным инструментом психоанализа и широко используется во всех направлениях психотерапии. Согласно Р. Р. Гринсону, «ин­терпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным... Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому на­блюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену» (Гринсон Р. Р., 2003, с. 57).

Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой основывает свою работу психотерапевт. Интерпретация используется нечасто, так как обычно является вызовом точке зрения семьи на проблему.

Говоря об интерпретации, хочется обратиться к ставшей классической фра­зе Д. Винникотта: «...я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать паци­енту, что я могу ошибаться» (цит. по: Мак-Вильяме Н., 1998, с. 238).

О сложности и корректности при использовании интерпретаций писал Р. Меннингер: психотерапевтам «не помешало бы напомнить о том, что они должны выступать не в роли оракулов, волшебников, лингвистов, следовате­лей, занимающихся „истолкованием" сновидений, но лишь в роли наблюда­телей, слушателей и — иногда— комментаторов» (Menninger, 1958) (цит. по: СандлерДж., Дэр К., Холдер А., 1995, с. 132).

Директива — самая сильная из техник воздействия. При использовании дирек­тивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рам­ках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

□ свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство...»;

□ гештальтметод работы с пустым стулом: «Представьте, что Ваша мать сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени»;

□ фантазирование: «Представьте, что Вы вернулись в прошлое, в свое дет­ство... Перед вами — девочка 5-6 лет. Эта девочка — Вы... Подойдите к ней поближе... Посмотрите, во что она одета, как выглядит... Вы можете спросить ее о чем-то важном...»;

□ парадоксальная инструкция: пример работы с семьей, где жена психосо-матизируется из-за подавленной злости; ей уже удалили желчный пузырь, часть щитовидной железы, но она предпочитает разрушаться и не гово­рить мужу о своей злости и обиде. Жене: «В следующий раз, когда испы­таете злость к мужу, не пытайтесь подавить ее. Наоборот, усильте свою злость, расскажите о ней окружающим, мужу... Желательно, чтобы Вы испытывали в день не меньше трех приступов злости». Мужу: «Когда жена скажет Вам о том, что злится на Вас, поблагодарите ее и заплатите ей 10 долларов. Помните, что она сэкономила эти деньги для Вас и семьи»;

□ релаксация: «Закройте глаза... Почувствуйте свое тело... Расслабьте мыш­цы лица...»;

□ пожелание: «Я хотел бы, чтобы Вы сделали следующее...»;

О домашнее задание: «В течение недели все члены семьи должны каждый вечер собираться вместе на кухне и по 10 минут говорить о своих чув­ствах и переживаниях относительно друг друга», «К следующей нашей встрече заполните этот опросник» и др.

Психолог может давать указания клиентам, предлагая определенные изме­нения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»), вовлекая их во взаимодействие (изменение пространственного положения членов семьи, выполнение совместных зада­ний). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолога с семьей.

Конфронтация.Термин «конфронтация» имеет два смысла: (1) стоять на­против, смотреть в лицо и (2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, так как конфрон­тация не является агрессивным вторжением в пространство клиента (семьи) и не должна вести к напряжению отношений.

При конфронтации психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, неясными, неадекватными. Важными для понимания конфронтации являются понятия «рассогласование» или «инконгруэнтность», отражающие следующие моменты в поведении: кли­ент дает двойные сообщения во время интервью («да, но»); демонстрирует про­тивоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента пе­ред лицом фактов. Цель консультирования — идентификация и конфронта­ция главных противоречий клиента.

Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны, Выдумаете (чувствуете, поступаете)..., но с другой стороны, Выдумаете (чувствуете, поступаете...)». Консультант также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым используется возможность для клиен­та посмотреть на вещи с иной точки зрения, установить характер связи между разными темами в своем рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конф­ронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу, в чем отражается его понимание этой противоречивой ситуации. Конфронтация — метод, тре­бующий такта и терпения.

Задача конфронтации — помощь клиенту в раскрытии истинных намере­ний или целей его поведения. Данный технический прием можно разделить на два этапа.

На первом этапе терапевту нужно получить описание нескольких кризис­ных или конфликтных ситуаций. Важно получить максимально подробную ситуацию, кто из членов семьи как себя вел, что говорил и делал, как на это отреагировали остальные члены семьи и т. д.

На втором этапе задача психолога — выяснить у клиента цели его поведения. Гештальттерапевты будут акцентировать внимание на неудовлетворенных по­требностях клиента, адлерианцы — анализировать цели (например, внимание, власть, месть, симулированная неспособность), то есть в зависимости от теоре-

тической ориентации психотерапевта будет использована та или иная система координат. Терапевт может использовать уточняющий вопрос, например: «Де­нис, у тебя есть какие-нибудь предположения, почему во всех описанных ситуа­циях ты вел себя подобным образом?» Если клиент отвечает: «Я не знаю», тера­певт может сообщить клиенту свою версию. Лучше, если эта версия будет изложена в форме вопросов, например: «Возможно ли, что...» или «Интересно, может ли быть так, что...». Выявление неосознаваемых, скрытых причин пове­дения производит сильное воздействие на клиента, однако может активизиро­вать его защиты, поэтому использование вопросительной формы позволяет кон­сультанту отказаться от гипотезы, если она вызывает сильное сопротивление.

Пример_________________

На консультацию пришла семья — мать, отец и сын 11 лет. Мать села в кресло, потом поднялась и посадила в кресло сына, а сама села на стул рядом. Отец сел с другой стороны, также придвинув стул к креслу. «За­жав» ребенка, родители начали рассказывать о проблемах, которые зак­лючались в несамостоятельности, инфантильности, беспечности мальчика, которая вынуждала проводить мать много времени с ребенком и не давала возможности работать. Психотерапевт использовал технику конфронтации: «Вы говорите, что хотите видеть своего сына более самостоятельным и независимым. В то же время Вы контролируете все его действия, указыва­ете ему, куда сесть, и за 35 минут нашей встречи не дали ему сказать ни слова. Возможно ли, что на самом деле Вы хотите, чтобы Ваш сын и дальше оставался зависимым от Вас?»

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воз­действия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Чтобы клиент не почувствовал себя обвиняемым, лучше излагать предположения в виде гипотез, оставляющих пространство для личностного роста последнего. При этом следует помнить, что необходимо выстраивать тщательный баланс конфронтации с определен­ным количеством теплого, положительного отношения и уважения к клиенту.

Самораскрытие— это техника воздействия, основанная на том, что психо­лог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиен­та. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» психолога.

Традиционный психоанализ не использует технику самораскрытия, так как при этом психолог становится «прозрачным». В то же время общеизвестным является факт, что клиенты иногда сидят, ходят, говорят и даже думают так же, как их терапевты. Имитационное поведение, осуществляемое путем иденти­фикации с психологом, — важнейший терапевтический фактор.

Цель данного технического приема — продемонстрировать, как в подобных ситуациях вели себя другие люди. В трудные, кризисные моменты жизни чело­век склонен искать конкретные примеры для подражания. Возможность «при­мерить» к себе кусочек опыта психолога позволяет клиенту выяснить, подходит или не подходит ему такой способ, паттерн поведения. Экспериментирование с новыми моделями поведения увеличивает число степеней свободы клиента.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.