Обработка и интерпретация результатов
После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оцениваются следующим образом:
□ ответ «А» — 4 балла;
□ ответ «а» — 3 балла; D ответ «б» — 2 балла;
□ ответ «Б» — 1 балл.
Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное значение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5.
Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительского воспитания. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах 13 и 14. Тестовые нормы приведены в стеновых оценках. Если сырой балл по данной шкале попадает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака.
На основании полученных оценок определяется преобладающий тип родительского воспитания (АрхирееваТ. В., 2002).
Так, можно говорить о выраженности такого типа родительского воспитания, как гиперопека, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам:
2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).
10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).
12. Подавление агрессивности ребенка. 18. Подавление сексуальности ребенка.
20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.
Родители в большей мере склонны к демократическому воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следующим шкалам:
1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).
14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).
15. Поощрение активности ребенка.
21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.
Склонность родителей к авторитарности в воспитании может быть отражена в преимущественно высоких баллах по шкалам: 4. Подавление воли ребенка.
7. Супружеские конфликты.
8. Строгость родителей.
9. Раздражительность родителей
13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).
Большой интерес представляет также блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Его можно разделить на группы, характеризующие отдельные аспекты отношений:
О хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23);
□ супружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 7, 17);
□ отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семьи и семейного образа жизни. Обратное можно сказать о шкале 13: для лиц, имеющих высокие оценки по этой шкале, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении ролей и обязанностей. О низком уровне ин-тегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17,19, 23.
Несмотря на то, что детско-родительские отношения являются основным предметом анализа в данной методике, анализ результатов по шкалам блока «Отношение к семейной роли» способствует более точному пониманию психологом специфики семейных отношений.
Таблица 13 Тестовые нормы опросника PARI (матери)
Выборка — 169 человек
| Стэновые оценки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5-12
|
|
| 15-16
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6-7
|
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
|
|
|
| 5-8
|
|
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
|
|
|
|
| 5-10
|
|
|
|
| 15-16
|
| 18-19
|
|
| b
| 5-9
| 10-11
|
| 13-14
|
| 16-17
|
|
|
|
| b
| 5-10
|
| 12-13
|
| 15-16
|
|
|
|
|
|
| 5-9
| 10-11
|
| 13-14
|
| 16-17
|
|
|
|
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
|
|
| У
| 5-7
|
|
|
| 11-12
| 13-14
|
|
| 17-19
|
|
| 5-10
|
|
| 13-14
|
| 16-17
|
|
|
|
|
| 5-8
|
|
| 11-12
|
| 14-15
| 16-17
|
|
|
|
| 5-7
| 8-9
| 10-11
| 12-13
|
| 15-16
| 17-18
|
|
|
|
| 5-6
|
| 8-9
|
|
| 12-13
| 14-15
|
| 17-18
| 19-20
|
| 5-10
|
|
| 13-14
|
|
|
|
|
|
| 1Ь
| 5-11
| 12-13
| 14-15
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5-7
| 8-9
| 10-11
|
|
| 14-15
| 16-17
|
|
|
| 1/
| 5-10
| 11-12
|
| 14-15
| 16-17
|
|
|
|
|
|
| 5-9
|
|
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
|
|
|
|
| 5-7
|
| 9-10
|
|
| 13-14
| 15-16
| 17-18
|
|
|
| 5-7
| 8-11
| 12-13
|
| 15-16
| 17-18
|
|
|
|
|
| 5-15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5-10
|
|
| 13-14
|
| 16-17
|
|
|
|
|
| 5-10
|
|
| 13-14
| 15-16
|
|
|
|
|
|
Таблица 14
Тестовые нормы опросника PARI (отцы)
Выборка — 94 человека
| Стэновые оценки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5-11
| 12-13
|
| 15-16
|
|
|
|
|
|
|
| 5-7
|
|
|
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
| 19-20
|
|
| 5-8
| 9-10
| 11-12
|
| 14-15
|
| 17-18
|
|
|
|
| 5-9
|
| 11-12
|
|
| 15-16
|
|
|
|
|
| 5-11
|
|
|
| 15-16
|
| 18-19
| 19-19
|
|
|
| 5-10
| 11-12
|
|
| 15-16
|
|
|
|
|
|
| 5-9
|
| 11-12
|
| 14-15
|
|
| 18-19
|
|
|
| 5-6
| 7-8
| 9-10
|
| 12-13
| 14-16
|
| 18-19
|
|
|
| 5-7
|
| 9-10
|
| 12-13
| 14-15
|
|
|
|
|
| 5-10
| 11-12
|
|
|
|
|
| 18-19
|
|
|
| 5-8
|
|
| 11-12
| 13-14
| 15-16
|
| 18-19
|
|
|
| 5-8
|
|
|
| 12-14
| 15-16
|
|
| 19-20
|
|
| 5-7
|
|
| 10-11
|
| 13-14
| 14-16
| 17-18
|
|
|
| 5-11
|
|
|
|
|
|
| 18-19
| 18-19
|
|
| 5-12
|
|
| 15-16
|
|
|
|
|
|
|
| 5-9
|
|
|
| 13-14
|
|
|
| 18-19
|
|
| 5-10
|
|
| 13-14
|
| 16-17
| 18-19
|
|
|
|
| 5-8
| 9-10
| 11-12
|
| 14-15
| 16-17
|
|
|
|
|
| 5-7
|
| 9-10
|
| 12-13
| 14-15
| 16-17
|
|
|
|
| 5-9
|
| 11-12
| 13-14
|
| 16-17
|
|
|
|
|
| 5-14
|
|
| 17-18
|
|
|
|
|
|
|
| 5-8
| 9-12
|
|
| 14-15
|
| 17-18
|
|
|
|
| 5-12
| 13-14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»
Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Описание методики
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» содержит две формы: для родителей и для детей, построенные зеркально. Имеется два варианта опрос-
ника: вариант для подростков и их родителей; вариант для родителей дошкольников и младших школьников.
Соответственно, опросник имеет три набора утверждений: один для детей и два для взрослых, по 60 вопросов в каждом. Все три формы опросника прошли проверку на валидность и надежность.
Текст опросника включает 10 шкал-критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух шкал, которые большинством исследователей считаются базовыми в детско-родительских отношениях. Это шкалы «Автономия—контроль» и «Отвержение—принятие» — в них вошло по 10 утверждений, в остальных шкалах содержится по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей подростков также включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
1 балл — «Совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит»;
5 баллов — «Совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит».
Характеристика шкал опросника ♦Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР)
Шкала 1: «Нетребовательность-требовательность родителя».Данные по этой шкале демонстрируют уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше он ожидает от ребенка высокого уровня ответственности.
Шкала 2: «Мягкость—строгость родителя».По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
Шкала 3: «Автономность—контроль по отношению к ребенку».Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителей привить ему самостоятельность.
Шкала 4: «Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю».Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с ними. Сравнивая данные родителей и ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к ним ребенка.
Шкала 5: «Отвержение-принятие ребенка родителем».Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, принятие или отвержение его личностных качеств и поведенческих проявлений. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, адекватной самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
Шкала 6: «Отсутствие сотрудничества — сотрудничество».Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
Шкала 7: «Несогласие—согласие между ребенком и родителем».Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком, отражая частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
Шкала8: «Непоследовательность—последовательностьродителя». Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, отношении к ребенку, применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
Шкала 9: «Авторитетность родителя».Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.
Шкала 10: «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем».На основании полученных данных можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьниковряд утверждений, которые оказались неадекватными для детей этого возраста, были изменены. Кроме того, вместо шкал «Несогласие-согласие» и «Авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|