Психология СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................7
Глава 1
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ.............................................................9
1.1. Основные понятия семейной психологии.....................................................9
1.2. Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье.................................................................................................20
1.3. Основные положения психологии семейных кризисов.............................23
1.3.1. Понятие о кризисе..............................................................................23
1.3.2. Семейный кризис................................................................................25
Глава 2
НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ...........................................................31
2.1. Понятие нормативного семейного кризиса................................................31
2.2. Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств.............................35
2.2.1. Феноменология кризиса.....................................................................35
2.2.2. Диагностика........................................................................................41
2.2.3. Психологическая помощь..................................................................42
2.3. Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи......................................................................48
2.3.1. Феноменология кризиса.....................................................................48
2.3.2. Диагностика........................................................................................54
2.3.3. Психологическая помощь..................................................................56
2.4. Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры...............58
2.4.1. Феноменология кризиса.....................................................................58
2.4.2. Диагностика........................................................................................63
2.4.3. Психологическая помощь..................................................................64
2.5. Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.... 69
2.5.1. Феноменология кризиса.....................................................................69
2.5.2. Диагностика........................................................................................73
2.5.3. Психологическая помощь..................................................................74
2.6. Кризис 5. Семья, в которой выросший ребенок покидает дом..................77
2.6.1. Феноменология кризиса.....................................................................77
2.6.2. Диагностика........................................................................................80
2.6.3. Психологическая помощь..................................................................81
2.7. Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)..............................................82
2.7.1. Феноменология кризиса.....................................................................82
2.7.2. Диагностика........................................................................................84
2.7.3. Психологическая помощь..................................................................85
2.8. Повторный брак............................................................................................86
2.8.1. Феноменология кризиса.....................................................................86
2.8.2. Диагностика........................................................................................89
2.8.3. Психологическая помощь..................................................................90
Глава 3
НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ......................................................92
3.1. Понятие ненормативного семейного кризиса............................................92
3.2. Измена...........................................................................................................93
3.2.1. Феноменология кризиса.....................................................................93
3.2.2. Психологическая помощь..................................................................98
3.3. Развод.......................................................................................................... 100
3.3.1 Феноменология кризиса....................................................................100
3.3.2. Психологическая помощь................................................................ 106
3.4. Тяжелая болезнь..........................................................................................107
3.4.1. Феноменология кризиса................................................................... 107
3.4.2. Психологическая помощь................................................................ ИЗ
3.5. Инцест......................................................................................................... U7
3.5.1. Феноменология кризиса................................................................... 117
3.5.2. Диагностика...................................................................................... 126
3.5.3. Психологическая помощь................................................................ 129
3.6. Смерть члена семьи.................................................................................... 131
3.6.1. Феноменология кризиса................................................................... 131
3.6.2. Психологическая помощь................................................................ 140
Глава 4
ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В СИТУАЦИИ КРИЗИСА................................................................................... 143
4.1. Диагностика структуры семьи.................................................................... 144
4.1.1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3).............................................................................................. 144
4.1.2. Тест «Семейная социограмма».........................................................150
4.1.3. Опросник «Семейные роли»............................................................ 152
4.1.4. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи»
и «Кинетический рисунок семьи»........................................................ 154
4.1.5. Системный семейный тест Геринга (FAST)..................................... 164
4.2. Изучение семейной истории...................................................................... 173
4.2.1. Генограмма........................................................................................ 173
4.2.2. Геносоциограмма.............................................................................. 178
4.3. Диагностика супружеских взаимоотношений .......................................... 178
4.3.1. Опросник удовлетворенности браком............................................. 179
4.3.2. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)....... 184
4.3.3. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)..................................................................................... 194
4.3.4. Опросник «Шкала любви и симпатии»........................................... 197
4.3.5. Метод диагностики межличностных отношений........................... 198
4.3.6. Методика «Мое письмо о супруге»..................................................206
4.4. Исследование семьи, ожидающей ребенка...............................................209
4.4.1. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б)) ............210
4.4.2. Методика «Цветовой тест отношений»...........................................218
4.5. Диагностика детско-родительских отношений ........................................219
4.5.1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)...............221
4.5.2. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)...............................238
4.5.3. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI).. 243
4.5.4. Опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»............................253
4.5.5. Методика диагностики родительского отношения.........................265
4.5.6. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»...............269
4.6. Диагностика эмоционального состояния членов семьи..........................282
4.6.1. Опросник «Анализ семейной тревоги» ACT)..................................282
4.6.2. Шкала определения уровня депрессии............................................284
4.6.3. Методика определения уровня депрессии.......................................285
Глава 5
ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.................................................................................291
5.1. Понятие о процессуально-технических параметрах семейной терапии .... 291
5.2. Общие техники консультирования и психотерапии.................................293
5.2.1. Техники и виды слушания................................................................294
5.2.2. Техники воздействия........................................................................300
5.3. Техники семейной терапии........................................................................304
5.3.1. Социометрические техники.............................................................305
«Семейная скульптура».....................................................................307
«Семейная хореография»..................................................................309
«Семейное пространство».................................................................310
«Соломенная башня»........................................................................312
5.3.2.Структурные техники........................................................................313
«Семейный ритуал»...........................................................................314
5.3.3. Поведенческие техники....................................................................316
«Родительский семинар» ..................................................................316
«Конструктивный спор»...................................................................318
«Супружеская конференция» и «Семейный совет».........................321
5.3.4. Техники, основанные на использовании воображения..................324
«Семейные фотографии»..................................................................325
«Метафора»........................................................................................326
«Завершение предложений».............................................................327
«Сравнение ценностей»....................................................................328
5.3.5. Парадоксальные техники.........................................................330
5.3.6. Техники организации беседы в семейной терапии.........................331
Техника прослеживания последовательностей взаимодействия .... 331 Циркулярное интервью........................................................ 332
Глоссарий...................................................................................... 334
Список литературы................................................... 338
Приложение 1. Карта для сбора анамнеза и обследования ребенка...............344
Приложение 2. Анкета для родителей........................................... 350
Приложение 3. Карта приема семьи................................................. 352
Приложение 4. Психологические рекомендации людям,
пережившим утрату близкого человека........................................... 357
Приложение 5. Критерии манипулятора....................................... 359
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоянии. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психологической помощи. Свидетельством данных негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологические консультации, психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом.
Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи обладают своими социокультурными особенностями. В частности, в нашей стране семьям свойственна патриархальность, совместное проживание нескольких поколений, эмоциональная и материальная взаимозависимость членов семьи. Многие семьи являются функционально неполными, что частично связано с особенностями их культурно-исторического развития. Кроме того, их отличает невысокий уровень психологической культуры, проявляющийся в низкой мотивации на получение психологической помощи.
Как показывает наш опыт работы, к психологу чаще всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидна необходимость присутствия остальных домочадцев, мотивировать их на совместный приход достаточно трудно. Все это создает дополнительные сложности в работе психолога с семьей. В частности, учет данных фактов делает невозможным прямое перенесение зарубежных моделей психологической помощи семье на восточнославянскую почву.
Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день ощущается недостаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизированы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей в ситуации кризиса. Написание данной книги было вызвано необходимостью восполнить информационный вакуум в области психологии семейных кризисов и способов их преодоления, а также систематизировать ряд вопросов, возникающих в практике семейного консультирования и терапии.
В качестве единицы анализа в данном пособии выступает нуклеарная семья, состоящая из трех человек (муж, жена, ребенок), и особенности проживания ею нормативных (связанных с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла семьи к другому) и ненормативных семейных кризисов. Методологическими основаниями для написания работы явились:
□ структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматриваются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы;
□ теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональные процессы в семье и гибкость семейной системы, включая ее способность переходить с одного этапа жизненного цикла на другой;
□ теория отношений В. Н. Мясищева, в основе которой лежит представление о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволившая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во взаимосвязи их общения и взаимоотношений;
□ культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, выделяющая в развитии личности критические периоды, — она была использована нами при анализе жизненного цикла семьи.
Данное методическое пособие — результат работы авторского коллектива. Основой для его написания послужил наш практический опыт консультативной и терапевтической работы с семьями и их отдельными членами. Представленные здесь материалы использовались при проведении обучающих программ, тренингов и семинаров для специалистов и членов семей, обратившихся за психологической помощью.
В начале пособия содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии как основы для понимания процессов, происходящих в семье. Далее представлен обзор семейных кризисов, описание каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. В отдельных главах приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагностический инструментарий, которые, на наш взгляд, могут оказаться полезными в работе психолога-консультанта.
Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов, работающих в учреждениях образования, социальных работников и педагогов, а также может быть интересно тем, кто нуждается в более глубоком понимании истоков собственных семейных проблем и способов их разрешения.
Психология СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Брачный союз — первая ступень человеческого общества.
Цицерон
Семейная психология и психотерапия — сравнительно молодая область науки и практики. Изучением семьи до середины XX века занималась за редкими исключениями только социология. Развитие семейной психологии и возросший к ней интерес со стороны специалистов различных областей — психиатров, психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников — был вызван кризисом, переживаемым современной семьей. Наблюдаемые в последнее время тенденции, связанные с ростом и укреплением экономической самостоятельности и социального равноправия женщин, либерализацией взглядов на развод, увеличением ценности партнерских отношений в браке, освобождением от классовых, религиозных и национальных предрассудков и стереотипов, ростом продолжительности жизни, снизили эффективность факторов, ранее стабилизирующих семейные отношения. Традиционная патриархальная семья перестала быть для женщин единственной доступной средой для самореализации. Феминистическое движение, начавшееся в середине 1960-х годов, отражало нарушение равновесного положения такой социальной системы, как институт семьи, и маркировало переходный, кризисный момент в ее существовании. Начавшийся в это время кризис продолжается и в наши дни. Он связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы.
Кризис современной семьи понимается демографами как кризис институциональный, то есть кризис семьи как социального института, проявляющийся в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой
общества», одной из важнейших и основных функций которой является репродуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабилизируется социальными факторами. Существенно возросло значение личностных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и уже практически невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований. Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может объясняться ослаблением регламентирующего влияния социальных норм и правил. Кроме того, это может отражать формирование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнедеятельность которого зависит в большей степени от их личной ответственности.
Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформационные процессы в современной семье, требующие анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов. Прежде чем перейти к анализу семьи в ситуации кризиса, целесообразно остановиться на основных понятиях психологии и психотерапии семьи.
В данном учебном пособии семьябудет рассматриваться как система, обладающая определенной структурой и свойствами. Как и всякую систему, ее характеризует следующий ряд признаков:
□ взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;
□ холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от изначальных индивидуальных характеристик;
О структурная организация, основными параметрами которой являются: иерархичность, или соподчиненность элементов структуры; наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды; сплоченность; ролевая структура семьи;
□ специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные; прерывистые, непрерывные);
О динамичность, или способность развиваться;
D способность к самоорганизации: наличие внутрисемейных сил, позволяющих семье оставаться целостной, сбалансированной системой и не разрушаться;
О диалектика гомеостаза и развития.
Сложность анализа семьи как системы заключается в необходимости учитывать тот факт, что любая система является частью других, более крупных систем и находится с ними в непосредственном взаимодействии и взаимовлиянии. Несмотря на то, что в данном пособии в фокусе анализа находится нук-леарная семья, с целью формирования максимально полных представлений о ее жизнедеятельности, необходимых для определения наиболее адекватной стратегии психологической помощи, на наш взгляд, следует учитывать различные уровни функционирования семейной системы. Нами были выделены четыре уровня семейного функционирования — индивидуальный, микросистемный,
макросистемный, мегасистемный, — учет которых позволяет обеспечить множественность перспектив при работе с семьей (см. табл. 1).
Анализ функционирования симптома одного из членов семьи, зачастую представляющего симптом семьи в целом, на различных уровнях позволяет психологу свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наиболее адекватные для данного этапа работы стратегии психотерапевтического вмешательства.
Пример__________________________________________________________
Проблема клиентки Елены К. заключается в ее избыточном весе. Многоуровневый анализ проблемы позволил выявить следующую функциональную нагрузку данного симптома. На индивидуальном уровне вторичная выгода от наличия полноты заключается в том, что она позволяет поддерживать представления клиентки о себе как о «правильной» женщине, не склонной к развратному образу жизни. На микросистемном уровне полнота выступает фактором, стабилизирующим супружескую пару («Если бы я была стройной, у меня бы обязательно был любовник или я бы уже развелась с мужем»). На макросистемном уровне избыточный вес позволяет ощущать принадлежность к семье рано умершего отца, в которой все женщины полные. На мегасистемном уровне данный симптом способствует поддержанию представлений ближайшего социального окружения о данной семье как об устойчивой, стабильной, «идеальной».
К числу основных задач психолога-консультанта при работе с семьей также можно отнести анализ показателей функционирования семейной системы.
Структура семьи — одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С. Минухина: «...Структурный подход к семьям основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуальные био-психодинамики ее членов. Члены семьи соотносятся в соответствии с определенным устройством, которое управляет их трансакциями. Эти устройства... формируют целое — структуру семьи» (Минухин С, Фишман Ч., 1998 (цит. по: Черников А. В., 2001, с. 29)).
Семейная структура представляет собой совокупность элементов и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (Минухин С., Фишман Ч., 1998). Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипространственный срез семейной системы.
Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи (Черников А. В., 2001). В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию.
Таблица 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|