|
Особенности интерпретации результатов КРС
При обычном задании «нарисуй свою семью» ребенок часто рисует статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Хотя в этом случае полезная информация может быть получена, некинетические инструкции обычно приводят к относительно статичным, ригидным рисункам. Подход, использующий кинетические (деятельные) инструкции, когда ребенка просят представить изображение, где фигуры двигались бы или делали что-нибудь, является более информативным.
Несмотря на то, что при интерпретации результатов «Кинетического рисунка семьи» учитываются все вышеперечисленные уровни анализа, интерпретации кинетических рисунков фокусируются на действии или движении, а не на инертных фигурах.
Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, авторам данной модификации, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. «Энергии» или «поля напряжения» могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т. д. (Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь — о враждебном отношении, злобе.) Вот некоторые характеристики КРС и их значение (Берне Р. С, Кауфман С. X., 2000):
Стиль
1. Отделение. Дети пытаются изолировать себя (и свои чувства) от остальных членов семьи через отделение.
2. Подчеркивание. Проведенная внизу страницы линия характерна для детей из неустойчивых семей.
Действия
1. Мать:
□ готовка: это действие матери наиболее часто встречается на КРС и отражает фигуру матери, которая удовлетворяет потребности детей;
□ уборка: это действие обнаруживается у компульсивных матерей, которые больше озабочены «домом», чем людьми в доме; уборка приравнивается к приемлемому или хорошему поведению;
□ глажка: обычно обнаруживается у чрезмерно вовлеченных матерей, слишком усиленно пыта"ющихся дать ребенку «тепло».
2. Отец:
□ домашние дела: чтение газеты, оплата счетов, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов;
□ по пути на работу или во время работы: обычно обнаруживается у отцов, которых воспринимают как отстраненных от семьи или пребывающих за ее пределами, не интегрированных в нее;
□ резание: такие действия, как подстригание газона, рубка деревьев, резание и т. д., обнаруживаются у «жестких» или «кастрирующих» отцов (иногда матерей).
3. Соперничество. Обычно изображается как применение силы или конфликт между членами семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолета и т. п. Выступает у сильно конкурирующих или «ревнивых» детей.
Это малая часть обычных «действий», которые часто повторяются в КРС.
Для оценки внутрисемейных отношений, воспринимаемых ребенком, можно использовать следующую таблицу (Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В., 1999).
Таблица 6
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс
| Симптом
| Балл
| Благоприятная семейная ситуация
| Общая деятельность всех членов семьи
| 0,2
|
Преобладание людей на рисунке
| 0,1
|
Изображение всех членов семьи
| 0,2
|
Отсутствие изолированных членов семьи
| 0,2
|
Отсутствие штриховки
| 0,1
|
Хорошее качество линий
| 0,1
|
Отсутствие показателей враждебности
| 0,2
|
Адекватное распределение людей на листе
| 0,1
|
Другие возможные признаки
| 0,1
| Тревожность
| Штриховка
| 0,1,2,3
|
Линия основания — пол
| 0,1
|
| Оконча н
| ие табл. 6
| Симптомокомплекс
| Симптом
| Балл
|
| Линия над рисунком
| 0,1
|
Линия с сильным нажимом
| 0,1
|
Стирание
| 0,1,2
|
Преувеличения внимания к детям
| 0,1
|
Преобладание вещей
| 0,1
|
Двойные или прерывистые линии
| 0,1
|
Подчеркивание отдельных деталей
| 0,1
|
Другие возможные признаки
| 0,1
| Конфликтность
| Барьеры между фигурами
| 0,1
|
Стирание отдельных фигур
| 0,1,2
|
Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур
| 0,2
|
Выделение отдельных фигур
| 0,2
|
Изоляция отдельных фигур
| 0,2
|
Неадекватная величина отдельных фигур
| 0,2
|
Несоответствие вербального описания и рисунка
| 0,1
|
Преобладание вещей
| 0,1
|
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
| 0,2
|
Член семьи, стоящий спиной
| 0,1
|
Другие возможные признаки
| 0,1
| Чувство неполноценности в семейной ситуации
| Автор рисунка непропорционально маленький
| 0,2
|
Расположение фигур на нижней части листа
| 0,2
|
Линия слабая, прерывистая
| 0,1
|
Изоляция автора рисунка от других членов семьи
| 0,2
|
Маленькая фигура
| 0,1
|
Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора
| 0,1
|
Отсутствие автора
| 0,2
|
Автор стоит спиной
| 0,1
| Враждебность в семейной ситуации
| Одна фигура на одной стороне листа
| 0,2
|
Агрессивная позиция фигуры
| 0,1
|
Зачеркнутая фигура
| 0,2
|
Деформированная фигура
| 0,2
|
Обратный профиль
| 0,1
|
Руки раскинуты в стороны
| 0,1
|
Пальцы длинные, подчеркнутые
| 0,1
|
Другие возможные варианты
| 0,1
|
Системный семейный тест Геринга (FAST)
Данный тест разработан в рамках системной семейной терапии и основан на структурной теории семьи. Он представляет собой метод репрезентации респондентами (членами семьи) структуры их семейных отношений, ключе-
выми параметрами которой выступают сплоченность, иерархия, гибкость этих параметров, а также границы семьи (подробнее см. раздел «Основные понятия семейной психологии»).
Системный семейный тест Геринга используется для диагностики и построения терапевтических гипотез при работе с семьями и их отдельными членами, а также в исследовательских целях. С его помощью могут быть получены количественные и качественные данные об индивидуальном и групповом восприятии (оценке) членами семьи структур, регулирующих их семейные отношения в различных ситуациях.
Данная методика впервые на белорусской выборке была использована в диссертационном исследовании О. В. Агейко, посвященном изучению особенностей восприятия семейной структуры детьми из неполных семей (Агейко О. В., 2004).
Описание методики
Материал методики состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9x9), фигур, обозначающих лица мужского и женского пола, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.
Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности семьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью цилиндрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи (Черников А. В., 2001).
Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте имеются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи.
Существует несколько вариантов семейного системного теста (ССТ):
□ индивидуальный; О групповой;
□ комбинированный (вначале проводится индивидуально с каждым членом семьи, а затем — со всеми членами семьи вместе).
Выполнение теста доступно всем членам семьи старше 6 лет. Проведение теста с одним испытуемым занимает в среднем 20-30 минут. Основные этапы проведения ССТ:
1. Сбор анамнестических данных.
2. Инструкция по выполнению теста.
3. Наблюдение за поведением испытуемого(ых) при выполнении теста.
4. Запись семейных репрезентаций.
5. Интервью после каждой репрезентации.
Данные, полученные в ходе выполнения теста, записываются экспериментатором в специальные бланки, куда вносятся и необходимые комментарии. Тест включает в себя три репрезентации:
□ репрезентация типичной семейной ситуации;
□ репрезентация идеальной семейной ситуации;
П репрезентация конфликтной семейной ситуации.
Во время тестирования респондент находится один на один с экспериментатором.
Индивидуальный тест
Типичная репрезентация
Инструкция:«Представьте типичные отношения в Вашей семье. Вначале расставьте фигуры на доске таким образом, чтобы показать, насколько близки члены Вашей семьи между собой. Затем с помощью цилиндрических блоков отрегулируйте высоту фигур и покажите, какова власть или влияние, которыми обычно обладает каждый член семьи».
Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк под названием «Типичная репрезентация».
Бланк «Типичная репрезентация»
Ф.И.О.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|