ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Расскажите о роли искусства в развитии человечества.
2. Какова роль уроков изобразительного искусства в интеллектуальном развитии младшего школьника?
3. Рассказать о видах изобразительного искусства.
4. Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
5. Какие виды графических техник применяются в начальной школе?
6. Какие виды живописных техник вы знаете?
7. Дизайн как синтез искусств. Методика изучения элементов дизайна в начальной школе.
8. Этапы художественного развития личности.
9. Роль художественно-образного мышления в жизни и творчестве человека и необходимость его формирования у младших школьников.
10. Цели и задачи методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе.
11. Психологические и педагогические аспекты творческого развития ребенка средствами изобразительного творчества.
12. Специфика оценки художественного образа в детских произведениях. Оценка и отметка на уроках художественного творчества..
13. Способы достижения многообразия изображений в детских работах.
14. Многообразие изображений как средство развития творческого потенциала ребёнка.
15. Основные принципы художественного образования детей.
16. Способности к изобразительной деятельности и их диагностика.
17. Раскрыть сущность творческого процесса младшего школьника.
18. Язык изобразительного искусства (графика, живопись) и методы его изучения в начальной школе. Способы освоения технических приемов посредством упражнений.
19. Изучение элементов цветоведения на уроках изобразительного искусства.
20. Особенности «доперспективных» способов передачи пространства в детских работах.
21. Основные закономерности в цветовом решении живописных работ.
22. Линия, штрих, точка, пятно – основа графических изображений.
23. Градация света и тени при изображении объёмов.
24. Роль поэтапного изображения предметов в детских рисунках.
25. Изучение метода измерений и пропорций на уроках изобразительного искусства.
26. Способы конструирования объёмов плоскогранных тел.
27. Перечислите основные методы работы учителя на уроках изобразительного искусства.
28. Каковы особенности оборудования уроков изобразительного искусства?
29. Какие требования предъявляются к структуре уроков изобразительного искусства?
30. Формы организации учебного процесса по овладению навыками рисования.
31. Каковы особенности и требования к наглядности при проведении уроков изобразительного искусства?
32. Особенности планирования уроков изобразительного
искусства в начальной школе.
33. Роль бесед по творчеству художников в эстетическом развитии младшего школьника.
34. Какие инновационные технологии можно реализовать на уроках рисования в начальной школе?
35. Расскажите о вариативности в программном обеспечении уроков изобразительного искусства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
В ходе самостоятельной работы по методике преподавания изобразительного искусства с практикумом студенты получают знания о различных методах и приемах работы с учащимися, овладевают наиболее общими закономерностями функционирования языка изобразительного искусства в художественном детском творчестве. Осваивается достаточно большое количество технических приемов работы художественными различными материалами, что позволяет подготовить будущего учителя к разрешению противоречий педагогического процесса: между познавательными задачами и наличным уровнем знаний, умений, творческого развития ученика, между стремлением к самостоятельности и недостатком личного опыта. Преодоление этих противоречий позволяет подойти учителю к решению задачи формирования творческих способностей ученика. Решение первого противоречия является необходимым компонентом творческой деятельности, ее основой, а без решения второго - вооружения учащихся опытом - невозможно развитие одного из специфических элементов творчества воображения.
Формирование знаний, умений и навыков в области педагогических технологий, то есть, подготовка учителя к уроку, составление педагогической документации, подготовка и использование методических и дидактических пособий, образцов деятельности учащихся на уроке, анализ и самоанализ проводимого урока – вот только некоторые моменты, которыми должны овладеть студенты в ходе самостоятельной работы по изучению теории и методики преподавания изобразительного искусства.
Существенную роль в работе учителя играет план-конспект урока.
План-конспект урока – это учебно-методический документ, который составляется учителем перед проведением каждого отдельно взятого урока в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планом. Специфика обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства создает и некоторые особенности разработки и составления плана урока. Практикой апробирована следующая схема плана урока:
1. Тема урока – раскрывает содержание учебной работы на уроке,обычно включает в себя теоретический материал (знакомство с предметами искусства, с его видами и жанрами, изучение специальной художественной терминологии, биографические сведения из жизни известных художников, исторические сведения о традиционных промыслах и т.д.) и практические задания.
2. Цели и задачи урока – определяют конечный результат работы учителя и учащихся, запланированный для этого урока.
Бессмысленно проектировать хороший процесс обучения без четкого определения конечной цели. При выборе конкретных целей и задач урока следует руководствоваться общими целями обучения изобразительному искусству, определенными Образовательным стандартом.
3. Сообщение новых знаний – момент урока, включающий в себя теоретический материал, предназначенный для усвоения по теме урока. Это может быть беседа, диалог, вступительное слово учителя, объяснение нового материала или подготовленные выступления учащихся.
При подготовке к сообщению новых знаний необходим строгий отбор учебного материала. Урок ограничен временными рамками. На беседу учителя отводится не более 7-10 минут. Нужно помнить, что всякая посторонняя информация, не имеющая отношения к цели и задачам урока, резко снижает его эффективность.
Некоторую часть полезной информации учитель может сообщить во время самостоятельной работы учащихся.
4. Практическая работа – определяет конкретный объем умений и навыков, предназначенный для выполнения на уроке. Практическая работа включает и подготовительные упражнения, необходимые по теме урока.
Чтобы не снизить интерес к рисованию, не вызвать усталости и равнодушия, а так же избавиться от монотонности, необходимы разнообразные упражнения, новые вариации при повторении ранее изученного. Особый интерес вызывают у детей необычные способы получения изображений различными материалами, техниками и приёмами.
5. Закрепление полученных знаний – этот момент урока можно акцентировать на практических заданиях или теоретическом материале. В него входят результаты практической работы детей, вопросы на закрепление.
6. Подведение итогов урока – заключительный этап урока, дающий оценку проделанной совместной работе учащихся и учителя. Он может включать в себя обобщение учителя, вывод по теме урока, анализ практической работы, оценку художественного творчества детей, выставление отметок за выполненные работы.
7. Задание для самостоятельной работы во внеурочное время – рекомендуемые упражнения по отработке графических или акварельных техник, закрепление знаний по изобразительной грамоте, подготовка сообщений о жизни и творчестве художников и т.д. Домашние задания чаще всего носят индивидуальный, рекомендательный характер и не являются обязательными для всех учащихся.
При составлении поурочного плана учитель должен предусмотреть перечень зрительных и звуковых наглядных пособий. Сюда входят следующие принадлежности, материалы и средства:
1. Зрительный ряд – включает перечень наглядных пособий, репродукций произведений художников, образцы работ учащихся, динамические таблицы, предметы натурного фонда и прочую визуальную наглядность для урока.
2. Литературный ряд – предполагает использование в уроке стихов, отрывков прозы, загадок, пословиц, поговорок и прочих литературных и народных сочинений.
3. Музыкальный ряд – представляет собой включение в урок звукового сопровождения в виде песен, музыкальных отрывков из сочинений композиторов.
4. Материалы и принадлежности – это необходимое оборудование для выполнения практической работы. В зависимости от темы урока перечень материалов может быть разным. Для учащихся общеобразовательных школ обязательными принадлежностями являются альбом для рисования, простые карандаши разной мягкости, акварельные краски, кисти. По желанию дети могут пользоваться на некоторых уроках цветными карандашами, гуашью, тушью, фломастерами, гелиевыми и шариковыми ручками, цветными мелками, декоративными блестками и прочими материалами. При выполнении творческих работ в технике коллаж, аппликация, папье-маше возможно использование цветной бумаги, кусочков ткани, кожи и других материалов.
Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией пособий зрительного ряда. Это могут быть слайды, диапозитивы, картины или их репродукции, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов или их фотографии, учебные таблицы, образцы работ учащихся, рисунки и наброски учителя на доске, бумаге и прочие наглядные пособия.
Часто в план урока включается музыкальный ряд. Произведения известных композиторов призваны помочь глубже раскрыть художественные достоинства шедевров мирового изобразительного искусства и вдохновить учащихся на создание собственных творений.
Иногда музыка является фоном для литературного ряда, особенно для стихов о природе, для музыкальных сказок.
Литературный ряд представляет собой подбор стихов, небольших рассказов, загадок, считалок, детских потешек, пословиц и поговорок, которые учитель планирует включить в конкретный урок по данной теме.
Практические задания уроков изобразительного искусства тоже имеют свои особенности. Обычно они предполагают вначале выполнение подготовительных упражнений или тренировочных заданий на постановку руки и глаза; на отработку графических, акварельных и многих других плоскостных и объёмных изобразительных техник; на изучение законов композиции, перспективы, светотени, отражений; на изучение возможностей живописных и графических материалов; на выработку навыков владения кистью и красками, тушью и пером, трафаретами, шаблонами и прочими приспособлениями, применяемыми художниками в своем творчестве.
Современные программы по изобразительному искусству содержат перечень профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. По известным наблюдениям все талантливые, знаменитые художники в совершенстве владели самым обычным ремесленным мастерством, которое можно свести минимум к следующим 9 компонентам: 1) построения, 2) компоновка в формате и композиция, 3) штрих, 4) тон и светотень, 5) перспектива, 6) анатомия и пропорция человека, 7) цвет, 8) мазок, 9) колорит.
Этим необходимым минимумом знаний, умений и навыков должны овладеть студенты в ходе самостоятельной работы, чтобы на уроках под руководством учителя обучающиеся изучали только то, что определено необходимыми компонентами для создания творческой композиции.
Для этого нужно особое внимание обратить на подбор учебных упражнений ко всем урокам и связать их с занимательными заданиями, направленными на общую познавательную активность и формирование интереса к изобразительному творчеству.
Известно, что самостоятельное применение знаний в практической работе может быть осуществлено только при многократном повторении изучаемых вопросов на протяжении длительного времени, поэтому надо так спланировать процесс самостоятельного обучения изобразительному искусству, чтобы регулярно и многократно в разных вариациях повторялись на практике все эти выделенные нами для изучения 9 компонентов школы изобразительного искусства.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений /Н.М. Сокольникова. – 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с. : ил.
2. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 480 с.: ил.
3. Гаррисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс. / Пер. Е. Зацевой. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 256 с., ил.
4. Куцакова Л.В. Энциклопедия творческого развития: рисуем, лепим, мастерим / Л.В. Куцакова. – М.: Эксмо, 2012. – 224 с., ил. – (Ломоносовские энциклопедии).
5. Уте Людвиг-Кайзер. Мои первые уроки рисования. Акварель. / Пер. А. Литвинова. ООО «Мир книг». Санкт-Петербург:Питер, 2012. – 64 с., ил.
6. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. 1-4. -М., Просвещение, 2014-2015г.г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
8. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Просвещение, 1999.
9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусства в начальной школе. 1 – 2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.-128 с.: ил.
10. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусства в начальной школе. 3 – 4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001.-136 с.: ил.
11. Изобразительное искусство в начальных классах./Под ред. Юсова Б.П. - Минск, 2006г.
12. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. - М., 1987г.
13. Лунёв, А. Современное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАОПРЕСС», 2007. – 160 с.
14. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2004.
15. Неменская, Л.А. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для 1 класса. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение , 2004.
16. Неменская, Л.А. Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2004.
17. Неменская, Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь к учебнику «Каждый народ – художник»: 4 класс / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2004.
18. Никодими, Г.Б. Школа рисунка / Пер. Г. Семёновой. – М.: Из-дво Эксмо, 2005. (Классическая библиотека художника). – 160 с., ил.
19. Рымарь, Н.Н. Как нарисовать собаку. М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2007. – 31, (1) с.: ил. – (Волшебный карандаш)
20. Селютин, И.Ю. Как нарисовать корабль / Игорь Селютин. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 31, (1) с.: ил. – (Волшебный карандаш)
21. Селютин, И.Ю. Как нарисовать натюрморт / Игорь Селютин. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 31, (1) с.: ил. – (Волшебный карандаш).
22 . Фостер, У. Рисуем кошек. /У. Фостер; Пер. с англ. И Борисовой. – М.ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 32 с.: ил. – (Уроки рисунка и живописи).
23. Фостер, У. Смешиваем краски. / Пер. с англ. И. Бочкова. – М. ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 32 с.: ил. – (Уроки рисунка и живописи).
24. Школа изобразительного искусства. В девяти томах. Выпуск 6. – М.: Академия художеств СССР. – 1999.
Каротовская Любовь Васильевна
Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом// Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки педагогическое образование профиля «Начальное образование»// Автор: Л.В. Каротовская. – Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016. – 24 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|