Примерные темы исследований (рефератов)
Исследовательский университет»
Факультет педагогический
Кафедра педагогики и физической культуры
Каротовская Л.В.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
С ПРАКТИКУМОМ
Учебно-методическое пособие
Старый Оскол – 2016
УДК 378
ББК 74.263я 73
К – 22
Печатается по решению
редакционно-издательского отдела СОФ НИУ «БелГУ»
Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом// Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки педагогическое образование профиля «Начальное образование»// Автор: Л.В. Каротовская. – Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016.
Учебно-методическое пособие предназначено для помощи в организации самостоятельной подготовки студентов к практическим и лабораторным занятиям. Лабораторно-практические занятия содержат описание основной учебной проблемы, задание для самостоятельной работы. Практические советы и рекомендации предназначены помочь студентам освоить дисциплину, изготовить наглядные пособия и собрать методические материалы к урокам изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы, соответствующие современным требованиям и программам ФГОС основного общего образования второго поколения.
@ Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета, 2016
@ Кафедра педагогики физической культуры, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов
1. Введение……………………………………………………………..4
2. Цели и задачи освоения дисциплины……………………………..5
3. Требования к результатам освоения дисциплины………….….....6
4. Объём учебной работы и виды деятельности…………………….7
5. Содержание лабораторно-практических работ.………. …………8
6. Организация самостоятельной работы студентов…………............9
7. Форма контроля…………………………………..….……………..11
8. Содержание методической папки…………………………..……..11
9. Положение о смотре-конкурсе методических материалов «Педагогическая копилка»……………………………………………….12
9. Примерный перечень вопросов для зачёта………………..……...15
10. Методические указания к самостоятельной работе студен- тов………………………………………………………………..…….17
11. Литература …………...……………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» относится к вариативной части профессионального цикла Б3.В6.2, модуля «Теории и методики художественно-эстетического образования в начальной школе», шифр - (Б3.В6).
Для освоения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Освоение дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусств» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», прохождения педагогической практики.
Программа дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» обеспечивает ориентацию будущего учителя начальных классов в содержании и методике организации изобразительной деятельности учащихся младших классов.
В процессе изучения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» у студента должно быть сформировано представление о специфике профессиональной деятельности учителя и характере преподаваемой школьной дисциплины «Изобразительное искусство». На современном этапе развития начальной школы основными функциями учителя являются: организация и управление педагогическим процессом, управление познавательной деятельностью учащихся, развитие творческого потенциала учащихся.
В связи с тем, что учитель начальных классов должен владеть элементарными навыками изображения, большая часть курса ориентирована на овладение студентом художественными средствами языка изобразительного искусства.
Основными формами аудиторных занятий являются лекции и практические занятия. Программой допускается перестановка отдельных тем курса с сохранением общего времени для аудиторных занятий и соотношения между практическими и лекционными занятиями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель:
- сформировать профессиональные навыки по художественному воспитанию младших школьников.
Задачи:
1. Формирование у студента знаний о специфике профессиональной деятельности учителя на занятиях изобразительным искусством в начальных классах школы.
2. Развитие педагогического творчества, художественно-творческих способностей, эстетического вкуса, суждений, оценок, активного эстетического отношения к явлениям культуры и народным традициям.
3. Формирование знаний о научных основах методики преподавания изобразительного искусства: педагогическом процессе как объекте профессиональной деятельности; логике процесса обучения; психологической теории учения; психолого-педагогических аспектах художественного восприятия.
4. Формирование знаний, умений и навыков в области педагогической технологии: подготовка учителя к уроку, составление педагогической документации, подготовка и использование методических и дидактических пособий, образцов деятельности учащихся на уроке, анализ и самоанализ проводимого урока.
5. Формирование знаний, умений и навыков в области педагогической техники: построение взаимоотношений с учащимися, профессиональное решение вопросов о внешнем виде учителя, постановка голоса, качестве речи.
6. Формирование эстетической отзывчивости, воспитание принципиальности, честности, трудолюбия, ответственного отношения к развитию, воспитанию и обучению школьника.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готовностью применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- решением задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);
- способностью применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- теоретические основы изобразительного искусства;
- терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности;
- особенности развития изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста;
- роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников;
- особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы;
уметь:
- использовать изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания и художественного образования младших школьников;
- самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретного урока изобразительного искусства и использовать их для активизации творческих способностей детей.
владеть:
- приемами и методами рисования, в том числе реалистического изображения в различных художественных материалах;
- навыками организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Вид учебной работы
| Форма обучения
| Очная
| Заочная
| Семестр № 4
| Курс 2
| Всего часов по дисциплине: 108
| Всего часов по дисциплине: 108
| Кол-во часов на вид учебной работы:
| Кол-во часов на вид учебной работы:
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
| Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Творческие работы
|
|
| Отчет по лабораторной работе
|
|
| План-конспект урока
|
|
| Презентации, доклады
|
|
| Отчет по практической работе
|
|
| Работа над практическими специальными проектами
|
|
| Всего:
|
|
| Промежуточная аттестация
| Зачет
(З)
Экзамен (Э)
| З
| З
| | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» обеспечивает ориентацию будущего учителя начальных классов в содержании и методике организации изобразительной деятельности учащихся младших классов, которая реализуется на практических занятиях.
№п/п
| Темы практических
занятий
| Содержание лабораторно-практической самостоятельной работы
|
| Тема 1.
Графические знаки.
| Виды графических знаков. 11 комбинаций знаков: точка, штрих, линия, пятно. Выполнение практической работы на листах Ф А-4 «Художественные графические знаки». Составить несюжетные композиции, используя комбинации графических знаков Материал – карандаш, гелиевая ручка, тушь-перо.
|
| Тема 2.
Технические приёмы получения живописных изображений акварельными красками.
| Выполнить упражнения на освоение живописных акварельных приемов и техник «лессировка», «заливка», «вливание цвета в цвет», «комбинированные техники» и других по выбору студента (2-4 листа, акварель).
|
| Тема 3. Технические приёмы получения живописных изображений гуашью.
| Выполнить упражнения на освоение живописных техник и приёмов гуашью: «мелкий раздельный мазок», «широкий раздельный мазок», «комбинированный мазок», «растяжка тона» (2-4 листа, гуашь).
|
| Тема 4. Орнаментальное искусство как вид художественного творчества народов мира.
| Составить и выполнить в цвете следующие виды орнаментов: геометрический в полосе, симметричный растительный в круге, зооморфный в квадрате. 3 листа ФА-4, материалы по выбору: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, пастель, смешанные техники.
|
| Тема 5. Виды изобразительной деятельности младшего школьника «Перспективные изображения пейзажа».
| Выполнить пейзажные зарисовки с опорой на натуру по законам перспективы с завышенной, заниженной и срединной линией горизонта. 3 листа ФА-4, материалы по выбору: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, пастель, смешанные техники.
|
| Тема 6. Методическое обеспечение учебного процесса.
| Выполнить таблицы в виде методических пособий для рисования головы и фигуры человека. 10-12 листов ФА-4, простой карандаш, фломастеры.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы бакалавров образования, которая включает:
- самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных литературой;
- углубленное изучение отдельных тем курса с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;
- создание визуальных носителей информации с использованием современных информационных ресурсов;
- представление итогов творческой исследовательской работы в виде отчетов, эссе, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями.
Типовые задания для самостоятельной работы по данному курсу ориентированы на развитие умений работать с педагогической литературой теоретического характера, анализировать и интерпретировать результаты педагогических исследований, планировать мини-исследования и практическую деятельность с детьми.
Одной из важнейших особенностей заданий для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» является их ориентация на овладение основами школы изобразительного искусства и методики преподавания дисциплины в начальных классах общеобразовательной школы. Ктиповым теоретическим заданиям для самостоятельной работы студентов относятся:
- работа с научно-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления; реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);
- анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента);
- сравнение педагогических концепций, теорий и технологий преподавания изобразительного искусства;
- участие в теоретических дискуссиях, дебатах и др.;
- выполнение рефератов аналитико-оценочного характера по творчеству художников различных эпох и направлений.
Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы современной педагогической науки и практики, формулируются в процессе собеседования преподавателя и студентов с целью максимального содействия развитию исследовательских интересов и практических навыков будущих педагогов. Выбранные темы могут разрабатываться в последствии в курсовых проектах и выпускных квалификационных (дипломных) работах.
Примерные темы исследований (рефератов)
для самостоятельной работы студентов
1. Классические и современные методы педагогических исследований в области художественно-эстетического образования.
2. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе художественно-изобразительной деятельности.
3. Обеспечение безопасности ребенка на уроках творчества.
4. Характеристика обучения младших школьников навыкам творчества в современной школе.
5. Цели, ценности формирования познавательного интереса младших школьников к изобразительной деятельности.
6. Выставочная деятельность в сообществе детей и взрослых.
7. Особенности современного процесса обучения младших школьников основам изобразительной грамоты.
8. Логическая структура содержания учебного материала школьных учебников и рабочих тетрадей.
9. Учебник по изобразительному искусству как дидактическая система обучения детей рисунку и живописи.
10. Типичные затруднения в освоении практического и учебного материала по изобразительной грамоте и способы их устранения.
12. Безотметочная система обучения младших школьников изобразительному искусству: плюсы и минусы
13. Стратегические ориентиры модернизации российского образования в области художественно-изобразительного творчества.
14. Формы дополнительного образования детей в области художественно-творческой деятельности.
ФОРМА КОНТРОЛЯ
Форма итогового контроля дисциплины – зачёт. В структуру зачёта включено три вида контроля: знания, умения и владения студента.
Знание теоретического материала демонстрируются в ходе ответов на контрольные вопросы.
Практические умения проверяются в ходе просмотра методической папки-накопителя демонстрационного материала и наглядных пособий для проведения уроков изобразительного искусства.
Владение знаниями, умениями и навыками проверяется в процессе творческой разработки конкретного план конспекта урока по изобразительному искусству.
Индивидуальная методическая папка-накопитель составляется студентом в течение практических и лабораторных занятий, а также в рамках самостоятельной работы и представляет собой оформленные, вложенные в файлы листы ФА-4 в виде основных наглядных пособий и образцов работ по изучаемым разделам и темам.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПАПКИ
Теоретические основы. Рисунок.
Перспектива (таблицы, упражнения).
Пропорции, построение композиции (симметрия, упражнения на пропорциональное уменьшение).
Градация света и тени. Плоскогранные геометрические тела.
Творческая работа (рисунок как вид графики).
Школа рисунка.
Передача фактуры (упражнения).
Последовательность рисования гипсового шара.
Последовательность рисования глиняного кувшина.
Рисунок с натуры натюрморта из геометрических тел (шар, куб, пирамида или цилиндр).
Рисование природы (листья, деревья, цветы, пейзаж).
Рисование животных и птиц (контурные зарисовки, тоновые наброски).
Методика рисования головы человека.
Методика работы над рисованием фигуры человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|