Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерные темы исследований (рефератов)





Исследовательский университет»

Факультет педагогический

Кафедра педагогики и физической культуры

Каротовская Л.В.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

С ПРАКТИКУМОМ

Учебно-методическое пособие

Старый Оскол – 2016

УДК 378

ББК 74.263я 73

К – 22

 

Печатается по решению

редакционно-издательского отдела СОФ НИУ «БелГУ»

 

 

Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом// Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки педагогическое образование профиля «Начальное образование»// Автор: Л.В. Каротовская. – Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для помощи в организации самостоятельной подготовки студентов к практическим и лабораторным занятиям. Лабораторно-практические занятия содержат описание основной учебной проблемы, задание для самостоятельной работы. Практические советы и рекомендации предназначены помочь студентам освоить дисциплину, изготовить наглядные пособия и собрать методические материалы к урокам изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы, соответствующие современным требованиям и программам ФГОС основного общего образования второго поколения.



 

 

@ Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета, 2016

@ Кафедра педагогики физической культуры, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

1. Введение……………………………………………………………..4

2. Цели и задачи освоения дисциплины……………………………..5

3. Требования к результатам освоения дисциплины………….….....6

4. Объём учебной работы и виды деятельности…………………….7

5. Содержание лабораторно-практических работ.………. …………8

6. Организация самостоятельной работы студентов…………............9

7. Форма контроля…………………………………..….……………..11

8. Содержание методической папки…………………………..……..11

9. Положение о смотре-конкурсе методических материалов «Педагогическая копилка»……………………………………………….12

9. Примерный перечень вопросов для зачёта………………..……...15



10. Методические указания к самостоятельной работе студен- тов………………………………………………………………..…….17

11. Литература …………...……………………………………………21

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» относится к вариативной части профессионального цикла Б3.В6.2, модуля «Теории и методики художественно-эстетического образования в начальной школе», шифр - (Б3.В6).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусств» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», прохождения педагогической практики.

Программа дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» обеспечивает ориентацию будущего учителя начальных классов в содержании и методике организации изобразительной деятельности учащихся младших классов.

В процессе изучения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» у студента должно быть сформировано представление о специфике профессиональной деятельности учителя и характере преподаваемой школьной дисциплины «Изобразительное искусство». На современном этапе развития начальной школы основными функциями учителя являются: организация и управление педагогическим процессом, управление познавательной деятельностью учащихся, развитие творческого потенциала учащихся.



В связи с тем, что учитель начальных классов должен владеть элементарными навыками изображения, большая часть курса ориентирована на овладение студентом художественными средствами языка изобразительного искусства.

Основными формами аудиторных занятий являются лекции и практические занятия. Программой допускается перестановка отдельных тем курса с сохранением общего времени для аудиторных занятий и соотношения между практическими и лекционными занятиями.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель:

- сформировать профессиональные навыки по художественному воспитанию младших школьников.

Задачи:

1. Формирование у студента знаний о специфике профессиональной деятельности учителя на занятиях изобразительным искусством в начальных классах школы.

2. Развитие педагогического творчества, художественно-творческих способностей, эстетического вкуса, суждений, оценок, активного эстетического отношения к явлениям культуры и народным традициям.

3. Формирование знаний о научных основах методики преподавания изобразительного искусства: педагогическом процессе как объекте профессиональной деятельности; логике процесса обучения; психологической теории учения; психолого-педагогических аспектах художественного восприятия.

4. Формирование знаний, умений и навыков в области педагогической технологии: подготовка учителя к уроку, составление педагогической документации, подготовка и использование методических и дидактических пособий, образцов деятельности учащихся на уроке, анализ и самоанализ проводимого урока.

5. Формирование знаний, умений и навыков в области педагогической техники: построение взаимоотношений с учащимися, профессиональное решение вопросов о внешнем виде учителя, постановка голоса, качестве речи.

6. Формирование эстетической отзывчивости, воспитание принципиальности, честности, трудолюбия, ответственного отношения к развитию, воспитанию и обучению школьника.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- решением задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- способностью применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- теоретические основы изобразительного искусства;

- терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности;

- особенности развития изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста;

- роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников;

- особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы;

уметь:

- использовать изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания и художественного образования младших школьников;

- самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретного урока изобразительного искусства и использовать их для активизации творческих способностей детей.

владеть:

- приемами и методами рисования, в том числе реалистического изображения в различных художественных материалах;

- навыками организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста.

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Вид учебной работы Форма обучения
Очная Заочная
Семестр № 4 Курс 2
Всего часов по дисциплине: 108 Всего часов по дисциплине: 108
Кол-во часов на вид учебной работы: Кол-во часов на вид учебной работы:
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
В том числе:    
Творческие работы
Отчет по лабораторной работе
План-конспект урока
Презентации, доклады
Отчет по практической работе
Работа над практическими специальными проектами
Всего:
Промежуточная аттестация Зачет (З) Экзамен (Э) З З
       

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» обеспечивает ориентацию будущего учителя начальных классов в содержании и методике организации изобразительной деятельности учащихся младших классов, которая реализуется на практических занятиях.

№п/п Темы практических занятий Содержание лабораторно-практической самостоятельной работы
  Тема 1. Графические знаки.     Виды графических знаков. 11 комбинаций знаков: точка, штрих, линия, пятно. Выполнение практической работы на листах Ф А-4 «Художественные графические знаки». Составить несюжетные композиции, используя комбинации графических знаков Материал – карандаш, гелиевая ручка, тушь-перо.
  Тема 2. Технические приёмы получения живописных изображений акварельными красками. Выполнить упражнения на освоение живописных акварельных приемов и техник «лессировка», «заливка», «вливание цвета в цвет», «комбинированные техники» и других по выбору студента (2-4 листа, акварель).
  Тема 3. Технические приёмы получения живописных изображений гуашью. Выполнить упражнения на освоение живописных техник и приёмов гуашью: «мелкий раздельный мазок», «широкий раздельный мазок», «комбинированный мазок», «растяжка тона» (2-4 листа, гуашь).
  Тема 4. Орнаментальное искусство как вид художественного творчества народов мира. Составить и выполнить в цвете следующие виды орнаментов: геометрический в полосе, симметричный растительный в круге, зооморфный в квадрате. 3 листа ФА-4, материалы по выбору: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, пастель, смешанные техники.
  Тема 5. Виды изобразительной деятельности младшего школьника «Перспективные изображения пейзажа». Выполнить пейзажные зарисовки с опорой на натуру по законам перспективы с завышенной, заниженной и срединной линией горизонта. 3 листа ФА-4, материалы по выбору: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, пастель, смешанные техники.
  Тема 6. Методическое обеспечение учебного процесса. Выполнить таблицы в виде методических пособий для рисования головы и фигуры человека. 10-12 листов ФА-4, простой карандаш, фломастеры.

ОРГАНИЗАЦИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы бакалавров об­разования, которая включает:

- самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспе­ченных литературой;

- углубленное изучение отдельных тем курса с использова­нием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;

- создание визуальных носителей информации с использо­ванием современных информационных ресурсов;

- представление итогов творческой исследовательской рабо­ты в виде отчетов, эссе, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями.

Типовые задания для самостоятельной работы по данному курсу ориентированы на развитие умений работать с педагогиче­ской литературой теоретического характера, анализировать и ин­терпретировать результаты педагогических исследований, плани­ровать мини-исследования и практическую деятельность с детьми.

Одной из важнейших особенностей заданий для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» является их ориентация на овладение основами школы изобразительного искусства и методики преподавания дисциплины в начальных классах общеобразовательной школы. Ктиповым теоретическим заданиям для самостоятельной работы студентов относятся:

- работа с научно-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления; рефериро­вания, аннотирования, рецензирования и др.);

- анализ результатов выполненных исследований по рассмат­риваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента);

- сравнение педагогических концепций, теорий и технологий преподавания изобразительного искусства;

- участие в теоретических дискуссиях, дебатах и др.;

- выполнение рефератов аналитико-оценочного характера по творчеству художников различных эпох и направлений.

Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы современной педагогической науки и практики, фор­мулируются в процессе собеседования преподавателя и студен­тов с целью максимального содействия развитию исследователь­ских интересов и практических навыков будущих педагогов. Выбранные темы могут разрабатываться в последствии в курсовых проектах и выпускных квалификационных (дипломных) работах.

 

Примерные темы исследований (рефератов)

для самостоятельной работы студентов

1. Классические и современные методы педагогических исследований в области художественно-эстетического образования.

2. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе художественно-изобразительной деятельности.

3. Обеспечение безопасности ребенка на уроках творчества.

4. Характеристика обучения младших школьников навыкам творчества в современной школе.

5. Цели, ценности формирования познавательного интереса младших школьников к изобразительной деятельности.

6. Выставочная деятельность в сообществе детей и взрослых.

7. Особенности современного процесса обучения младших школьников основам изобразительной грамоты.

8. Логическая структура содержания учебного материала школьных учебников и рабочих тетрадей.

9. Учебник по изобразительному искусству как дидактическая система обучения детей рисунку и живописи.

10. Типичные затруднения в освоении практического и учебного материала по изобразительной грамоте и способы их устранения.

12. Безотметочная система обучения младших школьников изобразительному искусству: плюсы и минусы

13. Стратегические ориентиры модернизации российского образования в области художественно-изобразительного творчества.

14. Формы дополнительного образования детей в области художественно-творческой деятельности.

 

ФОРМА КОНТРОЛЯ

 

Форма итогового контроля дисциплины – зачёт. В структуру зачёта включено три вида контроля: знания, умения и владения студента.

Знание теоретического материала демонстрируются в ходе ответов на контрольные вопросы.

Практические умения проверяются в ходе просмотра методической папки-накопителя демонстрационного материала и наглядных пособий для проведения уроков изобразительного искусства.

Владение знаниями, умениями и навыками проверяется в процессе творческой разработки конкретного план конспекта урока по изобразительному искусству.

Индивидуальная методическая папка-накопитель составляется студентом в течение практических и лабораторных занятий, а также в рамках самостоятельной работы и представляет собой оформленные, вложенные в файлы листы ФА-4 в виде основных наглядных пособий и образцов работ по изучаемым разделам и темам.

 

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПАПКИ

Теоретические основы. Рисунок.

Перспектива (таблицы, упражнения).

Пропорции, построение композиции (симметрия, упражнения на пропорциональное уменьшение).

Градация света и тени. Плоскогранные геометрические тела.

Творческая работа (рисунок как вид графики).

Школа рисунка.

Передача фактуры (упражнения).

Последовательность рисования гипсового шара.

Последовательность рисования глиняного кувшина.

Рисунок с натуры натюрморта из геометрических тел (шар, куб, пирамида или цилиндр).

Рисование природы (листья, деревья, цветы, пейзаж).

Рисование животных и птиц (контурные зарисовки, тоновые наброски).

Методика рисования головы человека.

Методика работы над рисованием фигуры человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.