Сделай Сам Свою Работу на 5

Подведение итогов практики. Оценивание





Обязательный перечень отчетной документации студентов составляют: дневник и отчет по практике. Оценка по практике (производственной) или зачет (учебной) приравнивается к оценке (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

По всем видам практик выставляется итоговая оценка, в которой учитываются все аспекты деятельности студента, определяемые программой практики. Критерии оценивания таковы:

 

Итоговая оценка Критерии оценивания
отлично положительный отзыв руководителя практики; все задания, полученные во время практики, выполнены в соответствии с предъявляемыми требованиями, без замечаний; грамотно, без недочетов оформлена документация (дневник, отчет), сдана вовремя; отчет носит содержательный характер (см. требования к отчету)
хорошо положительный отзыв руководителя практики; все задания, полученные во время практики, выполнены в соответствии с предъявляемыми требованиями, без существенных замечаний; документация (дневник, отчет) оформлена с незначительными недочетами, сдана вовремя; отчет носит содержательный характер (см. требования к отчету)
удовлетворительно положительный отзыв руководителя практики; задания, полученные во время практики, выполнены с замечаниями, документация (дневник, отчет) оформлена с существенными недочетами, сдана не вовремя, отчет носит формальный характер
неудовлетворительно Отрицательный отзыв руководителя практики; задания, полученные во время практики не выполнены; документация (дневник, отчет) не оформлена и не сдана; наличие дисциплинарных нарушений

 



Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, кроме преддипломной практики, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.

Итоговая конференция в вузе по всем видам практики проводится не позднее, чем через 1-2 недели после завершения практики. Организует и проводит итоговую конференцию методист факультета по практике. В работе конференции участвуют сту­денты, руководители практики, преподаватели выпускающей кафедры и работники базовых учреждений. В случае, если окончание практики приходится на летние месяцы, предоставление отчетной документации студентами может проходить в течение 1-й недели нового учебного года.



Итоговая аттестация по преддипломной практике выставляется в течение последней недели практики. Студенты, не прошедшие преддипломную практику или получившие за нее неудовлетворительную оценку, отчисляются из вуза. Декан факультета оформляет проект о допуске к государственным экзаменам также на последней неделе практики.

 

 


ДОКУМЕНТОВЕДЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Специальность 032001 – Документоведение и документационное обеспечение управления

Пояснительная записка

Документоведческая практика является составной частью учебного процесса, она проводится для первичного ознакомления с организацией делопроизводственной деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В рамках данной практики, студент впервые окунается в профессиональную среду. Начинает общаться с представителями профессионального сообщества. Это позволяет формировать следующие компетенции: способность к личному и профессиональному саморазвитию, способность к социальной адаптации в профессиональной и этнокультурной среде, способность осуществлять документную деятельность.

Формирование компетенций осуществляется через задания, связанные со знакомством с сотрудниками организации, где проходит практика, анализом организационно-распорядительных и правовых документов, на основании которых осуществляется профессиональная деятельность, первичной характеристикой основных видов документации.



Программа практики включает в себя: знакомство с учреждением, его задачами, структурами и особенностями документирования управленческой деятельности (Устав, положение об организации, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, штатное расписание и др.); изучение организационно-правовых документов, регламентирующих юридический статус организации, организационно-правовую структуру, руководство (Положение о службе делопроизводства, инструкция по делопроизводству, номенклатура дел и др.); изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих документирование ее деятельности. На практике студенты должны будут решать следующие типовые задачи:

1. выяснить особенности структуры и руководства организации, на базе которой проходит практика;

2. выявить все структурные подразделения, осуществляющие документооборот и документирование в организации, на базе которой проходит практика;

3. выделить наиболее распространенные в практике работы организации виды организационно-распорядительной документации;

4. определить степень регламентации деятельности структурных подразделений, осуществляющих документооборот и документирование.

По окончании практики студент должен уметь:

· определять структуру службы ДОУ конкретной организации;

· выявлять наиболее распространенные в практике работы организации виды организационно-распорядительной документации;

· определять степень регламентации деятельности структурных подразделений ДОУ.

По окончании практики студент должен получить опыт описания системы документационного обеспечения управления конкретной организации. Для этого необходимо в течение практики выполнение заданий ориентированных на составление графических схем структуры организации, характеристику организационных документов, систем документации, составление перечней документов.

Содержание и этапы работы

Циклограмма прохождения практики

Наименование тем Всего часов
1. Вводное занятие
2. Изучение организационных документов учреждения
3. Изучение нормативно-методических документов, регламентирующих правила создания и оформления документов
4. Системы документации
5. Заключительное занятие. Подведение итогов
  Итого:

 

Содержание работы студента-практиканта на учебной документоведческой практике

Функции студента на практике Задания в соответствии с функциями Форма предъявления результата Критерии оценивания
информационная знакомство с учреждением, его задачами, структурами и особенностями документирования управленческой деятельности; изучение организационно-правовых документов, регламентирующих юридический статус организации, организационно-правовую структуру, руководство (Положение о службе делопроизводства, инструкция по делопроизводству, номенклатура дел и др.); изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих документирование ее деятельности; графические схемы структуры делопроизводственной службы. Характеристика систем документации, которые фиксируют деятельность организации Составление перечней документов: с грифом утверждаю, на которые ставится оттиск гербовой печати, с государственной символикой, с логотипом организации. Соответствие составленной схемы структуре делопроизводственной службы Выявление и характеристика всех функциональных и корпоративных систем документации Соответствие составленных перечней имеющимся в организации документам

 

Содержание этапов прохождения практики

Вводное занятие

Вступительное занятие проводит представитель руководства учреждения, который знакомит студентов-практикантов с историей, современными задачами, направлениями деятельности и особенностями документирования управленческой деятельности учреждения. Если в архиве организации имеется историческая справка о фондообразователе, то студент знакомится с ней.

1. Изучение организационных документов учреждения

Весь процесс управления пронизан информацией, являющейся основой принятия решений и построен на оперативной работе с документами, в которых она фиксируется. Поэтому документационно-информационное обеспечение управления (делопроизводство) любой фирмы, учреждения, организации рассматривается сегодня как важнейшая функция управления.

Поэтому после вступительного занятия, в первую неделю практики, студенты изучают организационно-правовые документы, регламентирующие юридический статус учреждения, его организационно-правовую форму, организационную структуру, руководство. Для этого необходимо познакомиться со следующими документами: «Устав (положение) организации», положения о структурных подразделениях, «Штатное расписание», текущие планы работы, отчетность, нормы выработки и нормы времени.

В процессе изучения организационно-правовых документов организации (учреждения) студенты должны выяснить:

  • дату создания организации;
  • название организации;
  • цель создания и функции организации;
  • организационно-правовую форму организации;
  • организационную структуру и порядок управления;
  • состав организационных документов организации;
  • степень отражения в организационных документах требований к документированию управленческой деятельности (порядок издания, подписания, хранения).

Студенты графически вычерчивают структуру организации. Студенты составляют графические схемы структуры служб, их место в системе управления организацией. Выявляют должностной и численный состав, определяют функции и знакомятся с должностными инструкциями сотрудников.

Все собранные данные оформляют в виде дневниковых записей, где отмечают дату записи, источник, которым они пользовались. Эти выписки из организаци­онных документов студенты представляют руководителю практики от организации, в беседе с которым обсуждают специфические особенности структуры и руководства организацией.

В процессе прохождения практики студенты также знакомятся с условиями труда различных категорий сотрудников учреждения, организацией рабочих мест, оснащением их средствами оргтехники, распорядком работы предприятия и с инструкциями по противопожарной и технической безопасности.

2. Изучение нормативно-методических документов, регламентирующих правила создания и оформления документов

Во вторую неделю практики студенты изучают нормативно-методические документы и устанавливают требования к документированию деятельности организации, зафиксированные в них. Это документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений, осуществляющих документооборот и документирование: «Положение о службе делопроизводства», «Должностные инструкции», «Инструкция по делопроизводству», «Номенклатура дел», «Положение об экспертной комиссии и ведении архива», приказы и распоряжения руководства предприятия о делопроизводственной службе. В числе таких документов могут быть правила оформления документов, регламенты, приказы (распоряжения) о порядке создания и согласования отдельных видов документов.

Учитывая задачи, функции организации и ее структуру, студенты выявляют системы документации, которые фиксируют деятельность организации.

3. Системы документации

Состав документов систем документации, используемых в деятельности организации (помимо системы организационно-распорядительных документов), включая унифицированные формы и формы, разработанные сотрудниками организации, определяется студентами в ходе опроса сотрудников службы документационного обеспечения, специалистов структурных подразделений организации, при этом обращается внимание на состав документов по их видам, назначению (для каких управленческих задач используются формы документов).

В дневнике практики студенты записывают системы доку­ментации и фиксируют наиболее распространенные виды документов, при­меняемые в практике работы организации. Проводится характеристика организационно-распорядительной документации по следующим группам:

· организационные документы, применяемые в управленческой деятельности;

· распорядительные документы, состав должностных лиц, имеющих право издания распорядительных документов;

· виды информационно-справочных документов.

В дневнике практики студенты фиксируют состав применяемых доку­ментов, отмечают наиболее распространенные в практике работы учрежде­ния виды организационно-распорядительных документов. Составляют перечни документов: с грифом утверждаю, на которые ставится оттиск гербовой печати, с государственной символикой, с логотипом организации. В обязательном порядке отмечается наличие или отсутствие каких-либо нормативных документов, степень регламентации делопроизводственных процессов, особенности работы службы ДОУ.

Литература

1. Делопроизводство. (Организация и технологии документационного обеспечения управления). Под ред. Т.В. Кузнецовой. - М., 2001.

2. Кирсанова М.В. Делопроизводство в органах государственной власти и местного самоуправления. - М., 2004.

3. Кузнецова Т.В. Делопроизводство. (Документационное обеспечение управления). - М., 2002.

4. Пшенко А.В. Документационное обеспечение управления. - М., 2002.

5. Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления. Учебно-практическое пособие. - М., 2006.

6. Сиганова Т.В. Основы документационного обеспечения управления. - Омск, 2004.

 

 


АРХИВНАЯ ПРАКТИКА

Специальность 032001 – Документоведение и документационное обеспечение управления

Пояснительная записка

Архивная практика является составной частью учебного процесса в подготовке документоведа, проводится для закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в курсе «Архивоведения» и приобретения практических навыков работы.

Архивы по своей сути в гораздо большей степени, чем другие институты социально-культурной сферы (библиотеки, музеи и др.) интегрированы в функционирование государственного механизма, являются пусть маленькой, но неотъемлемой его частью. Профессиональная организация работы архивов особенно важна сейчас, когда стали актуальными вопросы имущественно-правового характера. Любые споры сторон, подтверждение интеллектуального и имущественного права в судебном порядке возможны только имея юридически заверенный комплект документов, находящийся на государственном хранении, в профильном архиве федерального или муниципального уровня. Это предъявляет особые требования к подготовке документоведа в области архивного дела.

В рамках архивной практики продолжают формироваться следующие компетенции: способность к личному и профессиональному саморазвитию, способность к социальной адаптации в профессиональной и этнокультурной среде. Однако главный акцент делается на формировании способности осуществлять документную деятельность в части, связанной с текущим и постоянным хранением документов.

Поэтому все задания связаны с приобретением навыков архивной работы: подготовкой документов к передаче на хранение, регулярной проверкой хранящихся уже документов, работой с информационно-справочным аппаратом, позволяющим существенно повысить эффективность использования архивных документов.

Программа практики студентов включает в себя следующие основные проблемные вопросы курса «Архивоведения»: научная организация труда, управление и планирование работы государственного архива; составление и усовершенствование архивных справочников, ознакомление с учетно-справочным аппаратом архива и проверка наличия и состояния документов; комплектование и экспертиза ценности документов; организация работы ведомственных архивов и архивов, функционирующих на правах структурного подразделения службы ДОУ предприятия, учреждения, организации; использование документов архива; составление информационных документов. На практике студенты должны будут решать следующие типовые задачи:

1. ознакомиться с организацией управления архивом;

2. научиться работать с архивными справочниками;

3. получить основные навыки работы с учетно-справочным аппаратом архивов;

4. получить навыки работы в ведомственных архивах и архивах, функционирующих на правах структурного подразделения службы ДОУ предприятия, учреждения, организации.

По окончании архивной практики студент должен уметь:

· осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с основным законодательством и нормативными документами, регулирующими архивное дело в РФ;

· применять на практике основные методики работы с архивными справочниками и учетно-справочным аппаратом;

· осуществлять работу по комплектованию и экспертизе ценности документов;

· обеспечивать информационные потребности общества в ретроспективной документной информации.

По окончании архивной практики студент должен получить опыт архивного хранения документов. Для этого необходимо в течение практики выполнение заданий ориентированных на работу с учетно-справочным аппаратом архива, работу по обеспечению сохранности документов, по проверке наличия и состояния документов, по проведению экспертизы ценности документов.

Данная программа предназначена для студентов-документоведов социально-гуманитарного факультета, готовящихся к прохождению архивной практики. Программа состоит из следующих разделов: общие сведения об архивной практике; содержание и этапы работы.

Содержание и этапы работы

Циклограмма прохождения практики

Наименование тем Всего часов
1. Вводное занятие
2. Научная организация труда, управления и планирования работы архива
3. Составление и усовершенствование архивных справочников
4. Работа студентов с учетно-справочным аппаратом архива, обеспечением сохранности документов, проверки наличия и состояния документов
5. Комплектование и экспертиза ценности документов, и организация работы ведомственных архивов
6. Организация использования документов архива
7. Заключительное занятие. Подведение итогов
  Итого:

Содержание работы студента-практиканта на учебной архивной практике

Функции студента на практике Задания в соответствии с функциями Форма предъявления результата Критерии оценивания
информационно-оценочная учет отдельных фондов   проверка состояния и наличия документов экспертиза ценности документов разработка или усовершенствование положения об архиве организации карточка фонда, внутренние описи к фондам акты проверки состояния документов заключение эксперта положение об архиве, разработанное, либо приведенное в соответствие с нормативными документами количество подготовленных материалов; соответствие подготовленных материалов нормативно-методическим требованиям; качество разработки положения (соответствие букве и духу Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», учет специфики организации)
аналитическая составление и усовершенствование архивных описей     составление и усовершенствование каталогов     составление обзоров фондов схемы классификации документов, отредактированные и исправленные заголовки дел и аннотации к ним, справочный аппарат к описям (историко-археографические предисловия, указатели, списки сокращенных слов и т.д.) описание документов на каталожных карточках, индексированные карточки в соответствии с СЕК документированной информации обзоры фондов количество подготовленных материалов; соответствие подготовленных материалов нормативно-методическим требованиям   качество подготовленных обзоров (установление хронологических рамок фонда, полная характеристика фондообразователя – обстоятельства создания, этапы развития, обстоятельства прекращения деятельности, характеристика всего комплекса документов, выделение особо ценных с информативной точки зрения документов)
коммуникативно-организационная прием заявлений и выдача биографических справок исполненные запросы, справочные карточки на документы качество выполнения запросов (сроки исполнения, соответствие подготовленных документов нормативным требованиям, наличие или отсутствие жалоб граждан)

Содержание этапов прохождения практики

Вводное занятие

История, организация, структура и функции архива; состав и содержание его документов, характеристика научно-информационной деятельности и научно-справочного аппарата архива. Задачи и основные направления работы архива в современных условиях.

Ознакомление студентов с правилами внутреннего распорядка и пожарной безопасности в архивах. Экскурсии: в отделы архива, в методический кабинет, в читальный зал, в архивохранилища (ознакомление с режимом хранения документов, с порядком хранения и размещения документов в хранилищах).

1. Научная организация труда, управления и планирования работы архива

Ознакомление с организацией управления архивами (положение об архиве и отделах, должностные обязанности сотрудников и предъявляемые к ним квалификационные требования, перспективные и текущие планы работы, отчетность, нормы выработки и нормы времени).

В процессе прохождения практики студенты знакомятся с условиями труда различных категорий сотрудников архива; организацией рабочих мест; оснащением их средствами оргтехники.

2. Составление и усовершенствование архивных справочников

2.1. Ознакомление с системой научно-справочного аппарата архива.

В процессе практики студенты должны ознакомиться с системой научно-справочного аппарата, поисковыми информационными системами, работой архива по их усовершенствованию.

2.2. Составление и усовершенствование архивных описей. Для работы практикантов подбираются фонды. При этом могут быть выделены как небольшие по объему фонды, отдельно для каждого студента, так и крупные фонды для работы бригадой. Работе должно предшествовать изучение источников и литературы по фонду и методических разработок архива по данному виду работы. Студенты должны ознакомиться с делом фонда, имеющимся научно-справочным аппаратом к фонду и документам фонда.

Выбор фонда и работа над ним осуществляется с учетом значения дифференцированного подхода при составлении и усовершенствовании описей.

Целесообразно уделить внимание составлению схем классификации документов фондов и уточнению имеющихся схем, редактированию и исправлению старых заголовков и аннотаций и составлению справочного аппарата к описям (историко-археографического предисловия, указателей, списка сокращенных слов, оглавления, переводных таблиц, шифров, библиографии и т.п.).

2.3. Составление и усовершенствование каталогов документов.

Ознакомление с имеющейся в архиве системой каталогов и планом работы по каталогизации документов архива. Определение места каталогов в системе НСА (научно-справочного аппарата) архива. Их роль и взаимодействие с другими справочниками.

Изучение классификационных схем каталогов, для пополнения которых будет проводиться работа (систематического, именного, предметного, тематического и др.).

Изучение описей фондов, предназначенных для каталогизации. Просмотр дел и выявление документов для каталогизации. Описание документов на каталожных карточках. Редактирование карточек, уточнение рубрик и подрубрик. Индексирование карточек в соответствии с СЕК (схемой единой классификации) документной информации, систематизация каталожных карточек и введение их в каталог.

2.4. Составление других видов информационных справочников.

Составление обзора фонда или тематического обзора. Участие в подготовке путеводителя или краткого справочника по архиву, если эта работа ведется в данный период в архиве.

3. Работа студентов с учетно-справочным аппаратом архива, обеспечением сохранности документов, проверки наличия и состояния документов

3.1. Студенты должны ознакомиться с системой централизованного учета документов в архиве и учетом в архивохранилищах. Особое внимание следует уделить таким вопросам как централизация, динамичность и взаимосвязь, и преемственность учета документов. Студенты должны получить возможность самостоятельно заполнить основные учетные формы, особенно карточку фонда, и решить поставленную перед ними задачу по учету отдельных фондов, объединенных фондов, коллекций, дел, а также составить внутренние описи к наиболее ценным делам и документам.

Студентов необходимо ознакомить с работой архива по созданию страхового фонда.

3.2. Проверка состояния и наличия документов.

Студенты знакомятся с планом архива по этому виду работы и изучают соответствующие формы документов (лист проверки, акт проверки и состояния документов). Целесообразно участие студентов в проверке наличия документов в одном из архивохранилищ с обязательным составлением акта проверки и других итоговых документов.

4. Комплектование и экспертиза ценности документов, и организация работы ведомственных архивов и архивов, функционирующих на правах структурного подразделения службы ДОУ предприятия, учреждения, организации

4.1. Работа по комплектованию и экспертизе документов.

В эту работу входит следующее. Ознакомление студентов со списками учреждений - источников комплектования архива, принципами включения организаций в эти списки.

Ознакомление с планом комплектования архива и графиком работы по отбору и подготовке документов к передаче в государственный архив. Участие в заседаниях ЭПК госархива и ознакомление с ведением протокола заседания экспертной проверочной комиссии.

Ознакомление с системой хранения, учетом документов и научно-справочным аппаратом ведомственных архивов. Изучение инструкций по делопроизводству, номенклатур дел, состояния документальной части делопроизводства учреждения или его структурного подразделения. Составление отзыва о качестве номенклатур дел конкретных учреждений

Составление перечня дел, подлежащих передаче на государственное хранение. Участие в заседаниях ЭК учреждения и государственного архива по утверждению перечня. Работа по отбору материалов на государственное хранение. Рассмотрение описей, подготовка заключений эксперта (полнота содержания фонда, качества описания) и утверждение их на ЭПК.

4.2. Работа с положением об архиве предприятия.

Положение об архиве предприятия разрабатывается на основе примерных положений об архиве, утвержденных Росархивом (см. Рогожин Ю.М. Делопроизводство. Организация архива предприятия. – СПб., 2006. С. 148-160). Необходимо познакомиться с положением об архиве организации (предприятия, учреждения), соотнести его с типовыми положениями Росархива. При необходимости подготовить свои предложения для приведения имеющегося положения в соответствии с нормативными документами.

5. Организация использования документов архива

5.1. Ознакомление с работой архива по использованию документов.

Вводная беседа: цели и организационные формы использования документов. Задачи, стоящие перед архивом по использованию документов. Ознакомление с планом работы, с системой учета и эффективностью использования документов.

5.2. Составление информационных документов и информация учреждений и граждан о составе и содержании документов архива.

Изучение литературы по теме выявления (запрос учреждения или плановая работа архива). Просмотр путеводителя или других справочников; изучение описей фондов, полистный просмотр дел и выявление документов. Описание дел и выявленных документов на карточках. Составление информационных документов (тематического перечня, справки-ориентировки, списка-справочника или другого документа). Подготовка докладов, лекций, а также статей и информации для печати, радио и телевидения.

5.3. Ознакомление с работой архива по организации выставок, документов.

Участие в составлении экспозиционного плана, отбора документов, оформление выставки (если в архиве готовится выставка).

5.4. Работа в читальном зале архива. Ознакомление со всем комплексом работ читального зала архива, тематикой занятий, ведением каталога тем исследований, с организацией работы по обслуживанию посетителей читального зала, с личными делами читателей, с правилами и обязанностями заведующего читальным залом. Работа в качестве сотрудника читального зала по приему документов из хранилища, выдаче их читателям, проверке и возвращению дел в отделы. Зарядка и регулирование аппаратуры для чтения.

5.5. Прием заявлений и выдача биографических справок. Исполнение запросов, заявлений, оформление, выдача справок и их учет (в том числе беседа с посетителями при приеме запросов). Составление справочных карточек на документы.

Литература

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.