Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка к прохождению практики включает следующие мероприятия





УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

по специальности 032001.65 Документоведение и документационное обеспечение управления

Учебно-методическое пособие

 

Сургут, 2008

 

 


Содержание

 

Пояснительная записка

Организация практики

Программа проведения практики

Программа документоведческой практики

Программа архивной практики

Программа практики по технологии документационного обеспечения управления (производственная)

Программа преддипломной практики

Приложения

Предисловие

Учебная и производственная практика является составной частью учебного процесса, и призвана соединить теоретические знания студентов с профессиональным опытом, подготовить их к практической деятельности в сфере документационного обеспечения управления (далее - ДОУ).

На специальности 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления практика является важнейшим системообразующим звеном в структуре профессиональной подготовки студентов. Прохождение практики направлено на формирование практических навыков в области документационного обеспечения управления в государственных органах федерального уровня, субъектов Федерации, муниципального уровня, в государственных, общественных, кооперативных и коммерческих учреждениях, организациях, фирмах, предприятиях, выработку исследовательских навыков при выполнении индивидуальных заданий и проектов.



Программа практики разработана в соответствии с компетентностным подходом, который предполагает развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, формирование способности принимать адекватные решения в меняющихся условиях производственных ситуаций.

В качестве основного показателя приобретения профессиональных компетенций является уровень соответствия личностных качеств практиканта требованиям работодателя. Современные требования к практикантам в производственной сфере включают мотивацию, умение работать в команде и способности применять теоретические знания в профессиональной деятельности в условиях постоянно меняющейся среды.



Оценка компетенций в ходе практики предполагает приоритетное использование методов диагностики деятельности:

· наблюдение;

· экспертиза результатов профессиональной деятельности работодателями;

· защита проектов.

В качестве критериев оценивания выступают качества:

уровень знания: Умение воспринимать, владеть знаниями, выявлять свойства;

уровень умений: Умение осуществлять известные способы деятельности (правила, методики, технологии);

уровень понимания: умение применять теории к типовым задачам, анализировать, выявлять недостатки, совершенствовать системы по стандартным правилам;

уровень конструктивно-творческий: умение принимать решения в проблемных ситуациях, проектировать, планировать;

уровень реализации: умение управлять реализацией планов;

уровень развития: умение рефлексировать.

Практические навыки формируются в процессе теоретического обучения путем моделирования производственных ситуаций. Поэтому проведение практики тесно взаимосвязано с теоретическим обучением студентов. Учебная и производственная практики следуют после освоения основных дисциплин специальности: «Документоведение», «Архивоведение», «Организация и технология ДОУ», «Организационное проектирование» и т.п. Организация производственной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с уровнем подготовки выпускника.

Цель практики - приобрести опыт профессиональной деятельности, выработать практические умения и навыки документирования, организации и совершенствования документооборота.



Задачи практики:

  1. Получить опыт социально-коммуникативной адаптации в службах ДОУ и приобрести первичные практические навыки профессиональной деятельности;
  2. Выработать профессиональные умения по применению теоретических знаний и практических навыков в профессиональной деятельности документоведа;
  3. Научиться управлять профессиональной деятельностью.

Динамика профессионального становления студента в ходе практики обеспечивается преемственностью и последующим усложнением задач различных видов практики, которые принимают комплексный характер:

Вид практики Цель Задачи Компетенции
Учебная (документоведческая, архивная) социально-коммуникативная адаптация в службах ДОУ и архивных учреждениях 1. Определять особенности субъектов деятельности в профессиональной среде; 2. Использовать для адаптации коммуникативно-личностные и толерантные качества, значимые для профессиональной среды; 3. Формировать индивидуальные субъектные характеристики, отвечающие требованиям производственного функционала специалиста. 1. Способность к личному и профессиональному саморазвитию. 2. Способность к социальной адаптации в профессиональной и этнокультурной среде. 3. Способность осуществлять документную деятельность.
Производственная (технология документационного обеспечения управления, преддипломная) Выработать профессиональные умения по применению теоретических знаний и практических навыков в профессиональной деятельности документоведа 1. использовать теоретические знания в самостоятельном решении производственных задач; 2. применять на практике профессиональные умения, качества и способность адаптации к новым ситуациям; 3. проводить профессиональную научно-исследовательскую (творческую) деятельность по профилю будущей специальности;   1. Способность осуществлять документную деятельность. 2. Способность создавать систему ДОУ в учреждениях и на предприятиях различных организационно-правовых форм и форм собственности. 3. Способность к инновационной деятельности в сфере ДОУ. 4. Способность к эффективной экономической деятельности.

 

Социальная адаптация в профессиональной и этнокультурной среде предполагает способность осуществлять устную и письменную коммуникации на родном и иностранном языке, адекватно воспринимать критику, готовность работать в команде, выстраивать конструктивное деловое общение с коллегами и руководителями. Личное профессиональное развитие ориентировано на способность к самоорганизации и планированию собственной деятельности, готовность к поиску, изучению и освоению новых способов профессиональной деятельности, способность к созданию и совершенствованию способов своей профессиональной деятельности. Эти компетенции в первую очередь формируются на учебных практиках – документоведческой и архивной. На архивной практике студенты начинают осуществлять документную деятельность. Осуществляют хранение и поиск документов. Учатся использовать документы в общественно полезных целях.

Производственная практика, продолжая формировать выше изложенные компетенции, главный акцент делает на развитии профессиональных, практико-ориентированных компетенций. Это полный цикл документной деятельности (производство, хранение, поиск, использование документов), работа в системе ДОУ. В рамках этой деятельности студенты развивают способность выделять структурные элементы организации и управленческие связи между ними, осуществлять поиск информации об управленческих процессах профессиональной деятельности, создавать типовые, унифицированные формы документов и системы документации, создавать локальную нормативную базу ДОУ организации, корректировать систему ДОУ в соответствии с нормативной законодательной базой.

Деятельность по созданию и совершенствованию ДОУ осуществляется на заключительном этапе производственной (преддипломной) практики. Студенты разрабатывают программу исследования системы ДОУ организации с целью ее рационализации, осуществляют ее, предлагают результаты исследования организации.

На этапе производственной практики студенты также развивают экономические компетенции. Изучают рынок труда (мониторинг) для определения перспектив собственного экономического поведения. Устанавливают и закрепляют отношения с работодателем.

Практика как составляющая процесса обучения и формирования профессиональной квалификации основывается на следующих принципах: целеполагания, последовательности и систематичности, связи обучения с практикой, самостоятельности

Связь обучения с практикой достигается в ходе процесса теоретического обучения при моделировании учебных ситуаций с решением производственных задач, проведения учебных занятий на предприятиях или с участием профессионалов-практиков.

Последовательность и систематичность обеспечивается концепцией прохождения практик на специальности 032001 - Документоведение и документационное обеспечение управления, которая предусматривает последовательное овладение профессиональными умениями, усложнение производственных задач, повышение приобретаемой квалификации.

Целеполагание обеспечивается организационными условиями, мотивирующими студентов на определение и достижение желаемого результата в решении поставленных задач путем выбора действий. Результативность проявляется в положительной оценке практики, признании и достижении профессионального уровня квалификации студентов. Результаты практики предназначены для подготовки и написания отчетной документации, индивидуальных заданий, аналитических составляющих (глав) выпускных квалификационных работ.

Самостоятельность обеспечивается организационными условиями, мотивирующими максимальную активность студентов, направленную на достижение, применение и реализацию профессиональных знаний, приобретение профессиональных навыков и опыта, как в процессе интенсивного проблемного обучения, так и в сфере практической деятельности реальных хозяйствующих субъектов и экономических структур.

В ходе прохождения практик студенты выполняют следующие виды профессиональной деятельности:

· аналитическую;

· исследовательскую;

· организационно-управленческую;

· оргпроектную.

Требования к знаниям и умениям студентов,приобретенным в ходе практики:

1. студенты должны знать:

· направления и специфику основных видов профессиональной деятельности (аналитическую, исследовательскую, организационно-управленческую, оргпроектную);

· законодательство в сфере документационного обеспечения управления;

· нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере документационного обеспечения управления;

· возможности современных информационных технологий и методы сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в документационном обеспечении управления.

  1. студенты должны уметь:

· определять особенности субъектов деятельности в профессиональной среде;

· использовать для адаптации коммуникативно-личностные и толерантные качества, значимые для профессиональной среды;

· работать в междисциплинарной команде;

· использовать теоретические знания в самостоятельном решении производственных задач;

· применять на практике профессиональные умения, качества и способность адаптации к новым ситуациям;

· проводить профессиональную научно-исследовательскую (творческую) деятельность по профилю будущей специальности;

· управлять профессиональной деятельностью.

  1. студенты должны получить опыт:

· документирования процессов управленческой деятельности (разработка типовых бланков организации, трафаретных текстов, стандартных фраз и выражений, оформление документов);

· осуществления документооборота (регистрация, передача на исполнение, постановка на контроль, оперативное и временное хранение, передача документов в архив);

· архивного хранения документов (работы с учетно-справочным аппаратом архива; работы по обеспечению сохранности документов, по проверке наличия и состояния документов, по проведению экспертизы ценности документов);

· разработки нормативно-методической базы документационного обеспечения управления (инструкции, положения, методические рекомендации, штатное расписание службы, документационного обеспечения управления);

· описания системы документационного обеспечения управления конкретной организации (составление графических схем структуры организации, характеристика организационных документов, составление перечней документов);

· анализа системы документационного обеспечения управления конкретной организации (составление графических схем структуры организации, маршрутных схем движения документов, качественная и количественная характеристика документооборота).

Основными формами контроля деятельности студентов в ходе практики являются:

  1. письменная документация:

· дневник

· письменный отчет

  1. устный отчет на итоговой конференции.

Требованиями к оценке деятельности студентов на практике и их отчетности являются:

· выполнение программы практики;

· получение положительного отзыва от руководителя практики;

· оформление отчетной документации и выполнение индивидуальных заданий;

· предоставление и защита отчета в установленные кафедрой документоведения сроки (первая неделя после окончания практики).

Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательный отзыв о работе, или неудовлетворительную оценку направляются на практику повторно (в период студенческих каникул) или могут быть отчислены из университета. Оценки практики учитываются при рассмотрении вопроса о назначении стипендии наравне с экзаменационными оценками по теоретическим дисциплинам.

Организация практики

В соответствии с п. 5.1. Государственного образовательного стандарта специальности 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления в ходе учебного процесса для студентов предусмотрены следующие виды практики: учебная и производственная.

Формой допуска к практике является индивидуальное собеседование по теоретической подготовке студента в пределах программы практики. Допуск к прохождению практики студент получает при условии отсутствия академических задолженностей.

В соответствии с учебным планом документоведческая и архивная практика проводится в течение двух недель, производственная – 6 недель с отрывом от учебных занятий. График практики составляется на основа­нии учебного плана и графика учебного процесса. График ежегодно утверждается проректором по УР.

В зависимости от условий организации может изменяться последовательность выполнения разделов программы и отдельных видов работы по согласованию с представителем университета. При необходимости могут быть изменены сроки, отведенные на выполнение разделов программы практики.

График прохождения практик следующий:

учебная практика документоведческая – 4 семестр, поддерживает курс документоведение (3-4 семестр);

учебная практика архивная – 5 семестр, поддерживает курс архивоведение (5-6 семестр);

производственная практика - 6 семестр, 8 семестр;

преддипломная практика - 10 семестр.

 

Прохождение каждого вида практики включает этапы:

Название этапа Задачи Форма проведения
1. Установочный 1. ознакомление с целями и задачами практики, программой, отчетной документацией; 2. знакомство с наставниками практики; 3. распределение на предприятия. Установочная конференция  
2. Собственно практика        
2.1. Вводный 1. знакомство с условиями, режимом работы учреждений и предприятий; 2. разработка индивидуального плана.   Консультации с руководителями практики
2.2. Рабочий выполнение программы практики Выполнение заданий и поручений
2.3. Заключительный подготовка и оформление отчетной документации Отчет по практике
3. Подведение итогов участие в заключительной конференции   Итоговый зачет, конференция

 

Подготовка к прохождению практики включает следующие мероприятия

1. За одну неделю до начала практики проводятся установочные конференции. Целью установочных конференций является ознакомление студентов с задачами и содержанием прак­тики, распределением студентов по базам практики, с условиями проведения практики, с требованиями, предъявляемыми к студен­там в период прохождения практики, а также ознакомление с фор­мами и критериями оценки ее результатов. Установочную конференцию готовит и проводит руководитель практики специальности, в проведении конференции участвуют методисты, заведующий кафедрой социально-культурных коммуникаций.

2. Методист по практике устанавливает срок допуска к производственной практике.

Прохождение практики предполагает выполнение различных видов профессиональной деятельности, преемственность которых прослеживается в том, что они направлены наформирование управленческих и организационных умений у студентов-практикантов:

Базы практики

Делопроизводственная, производственная и преддипломная практики проводится на базе учреждений, организаций и предприятий как государственных, так и других видов собственности, в органах государственного и муниципального управления, в государственных архивах. В период прохождения практики студенты полностью подчиняются внутреннему распорядку учреждения. Место прохождения практик определяется методистом факультета по практике вместе с заведующим выпускающей кафедры.

Базами архивной практики выступают региональные учреждения: ГАСО (Государственного архива Свердловской области) в г. Екатеринбурге, ГУТО ГА в г. Тобольске (Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске), ГА ХМАО (Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа) и местные архивы: Архивный отдел администрации г. Сургута, архивы, функционирующие на правах структурного подразделения службы ДОУ предприятия, учреждения, организации.

Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, могут проходить практику на предприятиях работодателей. Студенты могут самостоятельно выбирать базы практики на территории РФ и за ее пределами. Условием выбора базы практики и места практиканта на предприятии является возможность выполнения студентом цели и задач практики.

База практики считается утвержденной после подписания договора руководителями Сургутского государственного педагогического университета и базового предприятия.

Права и обязанности студентов в период прохождения практики

1. Студент-практикант обязан:

· своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;

· вести дневник, в котором фиксируется его деятельность по определенным аспектам производственной практики;

· своевременно предоставлять групповому руководителю документы текущей и итоговой отчетности;

· заниматься реализацией программы практики не менее шести часов в учебный день;

· выполнять правила внутреннего распорядка учреждения, распоряжения администрации, руководителя практик и группового руководителя. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, последний может быть отстранен от прохождения практики;

· на период прохождения практики в каждом учреждении из числа практикантов назначается староста, в обязанности которого входит учет посещаемости студентов, оповещение о консультациях, семинарах, выполнение поручений руководителя практики и методиста факультета;

· выполнять требования по ведению отчетной документации и своевременно предъявлять ее для проверки;

· знать основы трудового законодательства РФ, технику безопасности на рабочем месте.

2. Студент-практикант имеет право:

· знать критерии оценки своей деятельности, выстав­ляемой групповым руководителем и наставником базового учреждения практики;

· получать информацию о деятельности учреждения в рамках прохождения программы практики;

· отказаться от выполнения поручений работников баз практики, если эти поручения не имеют отношения к программе прохожде­ния практики;

· ставить перед начальником отдела практики и связей с учреждениями и организациями, факультетским методистом по практике и руководителем практики вопрос о переводе к другому наставнику при наличии веских причин.

Непосредственное руководство студентами в период проведения практики от учреждения осуществляется сотрудником, назначенным руководителем данного учреждения. Руководителем делопроизводственной практики может быть начальник структурного подразделения или другой квалифицированный сотрудник учреждения, имеющий достаточный стаж и опыт практической работы. Руководитель практики от организации осуществляет контроль за качеством выполняемой студентами работы. Методическое руководство и контроль за ходом работы студентов на практике осуществляется преподавателями университета.

Отчетность

На основании записей в дневнике каждый студент составляет письменный отчет о практике и сдает его руководителю практики от университета вместе с дневником, подписанным руководителем практики от учреждения. Руководители от учреждения визируют отчет.

Отчет состоит из введения, основной части (количество глав определяется самостоятельно), заключения и списка методических пособий, инструкций, положений и справочников, использованных в процессе работы. Отчет должен быть обязательно подшит, иметь титульный лист (см. Приложение), оглавление. Страницы отчета следует пронумеровать. Отчет может иметь приложение, в котором помещаются схемы, графики, образцы документов и т.п.

Вводная часть отчета является общей для всех видов практик. Во введении дается краткая характеристика организации, в которой студент проходил практику (указывается название организации, ее юридический статус, организационная структура, порядок управления и руководства и т.п.)

Основная часть отчета и заключение зависит от вида практики.

Учебная документоведческая практика. В разделе «Изучение организационных документов учреждения» студенты дают описание изученных организационных документов в соответствии с поставленными в методических указаниях задачами.

Раздел отчета «Изучение нормативно-методических документов, регламенти­рующих правила создания и оформления документов. Системы документа­ции» отражает характеристику изученных студентами нормативно-методических документов (инструкций по делопроизводству или по работе с документами, правил оформления документов, регламентов, приказов о порядке создания отдельных видов документов). Далее студенты описывают состав организационно-распорядительных документов организации. При описании других систем документации достаточно перечислить их названия и указать наиме­нование форм документов и структурные подразделения, в которых они создаются.

В заключении практикант должен обобщить полученный опыт работы с организационно-распорядительной документацией.

Учебная архивная практика. В основной части отчета необходимо описать структуру и функции архива либо архивного отдела, или другого структурного подразделения организации, которое занимается хранением документов (например, отдел кадров). Необходимо охарактеризовать состав и содержание хранящихся документов, дать характеристику научно-информационной деятельности и научно-справочного аппарата архива.

В отчете непосредственно должна быть отражена работа студента с архивными фондами: составление и проверка описей, работа с каталогами, совершенствование каталогов, разработка научно-справочного аппарата к описям и т.д. В отчете должны содержаться конкретные факты, примеры, количественные показатели выполненной работы.

Производственная и преддипломная практика. В основной части отчета студенты отмечают особенности постановки делопроизводства в организации и вносят свои предложения по его совершенствованию. Тематические разделы отчета должны соответствовать разделам программы практики. В отчете должны содержаться конкретные факты, примеры, количественные показатели выполненной работы. Практикант должен обобщить в отчете полученный опыт, высказать критические замечания о состоянии той или иной работы в учреждении, сделать выводы и конкретные предложения по рационализации приемов и методов работы.

В заключении подводится итог проделанной работы, вносятся предложения по совершенствованию и рационализации организации работы с документами на данном предприятии. Отмечают, насколько постановка делопроизводства соответствует современным требованиям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.