Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественно-политическая публицистика и литературные произведения 16-18в. как источник по истории Беларуси и особенности их анализа.





В этот период развивается книгопечатание, и поэтому необходимо отметить, что литературоведы условно разделяют историко-литературные произведения на рукописные и печатные. К рукописным они относят те материалы, которые остались в личном архиве писателя и сохранились независимо от того, напечатаны они или нет. Основным видом рукописей называют автографы – собственноручные творческие рукописи писателя, которые имеют перевешивающее значение при решении спорных вопросов о подлинности текста, составе произведения, доработке и т.д.

В этот период художественная литература по-прежнему основывается на историческом материале. Типизация и художественный вымысел присутствует в большей степени, но по-прежнему все произведения подчинены стремлению к точности и соответствию историческим фактам.

Так, в центре описания историко-эпической поэмы Яна Вислицкого «Прусская война» (1516) находится знаменитая битва 15.07.1410г. Поэтическое произведение о Грюнвальде написано, по словам самого автора, с целью сохранить в памяти потомков героическую славу народа-победителя. Вместе с тем Я.Вислицкий знает о «тройственности Руси» (Красная, Белая, Черная), с уважением отмечает роль белорусов, которые превосходно пользуются луком. Необходимо отметить, что во время работы над своим произведением Я.Вислицкий пользовался выписками из исторических источников о Грюнвальдской битве, поэтому в поэме встречаются сведения, детали, которые мы не находим в других источниках.



Синтезом исторического рассказа и публицистики явилась поэма Николая Гусовского «Песня про зубра» (1520), где художественный образ царя белорусских пущ показан во взаимодействии с определенной социально-политической действительностью ВКЛ. Поэма – интересный источник изучения традиций, быта людей 16в.

Ценным пластом литературно-публицистических произведений 16-18в.в. стала полемическая литература, в развитии которой можно выделить два течения: светскую и религиозную. К первой можно отнести такие яркие памятники, как «Отписи» Филона Кмиты-Чернобыльского и «Трактат о нравах татар, литовцев и москвичей» Вацлава Михалевича.

В «Трактате» жестоко критикуются существующие порядки в княжестве, а также названы фамилии многих магнатов и священников. Тоскуя по Литве времен Витовта, он обращается к опыту соседей княжества. Анализирую произведение как исторический источник, нужно иметь ввиду, публицистическое произведение Михалевича временами приобретает черты памфлета, где присутствует определенная гиперболизация, преувеличение. Навряд ли в городах литовских пили больше, чем в московских, а женщины вели себя более распутно и управляли своими мужьями и т.д. Полемичная гиперболизация здесь соединяется с идеализацией государственного строя Крымского ханства и Московской державы.



Церковно-полемичная публицистика этого времени связана в первую очередь с борьбой двух христианских конфессий в ВКЛ, с созданием и деятельностью униатской церкви. Одним из родоначальников полемики стал Петр Скарга, который в 1574г. на польском языке издал книгу «Про единство божеского костела под единым пастырем». Идею П.Скарги поддержали киевский митрополит Михаил Рогоза и владимиро-брестский еписком Ипатий Патей, который позже стал основателем белорусской униатской литературы. Его перу принадлежат теоретические трактаты «Уния греков с костелом римским» и «Гармония церкви с костелом римским», в которых он обосновывал унию, критиковал лютеранство, кальвинизм и другие направления реформаторского движения в ВКЛ.

Для понимания вышеописанных произведений и их изучения нужно иметь в виду конкретные социально-экономические и общественно-политические условия, в которых разворачивалась полемика. Полемические произведения не являлись сухим диспутом и сравнением сторон, они были рассчитаны на создание общественных реакций. Обычно в полемических произведениях присутствовал дидактический компонент.



«Речь Мялешки» как исторический источник.

«Речь Мялешки» - памятник белорусской литературы первой половины 17в. Принадлежит к юмористично-пародийным, сатирическим произведениям ораторской прозы. Создан в форме речи на сейме, приписанной смоленскому коменданту И. Мелешке. Впервые опубликован Немцевичем в 1822г. в переводе на польский язык.

Сопоставляя настоящее с прошлым, автор затрагивает повседневные проблемы общественной жизни Беларуси своего времени, дает яркие рисунки внутриполитического положения в стране. В произведении пародируются нравы и обычаи белорусской шляхты, критикуется антинародническая политика господствующего класса. Произведение глубоко патриотическое. Легкий юмор соединяется в нем с сатирой.

Автор «Речи Мелешки» - представитель служилой белорусской шляхты, человек светского мироощущения, приверженец традиционного уклада жизни.

Произведение направлено против иностранного засилья на белорусских землях, разрушения народных традиций. Произведение написано живым белорусским языком, богат народной фразеологией.

«Письмо к Абуховичу» как исторический источник.

«Письмо к Обуховичу» - памятник белорусской литературы 17в. Написан в 1655г. и адресован смоленскому воеводе Обуховичу, который в 1654г. сдал город российским войскам во время войны России с РП (1654-1657г.г.). Впервые опубликован в 1910г.

Во всех известных списках отправителем «Письма» назван Циприян Камуняка, однако точно не установлено настоящее это имя или псевдоним.

Произведение глубоко патриотичное. В послании, полном злой иронии, Камуняка раскрывает бездарность воеводы в военном деле, осуждает его как предателя. В личности Обуховича автор разоблачает крупную шляхту того времени, высмеивает ее нравы и поведение; едко критикует ее продажность.

Памятник написан живым белорусским языком, местами рифмованной, избавленной полонизмов, перенасыщенной острыми словами, присказками и пословицами.

Предисловие Л.Сапеги к 3 Статуту ВКЛ как исторический источник.

Л. Сапега был одним из крупнейших политических мыслителей Беларуси и защищал идею установления в княжестве ограниченной просветительской монархии, выступая, по существу, за создание правового государства. Свою правовую и политическую концепцию он изложил в двух предисловиях, которые были напечатаны в числе других вступительных текстов к первому изданию 3 Статута.

Состав предисловного комплекса к Статуту 1588г. следующий:

1. Привилей короля РП Сигизмунда 3 на включение права Л.Сапеги издавать статут.

2. Привилей короля об утверждении статута.

3. Посвящение издания Жигимонту 3, написанное Сапегой.

4. Стихотворное описание и объяснение герба Сапеги, написанное Андреем Римшем.

5. Воззвание Сапеги ко всем слоям княжества в связи с принятием и изданием статута.

 

«Письма» («Отписи») Ф.Кмиты-Чернобыльского как исторический источник.

Патриотическими ощущениями, переживаниями за свою родину были вызваны «Отписи» оршанского старосты Филона Кмиты-Чернобыльского – ценный памятник светской полемической литературы 16в.

Основная тема «Отписей» – пограничная жизнь и секретные данные о военных действиях и намерениях московского царя Ивана Грозного. Однако определенные из них имеют исключительно публицистический характер.

Так, в «Отписях», адресованных трокскому коменданту, подканцлеру ВКЛ Ефстафию Валовичу очевидны стремления оправдать свои действия (секретная переписка с Москвой), идеализация московского царя, определенный патриотический пафос.

«Песня по зубра» Н.Гусовского как исторический источник.

Синтезом исторического рассказа и публицистики явилась поэма Гусовского «Песня про зубра» (1520), где художественный образ могучего царя белорусских пущ показан во взаимодействии с определенной социально-политической действительностью ВКЛ.

Поэма – интересный источник изучения традиций, жизненного быта людей 16в. Она написана на латинском языке.

Зубр в поэме – аллегоричный образ родного края, символ ее былого могущества. Наделенный необычной силой, зубр – зверь миролюбивый, безобидный, если его не зацепить, не потревожить. И он лютый, беспощадный, если защищается при нападении врага. Зубр в поэме сравнивается с отважным и смелым князем Витовтом, во время княжения которого ВКЛ достигла небывалого расцвета. Витовт показан в поэме в повседневной жизни.

Гусовского до глубины души волнуют все беды и несчастья белорусов. Причину их бедственного положения автор видит в том, что князья и бояре, все, кто мог бы заступиться за простых людей, глухие к ним. Горе и мучения несут простому народу и войны. Гусовский осуждает их как средство выяснения отношений между людьми. Заканчивается поэма молитвой к Деве Марии, в которой поэт просит матерь Божью остановить убийства и кровопролития, дать больше мудрости князьям и воеводам, покоя, мира и счастья своему измученному краю и народу.

Гусовский создал возвышенную песню про белорусскую землю, про то, чем она богата, про ее людей, их мысли и чувства, про природу, животный мир этого чудесного края.

 

Церковно-полемичная литература вт. пол. 16 – пер. пол. 17в. как исторический источник. Основные памятники и особенности ее изучения.

Полемичная литература имеет ряд специфических черт. Она появилась в связи с непосредственными зачинателями распространения христианства. В этих произведениях были основы вероисповедания и велся спор с оппонентами, которые принадлежали к другим конфессиям. Полемичные произведения не являлись сухим диспутом и сравнением сторон, они были рассчитаны на создание общественных реакций.

Церковно-полемичная литература опиралась на аргументацию святого писания, на высказывания отцов церкви. Эта литература содержала и историко-юридическую аргументацию, таким образом сохранились уникальные юридические документы, которые в оригинале до нас не дошли.

Кроме собственно конфессиональных вопросов, религиозных споров в церковно-полемичной литературе присутствует и общественно-политическое течение, которое было представлено реформаторством. Реформаторская церковно-полемичная литература у нас представлена в переводе (немецкие и французские авторы).

Среди белорусских публицистов-реформаторов, которые издавались самостоятельно был С.Будный. Он был известен своим «Катехизисом» (1562) – это была первая книга после Ф.Скорины, которая издавалась на белорусской земле по-белорусски.

Образование в 1595г. униатской церкви привело к появлению полемичных произведений, которые защищали униатство и которые выступали против него. В защиту католической церкви и унии выступил Петр Скарга. Он был одним из инициаторов Берестейской унии и в своем сочинении «Берестейский собор и его защита» доказывал правомерность создания униатской церкви. Ипатий Патей выступил также в защиту униатской церкви. Его перу принадлежат трактаты «Уния греков с костелом римским» и «Гармония церкви с костелом римским», в которых он обосновывал унию, критиковал лютеранство, кальвинизм и другие направления реформаторского движения в ВКЛ.

В ответ на эти произведения появился ряд белорусских и украинских сочинений, которые отстаивали независимость православной церкви. Мялетий Смотрицкий «Плач единой святой общеапостольской западной церкви…». Произведение написано очень талантливо, с использованием работ западноевропейских писателей и философов. Андрей Мужиловский «Ответ на письмо виленских униатов».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.