Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика мемуарной литературы как исторического источника, ее виды и этапы развития в Беларуси. Основные особенности анализа.





Под мемуарной литературой понимают произведения, в центре которых находится особа автора. Общественные события в них показаны не вообще, а в связи с этой особой, через ее субъективное восприятие. Термин «мемуары» употребляется как в широком смысле, в качестве определения целой группы источников, основанных на памяти, так и в узком – для определения их вида – воспоминаний.

В отношении к классификации мемуаров единого взгляда не существует. Основная часть исследователей разделяет их в соответствии с формой фиксации информации на следующие 4 вида:

1. Воспоминания – когда автор через некоторое время после определенных событий рассказывает о них или обо всей своей прошлой жизни (сюда можно включить автобиографии, жизнеописания). Воспоминания пишутся самим мемуаристом и такой вид мемуаров наиболее распространен.

2. Литературная запись воспоминаний – возникает тогда, когда мемуарист обращается за помощью литератора и последний придает воспоминаниям литературную форму, ничего не искажая в тексте и не внося никаких «прикрас». Тем не менее литератор все же оставляет свое «я» в мемуарах и, изучая литературные записи воспоминаний, всегда необходимо уточнять ступень его вмешательства.



3. Когда устный рассказ мемуариста о прошлом стенографируется, то произведение приобретает форму стенографической записи воспоминаний. Они обычно создаются по инициативе архивов, институтов, комиссий и музеев, которые заинтересованы в сборе и сохранении мемуарных источников. При изучении этого вида мемуарной литературы нужно иметь ввиду, что, во-первых, при стенографировании воспоминаний на мемуариста определенным образом влияет особа, которая ведет разговор. Во-вторых, воспоминания принимают форму мемуаров только после расшифровки, исправления и подписания их автором. И в-третьих, по своему стилю стенограммы воспоминаний сохраняют особенности разговорной речи (непоследственность изложения и т.д.).

4. Дневники как вид мемуарной литературы возникают тогда, когда современник рассказывает о событиях, людях, ощущениях и т.д. Обычно дневники создаются по личной инициативе автора, и авторы их рассказывают о пережитом с позиции того же времени.



Достаточно часто как отдельный жанр историко-литературных рассказов выделяют записки путешественников.Существует характерная черта, которая позволяет отнести свидетельства путешественников к мемуарной литературе, поскольку они также основаны на памяти и фиксировались в основном в виде дневниковых записей или воспоминаний.

Таким образом, все мемуары являются записками современников о прошлом, но каждый вид по-своему доносит это прошлое к сведению последующих поколений.

Как и другие виды повествовательных источников, мемуарные произведения имеют свою собственную историю. В ее развитии можно выделить следующие этапы:

Первый этап очерчивается во вт. пол. 16в., когда летописцы отдают предпочтение сюжету рассказа, местным событиям, истории жизни отдельных семей или деятелей. Появляются произведения, которые находятся на границе между летописью и мемуарами («Баркулабовская летопись», «Дневники походов Стефана Батория» и др.)

Второй этап в развитии мемуарного жанра в основном совпадает с 18в. Если раньше, в 17в. дневники в основном бесстрастно фиксировали события, то теперь в дневниках и воспоминаниях появляется субъективное «я» автора, отражаются его мысли и ощущения. Мемуаристика обогащается в жанровом отношении, приближается к художественной прозе – приключенческого романа (Турчиновский, Пильштынова), сентиментального рассказа-исповеди (Карпинский).

Третий этап очерчивается в нач. 19в. и охватывает период примерно до 1920-х г. Постепенно увеличивается количество произведений мемуарной литературы, замечен ее поворот к народной, крестьянской жизни. Возрастает политизированность, информационная насыщенность источников, авторы которых были в центре наиболее значительных событий своего времени. Расширяется круг авторов, среди которых – значительное количество разночинцев (чиновников, служащих, интеллигентов), а чуть позже – купечества, крестьян и рабочих.



Четвертый этап не имеет точной хронологической границы. Он очерчивается с началом постепенного установления Советской власти на территории Беларуси. Мемуары этого времени все более выделяются в качестве орудия идеологической и политической борьбы. Активно собираются и публикуются воспоминания участников революционных событий, гражданской войны. Новым толчком развития мемуарной литературы стала борьба с фашизмом. Возрастает количество мемуаров, а также появляются новее их разновидности: воспоминания-анкеты, стенографические и литературные записи воспоминаний. С нач. 1960-х годов появляются также воспоминания деятелей культуры, советских партийных руководителей.

Последний, пятый этап еще только очертился в конце 1980-х г. Его характерными чертами стали меньшая ступень идеологизации произведений, публикация тех из них, которые не могли увидеть свет (воспоминания репрессированных, деятелей белорусской эмиграции), стремление показать то, что не могли раньше.

 

Белорусская историко-мемуарная литература 16-18в. как исторический источник.

Проблема определения мемуаров 16-18в.в. является для источниковедов наиболее трудной, поскольку мемуарную литературу этого периода очень сложно отделить от публицистики, эпистолярных произведений, а временами даже от летописей. Об этом свидетельствуют споры насчет Буркулабовской летописи, а также «Дневников похода Стефана Батория на Россию». «Дневники…» составлены в виде писем, однако рассказывают не о частных событиях, а являются лаконичными записями хода боевых действий.

Большинство историков считают самым ранним мемуарным памятником из известных в настоящие время «Исторические записки» Федора Евлашевского, написанные на белорусском языке в 1603-1604г.г. В их основу легли дневниковые записи автора за предшествующие 40 лет.

Определенный интерес как источник о польско-литовской интервенции в Московское государство представляет «Диаруш» Самуила Маскевича – непосредственного участника событий. Главное внимание в нем дано военным событиям. Это произведение не является дневником в полном смысле этого слова. Только его короткие начальные записи (1594-1604) действительно имеют характер дневника. После записей 1604г. летописная манера существенно меняется. На смену сухой констатации фактов приходит развернутый, эмоционально насыщенный сюжетный рассказ. Описание событий и фактов становится более детальным; автор то забегает вперед, то возвращается к прошлому, существенно нарушая хронологическую последовательность изложения. Это свидетельствует о том, что «Диаруш» С.Маскевича создавался не по свежим следам событий, а по воспоминаниям о прошлых временах.

В сер. 17в. в развитии мемуарной литературы очерчиваются определенные изменения. Многочисленные войны, опустошения, голод и связанные с ними пессимизм и апатия определяют постепенную и своеобразную переоценку ценностей мемуаристами. На первый план постепенно выходит описание собственной жизни, а не общественно-политических событий. Такой поворот к эгоцентризму видно уже в «Хронике» Яна Цадровского. Это – семейная хроника, которая по форме напоминает автобиографию.

 

«Исторические записки» Ф.Евлашовского как источник по истории Беларуси.

Большинство историков считают самым ранним мемуарным памятником из известных в настоящее время «Исторические записки» Федора Евлашевского, написанные на белорусском языке в 1603-1604г.г. В их основу легли дневниковые записи автора за предшествующие 40 лет.

Ф.Евлашевский – мелкопоместный шляхтич долгое время служил помощником судью Новогрудского поветового суда, неоднократно избирался депутатом сейма Речи Пасполитой. Ему доводилось вести дела высокопоставленных особ в судах разных инстанций, что было связано с частыми поездками по белорусским и польским городам и давало богатый материал для наблюдений. Он являлся свидетелем заключения Люблинской унии, членом комиссии по составлению «Трибунала ВКЛ» - устава высшего государственного суда. Поэтому в дневнике, рядом с отражением своей частной жизни, помещен богатый материал для изучения политической истории, культуры Беларуси 16в., быту, отношений к событиям представителей разных классов, в первую очередь шляхты.

Оригинал мемуаров сохранился в неполном объеме. Отсутствует вступительная часть; не исключено, что записи велись и после 1604г., которым обрываются мемуары. Первая публикация источника была осуществлена Ф.Любомирским с польским переводом. Чуть позже, в 1886г., произведение Евлашевского опубликовал по львовской копии украинский историк Антонович.

«Авантюры моей жизни» Саламеи Пильштыновой как исторический источник.

18в. дал в нашей культуре и начало женской литературе, которая представлена произведением Соломеи Регины Пильштыновой-Русецкой о своей жизни «Авантюры моей жизни». Это произведение первоначально было опубликовано по-польски, а позже и по-русски.

Роман относят и к польскому и белорусскому памятнику, т.к. он написан на польском, но со множеством белорусизмов, а сама автор родом из околиц Новогрудка. Написан в 1760г., в стиле барокко. Впервые издан в 1957г. под названием «Рэха».

Не известно ни происхождение, ни образование автора, известно только, что Соломея владела русским, немецким, турецким языками. В романе писательница рассказывает о том, как в 14 лет вышла замуж за врача – акулиста Гальпира, уехала с ним в Турцию, где научилась у него врачевать и практиковала лекарством. Впоследствии муж скончался от тяжелой болезни, оставив ее одну с дочерью. Соломея вышла еще раз замуж за военнопленного немецкого офицера, выкупленного ее из турецкого плена.

Роман состоит из разделов-новелл о своих приключениях в Турции, Петербурге. Например, «Авантюра князей Долгоруких», «История правления Анны Ивановны», которая называла Соломею своим «дружком», и т.д. В Петербурге женщина удивлялась нововведениями Петра 1 и одабривала их.

Роман ценен подробными описаниями нравов турков, благодаря чему произведение является само по себе источником. А в отличие от других мемуаристов Беларуси свои воспоминания автор посвятила не внукам, а конкретно для печати.

Мемуарная литература Беларуси новейшего времени: этапы развития, особенности анализа.

Источники новейшего (советского) времени ярко свидетельствуют, что на протяжении своей жизни в разное время те или иные деятели по-разному оценивали события, осмысливали прошлое. Поэтому, несмотря на возможность разных подходов к классификации мемуарной литературы новейшего времени можно определить ее разделение на следующие периоды:

1. 1917-1927г.г. – в это время перевешивают мемуары участников революционного движения, гражданской войны. Их особенностью было то, что интересной была не столько личность автора, сколько события или особа, о которых писал мемуарист.

2. конец 1920-х – 1930-е г.г. –определяется и качеством и количеством мемуарной литературы. Репрессии вынудили многих авторов говорить меньше о себе, больше о событиях. Мемуары нивелируются, теряют свою индивидуальность и отличительность.

3. период ВОВ и первое послевоенное десятилетие –немногочисленность мемуарной литературы, перепечатка уже выданных материалов характеризует этот период. Большинство записей велось исключительно для себя (партизанские дневники и др.). Не произошло существенных изменений в развитии мемуарной литературы и в первое послевоенное десятилетие. В большинстве того небольшого количества мемуарных произведений, кот. появились в это время, перевешивала военная тематика.

4. вт. пол. 1950-х – сер. 1980-х г.г. –военная тематика сохраняет свое значение, однако круг желающих высказаться существенно расширяется. В этот период появляются сведения о ряде подпольных организаций, рядом с воспоминаниями партизан все чаще печатаются и мемуарные произведения подпольщиков. В 1970-1980-е г.г. появляются воспоминания, в которых отражаются мероприятия Советской власти в Зап. Беларуси, деятельность Компартии Зап. Беларуси. При этом некоторые авторы используют разные архивные документы, печать, переписку и т.д. В итоге чего такие мемуарные произведения приобретают черты научных исследований. Характерной чертой мемуарной литературы этого периода является выход в свет сборников воспоминаний, посвященных определенным личностям, известным деятелям подпольного и партизанского движения, а также выдающимся белорусским писателям и поэтам.

5. с конца 1980-х до нашего времени –главная черта этого периода – публикация тех произведений, которые, безусловно, не могли быть напечатаны раньше. Очень интересны воспоминания о деятельности белорусских национальных организаций в первые послевоенные годы.

Вместе с тем можно отметить ряд общих замечаний в отношении к изучению мемуаров новейшего времени. Очевидно резкое уменьшение количества дневников. Многие из дошедших до нас дневников новейшего времени велись авторами для памяти, для того, чтобы не забыть ничего существенного и после на основе записей восстановить события более широко; в них отсутствует такая характерная черта дневниковых записей, как эмоциональная насыщенность.

В новейшее время существенно увеличивается количество таких видов мемуарных источников, как биографические анкеты, автобиографии, стенографические записи воспоминаний и др.

Биографические анкетычаще имели официальное назначение и вмещали полные, регламентированные сведения. Регламентированность содержания биографических анкет заставляет многих исследователей относить их не к жанру мемуарной литературы, а к материалам делопроизводства определенных учреждений, в итоге деятельности которых они формировались.

Автобиографииотличаются от анкет не только тем, что их содержание определяется самим автором, но и большим объемом. На содержание автобиографии большое влияние оказывало их назначение (вступление в партию, поступление на работу и др.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.