Общая модель индивидуальной работы со случаем
Открытие случая
Определение потребностей клиента
Планирование и контрактирование
Воздействие и оказание услуг, мониторинг
Оценка
Закрытие случая
Стадии терапевтического процесса при работе с группой
Стадия ориентации - клиенты осознают себя в качестве члена группы, происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».
Стадия власти - оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространяться агрессия к одному из членов группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.
Стадия переговоров - происходит структурированиe группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания.
Функциональная стадuя - стадия активно работающей группы, заинтересованность в разрешении проблем, поддержка членов группы друг друга, искренность и спонтанность - характерные тенденции группового развития, стадия принятия решения.
Стадия pacnaдa группы - ситуация, при которой отдельными членами группы и группой в целом происходит осмысление и решение своих проблем, формулируется задача о необходимости окончания совместной групповой деятельности
Групповая интервенция
l-й этап - целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;
2-й этап - управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
З-й этап - установление вербальной коммуникации между членами группы;
4-й этап - установление невербальной коммуникации между членами группы;
5-й этап - целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.
Технология локального развития микросоциальной среды
1-я фаза. Напряжение. Напряжение связано с проблемами в микросоциальной среде, которые возникают в процессе социального и экономического развития или стагнации, а также в процессе взаимодействия населения с местными органами власти.
2-я фаза. Обучение. Данная фаза связана с осознанием общности себя как группы, на этой фазе происходит выработка навыков взаимодействия с представителями органов власти, а также в результате общения, в групповых дискуссиях, где вскрываются проблемы и обозначаются потребности сообщества. На этой фазе формируется отношение к самим себе как общности и другим ,как оппонентам или партнерам.
3-я фаза. Цели. После фазы обучения и дискуссий определяются цели по изменению проблем в микросоциальной среде, намечаются задачи и ближайшие стратегии действий.
4-я фаза. Подготовительная. На данном этапе формируются навыки в управлении и организации, осуществляется планирование и администрирование.
5-я фаза. Действия. На данной фазе осуществляют реализацию планов и намеченных целей. На этом этапе осуществляют реализацию планов по снятию
напряжений, вызванных, возникшими социальными проблемами.
6-я фаза. Оценка. На данной стадии оценивается выполнение поставленных задач, корректируются дейcтвия по снятию напряжения.
В технологическом процессе в модели социального планирования выделяют четыре фазы изменения среды
l-я фаза. Оценка проблемы. Цель действий - выработка точного плана действий, исходя из потребностей людей, проживающих в микросоциальной среде. На данной фазе подключается население данной территории. На фазе оценки привлекается как можно больше заинтересованных сторон, куда могут входить отдельные лица, группы, сообщество и организации. Главное - необходимо ответить на ряд вопросов, которые позволят выйти на целеполагание. Среди таких вопросов основными будут являться следующие: что такое проблема? кто он - клиент? Каковы цели? кого или что необходимо изменить, чтобы достичь целей? Каковы задачи и роль социального работника?
2-я фаза. Анализ и планирование. Анализируется эффективность планирования. Дается описание настоящей ситуации и желаемой ситуации. Анализируются действия, которые достигают намеченных целей. Решают, какие ресурсы необходимы для эффективного осуществления проблемы. Планирование должно быть подчиненоряду согласованных действий со стороны социальногоработника:
определить тип плана;
определить ресурсы, имеющиеся в распоряжении клиентов и лиц, оказывающих им помощь;
установить приоритеты предпочтений;
определить стоимость плана;
согласовать цели обслуживания;
скоординировать план;
выявить неудовлетворенную потребность;
оформить план помощи.
3-я фаза. Поиск альтернатив. Определяется план действий, который делится на фазы исполнения, где окончательно выбирается метод решения проблемы. Поиск альтернатив связан с дедуктивными процессами и формализованными процедурами, которые позволяют выйти нa оптимальный процесс решения проблем и запросов клиента.
Данная процедура имеет определенную схему и последовательность действий. Важнейшим показателем о планирования на основе альтернатив будет являться выход на оптимальное формулирование задания и выстраивание программы последовательных действий.
Модель планирования по Д. Кану
- Побудительные мотивы планирования
- Исследования
- Определение планового задания
- Формулирование политики
- Программирование
- Оценка и обратная связь
4-я фаза. Внедрение намеченных действий. На данной фазе осуществляется контроль развития намеченного плана.
Модель социальных акций
убеждающая деятельность (написание посланий, петиции, лоббирование официальных лиц, общественное послание);
избирательная работа (компания, составление законопроектов, референдумы и т. д.);
конфронтация (встречи «лицом к лицу» с целями воздействия, непосредственные переговоры относительно требований организации);
«подрывная» деятельность (бойкотирование, марши, демонстрации, сидячие забастовки, гражданское неповиновение)
Приложение 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|