Тема №5: Спрос и предложение
Государственный медицинский университет г. Семей
Методические рекомендации
Для семинарского занятия
Специальность: общая медицина
Дисциплина: основы экономической теории
Кафедра истории Казахстана и ООД
Курс: 1
Темы: №1-14
Составитель: преподаватель кафедры ИК и ООД
_______________ Тусмаганбетова Д.Г.
Семей 2014г.
1. Тема №1: Введение. Предмет и метод экономической теории.
2. Цель:Ознакомить с историей возникновения экономической теории, о ее роли в выработке научных представлений о будущей модели экономики. Научить, что экономическая теория изучает общие закономерности экономической организации общества, координацию выбора в различных хозяйственных системах, анализировать методы и функции экономической теории, оперировать основными экономическими понятиями, уяснить роль экономической теории в формировании современного экономического мышления, усвоить содержание главных вопросов экономической системы Что? Как? Для кого?
3. Задачи обучения:
Изучить историю возникновения экономической мысли, понятийный аппарат, методы научного анализа экономических процессов.
4. Основные вопросы темы:
1. Возникновение и развитие экономической мысли.
2. Предмет и метод экономической теории.
3. Экономические законы и категории.
4. Экономическая теория и экономическая политика.
5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы
6.Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:
Основная литература:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.
2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана
3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.
4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.
5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.
6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.
2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.
3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.
5. Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
6. Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
7. Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
8. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.
9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.
5.Контрольные вопросы:
1. Что изучает экономическая теория?
2. Каковы основные этапы возникновения и развития экономической теории?
3. Каковы задачи и методы экономической теории?
4. Каковы основные разделы современной экономической науки?
5. Каковы функции экономической теории?
6. Каковы три основные вопросы экономической системы?
7. Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой?
8. Каковы основные задачи экономической политики?
9. Что изучает микро- и макроэкономика?
10. Что представляют из себя экономические законы? Каковы их разновидности и каков их характер?
1. Тема №2:Общественное производство и его структура
2. Цель: Дать представление об решающей роли материальных факторов в жизни человеческого общества, характеризовать структуру общественного производства, сущность производственных отношений, изучить сущность и роль, специфику экономических институтов, собственность и предпринимательство, а также типы экономических систем и закономерности их развития.
3. Задачи обучения:
Изучить сущность и формы общественного производства, формы собственности, виды предпринимательства и типы экономических систем.
4. Основные вопросы темы:
1. Общественное производство, его факторы.
2.Производительные силы и производственные отношения.
3.Экономические институты: собственность и предпринимательство. Их сущность, роль и специфика.
4.Типы экономических систем и закономерности их развития.
5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы
6.Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:
Основная литература:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.
2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана
3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.
4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.
5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.
6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.
2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.
3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.
- Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
- Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
- Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.
9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.
7. Контрольные вопросы:
1. Каково значение производства для жизни общества?
2. Каковы простые моменты процесса труда?
3. Что такое производительные силы? Объясните.
4. Что такое производственные отношения? Объясните.
5. Каковы основные факторы производства?
6. Определите производительность и интенсивность труда.
7. Каковы виды собственности? В чем необходимость многообразия форм собственности?
8. Каковы преобразования отношений собственности в Республике Казахстан?
9. Виды и формы предпринимательства в Казахстане?
10. Какие приоритетные направления предпринимательства в Казахстане?
11. Каковы типы экономических систем и закономерности их развития?
12. В чем суть приватизации, цели и способы приватизации?
1. Тема №3: Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
2. Цель: Изучить основные формы общественного хозяйства и модели. Усвоить причины и условия возникновения, основные черты товарного производства, теорию товара и его свойств. Необходимо достаточно подробно и обстоятельно изучить вопрос о сущности и функциях денег, закона денежного обращения, эволюции форм денег, а также вопрос о становлении и укреплении национальной валюты в Республике Казахстан.
3. Задачи обучения:
Изучить сущность и формы товарного производства, происхождение, сущность, функции денег, о национальной валюте РК.
4. Основные вопросы темы:
1. Основные формы общественного хозяйства. Сущность товарного производства.
2. Товар и его свойства.
3. Сущность и функции денег. Эволюция форм денег.
4. Становление и укрепление национальной валюты в Республике Казахстан.
5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы.
6.Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:
Основная литература:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.
2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана
3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.
4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.
5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.
6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.
2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.
3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.
- Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
- Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
- Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.
9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.
7. Контрольные вопросы:
1. Каковы основные формы общественного хозяйства и модели?
2. Каковы основные особенности натурального хозяйства?
3. Каковы причины условия возникновения и основные черты товарного хозяйства?
4. Что такое товар и каковы его основные свойства?
5. В чем суть теории трудовой стоимости?
6. Определите сущность денег, его функции. Покажите эволюцию форм денег и определите содержание закона денежного обращения.
7. Покажите становление и укрепление национальной валюты в Республике Казахстан.
1. Тема №4:Рынок: виды, структура, модели.
2. Цель: изучить историю становления рыночной экономики, ее преимущества перед административно-командной экономикой, усвоить условия, принципы формирования, функции функционирования рыночной экономики, четко определить конкретные структуры, разновидности рынков, а также различные модели рыночной экономики, обратив особое внимание на казахстанскую модель рыночных преобразований.
3. Задачи обучения:
Изучить сущность и функции рынка. Модели рынка, преимущества и недостатки рынка, особенности рынка РК.
4. основные вопросы темы:
1. Виды рынков и их классификация.
2. Структура и инфраструктура рынка.
3. Модели рыночной экономики. Казахстанская модель рыночных преобразований.
5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы.
6. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:
Основная литература:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.
2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана
3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.
4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.
5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.
6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.
2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.
3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.
- Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
- Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
- Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.
9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.
7. Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Каковы условия формирования, характерные черты рыночной экономики?
2. Каковы разновидности рынков и их классификация?
3. Каковы субъекты рыночного хозяйства?
4. Определите факторы взаимосвязей при формировании современного рыночного хозяйства.
5. Каковы преимущества и недостатки рынка?
6. Каковы модели рыночной экономики?
7. Какова инфраструктура рынка?
8. Какова казахстанская модель рыночных преобразований?
9. Каковы основные приоритетные направления экономической модернизации в Республики Казахстан (по Посланию Президента РК на 2007г.).
Тема №5: Спрос и предложение
2.Цель: Ознакомление с понятиями спроса и предложения. Изучение и анализ кривых спроса и предложения. Выявление факторов, влияющих на спрос и предложение. Рассмотрение рыночного равновесия спроса и предложения, как инструментов рыночной экономики в их взаимодействии. Определение эластичности и практического применения ее теории. Исследование теории потребительского поведения.
3. Задачи обучения:
-Знание понятий «рыночный спрос», «рыночное предложение» и основных факторов, влияющих на спрос и предложение. Понимание графологических изображений функций спроса и предложения. Умение объяснить причины и варианты изменения рыночного равновесия. Умение определять условия инвестирования.
4.Основные вопросы темы:
1. Спрос, его закон. Факторы, влияющие на спрос.
2. Предложение, его закон. Факторы, определяющие предложение.
3. Взаимосвязь спроса и предложения. Рыночное равновесие.
4. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы.
6. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:
Основная литература:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.
3.Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана
4.Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.
5. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.
6. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.
7. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.
2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.
3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.
- Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
- Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
- Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.
9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.
7.Контроль:
Тесты
1.Тема №6:Конкуренция и монополия. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот. Издержки производства.
2.Цель. Изучение сущности конкуренции, ее экономической роли.. Ознакомление с формами и методами конкуренции, теориями монополий. Рассмотрение кругооборота и оборота предпринимательского капитала, фондов предприятия. Определение инвестиций, как источника финансирования и их структуры. Ознакомление с системой показателей эффективности и использовании предпринимательского капитала. Изучение издержек производства и их видов, а также анализ минилизации издержек производства и максимизация прибыли.
3.Задачи обучения:
- знание сущности конкуренции и монополии, их форм и видов. Понимание механизма оборота и кругооборота предпринимательского капитала, его эффективности использования. Умение анализировать процесс минилизации издержек и максимизации прибыли.
4.Основные вопросы темы:
1. Сущность конкуренции ее значение.
2.Формы и методы конкуренции.
3.Структура фондов предприятия. Кругооборот и оборот фондов.
4.Издержи производства. Виды издержек и их классификация.
5.Методы обучения и преподавания:
Занятие проводится в традиционной форме, в виде дискуссии, т.е. каждый рассматриваемый вопрос темы обсуждается, дополняется всеми студентами группы в регламентированном порядке. В ходе дискуссии студенты могут задавать друг другу, тьютору.
6. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:
Основная литература:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.
2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана
3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.
4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.
5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.
6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.
2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.
3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.
- Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
- Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
- Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.
9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.
7.Контрольные вопросы:
1.Что такое конкуренция и какому типу экономической системы она характерна?
2.Что представляет собой монополия? Почему с ними следует беспощадно бороться,
3.Какие виды конкурентного рынка различают экономисты?
4.Почему важно различать «постоянные» и «пересменные» издержки производства?
5.Какие виды основных фондов вы знаете?
6.Понятие физического и морального износа основных фондов.
7.Что представляет собой амортизация основных фондов?
8.Оборотные средства производства представляют собой…
9.Каковы виды оборотных средств?
10.Что является источником формирования оборотных средств?
1.Тема№7:Доходы от факторов производства.
2.Цель. Познание экономической природы прибыли. Рассмотрение прибыли как дохода предпринимателя и главного результата функционирования фирмы. Исследование эволюции взглядов экономистов на понимание заработной платы труда. Формы, уровень и динамика заработной платы труда. Ознакомление с процентной ставкой, процентом и факторами их определяющими. Определение сущности, видов и причин возникновения земельной ренты. Анализ особенностей аграрных отношений.
3.Задачи обучения:
Знание понятия «прибыль» и факторов, определяющих ее величину. Умение анализировать процесс формирования прибыли, принципы образования и распределения доходов. Различие форм, систем оплаты труда. Умение определять сущность процента, экономической ренты и их вида.
4.Основные вопросы темы:
1.Экономическая природа прибыли. Факторы, определяющие величину прибыли.
2.Заработная плата. Формы и системы оплаты труда.
3.Процент как доход на капитал. Факторы, определяющие процентную ставку.
4.Экономическая рента как форма дохода на землю и ее недра. Ид ренты. Особенности аграрных отношений.
5.Методы обучения и преподавания:
- Занятие проводится в традиционной форме, в виде дискуссии, т.е. каждый рассматриваемый вопрос темы обсуждается, дополняется всеми студентами группы в регламентированном порядке. В ходе дискуссии студенты могут задавать друг другу, тьютору.
6. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:
Основная литература:
1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.
2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана
3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.
4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.
5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.
6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.
2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.
3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.
- Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
- Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
- Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.
9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.
5. Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Что является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий?
2. Каковы основные виды прибыли?
3. Как определяется чистая прибыль предприятия?
4. От чего зависит размер зарплаты?
5. В чем состоит рыночный механизм формирования заработной платы?
6. Каковы главные рыночные и нерыночные факторы, определяющие размер заработной платы?
7. Что такое минимальная заработная плата?
8. Что такое процент с экономической точки зрения?
9. Понятие и виды земельной ренты?
10. Проанализируйте специфику аграрных отношений в РК?
1. Тема №8: Национальная экономика как система.
2. Цель. Ознакомление со структурой национальной экономики, содержанием и видами общественного воспроизводства. Изучение основных макроэкономических показателей и валового национального продукта, валового внутреннего продукта, уровня жизни населения. Рассмотрение содержания и структуры национального богатства, в частности, национального богатства РК. Анализ факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики.
3. Задачи обучения:
Знание структуры национальной экономики общественного воспроизводства. Умение определять основные макроэкономические показатели. Понимание сущности национального богатства, национального богатства в РК.
4. Основные вопросы темы:
1. Структура национальной экономики. Содержание и виды общественного производства.
2. Основные макроэкономические показатели:
а) ВНП
б) ВВП
в) уровень жизни и его показатели.
3. Национальное богатство: содержание и структура Национальное богатство РК. Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики (кластеры).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|