|
Методика обучения произношению
Цели изучения модуля:в результате изучения модулястуденты должны знатьособенностипроизносительной стороны и восприятия речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационная сфера, слоговая структура слова), уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты).
Уметь моделировать и анализировать уроки обучения произношения
Тема 1. Произношение» как учебная дисциплина цикла «русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Уроки коррекции нарушений речи (произношения) в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
План:
1.Особенности произносительной стороны и восприятия речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.Уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты).
3.Индивидуальные и фронтальные занятия по коррекции нарушений речи (произношению).
4.Теоретическое обоснование необходимости формирования базовых предпосылок психической (в том числе речевой) деятельности младших школьников: двигательной активности и общего моторного развития, пространственно-временных представлений, базовых аффективных регуляций.
5.Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков коррекции нарушений речи (произношения).
6.Основные разделы работы на уроках коррекции нарушений речи (произношения).
Вопросы для самопроверки:
1. Задачи коррекции нарушений речи, уроков произношения.
2. Направления работы по коррекции нарушений речи.
3. Этапы процесса коррекции нарушений звуковой стороны речи: цели, содержание работы.
| | | | | | | | Коррекция нарушений речи. Уроки произношения
| | | | | Задачи: воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи;
коррекция фонематического недоразвития и формирование навыков анализа и синтеза звукового состава речи;
формирование грамматического строя и связной речи.
| | | | | Направления работы:
- развитие ручной и речевой моторики;
- развитие речеслухового восприятия;
- постановка и автоматизация звуков;
- дифференциация фонетически сходных звуков;
- формирование слогового и фонематического анализа слов;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма, темпа, паузации, интонации, логического и вербального ударения)
| | | | |
шооооооооббб
Тема: «Звуки С – СЬ, буква С»
Цель: научить детей дифференцировать и правильно произносить звуки с – сь
Оборудование: карточки со словами, карточки с изображением предметов и животных.
Ход занятия:
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельности учащихся
| 1. Оргмомент
| Сядь прямо, выпрями спину, опусти руки, подними плечи. Набери воздух в живот – выдох. Набери воздух носом, руки вверх – на выдохе опусти руки через стороны, произнося звук И-И-И
|
| 2. Мимическая и артикуляционная гимнастика
| Какое настроение у тебя было сегодня утром? Покажи на картинке.
Какое настроение у этого человечка?
Покажи грустное выражение лица. Когда человек грустит?
Какое настроение у этого человечка?
Чем можно удивить человека?
Если я скажу, что летом пошел снег, ты удивишься?
Сделай «заборчик» - «трубочка», «улыбка» + «лопаточка», «иголочка», «лопаточка» - удержать на счет 1-5, «качели», «маляр».
| У меня утром было радостное настроение.
Грустное
Человек грустит, когда его обидели.
Удивление
-
да
| 3. Объявление темы. Выделение звука из слова
| Логопед предлагает ребенку отгадать загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Какой первый звук в слове СОБАКА?
Вспомните, какой это звук, и найдите его на карточке?
|
Звук С
Дают характеристику звука: согласный, глухой, свистящий, твердый, подбирают картинки.
| 3. Анализ артикуляционного уклада звуков
| Расскажите артикуляционный уклад звука
| Губы слегка растянуты в улыбку. Зубы раскрыты на 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка образуется желобок.
|
| Какой звук повторяется в словах: гусята, синий, гусь?
Расскажите, чем отличаются звуки С – СЬ по артикуляции.
| Звук СЬ
| 4. Дифференциация звуков С – СЬ в слогах
| Ребята, твердо прочитайте звук С
СА – со – су
Су – СА – сы
Сы – су – со
А теперь прочитайте звук мягко
Ся – се – Сю
Сю – ся – си
Си – Сю - се
|
| 5. Дифференциация звуков С – СЬ в словах
| Прочитайте слова, определите сколько слогов, определите вариант звука С – твердый или мягкий, определите место звуков в словах:
Гусь, письмо, тесьма
Бас, астра, куст, ус.
|
| 6. Дифференциация звуков С – СЬ в предложениях
| Прочитайте слова и составьте из них предложение:
Сочные, поспеют, скоро, сливы
Сима, письмо, написала, Сереже
Сколько слов в предложении?
Начерти схему предложения. Подчеркни главные члены предложения.
|
Скоро поспеют сочные сливы.
Сима написала Сереже письмо.
| 7. Итог урока
| С какими звуками мы работали, какой буквой они обозначаются?
Запиши слова в две колонки
С СЬ
Сила, тесемка, досада, посадка, десяток, сало, персик
|
|
Литература
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|