|
Задачи и пути развития речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Овладение знаниями и умениями в построении сложного высказывания, подчиненного единой теме, имеющее четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом
| | Уровень текста в развитии речи
| | Овладение знаниями и умениями в построении разнообразных синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений, связи их между собой в тексте
| | Лексический уровень развития речи (словарная работа)
| | Грамматический уровень работы по развитию речи
| | Пополнение, уточнение, актуализация словаря в свободных высказываниях детей;
Развитие лексической системности
| | Произносительный уровень развития речи
| | Обучение учащихся с ТНР правильному произношению;
развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук;
овладение нормами орфоэпического произношения;
узнавание и запоминание образа звука по его артикуляционным и акустическим признакам»
развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, чувства ритма
| | Развитие речи – усвоение различных сторон языка: грамматики и правописания, произношения, словаря, синтаксического строя, устной и письменной связной речи
| |
Лексический уровень развития речи. Задачи и содержание работы над словом
| | | | | | | | | | | | | Обогащение (пополнение, накопление) словаря
| |
Активизация (актуализация) словаря
| | Уточнение значения слов (усвоенных, но употребляющихся не вполне верно)
| |
| | Источники обогащения словаря младшего школьника:
- Речевая среда в семье, среди друзей.
- Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
- Учебная работа в школе (содержание учебных программ, речь учителя).
- Словари, справочники.
| |
| | | | | | | | | | | | IV – введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.
| | | | | | | | | - Демонстрация натуральных объектов и их изображений.
- Объяснение значения слова.
- Объяснение значения слова путем выделения его из контекста.
- Подбор однокоренных слов.
- Подбор синонимов.
- Подведение видовых понятий под родовые понятия (оса – это насекомое).
- Использование приемов выборочного чтения с логическим (или грамматическим) заданием.
| | | | | | | | | - Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.
- Стремиться к контекстному объяснению новых слов.
- Процесс семантизации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов.
- Необходимо соблюдение всех этапов работы над словом.
- При активизации лексики необходимо привлекать жизненный опыт детей, развивать их представления об окружающем.
- Работа над лексикой должна быть частью комплексной работы над всеми сторонами языка.
| |
Грамматический уровень развития речи,
работа над словосочетанием и предложением
Уровень текста в развитии речи. Обучение устному пересказу и письменному изложению текста учащихся с тяжелыми нарушениями речи
- интонационно-синтаксическое (при чтении, пересказе, рассказывании ученики тренируются в умении переводить знаки препинания в соответствии с их значением в интонационное оформление, а при письме наоборот: ориентируясь на интонацию, ставить знаки препинания);
- лексико-семантическое (при анализе и создании текста особое внимание обращается на синонимию, антонимия, омонимию, паронимию слов, словосочетаний и предложений);
- парадигматическое (анализируется функционирование словоформ, роль части речи, их категориальное значение в тексте)
- синтагматическое ( обсуждается построение фразы как законченной мысли и возможные варианты ее оформления, значение порядка слов в предложении, его частей);
- стилистическое (обнаруживаются особенности текстопостроения, жанровые характеристики, композиция, язык персонажей, сюжетные линии при анализе и сочинении текста).
| | Текст (связная речь) – группа предложений, подчиняющихся единой темой и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом
| |
| | | | | Изложение – письменный пересказ текста
| | | | | Классификация изложений (Т.А.Ладыженская, И.Д.Морозова)
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | Сочинение – вид связной письменной речи, одно из самостоятельных упражнений в передаче своих мыслей, знаний, чувств
| | | | | Классификация сочинений (Львов М.Р.)
| | | | | | | | | | | | сочинения – повествования
сочинения – описания
сочинения рассуждения
| | | | | | | | | |
Кроме перечисленных четырех групп, сочинения бывают:
| | - домашние, классные и классно-домашние (по условиям выполнения)
- обучающие и контрольные (по целям проведения)
- устные и письменные (по форме изложения)
| |
| | | | | | | Типы сочинений с точки зрения внутренней, содержательной стороны (классификация по проблемно-тематическому принципу):
- сочинения – характеристики;
- литературно-критические сочинения;
- сочинения на свободную тему
| | | | | В процессе обучения русскому языку детей с общим недоразвитием речи в рамках программы специального (коррекционного) учреждения V вида изложения и сочинения оказывают большое влияние на развитие связной письменной речи, выполняя коррекционно-развивающие функции благодаря особенностям своей «специфики как опосредованного вида общения, более отвлеченного, чем непосредственное устное общение» (Комаров К.В.).
| | | | | Сочинение по следам экскурсии
| |
- Беседа с целью создать определенный эмоциональный настрой в классе, ввести в тему сочинения.
- Сообщение темы и цели сочинения.
- Беседа с целью восстановления в памяти учащихся и обогащения образов и знаний, полученных на экскурсии.
- Рассматривание описываемого предмета с целью сбора материала для его описания (если такой присутствует).
- Коллективное составление плана.
- Коллективное составление I части текста, устное изложение ее учащимися и обсуждение.
- Орфографическая подготовка.
- Запись текста учащимися. Наблюдение учителя и оказание индивидуальной помощи
- Проверка учащимися своих работ. Совершенствование написанного текста.
| |
- Подготовка учащихся к восприятию картины.
- Рассматривание картины.
- Беседа с целью анализа ее содержания
- Словарно-стилистическая работа.
- Составление плана сочинения.
- Устный рассказ.
- Запись текста учащимися.
| |
Таблица анализа письменных работ
№
| Критерии оценки текста
| Параметры оценки
| Показатели
| Результаты анализа
|
| Цельность текста
| Объем высказывания
| Общее число слов в тексте
| | Общее число предложений высказывания
| Средняя длина фразы
| Достоверность высказывания
| Привнесение фактов
| Пропуск значимых объектов
| Искажение фактов
| Последовательность изложения
| Наличие/отсутствие повторов
| Логичность изложения
|
| Связность высказывания
| Композиционная структура
| Наличие/отсутствие (зачина, основной части, заключения)
| | Лексико-грамматические средства
| IS
|
| Использование языковых средств
| Лексико-морфологический состав текста
| Существительные
| | Прилагательные
| Глаголы
| Местоимения
| Наречия
| Причастия
| Деепричастия
| Категориально-дифференцированное обозначение синтаксических конструкций
| Простые двусоставные нераспространенные
| Простые двусоставные распространенные
| Простые односоставные нераспространенные
| Простые односоставные распространенные
| Сложные сложносочиненные
| Сложные сложноподчиненные
| Сложные бессоюзные
|
| Соответствие нормам грамотной письменной речи
| Дисграфические ошибки
| | | Орфографические ошибки
| | IS – индекс связности (авторами данной формулы являются Ляудис В.Я. и Негурэ И.П., адаптирована Российской Е.Н.).
IS = С 1/С 2,
Где С1 – число адекватно (правильно) выраженных смысловых отношений; С2 – число всех отношений.
Русский язык
Тема урока: сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством И. И. Левитана, учить «читать» картину, воспитывать любовь к природе, развивать умение составлять текст на тему, соблюдать структуру текста, излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и частями текста.
Оборудование: картина И. И. Левитана «Золотая осень».
Этапы урока.
| Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся.
| Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
|
Беседа о жизни художника.
| Подготовка рабочего места.
| Сопоставление личных наблюдений детей и описание осени в литературных наблюдениях.
| 1) Проводится экскурсия в лес или парк.
2) Рассматривается картина Левитана «Золотая осень»
| Дети собирают осенние листья и по ним определяют породы деревьев
| Рассматривание картины. Лексическая подготовка
| Беседа по картине.
- какое впечатление производит на вас Левитановская картина?
- Что в ней особенно красиво?
- Почему осень называется золотой?
- Объясните выражение «в багрец и золото одетые леса». Что это значит?
- Когда лес бывает золотым, таким , как он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья одеваются в золотые листья?
- Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.
- Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
- Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло- голубой?
- Что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью засеяно поле? Почему крестьянские дома маленькие?.
|
Дети дают развернутые ответы.
| Физкультминутка.
| Один, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!
Семь, восемь- лень отбросим!
|
| Пальчиковая гимнастика. Минутка чистописания
|
|
| Написание сочинения.
| Сколько частей в сочинении?
План сочинения.
1. Золотая осень.
2. Цвет и настроение картины.
3. Мое отношение к картине.
| Самостоятельная работа .
| Подведение итога.
|
| Дети по желанию читают свои сочинения.
| Русский язык 3 класс
Тема: изложение.
Цели: развивать представление о связи между предложениями, умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану.
Оборудование: текст, иллюстрация птицы королек.
Этапы урока.
| Деятельность учителя.
| Деятельность учеников.
| Организационный момент.
Сообщение темы и целей.
| - сегодня напишем изложение по коллективно составленному плану.
| | Знакомство с текстом.
| Учитель читает текст.
Путешественница.
Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листке сидела маленькая птичка. Это королек; путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл, как на кораблике.
|
Дети внимательно слушают .
| Беседа по содержанию. Лексическая подготовка
| - понравился вам текст?
- Что особенно показалось интересным?
- о ком говорится в тексте?
- как выглядит птичка, опишите.
- что вы знаете об этой птичке?
- почему текст назван «путешественница»?
- каким образом она путешествовала по ручью?
|
Зачитывают ответы из текста.
| Составление плана.
| Можно предложить готовый план.
1) Парад листиков.
2) Путешественница.
3) Первое путешествие.
4) Второе путешествие.
| Зачитывают ответы из текста.
| Орфографическая подготовка.
|
| Учащиеся по цепочке читают по одному слову и называют орфограммы, если в слове не встретилось орфограммы, то его читают по слогам.
| Физкультминутка.
| На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал над кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех.
|
| Пересказ текста по плану.
|
| Пересказ по желанию.
| Написание изложения.
|
| Самостоятельная работа учащихся.
| Проверка.
|
| Работа с орфографическим словарем.
| Итог урока.
| Что нового узнали на уроке?
| Обобщение знаний.
|
Модуль VI
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|