Сделай Сам Свою Работу на 5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ





ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

I

Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. В связи с этим в 1960-е годы были пересмотрены учебные планы общеобразовательной школы, сокращен срок начального обучения до трех лет, коренным образом переработаны учебные программы по всем дисциплинам, в том числе и по изобразительному искусству. Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к отдельным учебным предметам, введены дополнительные факультативные занятия. Практический характер занятий рисованием дает возможность приобщить учащихся к самым различным видам работы: в I — III классах — объединение занятий рисованием с трудом (различные виды поделок), в IV —VI классах — художественное конструирование (дизайн) и т. п.

Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.



2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

 


 

 

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.



Рассмотрим эти цели и задачи более подробно.

1. Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная задача — расширить кругозор человека, воспитать разносторонне образованного члена общества.

Многие склонны рассматривать изобразительное искусство в школе как специальный, а не общеобразовательный предмет. Это неверно. Общеобразовательная школа не готовит художников, как не готовит и математиков, химиков, поэтов, композиторов. Это задача специальных учебных заведений. В общеобразовательной школе каждый предмет в отдельности и все они вместе должны содействовать всестороннему, гармоническому развитию учащихся.

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать.

Занятия изобразительным искусством разнообразны и по видам, и по методам учебно-воспитательной работы.

В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятия рисунком и живописью; декоративная работа — составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т. е. всесторонне развивает личность.



Теория методики преподавания изобразительного искусства в школе опирается на эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику различных видов изобразительного искусства. Это обеспечивает выполнение целей и задач общего образования и воспитания, научную обоснованность методики.


 

 

Иногда школьная методика толкуется односторонне. Все внимание обращается только на воспитание, на развитие творческих способностей, вопросы же образования, обучения игнорируются. Нельзя отрывать воспитание от обучения. Некоторые думают, что раз школа художников не готовит, то и художественного образования она не должна давать. Задача школы, говорят они, — только заинтересовать искусством, научить любить его, наслаждаться им. Но не освоив основ изобразительной грамоты, человек не научится ни понимать и ценить искусство, ни наслаждаться им.

2. В задачу занятий изобразительным искусством входит эстетическое и художественное воспитание.

Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека.

Термин "эстетическое воспитание" имеет очень широкое значение: он включает в себя и художественное, и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание — это приобщение человека не только к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни. Это и раскрытие творческой роли человека в жизни, красоты его героического труда, стремления к подвигу, и показ романтики современной действительности, красоты реальной жизни во всем ее многообразии. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек научился жить красивее, интереснее, научился видеть, чувствовать и понимать прекрасное в любом его проявлении.

Роль эстетического начала в творческой деятельности человека огромна. Эстетическое отношение к жизни является первоосновой вдохновения, способствует превращению труда в источник радости, духовного наслаждения.

В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чувства, вкусы и идеалы человека. Эстетическое воспитание побуждает человека к благородным, красивым и гуманным поступкам.

Задача средней общеобразовательной школы — различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека.

Научиться понимать и любить прекрасное во всем многообразии его проявлений необходимо каждому человеку не только для духов-

Л


 

 

ного обогащения, но и для успешной работы. Независимо от того, в какой области трудится человек, является ли он литератором или математиком, географом или химиком, он должен уметь видеть и понимать изящество и красоту. Доктор физико-математических наук, профессор А. А. Китайгородский писал:

"Известный английский физик Поль Дирак полагает, что основные аксиомы могут быть и непростыми, но обязательно должны выделяться математическим изяществом и красотой. Эстетический критерий при обсуждении математических формул? Да. Оценка уравнений и вычислений как красивых, изящных или, напротив, неуклюжих, громоздких очень распространена среди физиков. Закон всемирного тяготения Ньютона, несомненно, красивый закон. Подумайте, сколь симметрична и проста его запись; именно в этой симметрии и простоте и заключена красота закона" '.

У математика, физика красота удачного математического решения вызывает не только чувство удовлетворения, но и чувство эстетического наслаждения.

Гармоничное воспитание ставит своей целью повысить сознательность людей, воспитать в них патриотизм, любовь к своему Отечеству.

Чтобы подготовить каждого школьника к жизни, нужно не только дать ему разностороннее образование и воспитание, но и развить его индивидуальные способности, научить создавать новое, жить и творить по законам красоты. Стремление сделать жизнь прекраснее облагораживает человека, превращает его ежедневный труд в источник эстетического наслаждения и радости.

Огромная роль в этом принадлежит учителю рисования, который должен пробуждать в детях чувство прекрасного и возвышенного.

Чтобы развить у детей эстетический вкус, учитель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус — не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен, в первую очередь, учитель рисования.

Учитель показывает детям, как богата природа цветовыми оттенками, многообразием форм. Надолго остаются у детей воспоминания о красотах природы, о тех днях, которые они провели на воздухе, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в жизни и которые им доставили много радостных волнений. Рисуя с натуры пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, изучая характер их формы, учащиеся начинают больше интересоваться природой, богатством и разнообразием ее форм и красок. Рисование в школе помогает человеку шире и разностороннее видеть мир.

' См.: Искатель. 1965. N2. С. 60-61.


 

 

Уметь видеть мир — сложное искусство. В рассказе, который так и называется — "Искусство видеть мир", К. Паустовский писал о влиянии художника, художнической наблюдательности на его восприятие мира: "Я послушался художника, и действительно — и люди и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо. И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей! Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не воскресишь" '.

3. Одна из главных задач занятий рисованием — помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть.

На уроках рисования дети должны ближе знакомиться с окружающими предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей. Это знакомство расширяет круг их зрительных впечатлений и способствует более точному и полному представлению о предметах. Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом. Во время рисования школьник внимательно изучает форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые и тоновые отношения и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному их восприятию.

Рисование в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно наблюдать: сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по форме и фактуре.

Развитие наблюдательности — дело очень сложное, и в то же время оно имеет первостепенное значение для методики. Еще П. П. Чистяков указывал: "По-настоящему, прежде всего, надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и довольно трудное" 2.

Особое значение развитие наблюдательности имеет именно в период детства, когда человек только начинает серьезно познавать и ос-

' Паустовский К. Собр. соч. М., 1957. Т. 2. С. 681—682.

2 Цит. по кн.: Г и н з бур г И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. С. 134— 135.


 

 

мысливать окружающую его действительность. Ученые установили, что в системе органов чувств зрение занимает доминирующее положение: на него приходится 90% всей получаемой извне информации. Отсюда становится ясным, как важно развить у человека хорошее зрение. И начинать это следует с детского возраста, со школьной скамьи, чтобы потом у взрослого человека не появилось "едкого сожаления".

Учеными также установлено, что способность наблюдать не есть еще способность правильно видеть и осознавать увиденное. Подавляющее большинство взрослых людей очень многого не замечают в вещах — не только в особенностях строения формы предмета и в деталях, но и в общем характере формы. Например, все хорошо видят, что гладкий ствол колонны дорического ордера имеет цилиндрическую форму, но не видят этого в колонне коринфского ордера, украшенной каннелюрами. Задача педагога — помочь ученику преодолеть этот барьер. Занятия изобразительным искусством должны приучать к строгому вниманию, к рассуждению, к точному анализу формы предметов. Осмысление многообразных впечатлений, умение обобщать и делать правильные выводы из наблюдений развивают учащихся, пробуждают у них стремление к новым знаниям.

Выработка сознательного зрительного внимания способствует и развитию других видов внимания, что так важно для детей школьного возраста, которые, как правило, обладают вниманием неорганизованным и нестойким.

Итак, преподавание изобразительного искусства в школе осуществляет целый ряд учебно-образовательных задач. Процесс решения этих задач, в свою очередь, дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствуя таким образом формированию материалистического мировоззрения.

4, Преподавание изобразительного искусства в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка. Уже в небольшой вступительной беседе учитель рисования стремится рассказать ребятам, как можно использовать умение рисовать в любом деле, в любой профессии. Владея даже элементарными навыками рисования, человек может сделать зарисовку детали машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму необычного предмета. Потребность в таких зарисовках мы постоянно ощущаем и в быту. Например, даем кому-то адрес и хотим подробнее объяснить, как туда пройти, — легче всего показать это рисунком; девушка увидела интересный фасон платья — она берется за карандаш и т, д.


 

 

Всем известно, как помогало умение рисовать нашим ученым: Ломоносову, Семенову-Тян-Шанскому, Миклухо-Маклаю,'Менделееву и многим другим. Сегодня рисунки Миклухо-Маклая этнографы рассматривают как величайшую документальную ценность. Рисование помогало многим писателям и поэтам. Хорошо владели рисунком Гёте, Гюго, Андерсен, Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Маяковский, Рабиндранат Тагор... Гёте писал о пользе рисования: "Я никогда не созерцал природу с поэтической целью. Я начал с того, что рисовал ее, потом я ее научно изучал таким образом, чтобы точно и ясно понимать естественные явления. Так я мало-помалу выучил природу наизусть, во всех ее мельчайших подробностях, и когда мне этот материал был нужен как поэту, он весь был в моем распоряжении и мне незачем было погрешать против правды" '.

Великий артист Федор Шаляпин в набросках создавал образы тех действующих лиц, которых ему надо было исполнять, и по этим рисункам гримировался. Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн создавал в рисунках целые композиции на исторические темы. Его наброски отдельных сцен к кинокартине "Иван Грозный" имеют самостоятельную художественную ценность.

Овладение основами изобразительного искусства оказывает неоценимую услугу военным, в особенности разведчикам. В современном педагогическом исследовании говорится: "Хорошее знакомство с искусством может во многом помочь человеку даже в боевой обстановке. Разведчик, побывавший в тылу врага, сообщит более подробно, точно и ясно о расположении сил противника, если он умеет рисовать. И не только это. Он хорошо ориентируется на любой местности, запоминает дорогу, так как люди, умеющие изображать, как правило, очень наблюдательны, у них развиваются зрительная память и пространственное понимание" 2.

Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб признался, казалось бы, в удивительной вещи: умение рисовать помогало ему в многочисленных воздушных боях. И это можно понять. Рисование развивает координацию между рукой и глазом. В воздушном бою, где исход борьбы решают секунды, нужна не только быстрота и точность наблюдения, но и способность руки мгновенно реагировать на то, что видит глаз. А это качество летчик приобрел, в частности, и занимаясь рисованием.

Умение рисовать помогает всем: агроному, шоферу, рабочему за станком, хирургу, делающему сложную операцию. И конечно, в еще

'Цит. покн.:Роллан Р. Собр. соч. М., 1958. Т. 14. С. 539.

2 Тер с кий В.Н.,Келъ О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966. С. 218.


 

 

большей степени - архитектору, конструктору и другим специалистам, чья деятельность непосредственно связана с рисованием. Все это говорит о большом практическом значении рисования для подготовки подрастающего поколения к жизни.

5. Главная практическая задача обучения изобразительному искусству в средней школе — это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инструментами для рисования, показывает, как работать над рисунком, соблюдая методическую последовательность.

Не следует думать, что в средней общеобразовательной школе не надо обучать детей техническим приемам рисования. Именно в школе ребенок и должен ознакомиться с этими приемами.

В школе ребенок должен получить понятие о тональном рисунке, научиться пользоваться тоном для передачи объема предмета, работать кистью и красками, смешивать краски между собой для получения нужного оттенка.

Все эти технические навыки будут необходимы человеку в его трудовой жизни. Умение видеть цвет и передавать его красками на бумаге, а также ровно закрасить поверхность имеет большое значение в самых различных отраслях народного хозяйства. Так, строителям, ведущим отделочные работы, нужно уметь составить колер покраски стен. Умение видеть цвет, различать его оттенки облегчает химикам наблюдение за ходом реакции, помогает в работе при изготовлении различных красителей для текстильной и полиграфической промышленности. По изменяющемуся цвету пламени опытный сталевар часто определяет готовность плавки...

Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества — организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик стремится достичь определенной цели. Очень часто на пути к ней встречаются препятствия. Бывают случаи, когда ученик пасует перед ними, заявляя: "У меня не выходит!" Но чаще видишь, как он, напрягая все свои возможности, старается преодолеть трудности и достигает определенного успеха. Умение сосредоточить свои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека. Развивая целеустремленность в процессе работы, мы тем самым уже на школь-


 

 

ной скамье вырабатываем у человека очень важные качества для дальнейшей жизни.

6. Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство.

О роли рисования в развитии образного мышления говорил известный авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев: "И еще за одно я благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге" '.

Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. Многие, не утруждая себя и своих учеников, пускают эту работу на самотек: пусть каждый школьник проявляет свои творческие способности как может. Между тем творческой работой школьника надо руководить, ее надо направлять.

С психолого-педагогическими задачами, которые необходимо решать учителю рисования, можно познакомиться в книге В. С. Кузина "Вопросы изобразительного творчества" (М., "Просвещение", 1971). Правда, эта книга не даст ответа на все вопросы учителя. В ней освещаются в основном проблемы, связанные с работой художника над станковой картиной, в то время как учителю рисования эти вопросы надо решать и на уроках декоративного рисования, и на занятиях по художественному конструированию, и во всей повседневной работе с учащимися. Но эта книга построена на основных положениях психологии и дает возможность правильно построить методику работы с детьми. Более обстоятельно конкретные вопросы методики обучения рассматриваются в книге того же автора "Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе" (1972).

Развивая творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от реальной действительности в новые представления, связанные с ре-

' Яковлев А. С. Рассказы авиаконструктора. М., 1958. С. 11.
4—3312 97


 

 

альностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения,
творчества
В задачу занятий изобразительным искусством входит также со
хранение и поддержание у детей способности к восхищению и удив
лению, что имеет огромное значение для совершения новых откры
тий. Физики и математики считают, что способность удивляться яв
ляется одним из важнейших моментов научных открытий. А. Эйн
штейн высказывал сожаление по поводу того, что взрослые теряют
способность удивляться. Он считал, что если бы люди сохраняли эту
способность до конца жизни, то было бы совершено еще множество
великих открытий.

7. И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьники знакомятся с выдающимися произведениями искусства и их творцами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Такие беседы знакомят учащихся и с историей развития человеческой культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Задача учителя - донести все это до сознания детей в простой, ясной, доступной форме. При этом дело не сводится только к перечислению видов изобразительного искусства и имен великих художников, — надо научить школьников понимать художественные достоинства произведений искусства, развить их способность к выработке своих взглядов и суждений о них. Для этого педагог должен постоянно вовлекать учащихся в совместную беседу, давать им возможность высказывать свое мнение, поощрять, когда ученик дает правильную оценку тому или иному произведению, тактично поправлять и разъяснять, когда он не понимает главного и ценного в произведении художника.

Знакомство с изобразительным искусством направлено на понимание прекрасного в искусстве и жизни, на развитие любви к природе, к родине.

В беседах об искусстве учитель обращает внимание ребят на средства художественного выражения, на технику исполнения, т. е. учит "читать" произведения искусства.

Для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каж-


 

 

дый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога.

Для достижения успеха в работе учителю необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности. В основном эта задача уже была решена школьной учебной программой по изобразительному искусству, которая утверждена Министерством просвещения СССР. В 1990 году для школ Российской Федерации рекомендована программа "Изобразительное искусство и художественный труд", которая сохранила многие положения предыдущей. Но программа не может определить все особенности работы учителя. А главное — и знание программы должно быть не формальным, а продуманным, теоретически осмысленным.

К анализу школьных программ, к конкретным вопросам содержания занятий по рисованию мы и перейдем.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.