Раздел 2. Система функций менеджмента
Тема 2.1. Понятие и виды функций менеджмента
Природа функций менеджмента
Функция менеджмента – действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.
Функции характеризуют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих работ в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации, ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.п.
Функции менеджмента характеризуются однородностью целей, действийили объектов их приложения.
Выделение функций менеджмента позволяет регламентировать правила и процедуры выполнения задач и видов управленческой деятельности.
Состав функций менеджмента
Состав функций менеджмента различается по различным научным школам!
Научная школа СПбГИЭУ выделяет три группы функций менеджмента:
Ø Общие функции
Ø Технологические функции
Ø Социально-психологические функции
Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления на всех иерархических уровнях и по всем объектам управления.
К общим функциям менеджмента относятся следующие:
Ø Формирование целей
Ø Планирование
Ø Организация
Ø Контроль
Ø Регулирование
Технологические функциименеджмента включают два основных вида деятельности, которые составляют содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии. Менеджер любого уровня принимает решения и выстраивает коммуникации.
Социально-психологические функциименеджмента связаны с возникающими в коллективе производственными отношениями. К социально-психологическим функциям относятся делегирование и мотивация.
Все три группы функций, дополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента. Иными словами, менеджер любого уровня в любой организации выполняет перечисленные функции в различной последовательности и в различном сочетании.
Тема 2.2. Общие функции и процесс управления
Последовательность общих функций
Перечисление общих функций практически регламентирует последовательность процесса управления.
Процесс управления начинается с формирования целей и задач деятельности организации (разработка миссии организации, определение целевых параметров, разработка стратегической концепции).
Сформированные цели должны быть осуществлены. Для этого должны быть спланированы ресурсы, действия и количественные характеристики ожидаемых результатов, обеспечивающие достижение сформированных целей (формирование производственной программы, разработка календарного графика работ, сметы затрат, штатного расписания, финансового плана, плана реализации и т.п.).
Запланированные действия должны быть организационно обеспечены: должны быть разработаны организационные структуры, привлечены исполнители, скоординирована их работа во времени и пространстве (выбор организационной формы предприятия, разработка организационной структуры, положений о службах и функционерах, должностных инструкций, нормативных актов, регламентов и т.п.).
После того, как спланированы ресурсы, действия и количественные характеристики ожидаемых результатов, организационно обеспечены необходимые действия, начинается процесс осуществления деятельности.
Осуществление деятельности в рамках принятых организационных решений требует контроля на основе учета параметров выполнения (оценка состояния работ по выполнению производственной программы, выполнения календарного графика, расходования средств, выполнения штатного расписания, плана реализации и т.п.).
В результате контроля выявляются отклоненияот первоначально запланированного хода работ. Это означает, что возникает необходимость регулированияхода выполнения плана, которое заключается в разработке дополнительных мероприятий, направленных на устранение отклонений или в корректировке сформированных целей. Функция регулирования обеспечивает обратную связь в процессе управления.
Контур управленческих решений
Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений (см. рис. 2.1).
Фигурными стрелками показаны обратные связи. Это означает, что переход в следующий контур управленческих решений возможет только в том случае, если сделано все необходимое для обеспечения задач предшествующей функции. Например, обратная связь в контуре «цель-планирование» показывает, что процесс планирования не завершен, необходимо возвращение к функции формирования целей и их корректировка. Если спланированные мероприятия и ресурсы безусловно обеспечивают достижение установленных целей, то можно переходить к следующей функции – организации.
На верхнем уровне иерархии управления в большей степени реализуются функции формирования целей, планирования, контроля и регулирования. На среднем и нижнем уровне иерархии управления в большей степени реализуется функция организации.
Тема 2.3.Технологические и социально-психологические функции в менеджменте
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|