Нормативное определение – определение приведенное в нормативном документе: законе, гражданском кодексе, указе президента и т.п.
Организации могут носить формальный и неформальный характер (формальныеи неформальныеорганизации)
Формальная – официально учреждена, цели закреплены в учредительных документах, функционирование регулируется нормативными актами, права и обязанности участников организации регламентируются нормативными документами.
Неформальная – спонтанно (самопроизвольно) возникающая группа людей, попадающая под определение организации (сознательная координация деятельности по достижению цели). Может быть легальной и нелегальной. Это разделение по характеру деятельности: не запрещенная или запрещенная законом. Примеры: временная группа для выполнения определенной работы; клуб генераторов идей; кружки качества; группа изобретателей-самодельщиков; объединение единомышленников (кружок по изучению, кружок по обмену опытом); хошар; бригада соседей по ремонту дороги, посадке сада и т.п. Негатив: преступное сообщество. Социально-экономический потенциал неформальных организаций недооценивается.
Формальная организация может быть коммерческой и некоммерческой.
Коммерческая– основной целью деятельности имеет извлечение прибыли; распределяет прибыль между участниками в соответствии с уставом.
Некоммерческая - извлечение прибыли не является уставной целью; полученная прибыль идет на уставные цели и не распределяется между участниками организации.
Организационно-правовые формы организаций нормативно определены Гражданским Кодексом РФ:
Коммерческие организации:
1. Хозяйственные товарищества и общества (7 видов):
Ø Товарищества: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное)
Ø Общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью – ООО и ОДО; акционерные общества открытого и закрытого типа – АООТ и АОЗТ); дочерние хозяйственные; зависимые хозяйственные общества;
2. Производственные кооперативы
3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах оперативного управления.
Некоммерческие организации:
1. Потребительские кооперативы
2. Общественные и религиозные организации
3. Фонды
4. Учреждения
5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Ненормативные классификации организаций
Классификация организаций по собственности:
Ø Частные
Ø Государственные
Ø Муниципальные
Ø Общественные
Классификация организаций по характеру конечного продукта:
Ø Продукция
Ø Услуги
Ø Смешанные (комбинированные)
Классификация по широте производственного профиля:
Ø Специализированные
Ø Диверсифицированные
Организация – один из основных субъектов хозяйственных отношений в рыночной экономике.
Организация – социально-экономическая система.
Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодействующих для достижения заданной цели. Система состоит из множества элементов, связанных законом композиции. Например: элементы системы – металлорежущие станки, закон композиции системы – технология обработки изделий, система – механический цех. Познавая закон композиции, можно познать систему.
Элементы организаций
Функциональные области деятельности: (см. объекты менеджмента) производство, маркетинг, финансы, персонал, исследования и разработки.
Производственный процесс:совокупность трудовых и естественных процессов в результате взаимодействия которых сырье, материалы, интеллектуальные ресурсы и способности сотрудников превращаются в готовую продукцию или услуги
Элементамипроизводственного процесса являются:
Ø Предметы труда (сырье, комплектующие изделия и услуги). На них воздействуют сотрудники организации в производственном процессе
Ø Средства труда – материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда; нематериальные средства (приемы, знания, технологии, при помощи которых оказываются услуги)
Средства труда подразделяются на орудия труда (производственное оборудование, инструменты, оснастка, транспортные средства) и материальные условия труда (производственные и торговые помещения, офисы, склады, осветительное оборудование, отопительные и охлаждающие устройства и т.п.)
Ø Труд – целенаправленная деятельность персонала организации, связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию или услуги.
Элементы управления:
Ø Функции управления - см. тему 1.2.
Ø Структура управления – состав, взаимосвязи и методы взаимодействия служб и функционеров в процессе выполнения управленческих функций
Структурные подразделения (структурная иерархия):
Производственные: производство (дивизион, совокупность цехов, профит-центр), цех, участок, бригада (смена)
Непроизводственные: отдел, сектор(лаборатория), группа.
Ограничения и условия функционирования организаций
Ограничения – императивны,то естьнеподвластныменеджменту определенного уровня. Например, норма расхода материала является ограничением и «неподвластна» начальнику цеха, но «подвластна» главному технологу предприятия.
Условия, как правило, диспозитивны, то есть допускают выбор для менеджера конкретного уровня.
Ограничения могут накладываться как внешней средой организации, так и иметь внутренние источники.
Внешняя среда характеризуется сложностью, неопределенностью и изменчивостью.
Различается:
Ø среда прямого воздействия, т.е. все, что оказывает непосредственное влияние на организацию: потребители, конкуренты, поставщики, собственники, инвесторы, государственные органы, нормативные акты
Ø среда косвенного воздействия, т.е. все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура), социально-культурные и географические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс.
Условиятакже представлены как внешней, так и внутренней средой организации. К внутренним условиям относятся ситуационные факторы внутри организации, например:
Ø цели организации
Ø культура организации
Ø организационная структура
Ø ресурсы: материальные, трудовые, интеллектуальные
Ø технология и инновации
Примеры внешних условий:
Ø конъюнктура рынка
Ø научно-технический прогресс
Ø национальные обычаи
Ø вкусы и предпочтения потребителей
Жизненный цикл организации
Организация как объект последовательно проходит определенные стадии развития и становления:
Ø Создание: готовность рисковать, работоспособность, новизна продукции, малые масштабы
Ø Раннее развитие: стабилизация ассортимента и экономических характеристик, рост масштабов, стабилизация структуры управления
Ø Позднее развитие: диверсификация, стабилизация имиджа, формирование стабильной уверенности в собственных силах
Ø Остановка в развитии: нарастание бюрократии, невосприимчивость к инновациям, приростное поведение
Ø Гибель или возрождение: банкротство и ликвидация организации или обновление управленческой команды и повторение жизненного цикла.
Тема 1.3. Менеджеры в организациях
Современное представление о менеджере
Менеджер – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности.
Менеджер – это и должность, и профессия. Синонимы: администратор, начальник, руководитель.
Термин «менеджер» употребляется применительно:
Ø К организатору конкретных видов работ
Ø К руководителю организации или его подразделения
Ø К администратору любого уровня управления, организующему работу
Ø К руководителю по отношению к подчиненным
Содержание труда менеджера
Из определения следует, что менеджер организует деятельность в определенном направлении, для чего он обрабатывает исходную информацию, принимает на основе этой информации решение и организует его выполнение.
Решение – вывод об осуществлении (или о неосуществлении) конкретных действий, закрепленных в сознании субъекта и объекта управления, в управленческих документах.
Необходимость принятия решений диктуется наличием проблем или задач в сфере деятельности менеджера.
Типология менеджеров
По иерархическим уровням (вертикальное разделение труда):
Менеджеры высшего уровня (топ-менеджмент) – управление организацией в целом. Принимают решения по изменениям во внешней средеорганизации (стратегические решения). К этому уровню можно отнести также заместителей директора по функциональным областям менеджмента: заместитель по производству, заместитель по маркетингу, заместитель по научной работе, главный инженер, главный бухгалтер и т.п.
Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают как связующее звено между ними и высшим руководством. Принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации.
Менеджеры нижнего уровня организуют работу непосредственных подчиненных. Принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
Горизонтальное разделение труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных менеджеров.
Линейные– координация деятельности в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня
Линейные руководители: директор, начальники цехов и отделов, заведующие секторами и мастера, руководители групп и бригадиры.
Функциональные –возглавляют службы в иерархической структуре организации. Службы обеспечиваютвозможность принятия решения линейными руководителями определенного иерархического уровня.
Разделение на функциональных и линейных руководителей происходит на уровне цехов и отделов.
Функциональные руководители:см. схему
Требования к менеджеру
Мировоззренческая позиция:четкая управленческая концепция, желание обеспечить достижение экономических и социальных целей организации, умение позитивно воздействовать на людей
Деловая компетенция:профессиональные технологические знания, опыт работы, предприимчивость, желание и умение рисковать, культура профессионального общения
Административные способности: желание и умение контролировать подчиненных, умение интенсивно использовать свое рабочее время, умение правильно оценивать людей, умение эффективно использовать трудовые ресурсы, рациональность.
Личностные качества:предрасположенность к лидерству, любовь к людям, внутренняя свобода, обязательность, умение устанавливать межличностные отношения, чувство юмора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|