Сделай Сам Свою Работу на 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ НАРУШЕНИЙ

РЕЧИ, ГОЛОСА И ГЛОТАНИЯ

Речь – важнейшая высшая психическая функция, которая организует и связывает другие психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков (Бадалян, 1984).

Сложность речевых механизмов обусловливает и разнообразие речевых нарушений. Наиболее распространенными из них являются афазии и дизартрии. Данные речевые нарушения наблюдаются более чем у трети больных, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму, и являются вторым по значимости и распространенности дефектом после двигательных нарушений.

 

Афазия– это системное приобретенное расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее при органических повреждениях коры больших полушарий головного мозга; характеризуется нарушениями разных языковых модальностей (экспрессивная речь, импрессивная речь, чтение и письмо); охватывает разные уровни организации речи (фонетику, лексику, грамматику, семантику); влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего коммуникативную функцию речи.

Клинические картины афазий неоднородны. Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения. Существуют так называемые речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, средние и задние отделы верхней

височной извилины, нижняя теменная область (область, граничащая с отделами передней центральной извилины, отвечающими за движения гортани, губ и языка), а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого доми­нантного полушария головного мозга (Лурия, 1947, 1969, 2002).



Ключевые моменты в определении афазии, значимые для дифференциальной диагностики:

1) Афазия всегда является результатом повреждения головного мозга. Чаще всего афазии вызваны инсультом, но также они могут возникать из-за травм головы,

 

хирургического вмешательства, роста опухоли или инфекции.

2) Афазия – приобретенное расстройство, которое характеризуется полной или частичной потерей функции уже сформировавшейся речи. Термин «детская афазия» относится к проблеме нарушения уже сформировавшейся речи у детей.

3) Афазия включает расстройства разных языковых уровней: устной речи, понимания обращенной речи, чтения и письма. В большинстве случаев происходит нарушение (хотя и неравномерное) во всех четырех языковых модальностях.

4) Афазия – это не расстройство органов чувств или интеллекта и не является результатом психического расстройства. Такие исключающие характеристики определения афазии крайне важны для ориентации в широком спектре других когнитивных расстройств.

Таким образом, понятие афазии сводится к признанию системности речевого расстройства, а также нарушения процессов как внешней, так и внутренней речи. Показателем системности речевой функции является то, что она обеспечивается одновременным взаимодействием различных функциональных систем головного мозга, а не последовательной работой их звеньев.

Помимо локализации очага поражения и его размеров, специ­фику нарушения речи при каждой из форм афазии определяет сте­пень тяжести и этап заболевания. Важную роль играют также пато­генетические механизмы. Так, например, при сосудистых пораже­ниях головного мозга большое значение имеет характер нарушения мозгового кровообращения, степень выраженности нейродинамиче­ского компонента, состояние непострадавших участков мозга и т.д. При афазиях же, имеющих травматическую или опухолевую этио­логию, наиболее значимы тяжесть деструктивного дефекта, а также сроки и характер оперативного вмешательства. Определенное зна­чение имеют и преморбидные интеллектуально-характерологи­ческие черты личности больного (Лурия, 1947; Оппель, 1972).

Для понимания специфики речевого расстройства при той или иной форме афазии, а, следовательно, и для обеспечения дифферен­цированного подхода к их преодолению, чрезвычайно важно вы­явить как механизм нарушения, так и определить локализацию очага поражения в головном мозге с помощью нейровизуализационных методов исследования (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и др.).

В отечественной и зарубежной афазиологии существуют раз­личные классификационные системы афазических расстройств. В России наиболее распространенной является классификация А.Р. Лурия (1947, 1969, 2002). Согласно этой классификации существуют следующие формы афазий:

1. Моторная афазия эфферентного типа.

2. Динамическая афазия.

3. Моторная афазия афферентного типа.

4. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.

5. Акустико-мнестическая афазия.

6. Семантическая афазия.

В клинической практике принято также выделять амнестиче­скую и проводниковую афазии, входящие в классическую невроло­гическую классификацию, и подкорковую афазию, описанную в работах М.К.Шохор-Троцкой и Т.А. Кучумовой. Неврологами и генетиками используется термин «прогрессирующая афазия» в синдроме дегенеративных заболеваний ЦНС, в этом случае речь идет уже не о локальном поражении головного мозга.

Приведенные ниже характеристики различных форм афазии соответст­вуют представлениям нейропсихологии, созданной выдающимся отечественным неврологом и нейропсихологом А.Р. Лурия.

Эфферентная моторная афазияобусловлена поражением нижних отделов премоторной зоны. В норме эта зона обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта дру­гим, что необходимо для слияния артикуляций в сукцессивно организованные ряды - «кинетические двигательные мелодии» (по терминологии А.Р. Лурия). При очаговых поражениях премоторной зоны возникает пато­логическая инертность артикуляторных актов, появляются персеве­рации, препятствующие свободному переключению с одной арти­куляционной позы на другую. В результате речь больных становит­ся малопродуктивной, разорванной, сопровождается «застреванием» на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, а частично и понимания речи. В отличие от афферентной моторной афазии (см. ниже), где артикуля­ционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз. Нарушено построение фраз, в грубых случаях наблюдаются явления «телеграфного стиля». Этот синтаксический компонент эфферентной моторной афазии может проявляться при относительно маловыраженных произносительных трудностях. В таком случае говорят о «синтаксической афазии», или, другими словами, втором варианте динамической афазии (см. ниже).

При динамической афазии имеет место поражение мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных спереди от «зоны Брока». Речевой дефект проявляется здесь главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. В настоящее время выделены два варианта динамической афазии (Ахутина, 2002). Первый вариант характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются, в основном, готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «дея­тельности программирования». Их речь отличается бедностью, од­носложностью ответов в диалоге. При втором варианте преобладают на­рушения функции грамматического структурирования: в речи боль­ных данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений «теле­графного стиля». Произносительные трудности в обоих вариантах незначительны.

Рассмотренные формы афазий возникают при поражении передней речевой зоны, являющейся частью III блока мозга, по А.Р. Лурии (1973). Нижеследующие формы афазий возникают при поражении задней речевой зоны (II блока мозга, по А.Р. Лурии).

Афферентная моторная афазия обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны мозга. Центральным рас­стройством является нарушение кинестетической афферентации про­извольных оральных движений. Больные теряют способность совер­шать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть лег­ко выполнены ими, поскольку не имеется парезов, ограничивающих объем оральных движений. Такие нарушения движений носят название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное отношение к произнесению звуков речи. Она проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз или, иначе, артикулем. В устной речи больных в зависимости от степени грубости апраксии это проявляется в: отсутствии артикулированной речи; искаженном воспроизведении поз; поисках артикуляции. Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.

Сенсорная (акустико-гностическая) афазия возникает при поражении верхне-височных отделов так называемой зоны Вернике. В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений

фонетического слуха. Боль­ные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е.

 

выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи (понимания). Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который ха­рактеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозна­чаемого им предмета. Звуки речи теряют для больного свое кон­стантное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным парамет­рам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие рече­вой продукции), как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими и одних звуков другими (вербальные и литеральные парафазии).

Акустuко-мнестuческая афазия обусловлена очагом пораже­ния, расположенным в средних и задних отделах височной области. В отличие от акустико-гностической (сенсорной) афазии, акустиче­ский дефект проявляется здесь не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информа­ции, проявляя

тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти де­фекты приводят к определенным трудностям понимания разверну­тых текстов, требующих участия слухо-речевой памяти. В собственной речи больных с этой формой афазии основным симптомом является словарный дефицит, связанный как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данно­го семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочных областей левого доминантного полушария. Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является им­прессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Этот дефект является, как правило, одним из видов более общего расстройства пространст­венного гнозиса, а именно, способности к симультанному синтезу. Поскольку во фразовой речи основными «деталями», связывающи­ми слова в единое целое (логико-грамматическую конструкцию), служат грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и пони­мание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т.д.). При этом способность к улавли­ванию формально-грамматических искажений (ошибок «согласова­ния») остается у этих больных сохранной.

Апраксии, агнозии, нарушения памятимогут выступать как изолированными расстройствами, так и в синдроме афазии. В том случае, если расстройство является системным, логопед может исследовать неречевые высшие психические функции для включения этих данных в логопедическое обследование при наличии соответствующей постдипломной квалификации.

Особое внимание необходимо обратить на состояние нейродинамического компонента психической деятельности. Изменение динамических и регулирующих характеристик произвольного внимания, нарушение модально-неспецифических мнестических процессов, снижение уровня мотивации и колебание эмоционального фона обусловлены патологической заинтересованностью глубинных субкортикальных структур головного мозга. В остром периоде степень их выраженности может быть настолько грубой, что «перекрывает» симптоматику основного речевого дефекта, делая

невозможным проведение развернутого логопедического обследования. Данные расстройства требуют длительного логопедического воздействия, начиная с самого раннего этапа реабилитации пациента.

Дизартрия– расстройство произносительной стороны речи, обусловленное нарушением (недостаточностью) иннервации мышц речевого аппарата. Ведущим дефектом является нарушение фонетической и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной или периферической нервной системы.

Дизартрия характеризуется следующими синдромами: нарушением мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, нарушением артикуляционной моторики, дискоординационными расстройствами, нарушением реципрокной иннервации, наличием насильственных движений и оральных синкинезий, нарушением проприоцептивной афферентации от мышц артикуляционного аппарата и нарушением речевого дыхания.

Степень выраженности нарушения звукопроизношения зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, нечеткость речи; в более тяжелых отмечается «смазанная речь», имеют место замены и пропуски звуков, страдает ее темп, выразительность, голосовые модуляции. При тяжелых поражениях центральной нервной системы (ЦНС) речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (Винарская Е.Н., 1971)

В настоящее время существуют различные подходы к классификации дизартрических расстройств.

С учетом неврологического подхода на основе уровня локализации мозгового поражения (Правдина О.В., 1973) различают следующие формы дизартрии:

1. Бульбарную, связанную с поражением ядер, корешков или периферических отделов черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, иногда – тройничного и лицевого).

2. Псевдобульбарную, связанную с поражением корково-ядерных (кортико-бульбарных) проводящих путей.

3. Экстрапирамидную (подкорковую), связанную с поражением подкорковых узлов и их нервных связей с различными отделами головного мозга.

4. Мозжечковую, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей.

5. Корковую (кинетическую премоторную и кинестетическую постцентральную), обусловленную очаговыми поражениями коры головного мозга.

С учетом синдромологического подхода (Панченко И.И., 1975) на основе клинико-фонетического анализа произносительных расстройств речи выделяют:

1. Спастико-паретическую дизартрию (ведущий синдром – спастический парез в сочетании с вялыми парезами).

2. Спастико-ригидную дизартрию (ведущий синдром – спастический парез и

тонические нарушения управления типа ригидности).

3. Гиперкинетическую дизартрию(ведущий синдром – гиперкинезы: хореические,

атетоидные, миоклонии).

4. Атактическую дизартрию(ведущий синдром – атаксия) и др. смешанные формы менее значимые в остром периоде.

Также в остром периоде в результате инсульта и черепно-мозговой травмы могут возникнуть такие расстройства как нарушение голоса (дисфония) и нарушение глотания (дисфагия).

Дисфония– расстройство голосовой функции, обусловленное патологическим состоянием органов голосообразования, может быть, как изолированным, так и в структуре дизартрии. В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем (афония) или иметь искаженное звучание. Нередко дефект усугубляется наличием дискоординации процессов голосообразования и дыхания.

Нарушения голоса крайне разнообразны. Они характеризуются недостаточностью силы (слабый, тихий, истощающийся в процессе речи); нарушениями его тембра

 

(глухой, назализованный, хриплый, сдавленный, напряженный и т. д.); слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (монотонный). Проявления дисфонии могут быть также следствием охранительной реакции больного на поражение головного мозга. В остром периоде логопедическую работу следует начинать как можно раньше, что позволит предупредить фиксацию патологического голосоведения и развитие невротических реакций.

Дисфагия– это обозначение нарушения функции глотания, при котором отмечается дискомфорт или затруднение продвижения пищи изо рта в желудок. Дисфагия является одним из наиболее частых и жизнеугрожающих следствий инсульта и черепно-мозговой травмы. Наличие дисфагии приводит к высокому риску развития медицинских осложнений: аспирационной пневмонии, обструкции дыхательных путей, обезвоживанию, нарушению энергетического обмена, недостаточности питания (мальнутриции), истощению (кахексии) и смерти. При дисфагии также нарушается психический статус больного, вплоть до развития тяжелых депрессий. Данное расстройство значительно ухудшает качество жизни больного и зачастую приводит к плохому функциональному прогнозу.

Особенности нарушения глотания и принципы реабилитации пациентов с дисфагиями подробно описаны в документе «Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы. Клинические рекомендации» (Балашова, Белкин, Зуева и др., 2013).

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.