|
СССР В ГОДЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ
Смерть И.В. Сталина (5 марта 1953 года) стала рубежом двух эпох в жизни нашего государства.К этому моменту в руководстве страны были представлены два направления: линию насохранение сталинского курса без принципиальных корректировокотстаивали В.М. Молотов, Л.Н. Каганович, Н. Булганин, К.Е. Ворошилов; линиюна реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режимаподдерживали Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев.
Однако Л.П. Берия был настолько одиозной фигурой, что, с одной стороны, страх перед ним и, с другой , опасность установления новой диктатуры заставили Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова, Г.К. Жукова и др. принять радикальные меры по его устранению от власти: летом 1953 года он был арестован, снят со всех постов, осужден и вскоре вместе с несколькими "соратниками" расстрелян.
В сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС был избран .С. Хрущев. Главой правительства стал Г.М. Маленков. Первые практические шаги нового руководства были направлены на ликвидацию очевидных преступлений сталинского режима и определение мер по реформированию страны.
Уже осенью 1953 г. была разработана программа реформирования народного хозяйства, ориентированная на подъем производства предметов потребления и изменение отношений с крестьянством. В связи с этим предполагалось увеличить финансирование сельского хозяйства, снизить налоги, значительно повысить оптовые заготовительные цены, снять ограничения с личных подсобных хозяйств. В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель: в оборот было введено 42 миллиона гектаров пашни, где уже к концу 50-х годов выращивалось до 40% всех зерновых, что позволило отсрочить зерновой кризис, однако привело к необратимым экологическим процессам и отставанию зернового производства в других земледельческих регионах страны.
В конце 50-х годов продолжались крупные экономические реформы. Так, в мае 1957 г. было ликвидировано отраслевое управление народным хозяйством (министерства), и организовано территориальное - через Советы народного хозяйства (совнархозы). Целями этой реформы были децентрализация управления, контроль за деятельностью хозяйственных органов снизу, повышение самостоятельности субъектов производства, которые и обеспечили обеспечившие ее успех на начальной стадии. Проводились также неотложные меры по подъему сельского хозяйства: во много раз были увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора, укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал.
Однако в целом преобразования в народном хозяйстве не дали того эффекта, на который рассчитывали реформаторы, так как не вводили действенные экономические рычаги: полную хозяйственную самостоятельность предприятий, заинтересованность производителей, совершенно не изменялись формы распоряжения собственностью. В свою очередь крупномасштабная перестройка управления народным хозяйством, предпринятая без предварительных проверок, экспериментов, со временем стала отрицательно сказываться на эффективности экономики.
В середине 50-х - начале 60-х гг. особенно динамичным были развитие машиностроения и химической промышленности, добыча нефти и газа, электроэнергетика. Именно к этому времени относится начало научно-технической революции в СССР. Освоение космоса, самолетостроение химизация народного хозяйства, развитие электроники, атомной энергетики, производство вычислительной техники, многие другие важные научно-технические направления подкреплялись крупными государственными программами, тем самым была заложена основа для достижения в будущем военно-стратегического паритета с США.
В то же время рост легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства был незначительным. Именно здесь особенно ярко проявились импульсивность, непродуманность и даже авантюрность инициатив Н.С. Хрущева. Позитивное содержание мер, направленных на подъем сельского хозяйства, подрывалось такими акциями, как ломка сложившейся структуры посевных площадей, ограничение приусадебных хозяйств колхозников, ликвидация МТС и передача техники в собственность колхозов и т.п., а также проведением административных кампаний, приносивших мало положительных результатов ("кукурузная лихорадка", "догнать и перегнать Америку" по производству мяса и молока и пр.) Стимулы для интенсивного труда у крестьян были уже подорваны и, хотя уровень жизни колхозников значительно вырос, они как не были так и не стали хозяевами земли и результатов своего труда. В сельском хозяйстве резко понизились темпы производства: в 1953 - 1958 гг. в среднем за год они составляли 7,6%, в 1959 - 1964 гг. - только 1,5%. Все это в совокупности привело к аграрному кризису конца 50-х - начала 60-х годов.
Преобразования
в социальной сфере
| Правительство Хрущева проводило активную социальную политику. Уже в первой половине 50-х годов были приняты многочисленные меры по улучшению условий жизни населения. В оплате труда городского населения была усилена роль денежной заработной платы в общем объеме реальных доходов, а в деревне были увеличены выплаты по трудодням и снижены налоги на приусадебное хозяйство. Заработная плата в госсекторе была повышена на 35%, удвоен размер пенсий и снижен пенсионный возраст, продолжительность рабочей недели сокращена с 48 до 36 часов. В 1964 г. право на пенсию впервые получили и колхозники, но они все еще не имели паспортов. Рост заработной платы привел к повышению жизненного уровня и потребления товаров. Особенно заметно возрос товарооборот на селе.
Были увеличены пособия и выплаты по социальному страхованию, продолжительность минимального отпуска стала составлять не менее двух недель, на два часа сокращен рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни, увеличена продолжительность отпусков женщинам по беременности и родам, установлен шестичасовой рабочий день для подростков 15 - 16 лет, проведены другие аналогичные преобразования.
Большое внимание уделялось подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Так была отменена плата за обучение в них. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование. Общее количество специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве страны, уже к концу 1958 г. составило около 7,5 миллионов - в 39 раз больше, чем в 1913 г.
Широкое развитие получило жилищное строительство: в 1955 - 1964 гг. городской жилой фонд страны вырос на 80%, что позволило на некоторое время снизить остроту жилищной проблемы.
Негативные последствия непродуманного реформирования появились в социальной сфере в начале 1960-х годов. Так, в результате внезапного повышения цен на продукты животноводства в 1962 г. произошли волнения рабочих в ряде городов страны. Наиболее трагический характер они приняли в Новочеркасске, где при разгроме войсками семитысячной демонстрации рабочих погибли десятки человек.
Шагом к гражданскому миру в стране стала проведенная весной 1953 г. частичная реабилитация жертв сталинского террора: осужденных по так называемым "делам” (“врачей", "ленинградскому”, “мингрельскому”). В апреле 1954 г. была проведена крупная реорганизация в органах государственной безопасности. Были упразднены внесудебные органы, восстановлен в правах и усилен прокурорский надзор и т.д. В апреле 1956 г. были отменены антирабочие законы довоенного времени. В 1956 - 1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов, восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар). К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек
Задачу массовой политической реабилитации жертв сталинских репрессий взял на себя на XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущев. Роль ХХ съезда в демократизации жизни государства чрезвычайно важна, он стал во многом поворотным пунктом в истории нашей страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии претворились в конкретные дела.
Центральное место на съезде занял доклад Хрущева "О культе личности и его последствиях". Доклад , конечно, не выдерживает критики с точки зрения теоретической глубины в анализе такого явления как сталинизм, однако можно ли было в тех условиях сделать большее? В нем был подвергнут критике Сталин за "деформации социализма", осужден массовый террор, нарушения внутрипартийной демократии, объяснявшиеся особенностями послереволюционной ситуации и личными качествами И.В. Сталина. Тем самым не были выявлены социальные и политические корни культа личности, его органическая связь с самой системой, созданной в стране. При этом выдвигалась лишь задача “восстановления ленинских норм” в деятельности партии и государства.
Однако значение критики культа личности Сталина трудно переоценить. Прекратился массовый террор, началась массовая реабилитация жертв сталинских репрессий. В результате уже к концу лета 1956 г. из ссылки и лагерей были освобождены несколько миллионов человек. Был дан толчок процессу обновления общества, положено начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от идеологических догм и стереотипов, ослаблению тотального контроля властей над духовной жизнью людей.
В то же время Хрущев оказался перед сложным противоречием. Нельзя было допустить, чтобы критика культа личности Сталина переросла в критическое переосмысление самой общественно-политической системы, на основе которой возникло это чудовищное явление. Именно поэтому разоблачения сталинизма носили ограниченный и даже конъюнктурный характер - они были призваны укрепить и обеспечить процветание существующей системы. В конечном счете это привело к тому, что подлинно научный анализ деформаций общества, порожденных сталинизмом, задержался на десятилетия.
Те силы, которые считали демократизацию и десталинизацию ошибочными шагами, усилили сопротивление Хрущеву. В июне 1957 г. на заседании президиума ЦК КПСС была предпринята попытка сместить его. Однако Хрущев пошел на беспрецедентный шаг, обратившись непосредственно к пленуму ЦК КПСС, основу которого составляло среднее звено партийной номенклатуры, не желавшее возвращаться в прошлое. Участники оппозиции потерпели поражение, ее лидеры - Маленков, Молотов, Каганович - были выведены из центральных органов партии, что определило конец их политической и государственной карьеры. Хрущев получил возможность продолжать реформаторскую деятельность. С другой стороны, в состав оппозиции входили опытные политики, видевшие ошибки и реальные промахи Хрущева. К тому же, Хрущев, получив поддержку со стороны маршала Г.К. Жукова, вскоре под надуманным предлогом снял его с поста министра обороны СССР, опасаясь, по-видимому, усиления его политической роли. Тем самым разгром группы Маленкова - Молотова и отстранение Жукова лишили Хрущева всякой реальной оппозиции, которая корректировала бы его политику и предупреждала от ошибок.
Результатом либерализации в сфере государственного строительства стал рост социальной активности: начался процесс возникновения различных общественных организаций, многообразных форм общественного контроля (деятельность которых, однако, находилась под государственным партийным контролем).
Время "оттепели" характеризовалось подъемом науки и культуры. Из года в год в стране увеличивалось количество научных сотрудников и число научных учреждений (в 1954 г. было создано Сибирское отделение Академии наук в Новосибирске, в 1956 г. - объединенный институт ядерных исследований в Дубне и пр.)
Сложными были отношения Хрущева с интеллигенцией. Понимая ее огромную роль в обществе, он, тем не менее, не смог полностью преодолеть традиции сталинизма, которому было присуще недоверчивое, утилитарно-прагматическое отношение к интеллигенции. По-прежнему осуществлялся партийный контроль над искусством, культурой, наукой. Свобода творчества распространялась главным образом на форму, но сохранялись все ограничения, вытекавшие из принципа "партийности". На встречах с интеллигенцией и в печати со стороны партийных руководителей нередко звучали резкие оценки и необоснованная критика писателей, художников, поэтов, скульпторов и т.д. Особенно тяжелое впечатление на мировое сообщество произвела травля лауреата Нобелевской премии Б. Пастернака (1958 г.)
Внешняя политика в хрущевское десятилетие отражала общую реформаторскую тенденцию, однако была не менее противоречивой, чем процессы внутри страны. Она во многом определялась изменениями, произошедшими в мире после второй мировой войны и балансе сил между Западом и Востоком.
Новая концепция внешней политики была сформулирована на ХХ съезде КПСС и включала три основных положения: о необходимости предотвращения третьей мировой войны как войны неизбежно ядерной, о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем и о признании многовариантности путей построения социализма (в том числе мирного парламентского) с одновременным подтверждением принципа "пролетарского интернационализма" (т.е. помощи, практически безвозмездной, международному коммунистическому и национально-освободительному движениям, а также социалистическим странам - однако вплоть до права вмешательства в их внутренние дела).
Уже в 1956 году Хрущеву пришлось столкнуться с проблемами, возникшими в связи с событиями в странах Восточной Европы: в них начался отход от модели "сталинского социализма". Особенно острый характер приобрели эти процессы в Польше и Венгрии. Но, если в Польше избранный первым секретарем ЦК ПОРП В. Гомулка сумел предложить программу реформ и тем самым на несколько лет снял остроту кризиса, то в Венгрии осенью 1956 г. вспыхнуло восстание, сопровождавшееся кровавыми расправами над коммунистами. Советский Союз применил здесь вооруженную силу для подавления выступления. После событий в Венгрии и Польше серьезным кризисом стал Берлинский (1961 г.)Из-за резкого недовольства коммунистических правительств Китая и Албании критикой "культа личности Сталина" отношения СССР с этими странами значительно осложнились.
Работа по координации народохозяйственных планов социалистических государств велась в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.) Военно-политическое сотрудничество осуществлялось через созданную в 1955 г. Организацию Варшавского Договора.
Эти события развивались на фоне конфронтации между Востоком и Западом в результате "холодной войны". Однако СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению - осуществил в одностороннем порядке крупное сокращение вооруженных сил (треть от общей численности армии), ввел также односторонний мораторий на ядерные испытания (1958 г.), - не нашедших, впрочем, адекватного отклика у стран Запада.
Целью оказываемой СССР поддержки национально-освободительным движениям было распространение социализма, расширение сфер влияния в мире. Всемерная поддержка Советским Союзом коммунистического режима Кубы привела к острому Карибскому кризису ( 1962 г.). Поводом стал ввоз на остров советских ракет с ядерными боеголовками в ответ на эскалацию агрессивной политики США по отношению к Кубе. По сути же дела на грань ядерной войны мир был поставлен из-за желания как СССР, так и США утвердить свои позиции в качестве мировых держав. И хотя кризис удалось преодолеть, взаимное недоверие сохранилось, что подталкивало обе стороны к наращиванию оборонного потенциала.
Однако Карибский кризис способствовал активизации взаимодействия правительств двух крупнейших ядерных держав даже в условиях жесткого столкновения интересов, продемонстрировал возможность поиска и достижения компромиссов. После этой кульминации "холодной войны" к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.
Конец 50-х - начало 60-х гг. стал тем рубежом, когда в СССР была решена задача построения индустриального общества. Своеобразное отражение это нашло в документах той поры. Так, ХХI съезд КПСС(1959 г.)сделал вывод, что социализм в СССР "одержал полную и окончательную победу", а на XXII съезде(1961 г.) была принята программа построения коммунизма в обозримо короткие сроки (к началу 80-х годов).
Построение в СССР индустриального общества объективно потребовало замены как прежнего хозяйственного механизма, так и устаревшей политической системы, радикального обновления социальных отношений для нового витка общественного прогресса. Понимал ли это Хрущев, был ли готов осуществить реформы? В любом случае вероятность окончательного слома системы вызывала опасения у партийной номенклатуры. К тому же началось падение авторитета Хрущева в обществе, при этом именно в 1962-1963 гг. разворачивается идеологическая кампания по неумеренному его восхвалению. В апреле 1964 г. было пышно отмечено его 70-летие с присвоением очередного звания Героя Советского Союза, а уже в октябре этого же года Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря и члена Президиума. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев.
По форме подготовка Пленума носила характер политического заговора, отражая переходное состояние политического режима от авторитарности Сталина к авторитарности “нового типа”. Успеху противников Хрущева в немалой мере способствовала усталость общества от многочисленных новаций этого политического деятеля. Недостаточная глубина преобразований и слабость демократизации общества и экономики стали основой последовавшего вскоре свертывания реформ.
ЛЕКЦИЯ 11.
СССР В ПЕРИОД «РАЗВИТИГО СОЦИАЛИЗМА»:
Рассматриваемый период оказался последним, итоговым в советской истории, с этого уровня в стране начались коренные реформы. Поэтому важно ответить на вопросы, что же следует реформировать, какие извлечь уроки и власти, и обществу из предыдущей исторической эпохи.
Именно в данный период коренным образом меняется мир и мировая экономика. В странах Запада в 1960 - 80-е годы в результате научно-технических и технологических революций начинается переход к качественно новому - информационному (постиндустриальному) - обществу. Оно характеризуется резким увеличением роли непроизводственной сферы, особенно образовательной, информационной. В экономике осуществляется переход к наукоемким и ресурсосберегающим технологиям, массовому применению компьютерной техники. В социальной сфере отмирают "классические" классовые противоречия, развиваются различные формы "народного капитализма", резко повышается уровень жизни и социальной защищенности людей.
С другой стороны, накопленные гигантские военные потенциалы достигли опасного уровня, который угрожает уже самому существованию человеческой цивилизации. Мировая общественная мысль поставила вопрос о необходимости качественно новой международной политики.
В этих условиях от правительства СССР требовалась принципиально новая политика. В стране на рубеже 50 - 60-х годов было создано индустриальное общество, объективно следующим этапом развития становился переход к постиндустриальному.
Политический курс
Л.И. Брежнева
| Советская система, несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере: монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике: тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной: регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.
Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.
Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный ) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.
· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;
· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;
· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.
Еще в начале 60-х годов правительство Н.С. Хрущева пришло к выводу о необходимости серьезных экономических реформ, готовились их проекты. Новое руководство попытку хозяйственных преобразований предпринялореформой 1965 г.
В марте 1965 г. были приняты важные решения по проблемам сельского хозяйства. Значительно выросли капиталовложения в производство и на социальные нужды села, повышены закупочные цены на плановую и особенно внеплановую продукцию, сами планы становились стабильными. Оплата колхозников по трудодням была заменена помесячной оплатой, они получили право на пенсию и гражданский паспорт. Эти меры положили конец дискриминации сельских жителей, значительно повысили их уровень жизни.
В сентябре началась реформа в промышленности. Были ликвидированы совнаркомы, восстановлены центральные министерства, созданы государственные комитеты. Сокращалось число директивно планируемых показателей, провозглашался хозрасчет, в распоряжении предприятий оставлялась часть дохода: для материального поощрения, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства. Это была попытка добиться стимулирования производства без изменения его основ. Реформа 1965 г. обеспечила усиление динамики экономического роста (повышение темпов прироста национального дохода, производительности труда в 1966 - 1970 гг.).
Но, не успев начаться, реформа стала выхолащиваться: предприятия не получили обещанных прав, сохранилось планирование по валу, фондовое распределение сырья и продукции. С 1970 г. эксперименты по использованию рыночных механизмов были прекращены. Консервативная тенденция одержала верх, тем более, что во главе ее стоял Л.И. Брежнев.
На высшем уровне принимались решения, нацеленные на развитие научно-технической революции, повышение эффективности производства и качества продукции, интеграцию науки и экономики. Но мировая экономика стремительно уходила вперед, а в нашей стране в результате отказа от действенной реформистской политики накапливались проблемы, преобладал экстенсивный путь развития.
Возможности советской экономической системы были явно исчерпаны: эффективность производства неуклонно снижалась, недостаточными были темпы роста национального дохода, качество продукции за редким исключением было таким, что она не пользовалось спросом даже на внутреннем рынке. При этом не удовлетворялись потребности населения в важнейших видах товаров и продуктов. Среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,8% в 1966 - 1970 гг. упали до 3,6% в 1981 - 1985 гг., а темпы роста производительности труда снизились с 6,8% до 3 %.
Если в 30 - 40-е годы главным объектом эксплуатации был аграрный сектор, то в 60 - 80-е - прежде всего природные ресурсы. Предоставленная ведомствам монополия на бесконтрольное и почти бесплатное использование лесных, водных и сырьевых богатств нанесла невосполнимый ущерб стране, стала одной из причин резкого обострения экологической ситуации. Этот же источник интенсивно использовался для пополнения государственного бюджета.
Неэффективной оказалась и система директивного планирования, показателем этого были "черные субботы", штурмовщина, корректировка планов и т.п.
Совершенно недостаточными были темпы развития научно-технического прогресса, без которого немыслим переход к постиндустриальному обществу. На рубеже 80-х годов непроизводительным ручным трудом было занято 40% рабочих промышленности, до 75% работников сельского хозяйства.
Несмотря на многомиллиардные вклады в сельское хозяйство, попытки реорганизации управления колхозным производством (создание производственных объединений, агропромышленных комплексов), к началу 80-х годов абсолютное большинство колхозов были нерентабельны. С начала 70-х годов темпы прироста сельскохозяйственной продукции стали резко падать, страна столкнулась с серьезной нехваткой продовольствия. Это был заключительный акт в трагедии российского крестьянства, начавшейся в 20 - 30-е годы: "раскрестьянивание" было закончено, а массовая миграция из села в город привела к "вымиранию деревень".
Чуть ли не единственной отраслью экономики, усиленно наращивающей обороты развития, была оборонная промышленность. Перешагнув порог военно - стратегического паритета, СССР обогнал США по численности войск, количеству танков и артиллерии, числу носителей ядерного оружия, объему ядерных вооружений. Гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на экономику (по некоторым данным - 14% бюджета), создавала в ее структуре такие перекосы, на исправление которых нужны многие годы и огромные средства.
За все это время на высшем уровне не было принято ни одной конструктивной программы, способной кардинально изменить и прогнозировать экономическую ситуацию. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.
Мерилом экономических достижений страны, жизнеспособности внутренней политики, показателем благополучия общества является социальная сфера.
"Сосредоточение все больших сил и средств на решении задач, связанных с повышением благосостояния советских людей" объявлялось главной целью социальной политики, однако сложившаяся экономическая система и ее низкая эффективность не могли обеспечить ее выполнение: социальные программы финансировались по “остаточному” принципу.
Конечно, уровень жизни в стране за эти годы вырос значительно, особенно в аграрном секторе. Но необходимо учитывать, что потребности людей растут с развитием науки и техники, уровнем образования и культуры и т.д.; к тому же сравнение с развитыми странами по уровню жизни, социальной защищенности населения говорило о все большем отставании страны.
По всем параметрам личного потребления: структуре, качеству, ассортименту и доступности материальных благ СССР занимал в 1985 г. 77 место в мире, т.е. уступал не только странам Запада, но и многим странам "третьего мира". Все эти годы снижалась реальная заработная плата. С 1927 по 1985 гг. доля заработной платы в произведенной продукции снизилась с 58 до 36% (т.е. из произведенных 100 рублей продукции работники получали в качестве зарплаты только 36). Такая низкая доля оплаты труда никогда не регистрировалась в промышленно развитых странах, где она стабильно колеблется в пределах 65 - 75%.
Острейшей оставалась жилищная проблема, которая усугубляется огромным фондом старого жилья, не отвечающего элементарным потребностям людей (50% – не имеет канализации, водопровода, горячей воды, центрального отопления, телефона).
Общепризнанным достижением СССР являлось бесплатное медицинское обслуживание. Однако низкая материальная обеспеченность здравоохранения стала причиной его кризисного состояния. По доле расходов на медицину в начале 80-х годов СССР был в седьмом десятке из 126 стран (4% национального дохода). По сравнению с шестидесятыми годами многие показатели заболеваемости и смертности в стране ухудшились, что объясняется также длительным недопотреблением качественных продуктов, усилением действия "факторов риска": алкоголя, курения, загрязнения окружающей среды. Продолжительность жизни в стране в 1987 г. составляла 69 лет - это 35 место в мире.
С середины 70-х годов наметились признаки товарного голода и продовольственного кризиса: с прилавков большинства городов исчезли мясо, колбасные изделия, масло, яйца. На особом обеспечении продуктами и промышленными товарами находились столичные города, которые поневоле стали распределительными пунктами для всего Союза.
Накапливались проблемыв сфере межэтнических отношений. Интеграционные процессы в стране (единое экономическое и политическое пространство, массовая миграция населения, превращение практически всех регионов в многонациональные, культурная общность, широкое распространение русского языка и др.) не "отменяли" специфические региональные и этнические проблемы. Официальная пропаганда заявляла о полной решенности национального вопроса в СССР, о формировании новой исторической общности "советский народ", а в национальных регионах набирало силу стремление к экономической и политической самостоятельности, к реализации своих культурных, языковых, религиозных интересов. Распределение властных полномочий в пользу центра, ущемление самостоятельности регионов (не только национальных), приоритет интернациональных интересов в ущерб национальным в государственной политике приводило к замалчиванию и накапливанию противоречий в этой сфере. Формировались национальные движения, проводились массовые митинги и демонстрации (Фрунзе, Чимкент, Нальчик - 1967 г., Грозный - 1973 г., Вильнюс - 1977 г., Тбилиси - 1968, 1978 гг. и др.), которые подавлялись военной силой.
При всей сложности социальной ситуации в стране необходимо отметить, что это время было первым за всю историю Советской властипериодом стабильности: отсутствие крупных социальных потрясений, войн (до Афганистана), массовых репрессий. Устойчивости жизни способствовали и гарантированные социальные блага, а также идеологическая обработка населения, недоступность полной и правдивой информации о стране и мире.
Политическая система
60 - 80-х годов
| Как уже отмечалось, основы политического строя оставались прежними, хотя он был явно "мягче", "либеральнее" сталинского правления. Вопросы укрепления и расширения советской демократии правящая партия объявила ключевыми в своей политике. Принятая в 1977 г. Конституция СССР утверждала полновластие Советов, закрепляла за ними функцию обеспечения экономического и социального развития, максимально полного представительства интересов всех классов, социальных слоев и групп, всех наций. Общесоюзные и республиканские органы общественных организаций получали право законодательной инициативы, повышались права трудовых коллективов. В Конституции закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе. Реальная власть в стране, по-прежнему, находилась в руках партии, а не Советов.
Победа консервативного политического курса проявилась и в постепенной негласной "реабилитации" Сталина и сталинизма, происходит своего рода откат к сталинской модели развития. Но в ней уже нет равного Сталину вождя и массовых репрессий (а, значит, и тотального страха), нет уже и беззаветной веры в идеалы коммунизма, что подрывало основы системы, приводило к социально-нравственной коррозии.
В непрерывной идеологической обработке населения преобладали догматические лозунги и теории, закрывались глаза на многочисленные проблемы, присутствовала и откровенная ложь. Провалилась попытка создать нового вождя в лице Л.И. Брежнева. Накапливались деформации и в нравственной сфере. В этих условиях был неизбежен рост проявлений социального протеста, в первую очередь, в среде интеллигенции. На его подавление была направлена мощь органов госбезопасности, использовались внесудебные формы преследования: ссылки, помещение в психиатрические лечебницы, высылка за рубеж и лишение советского гражданства. В судебном порядке подобные дела рассматривались как уголовные. Однако массового социального протеста в СССР не было, как не было и осознания серьезного кризиса.
Главной чертой советской внешней политики стала ее еще большая идеологизация. Суть ее выражена заявлением Л.И. Брежнева: "Внешняя политика Советского Союза была, есть и будет политикой социалистической, классовой, интернационалистской". Главная цель обеспечение советскому народу “благоприятных внешнеполитических условий для успешного строительства коммунизма”.
Идеологи КПСС объявили мирное сосуществование новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом, не "отменялась" и идеологическая борьба между двумя системами. Определенная идеологизация внешней политики характерна и для стран Запада (политика "сдерживания коммунизма"). С другой стороны, и Восток, и Запад понимают, что гонка вооружений бессмыслена, ядерная война приведет к гибели человечества. Поиск выхода из этого глобального противоречия, на наш взгляд, объясняют неустойчивые отношения СССР с капиталистическим миром:
- жесткая конфронтация во второй половине 60-х годов,
- разрядка международной напряженности в 70-е годы,
- резкое ухудшение обстановки в конце 70-х - начале 80-х годов.
Впериод разрядки начинается процесс нормализации отношений между Востоком и Западом, заключается целая серия важнейших договоров, существенно понизивших уровень военной опасности и открывших возможности для расширения экономических, научно-технических и культурных контактов между ними. На протяжении 70-х годов активно проводились встречи на высшем уровне между СССР и Францией, ФРГ, Англией, Канадой и др. Особое значение имели регулярно проводившиеся с 1972 г. встречи Л.И.Брежнева с президентами США и заключение договоров между двумя странами. Только в 1972 - 1973 гг. было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. Важнейшими были "Основы взаимоотношений между СССР и США", зафиксировавшие необходимость политики мирного сосуществования и обязательство обеих сторон предотвратить возникновение ядерной войны; договоры по снижению военной опасности и ограничению стратегических вооружений, об ограничении противоракетной обороны, исходивший из принципа одинаковой безопасности сторон. С 1973 г. возобновились переговоры между НАТО и ОВД о сокращении вооруженных сил в Европе.
Кульминацией усилий многих государств по укреплению мира явилась работа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973 - 1975 гг.). Заключительный акт СБСЕ, подписанный 33 европейскими государствами, США и Канадой 1 августа 1975 г., подвел черту под второй мировой войной, признав нерушимость послевоенных границ в Европе. Основополагающими принципами взаимоотношений между государствами были признаны принципы мирного сосуществования, страны приняли обязательства по защите прав человека, свободе информации и передвижения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|