Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА





 

В XIV-XV веках начинается процессобъединения русских земель и княжеств вокруг Москвы становится ведущим процессом в истории страны.

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы

В XIV столетии в борьбу за объединение русских земель включаются Московское, Тверское и Нижегородско-Суздальское княжестваСеверо-Восточной Руси, а также Великое княжество Литовское. Хотя политика последнего в данном направлении расценивается по разному. Одни историки (В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин) рассматривают её как военную экспансию с целью подчинения русских земель, другие - как альтернативный вариант развития государственности у восточных славян (Х.Ловмяньский, С.В. Думин).

Что способствовало процессу объединения страны? На какой основе оно шло? Почему во главе объединения встала Москва?

С начала XIV в. усиливается приток населения в Северо-Восточную Русь, особенно на её окраины, в том числе Тверское и Московское княжества. Рост населения, а также ’’тишина’’ в Русской земле, отмечаемая летописями, в годы, когда великим князем Владимирским был Иван Данилович Калита (1328-1340 гг.), способствовали хозяйственному подъёму во второй половине XIV в.



С притоком населения распахиваются заброшенные и новые земли, возникают починки - новые сельские поселения, деревни и сёла. Подъём захватывает города и городское ремесло. Идёт рост городов. К концу XIV в. в княжествах Северо-Восточной Руси было не менее 50 городов, т.е. в два раза больше, чем накануне нашествия Батыя. Возобновляется строительство городских укреплений и храмов. В Москве при Иване Калите Кремль обнесён новыми дубовыми стенами. Возрождается каменное зодчество. В 1326 г. в Москве построен первый каменный Успенский собор, а затем, тоже в княжение Ивана Калиты, ещё 4 храма. В 1367 г. Московский Кремль опоясывают белокаменные стены. В 1372 г. началось строительство каменного Кремля в Нижнем Новгороде.

Активизируется металлообработка, литейное и ювелирное дело. Литьём колоколов славились Тверь, Москва, Нижний Новгород. Налаживается чеканка монет в Московском, Тверском, Нижегородском, Ростовском, Ярославском, а позднее и в ряде удельных княжеств. В конце XIV в. на Руси появляется огнестрельное оружие, постепенно налаживается производство пушек.



Между княжествами устанавливаются более активные торговые связи. В большей степени (в сравнении с внутренней) развивается внешняя торговля с Прибалтикой, Скандинавией, Центральной и Западной Европой, а также с итальянскими колониями в Крыму и Востоком.

Возрождение старых и освоение новых земель способствовалоросту частновотчинного землевладения:княжеского домена и боярской вотчины. Расширяются условные земельные держания (за службу и на период службы), которые в конце XV в. стали именоваться поместьями.

С XIV века быстро растёт церковное землевладение, особенно вотчины кафедр московского митрополита и епископов. Со второй половины XIV в. в Северо- Восточной Руси активно возникают монастыри нового типа - общежитийные. Общежитийные монастыри приходят на смену частным - ктиторским. Инициатором и проводником ’’монастырской реформы’’ был Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря. Активными покровителями новых монастырей были Дмитрий Донской и его преемники, поскольку они являлись идеологическими и политическими проводниками объединительной политики московских князей. Во второй половине XIV в. было основано 35 монастырей, в их числе в Вологодском крае - Спасо-Прилуцкий (1371 г.), Успенский, Кирилло- Белозерский (1397 г.), Рождественский Ферапонтов (1398 г.) и другие.

Светское и церковное землевладение разрушало границы удельных княжеств, способствовало укреплению связей между ними. В то же время рост вотчин удельного боярства укреплял последнее, усиливал его сепаратистские стремления.



Определённое значение в выдвижении Москвы как центра объединения страны сыграли природно-географические факторы. Как Москва, так и её соперники - Тверь и Нижний Новгород, находились на Волжском торговом пути и являлись крупными центрами транзитной торговли. Тверь связывала Северо - Восточную Русь с Великим Новгородом, а через него - со странами Балтики. Москва - Северо-Восточную Русь с Западной и Юго-Западной Русью и Крымом. Нижний Новгород - один из крупнейших городов Восточной Руси - с Средним и Нижним Поволжьем и Востоком.

В Тверском княжестве господствовали тяжёлые глинистые почвы. Наиболее пригодные для земледелия территории шли узкой полосой по берегам Волги. Здесь концентрировалось основное население. Далее шли неосвоенные земли, часто с непроходимыми лесами и болотами.

Территория Московского княжества была более компактной, целостной, более удобной для земледелия. Здесь распространялись более тяжёлые средне-суглинистые почвы и супеси, переходящие на юге и юго-востоке в чернозёмные Тарусского и Мещовского ополий. С расширением границ княжества Москва приобрела частично и территории других чернозёмных ополий: Коломенского, Ростовского, Юрьевского, Владимировского, Стародубского. Это способствовало более активному притоку населения, росту производственных сил, углублению феодальных отношений, в конечном итоге - усилению московских князей.

До конца XIV века, смерти Дмитрия Донского (1389 г.), из Московского княжества выделился лишь один Боровско-Серпуховский удел, который получил младший сын Ивана Калиты Андрей и которым владели его потомки.

Тверское же княжество в середине XIV века дробилось на четыре части, между которыми шла ожесточённая борьба за стол великого князя Тверского с опорой одной группировки на Литву, другой - на Москву.

Нижегородское княжество, выделенное ханом Узбеком из Владимирского и объединённое с Суздальским (1341 г.), после смерти своего первого князя Константина Васильевича (1355 г.) распалось на четыре удела, доставшиеся его сыновьям.

Важным было и то, что с 1326-1328 гг. Москва стала центром русской православной церкви. В 1300 г., после очередного погрома ордынцами Киева, митрополит киевский Максим переселился во Владимир на Клязьме, а в 1326 г. в Москве скончался и был похоронен митрополит Пётр. Последний факт стал для последующих митрополитов основанием обосноваться в Москве. Иван Калита, понимая важность союза с церковью- политической силой общерусского масштаба, сделал всё, чтобы перенести и закрепить за Москвой митрополичий стол. Под давлением князя на Владимирском соборе митрополит Пётр был причислен к лику святых, а в 1339 г. канонизация его утверждена Константинопольским патриархом. В результате отмеченного ранее строительства (1327,1329-1333 гг.) Москва превзошла Тверь по количеству каменных храмов и укрепила право на роль религиозного центра Руси. В целом церковь играла весьма важную положительную роль в процессе объединения страны. Но нет оснований считать, что она неизменно и безоговорочно поддерживала политику московских князей, превозносить роль отдельных церковных деятелей (в частности, митрополитов Петра и Алексия, а также Сергия Радонежского) в процессе создания русского государства.

Среди московских князей XIV-XV вв. были решительны, деятельные и дальновидные политики: Иван Данилович Калита (1328 – 1340 гг.), его сын Семеон Иванович Гордый (1340 – 1353 гг.), Дмитрий Иванович Донской (1359 – 1389 гг.), его сын Василий I (1389 – 1425 гг.), Иван III (1462 – 1505 гг.).

Вместе с тем, конечно, не было никакой предопределённости в победе Москвы. Ей пришлось вести упорную борьбу за гегемонию в процессе объединения русских земель с Тверским и Нижегородским княжеством, а также с княжеством Литовским.

Таким образом, экономические предпосылки объединения Руси к XIV столетию ещё не сложились. Хозяйственный подъём второй половины XIV и более активный - второй половины XV вв. шли рука об руку и во многом обусловливались политическим развитием страны. На Руси активно шёл процесс феодализации, и объединение страны базировалось на феодальной основе. Главной силой объединения были феодалы, в первую очередь московское боярство и пополнявшие его ряды феодалы иных русских княжеств и других государств (Литвы, Золотой Орды, Византии), переходившие на службу к московским князьям. Из них формировались органы управления - Боярская дума, наместники, тысяцкие и т.д. Постепенно, особенно активно со второй половины XV в., расширяется круг мелких служащих феодалов - дворян (помещиков). Из феодалов формировалась княжеская дружина и сменивший её позднее княжеский двор.

Важной силой объединения были города, их ремесленное и торговое население. Русский город оставался феодальным. В них располагались княжеские столы с их административно- военным и хозяйственным аппаратом, многочисленное боярство с зависимой челядью и ремесленниками. Однако число городов умножается, многие из них обрастают значительными посадами, где жил торговый и ремесленный люд. В 70-е годы XIII в., как отмечает В.А. Кучкин, 11 из 14 княжеств Северо-Восточной Руси имели 1-2 города. К концу XIV в. в Тверском княжестве было 16 городов. Московские князья основали к этому времени 11 новых городов, всего же под властью Москвы находилось 45 городов. В Великом Новгороде и в Москве сложились замкнутые корпорации торговых людей. В последней - ’’cурожан’’ и ’’cуконников’’. Среди ’’гостей’’, наиболее богатых купцов, ведших внешнюю торговлю, имелись обладатели огромных состояний. Нижегородский гость Тарас Новосильцев 2 раза выкупал своего великого князя и однажды его жену из татарского плена, за что был пожалован боярством и стал казначеем князя. Известные Строгановы с конца XV в. осыпались правителями России пожалованиями и привилегиями за то, что их предок выкупил из плена Василия Тёмного. При полном господстве феодальных отношений на Руси многие представители торговой верхушки обзаводились вотчинами, превращались в феодалов, сливались с боярством.

Вместе с тем феодальный характер городов способствовал тому, что города - центры удельных княжеств становились оплотами борьбы против объединительной политики Москвы.

Союзником великокняжеской власти в процессе объединения, как отмечалось, была русская православная церковь.

Важнейшим стимулятором и ускорителем процесса объединения на Руси являлась внешняя опасность, грозившая стране со стороны немецких рыцарей и шведских феодалов на Северо-Западе, княжества Литовского и Польши на Западе и Золотой Орды на Юго-Востоке. Процесс объединения на Руси шёл рука об руку с борьбой за независимость страны, за свержение монголо-татарского ига.

Идётидеологическое оформление идеи борьбы за независимость и идеи объединения страны. Уже в середине XIII в. в воинских повестях, сказаниях, слове, житиях звучит тема защиты Русской земли от монголо-татарских поработителей. Среди них ’’Слово о погибели Русской земли’’, ’’Повесть о разорении Рязани Батыем’’, проповеди Серапиона Владимирского, ’’Житие Александра Невского’’. Победа на Куликовом поле породила цикл сказаний о Мамаевом побоище, где патриотические идеи ещё более усилились. Центральное место среди них занимает ’’Задонщина’’, автором которой считают Софония-Рязанца. Идеи единства Руси и национального освобождения содержат и летописи, ведение которых возродилось в Северо-Восточной Руси в конце XIII - начале XIV вв. Нашли они широкое отражение также в живописи и зодчестве.

Аналогичным путём: на феодальной основе, в борьбе с внешней опасностью - шёл процесс объединения страны в Австро-Венгрии, Испании и ряде других государств Европы.

Основные этапы объединения

Процесс объединения на Руси прошел в три основных этапа.

· На первом этапе (начало-середина XIV в.) происходит усиление Тверского и Московского княжеств. Между ними идётострая борьба за титул великого князя Владимирского, считавшегося старшим в Северо-Восточной Руси и обладавшего территорией самого этого княжества.

Основатель династии московских князей Даниил, младший сын Александра Невского, отвоёвывает у рязанских князей Коломну (1301 г.), а у смоленских - Можайск (1303 г.). Московское княжество значительно расширилось (выросло почти вдвое). В 1302 году Даниил Александрович получает по завещанию бездетного Ивана Дмитриевича Переяславское княжество. За обладание этим княжеством и ярлыком великого князя Владимирского (Переяславское княжество присоединяется к Владимирскому) начинается борьба Михаила Ярославича Тверского и Юрия Даниловича Московского, женатого на сестре хана Узбека. Юрий идёт на Тверь, но терпит поражение. Жена его попадает в плен и умирает в Твери. Вследствие этого Михаил Тверской был казнён в Орде (1318 г.), а ярлык на великое княжение переходит к Юрию Даниловичу, но и он в 1325 г. погибает в Орде.

Москва - центр Русской Церкви. В начале XIV века митрополиты переместили свою резиденцию во Владимир, а с 1326 года - в Москву. Выдающимся церковным и политическим деятелем той эпохи стал митрополит Московский Алексий (1354-1378 гг.), в силу исторических обстоятельств ставший на длительное время первым государственным человеком - главой Боярской думы и регентом малолетнего князя Дмитрия (будущего Донского). Он много содействовал объединению земель вокруг Москвы: предавал церковному отлучению русских князей, виновных в непокорности великому князю Московскому и нарушавших мир, благословлял воспитанников и постриженников московских обителей на основание монастырей в различных княжествах, своим высоким духовным авторитетом укреплял положение московского князя. Митрополит Алексий духовно подготовил Великого князя Дмитрия к началу противоборства с Ордой. Через два года после его кончины русское войско под руководством князя одержало историческую победу на Куликовом поле.

В 1327 г. в Твери вспыхивает восстание против ордынского баскака Чолхана. Московский князьИван Данилович Калита (1325-1340 гг.) присоединяется к карательным отрядам ордынцев, вместе с ними громит Тверь, а затем получает ярлык на великое княжение(1328 г.). С этого времени великокняжеский ярлык уже не выходил из рук московских князей. Иван Калита получает право сбора дани со всех русских земель и доставки её в Орду, что значительно укрепляло материальное положение (отсюда его прозвище ’’Калита’’ - кошель) и власть над другими князьями.

Калита значительно расширил территорию своего княжества, получил в Орде право на временное обладание княжествами Галичским, Угличским и Белозерским.

С Золотой Ордой Калита стремился сохранять мирные отношения, регулярно выплачивал дань, одаривал ханский двор богатыми подарками. Ордынские отряды почти не появлялись на Руси в период княжения Калиты. Летописи в связи с этим говорят о ’’тишине’’ на Русской земле. Но тишина часто нарушалась стонами и плачем русских людей, когда Калита со всей жестокостью выколачивал из них ханские дани, запросы и подарки. Он не стремился к борьбе за национальное освобождение, но не упускал случая, который бы помог ему уничтожить соперника. В результате происков Калиты издевательски казнён в Орде Александр Михайлович Тверской с сыном Фёдором.

· Второй этап процесса объединения русских земель охватывает целое столетие: со второй половины XIV - до середины XV вв.

В 1359 г. умер московский князь Иван Иванович Красный. Его сыну Дмитрию исполнилось всего 9 лет. Малолетством московского князя решил воспользоваться нижегородский князь Дмитрий Константинович. Получив ярлык на великое княжение (1360 г.), он занимает Переяславль и Владимир, но московские полки изгоняют его. После вторичной неудачной попытки сесть на Владимирский стол Дмитрий Константинович заключает договор с Москвой, в котором признаёт старейшинство московского князя, становится его союзником. С этой победой к Москве были присоединены также Галичское княжество и половина Ростовского. Большую роль сыграл в этой борьбе возглавлявший московское правительство митрополит Алексий.

В этой напряжённой обстановке Москва усиливает обороноспособность: Кремль столицы становится каменным, на подступах к ней вырастают каменные Сретенский, Рождественский и Петровский монастыри, укрепляются Коломна, Переяславль, Серпухов.

Основная борьба как и в начале столетия развернулась с Тверью. В союзе с Литвой Михаил Александрович Тверской трижды пытается взять Москву (1368, 1371, 1372 гг.). В 1375 г. Михаил вторично получает ярлык на великое княжение, но и на этот раз не смог его реализовать. Дмитрий московский со всеми подвластными ему русскими князьями (в походе участвовали войска 17 княжеств) месяц осаждает Тверь и 1 сентября 1375 г. заключает с Михаилом мир ’’на всей своей воли’’. Самостоятельность Тверского княжества была сломлена. Тверские князья обязались не искать впредь великого княжения и быть союзниками Москвы, ’’биться заодно’’.

С 1370-х годов Дмитрий московский ведёт активную оборонительную и наступательную политику по отношению к Орде. Московские полки отражают набеги ордынцев на Нижний Новгород и Рязань. В 1378 г. в Рязанской земле, на р. Воже, ордынцы потерпели серьёзное поражение.

А 8 сентября 1380 г. объединённые русские силы разгромили орду Мамая на Куликовом поле.В битве участвовала большая часть русских княжеств. Не было лишь рязанцев и полков Михаила Тверского. Одним из первых пришли в Москву по призыву князя Дмитрия белозерские полки. Летописи отмечают их многочисленность и хорошее вооружение. На Куликовом поле они в составе передового полка первыми приняли самый тяжёлый удар ордынцев. По некоторым данным в битве погибло 12-15 белозерских князей, в том числе и великий белозерский князь Фёдор Романович с сыном Иваном. В составе ростовских полков сражались устюжане. Видимо, были вологжане (из Заозерья Кубенского ) и в составе ярославских полков. Численность войск, участвовавших в битве, источники и историки определяют по-разному. Татарских: первые от 400 до 900 тысяч, вторые от 100 до 300 тысяч ( В.В. Каргалов, А.А. Строков ) . Руских войск летописи и сказания определяют от 150 до 400 тысяч. М.Н. Тихомиров и Б.А. Рыбаков дают цифру 150 тысяч. Без сомнения, эти цифры фантастичны. По данным ’’отца русской истории’’ В.Н. Татищева, русское войско на Куликовом поле насчитывало 40 тысяч человек. Видимо, это близко к реальности. Куликовская битва имела огромное значение для патриотического подъёма русского народа, получила широкий международный резонанс.

 

Огромную роль в духовной жизни Руси имела деятельность Сергия Радонежского (умер в 1392 году), игумена Троицкого монастыря близ Радонежа. В церковную жизнь он сумел вдохнуть новые силы, открыть людям той эпохи непознанные ещё глубины Православия. Так, он стал утверждать почитание Троицы как Начала и Источника жизни, как символа соборности и братского единения. Через учение Сергия о Троице православный народ призывался увидеть в Православии единственную духовную силу, собирающую всех воедино, к одному Пастырю (Богу), не уничтожающую при этом национальных и языковых различий. Школа Сергия была тесно связана с расцветом книжности, зодчества, иконописи. В похвалу Сергию инок Андрей Рублёв (ум. в 1430году) написал знаменитую икону Животворящей Троицы, ставшей величайшим достижением средневековой русской духовной культуры. Учением о Троице Сергий ответил и на важнейший вопрос той эпохи - о единении русских земель. Он благославил князя Дмитрия, отправлявшегося на Куликово поле, придав ему для духовной поддержки двух схимников - Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

Важно и то, что Сергий дал толчок волне монастырского учредительства конца XIV - начала XV веков. Почти четверть образованных тогда монастырей была основана его учениками. Все они учреждались на основах общежительства: общее имущество и трапеза, послушание воле игумена, общее благо, смирение и братская любовь. Его учениками были и Кирилл Белозерский, Дмитрий Прилуцкий, Павел Обнорский, учредившие монастыри на Вологодчине.

Но в связи с набегом хана Тохтамыша и сожжением им Москвы в 1382 г. Русь не смогла реализовать результаты Куликовской победы и ордынское иго над Русью довлело ещё целое столетие.

Вместе с тем Дмитрий Донской надеется на скорое падение ордынского ига. В своей духовной грамоте (завещании) он пишет: ’’А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду, и который сын мой возьмёт дань на своём уделе, то тому и есть’’ (1389 г.). Без санкции Орды он передаёт своему сыну Василию I как ’’отчину’’ Владимирское княжество, тем самым объединив его с княжеством Московским.

Активное объединение русских земель продолжается в первой четверти XV в. при Василии I, было прервано длительной и ожесточённой феодальной войной (1425-1451 гг.). Она развернулась между князьями московского дома Юрием Дмитриевичем Галичским и Василием II (Тёмным) за московский стол. Юрий, будучи вторым сыном Дмитрия Донского, считал, что после смерти брата (Василия I) московский престол должен перейти к нему, а не к сыну Василия. После смерти Юрия войну продолжали его сыновья: Василий Косой, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный. В ходе этой борьбы один из противников стал ’’Косым’’, а другой ’’Тёмным’’ (у того и другого были выколоты глаза). Несмотря на неоднократную утрату престола Василий II Тёмный всё же вышел победителем. В литературе эта война традиционно рассматривалась как попытка галичских князей восстановить удельные порядки. А.А. Зимин справедливо характеризовал её как борьбу за княжеский престол внутри московского дома. Но считать галичских князей представителями более прогрессивного, демократического развития страны нет оснований.

Таким образом, на втором этапе объединения начался качественно новый процесс - собирания земель под власть Москвы приобрело характер государственного объединения. Москва стала неоспоримым центром объединения, устранив своих главных конкурентов - Нижегородско-Суздальское и Тверское княжество. Пресекла попытки подчинения Северо-Восточной Руси Литвой, подняла знамя освободительной борьбы против ордынского ига.

На этом этапе к Москве окончательно присоединены ’’купли’’ Ивана Калиты: княжества Галичское, Угличское и Белозёрское. Последнее Дмитрий Донской завещал своему сыну Андрею. При Дмитрии Донском к Москве отошли также Дмитров, Стародуб, Кострома и ряд мелких княжеств в верховьях Оки. Стало, как отмечалось, ’’отчиной’’ московских князей Владимирское княжество. В 1392 г. дипломатическим путём (с санкции Орды) к Москве присоединены Нижний Новгород, Городец, Мещера, Таруса. С завершением феодальной войны было ликвидировано Заозерское княжество как союзное Шемяке. По тому же поводу позднее ликвидированы и уделы князей московского дома: Можайский и Серпухо-Боровский. Этоуже новое направление в политике объединения московских князей.

· На третьем завершающем этапе образования единого Русского государства (вторая половина XV - начало XVI вв.)в его состав были включены наиболее крупные русские земли и княжества.

В 1460-е годы в Ярославле появляется московский наместник - князь И.В. Стрига Оболенский, но окончательно в число московских владений княжество включается мирным путём в1471 г. по смерти местного князя Александра Фёдоровича.

В 1474 г. Ростовское княжество полностью вошло в состав формирующегося государства.

Особенно упорной и важной для Москвы была борьба с Новгородской боярской республикой. Московских князей привлекал не только Новгород, но и его северные владения: волости-земли Вологда, Заволочье (территория по Северной Двине с притоками), Пермь, Печёра, Югра. За эти земли тверские и московские князья начали борьбу с Новгородом ещё в конце XIII в.

С начала XIV в. на Печоре уже сидели наместники московский князей. При Дмитрии Донском ими были Матвей и его племянник Андрей Фрязины. В конце XIV в. власть Москвы, как отмечалось, распространилась на Пермские земли, в Устюге появились наместники московских князей.

В духовной Дмитрия Донского отмечены московские владения под Вологдой. С начала XV в., видимо, она находилась под двойным управлением: Новгорода и Москвы. В1446 г. Дмитрий Шемяка, став великим князем, даёт Вологду в удел Василию Тёмному. Отсюда Василий II едет в Кириллов монастырь, где с него снимают клятву, данную им Шемяке. В Вологду стекаются сторонники Василия, поднимают его на борьбу, в результате которой он возвращает великое княжение. В 1462г. по завещанию Василий II передаёт Вологду своему младшему сыну Андрею Меньшому, ставшему именоваться Вологодским. По смерти последнего в 1481 г. Вологда переходит к Ивану III и становится уездом Русского государства.

По Яжелбицкому миру 1456 г., заключённому между Москвой и Новгородом, независимость последнего была ограничена. В 1460-е годы отношения вновь обострились. И в1471 г. Иван III совершает почти со всеми русскими силами поход на Новгород. Новгородцы потерпели поражение на р. Шелони (под Новгородом) и на р. Шиленге (в Заволочье). Новый поход на Новгород в конце 1477 г. положил конец самостоятельности боярской республики (1478 г.). С подчинением Новгорода Великого к Москве перешли и все северные его владения.

В результате военных походов в 1485 г. была присоединена Тверь, а в 1489 г.Вятка. В 1510 г. прекратила своё существование Псковская феодальная республика, а в 1521 г. - Рязанское княжество.

 

 

Период автокефалии (1448 - 1589 гг.)

В середине XV века Константинопольская и другие православные Церкви, желая найти поддержку в борьбе с турецкими завоевателями, заключили унию (союз) с Римско-католической церковью. Русская Церковь отвергла эту унию и в 1448году Собор русских епископов независимо от Константинополя избрал Митрополита Московского и всея Руси. С этого времени началась автокефалия, т. е. самостоятельное существование, самовозглавление Русской Православной Церкви. После падения Византийской империи в 1453 году она, будучи к тому времени самой большой и значительной Православной Церковью, стала оплотом вселенского (всемирного) православия.

Став независимой, Русская Православная Церковь более, чем когда-либо, должна была опираться на собственные силы, свой духовный опыт и богословское наследие.

В XV- XVI веках продолжалосьактивное монастырское учредительство: было основано около 600 монастырей и пустынь, к концу XVI века их общее количество достигало 770. Часть из них располагалась на землях окраинных или малонаселённых, тем самым способствуя привлечению туда новых людей, а значит - и дальнейшему хозяйственному освоению российской территории. Многие монастыри окраин выполняли важные политические и дипломатические поручения Московских князей, фактически являлись военными форпостами на дальних и малозащищённых рубежах. Часть монастырей заимела путём покупок, захвата, княжеских и боярских пожертвований, а также благодаря вкладам состоятельных богомольцев, немалые владения - земли, крестьян, промысловые угодья, произведения церковного искусства и т. д. Накопление корпоративной собственности монастырей вызвало оживлённые споры в обществе, в центре которых оказался вопрос о стяжательстве (накопительстве).

Ряд духовных авторитетов православного монашества, таких, как Нил Сорский, возглавлявший в конце XV века пустынь близь Кирилло-Белозерского монастыря, проповедовали нестяжательство, полагая, что сила Церкви прежде всего в духовности. Собственность же, по мнению нестяжателей, погружает монахов в мирские заботы, они уходят от идеалов святости. С таким мнением не соглашалось большинство монастырских наставников. Так, игумен Волоколамского монастыряИосиф Волоцкий - известный богослов своего времени - указал на огромное значение монастырского имущества для укрепления места Церкви в общественно- духовной жизни.

В православном богословии не принято преувеличивать глубину и остроту различийнестяжателей и иосифлян. Оба лидера были согласны в том, что в основе иноческой (монашенской) традиции лежит Вера, воплощённая в добрых делах (а для этого нужно иметь хозяйственную независимость и твердые доходы монастырей), осуществлённых через молитву (а для этого нужно духовное перерождение каждого инока). Монастыри всё увереннее заявляли о себе в общественной, культурной и духовной жизни страны.

В 1480 г. после боевого стояния на р. Угре, когда орды хана Ахмата не смогли прорваться к Москве, было сброшено ордынское иго. Русь получила независимость и стала именоваться Россией. Образовалась огромная, самая крупная держава в Европе.

Свержение монголо-татарского ига дало России возможность начать активную борьбу с Литвой зазападно-русские земли. В ходе трех русско-литовских войн в конце XV - начале XVI вв. к России отошли Вяземское княжество, Чернигово-Северские земли и в1514 г. Смоленское княжество. Территория России выросла еще более. Если в 1462 г. Иван III получил в наследство территорию 430 000 км2 , то Василий III оставил Ивану IV (1533 г.) страну площадью в 2 800 000 км2 .

Россия стала единым государством, что способствовало ее дальнейшему развитию и подъему. Вместе с тем именно в это время закладывались основы самодержавного деспотизма и будущего холопско-крепостного бесправия. Последнее явилось главным тормозом прогресса в социально-экономическом и культурном развитии страны.

В конце XV - начале XVI вв. из множества земель и княжеств возникло новое государство Московская Русь, Россия.Появление мощного государства вместо слабой, раздробленной, зависевшей от татар Руси, изменило геополитическую ситуацию в мире. По словам К.Маркса “изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах”. Отметим, что в XV веке термин “самодержавие”, “самодержавство” обозначал не только власть великого князя, но и подчеркивал суверенность освободившегося от татар государства.

Исторические корни и особенности российского самодержавия

Яркой особенностью Московской Руси было самодержавие, которое прошло длительный период формирования, но уже в XVI в. Русь поражала иностранцев всевластием монарха и холопством его подданных. С.Герберштейн (посол империи Габсбургов, бывавший в Руси в 1517 и 1526 гг.) писал о Василии III: “Властью, которую он имеет над своими поданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира... Всех одинаково гнетет он жестоким рабством... Все они называют себя холопами, то есть рабами государя...”.

Проблемы отношения общества и государства, абсолютизм, причины формирования и этапы его развития издавна стали предметом исследований в отечественной (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, В.И. Сергеевич, С.М.Соловьев, Б.Н. Чичерин, Д.Н.Альшиц, Е.В.Анисимов, В.Б.Кобрин, А.Н.Медушевский, Н.И.Павленко, Р.Г.Скрынников, Л.В.Черепнин) и зарубежной историографии.

Все исследователи подчеркивают своеобразие российского политического строя, главным образом выражавшееся в самодержавном, абсолютистком характере государства. Для государственно-политического строя абсолютизма характерны:

· глава государства с формально-юридической точки зрения воплощает законодательную и исполнительную власть, которая осуществляется с помощью зависимых от него чиновников;

· наличие постоянной армии, развитого бюрократического и полицейского аппарата, всеобъемлющей системы государственного обложения, единого для всего государства законодательства;

· единая общегосударственная экономическая политика, выражающаяся в различных формах экономического протекционизма и регламентации деятельности промышленников.

Русское самодержавие и европейский абсолютизм имели сходные черты наличие элементов сословного представительства, хотя достаточно слабых в России; влияние христианской религии; более сильное, чем на Востоке, влияние буржуазных отношений; европейская ориентированность русского государства. При идентичности самих понятий “абсолютизм” и “самодержавие”, они все же существенно отличались по формированию, времени существования, социальным функциям. В Западной Европе абсолютизм утверждается на последнем, наиболее централизованном этапе развития феодального государства, в условиях зарождения буржуазных отношений. В России самодержавие формируется еще до появления буржуазных отношений, в условиях утверждения феодально-крепостнического строя, что привело к большей самостоятельности и силе государства.

Наособенности русского исторического процесса, формирование самодержавия оказывали влияние самые разнообразные факторы, в том числе ивнешнеполитические.

Среди последних особо выделяется историческое влияние Византийской империи, которое проявлялось со времен Древней Руси: и экономическое, и политическое, и культурное. Политическая система Византии отличалась сосредоточением в руках императора и высшей светской, и высшей духовной власти, мощным симбиозом церкви и государства. В 1453 г. Византия была уничтожена турками-османами и больше никогда не возродилась; в это же историческое время завершается территориальное формирование суверенного русского государства, ставшего крупнейшим в Европе.

Иван III (1462 -1505 гг.) первым принимает титул “государя всея Руси”, после падения Константинополя и женитьбы на Софье Палеолог переносит в Россию герб Византии двуглавого орла, первым вводит обычай целовать руки государю и именовать всех подданных “холопами”.

В Византии существовал принцип: “что угодно императору, то и имеет силу закона”; и Иван III провозглашает: "а жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же". В 1547 г. его внук Иван IV венчался на царство, приняв официальный титул римских и византийских императоров (кесарь царь), тем самым подчеркнув свое равенство с Византией и превосходство над европейскими королями. Позже Иван IV доказывал исконность самодержавия на Руси, происхождение русских царей от римских кесарей.

В западноевропейских странах функции своего рода социального контроля над монархом осуществляла в значительной степени католическая церковь. Она составляла существенную оппозицию светской власти, временами даже подчиняя ее своим интересам. В России же ситуация была совершенно иная. Православная церковь, воспринявшая в этом отношении византийские традиции, рассматривала самодержавие как проявление божественного начала, а самого кесаря как “помазанника божьего”, посредника между царством небесным и царством земным, высшего судию.

Падение Орды и крушение Византии, создание своего независимого государства положили начало новым представлениям русских о роли страны, выразившимся в новых политических доктринах. Именно в церковных кругах в конце XV начале XVI вв. была сформирована (окончательно - в письмах инока псковского Елеазарова монастыря Филофея к Василию III)доктрина “Москва - третий Рим”. Эта геополитическая концепция обосновывала претензии Москвы на преемственность всемирно-исторической роли Византии как великой державы, центра мирового православия, а также власти ее кесарей. Русская церковь никогда не выступала в качестве серьезного конкурента светской власти. Уже в период объединения и, особенно, в XVI XVII вв. намечается тенденция к ограничению влияния духовенства в вопросах управления, церковного и монастырского землевладения. Церковная реформа Петра Великого, ликвидировавшая патриаршество и учредившая в 1721 г. Синод окончательно подчинила духовенство государственному контролю.

Существенную роль в образовании русской системы власти сыграл и фактор монголо-татарского вл

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.