Анализ предметной области
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Анализ проблем процессов Детского дома №2
Преподаватель __________ доцент, канд. геол.-мин. наук А.В. Фёдорова подпись, дата
Студент ПЭ14-08М 431404867 _________ А.М.Коночук
подпись, дата
Красноярск 2015
Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
1 Описание образовательного процесса школы-интернат №6. 4
2 Анализ организационной структуры объекта исследования и системы управления учреждением. 4
3 Описать показатели оценки эффективности БП.. 4
4 План интервью для участников и/или владельцев БП.. 4
5 Выполнить качественный анализ БП.. 6
5.1 SWOT-анализ образовательного процесса. 6
5.2 Анализ выявления проблем процесса. 8
3 Ранжирование процессов на основе субъективной оценки. 9
5.3 Визуальный анализ графических схем образовательного процесса 10
Заключение. 15
Введение
Проблема социального сиротства остается одной из острейших проблем в России. С каждым годом увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. Создание условий для полноценного развития личности ребенка, нивелирующих последствия социально-психологического феномена сиротства, подготовка его к самостоятельной жизни, обеспечение успешности в постинтернатный период являются актуальными задачами, как для региональных властей, так и специалистов, работающих с этой категорией детей. В «Концепции предупреждения социального сиротства» отмечается, что состояние учебно-воспитательного процесса в сиротских учреждениях нуждается в значительном совершенствовании. Опыт работы детских домов показывает, что вхождение выпускников в самостоятельную жизнь и решение стоящих перед ними жизненных задач затруднено и не всегда проходит успешно. Следует помнить, что во многом настоящий выпускник является результатом многолетней деятельности образовательных учреждений для детей-сирот. Современные педагоги-исследователи пришли к твердому убеждению, что воспитание успешно, если оно системно.
Традиционные средства и методы работы с учащимися-школьниками и воспитательная система школ не могут быть ориентиром в организации воспитания детей-сирот. Детский дом – это особое образовательное учреждение, которое становится для детей основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. В силу особенностей развития детей-сирот детскому дому необходимо иная, чем в другом общеобразовательном учреждении, воспитательная система.
Цель исследования в рамках лабораторной работы – анализировать БП с использованием различного инструментария.
Задачи:
¾ дать характеристику предметной области исследования;
¾ план интервьюирования для получения более полной информации о процессе с указанием цели (задач) и респондентов интервьюирования;
¾ выявление проблемы и направления их устранения или конкретные решения по совершенствованию бизнес-процесса.
Объект исследования – ОГКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №6».
Предмет исследования – образовательный процесс школы-интернат №6.
Используемые методы исследования:
¾ анализ организационной структуры объекта исследования и системы управления учреждением;
¾ показатели оценки эффективности БП;
¾ метод интервью;
¾ SWOT-анализ процесса;
¾ ранжирование процессов на основе субъективной оценки;
¾ визуальный анализ графических схем.
Анализ предметной области
Миссия детского дома как социального института общественного воспитания – гарантировать социальную защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, в замещающей семье и в постинтернатный период. При выполнении этой миссии стоит опираться на теорию стратегического менеджмента, рассматривающую стратегический менеджмент как средство обеспечения выполнения организацией своей миссии. В соответствии с логикой стратегического менеджмента проведем управленческий анализ внешней и внутренней среды детского дома.
В качестве предметной области была рассмотрена система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Красноярском крае, включает в себя:
- 4 базовых детских дома (ресурсные центры): КГКОУ «Минусинский детский дом», КГКОУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина», КГКОУ «Ачинский детский дом № 1», КГКОУ «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э.Дзержинского»;
- 3 детских дома с центром психолого-педагогического сопровождения воспитанников: КГКОУ «Сосновоборский детский дом»; КГКОУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина»; КГКОУ «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э.Дзержинского».
- 5 детских домов с центром социально-трудовой адаптации и профориентации: КГКОУ «Ермаковский детский дом», КГКОУ «Есауловский детский дом», КГКОУ «Партизанский детский дом», КГКОУ «Ирбейский детский дом»; КГКОУ "Шушенский детский дом № 1".
- 1 семейный детский дом: КГКОУ «Детский дом семейного типа» в г. Дивногорске;
- 17 типовых детских дома.
Всего в краевых государственных казенных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 01.08.2015 воспитывается 1707 детей.
Основными приоритетами деятельности детских домов являются: развитие семейных форм устройства воспитанников, создание комфортных, безопасных условий проживания для воспитанников, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Совместные действия министерства образования Красноярского края и органов опеки и попечительства муниципальных образований направлены на профилактику социального сиротства, на сохранение семьи для ребенка и ребенка в семье, на развитие семейных форм устройства детей-сирот.
За январь -июль 2015 года 180 воспитанников из детских домов переданы на воспитание в замещающие семьи, возвращены в кровные семьи -52 ребенка.
В Красноярском крае разработан и реализуется план мероприятий на 2014-2018 годы по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По итогам 2014 года в Красноярском крае:
- проживает 16 014 детей из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 1,5% ниже, чем в 2013 году и составляет 2,8% от численности детского населения Красноярского края.
- 75,7% (12 121 чел.) находятся на воспитании в семьях опекунов и приемных родителей (рост на 2,1% по сравнению с 2013 годом). За 2014 год в замещающие семьи передано 2428 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 24,3% (3 893 чел.) состоят на учете в Региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и воспитываются в государственных учреждениях (снижение на 11,3% по сравнению с 2013 годом).
В 2014 году усыновлено 212 детей, из них 185 детей усыновлено гражданами РФ, 27 детей усыновлено иностранными гражданами.
Итоги реализации плана мероприятий на 2014-2018 годы по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в аналитической справке.
На министерство образования Красноярского края возложена функция регионального оператора банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Целями формирования и использования банка данных о детях являются: осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, курируют отделы:
- отдел по взаимодействию с муниципальными органами опеки и попечительства, усыновлению;(
- отдел учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Направления деятельности отдела о взаимодействию с муниципальными органами опеки и попечительства, усыновлению:
- профилактика социального сиротства;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- исполнение действующего законодательства, направленного на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отдел учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей занимается:
- комплектование краевых государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот;
- организация мероприятий по обеспечению прав на отдых и оздоровление воспитанников;
- создание условий для участия воспитанников в проектах, программах, конкурсах, грантах, олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях муниципального, краевого, всероссийского и международного уровней;
- создание безопасных, комфортных условий жизнедеятельности краевых государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот;
- организация постинтернатного сопровождения выпускников, профилактической работы;
- подготовка материалов к ежегодному Докладу о положении детей и семей, имеющих детей в Красноярском крае.
В ходе исследования в системе государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Красноярском крае, более подробно рассмотрим проблематику данной сферы на примере Краевого государственог казенного образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Красноярский детский дом № 2 имени И.А. Пономарева".
2 Анализ деятельности Детского дома №2
В данной работе выбран объектом исследования является Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 2 им. И.А.Пономарева».Официальная дата открытия 04.12.1996 г. На сегодняшний день в детском доме 40 воспитанников. В данном учреждении работает 64 сотрудника.Учреждением управляет директор – Кекина В.В. Во время его отсутствия временно исполняющим обязанности назначается Заместитель директора по воспитательной работе – Семенова О.М.
Рассматриваемая организация занимается воспитанием детей. Воспитательный процесс строится на основе самостоятельно разработанного воспитательного плана, который состоит из базисного и вариативного компонентов с учетом перспектив и особенностей деятельности детского дома.
Финансовое обеспечение деятельности данного детского дома осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, то есть денежные средства учреждение получает из федерального бюджета. Также часть материальных средств поступают в виде спонсорской поддержки от различных благотворительных организаций и состоятельных людей.
Организация тесно сотрудничает с другими детскими домами (КГОУ "Красноярский детский дом "Родничек"",КГБОУ "Большемуртинский детский дом", КГБОУ "Тальский детский дом", КГБУЗ "ККСДР №5" Сосновоборск, КГБУЗ " Красноярский краевой специализированный дом ребенка №3", КГБУЗ " Красноярский краевой специализированный дом ребенка №5"), школами-интернатами (КГСОУ "Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №2"), детоприемниками (МУ СРЦН "Парус",КГБУСОН СРЦН "Надежда") , так же с Министерством образования и науки Красноярского края.
Адрес данного учреждения: г. Красноярск, ул. Садовая 10д. Здание и прилегающие к нему территории (детская площадка и сад) находятся в собственности детского дома. Контактная информация: тел./факс (391) 246-49-09, электронная почта detdom2@rambler.ru.
Особенность данного детского дома заключается в том, что в нем работает система патроната. Многие сотрудники детского дома помимо основной работы являются патронатными воспитателями.
2 Анализ организационной структуры объекта исследования и системы управления учреждением
Перейдем к рассмотрению организационной структуры детского дома.
Красноярский детский дом № 2 им. И.А.Пономареваимеет 3 отдела:
- административный;
- административно-хозяйственный;
- медицинский.
В каждом отделе имеется свой руководитель, курирующий его работу. Каждый руководитель напрямую подчиняется директору заведения. Заместители не в праве без согласования с директором принимать важные решения по управленческой деятельности. Собрания членов административного отдела, планерки, проводятся один раз в неделю, регулярно. На планерке расписывается план мероприятий на неделю. Ниже на рисунке 1 представлена организационная структура рассматриваемого детского дома.
Директор решает все вопросы, связанные с организацией работы детского дома, также в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, контролирует результативность и эффективность их использования. Он решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров.
Заместитель директора по воспитательной работе отвечает за работу административного отдела и имеет в своем подчинении двух сотрудников. Вместе с ними он занимается организацией учебно-воспитательного процесса, руководит им и осуществляет контроль за развитием этого процесса, организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива, организует контроль и обеспечивает выполнение воспитателями и другими непосредственно подчиненными работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников; организует воспитательную работу, добровольный общественно-полезный труд воспитанников в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда. Кроме этого, по распоряжению директора, заместитель директора по воспитательной части может заниматься подбором кадров и в его отсутствие назначается временно исполняющим обязанности. Административный отдел занимается подготовкой большей части документации детского дома, ведением отчетности.
Персонал по работе с детьми педагогический коллектив (8 сотрудников) и старшие воспитатели (11 сотрудников). Они непосредственно работают в соответствии с учебными планами, разработанными их руководством в лице заместителя руководителя по воспитательной части.
Административно-хозяйственный отдел (32 сотрудника) отвечает за хозяйственную деятельность, организацию быта и питания воспитанников детского дома. Руководит отделом заместитель директора по административно-хозяйственной работе. Он контролирует работу других сотрудников отдела, ведет подотчетную деятельность, анализирует и несет ответственность за состояние материально-технической базы детского дома. Имеет право принимать локальные решения.
Врач-педиатр отвечает за деятельность медицинского отдела, численность которого 8 человек. Главной задачей отдела является правильная оценка физического и нервно-психического состояния ребенка, профилактика и своевременное лечение заболеваний, контроль за соблюдением санитарных норм соответствующих стандартам и возможность оказания квалифицированной первой медицинской помощи.
Организационная структура Детского дома №2 имеет линейно-функциональный вид. Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая.
3 Показатели оценки эффективности процессов Детского дома №2
Сбалансированная система показателей (ССП) — это концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения. По сути ССП - это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение.
Основная структурная идея BSC состоит в том, чтобы сбалансировать систему показателей в виде четырех групп:
− «Финансы» – цели, раскрывающие способы достижения стратегиче-ских намерений в области финансов;
− «Клиенты» – цели, описывающие рыночную стратегию, как способ достижения финансовых целей верхнего уровня;
− «Внутренние процессы» – цели, описывающие направления прило-жения усилий к внутренним процессам организации, являющиеся способом достижения целей клиентской и финансовой составляющей;
− «Инфраструктура/сотрудники» – цели, описывающие способы дос-тижения определенного состояния в структуре материальных и не материальных активов, как ресурсов для достижения целей во внутренних процессах.
В рамках данной лабораторной работы принято решение не рассматривать финансовую систему показателей, так как учреждение является бюджетным. За показатели эффективности в учреждениях подобного типа более уместно принять направления «Воспитанники», «Инфраструктура/сотрудники» , «Внутренние процессы». Данные показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели эффективности Детского дома №2
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Данные показатели отражают специфику деятельности рассматриваемого Детского дома №2. Показатели по сотрудникам и внутренним процессам, свидетельствует о том, что немногие сотрудники имеют высокий уровень квалификации. Это так же отражается на показателях вовлеченности воспитанников в учебную, творческую и общественную жизнь.
Кроме того, показатели внутренних процессов такие как «Количество отчетов на одного сотрудника административного отдела в месяц» и «Время, затрачиваемое на составление одного отчета», свидетельствуют о том, что большое количество времени выделяется на составление одного отчета. Это вызвано тем, что все данные обрабатываются вручную, без использования специализированных программ. Вся информация также хранится на бумажных носителях, что создает определенные трудности в обработке данные.
Все выявленные проблемные области подвергаются измением постредстввом проведения ранжирования. Например, процесс ведения отчетности можно водвергнуть видоизменению посредством введения элетронной обработки информации и формирования отчетности в программном приложении, что позволи соратить время на создание отчета до получаса.
Кроме того, введение в повседневную работу программных приложений, позволяющих повышать компетентность сотрудников, проходя профффесиональные тесты, учавствуя в онлайн-форумах, конференциях по обмену опытом, поможет повысить квалификацию сотрудников, что в свою очередь отразится на воспитании детей.
Представленные показатели влияют на оплату труда сотрудников учреждения,в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 (ред. от 20.09.2013) "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" (подписан Губернатором Красноярского края 03.11.2009). В виду этого, существует прямая материальная заинтересованность сотрудников в качественных увеличениях показателей своей работы.
4 План интервью для участников и/или владельцев БП
Применяя реинжиниринг на практике бывает очень сложно оценить состояние организации со стороны, чтобы наиболее точно увидеть картину из нутрии бывает более правильнее узнать мнение о работе от самих участников процесса. Для этого, в реинжиниринге существует методы сбора данных при обследовании организации.
Основными методами сбора данных при обследовании являются:
¾ Интервьюирование (анкетирование);
¾ Сбор документов;
¾ Наблюдение.
В данной работе наиболее полное внимание уделим процессу интервьюирования. Интервьюирование представляет собой опрос бизнес-аналитиком должностного лица предприятия в личной беседе. Интервью, как правило, проводят либо в форме относительно свободной беседы, либо в форме структурированного опроса. И в том, и в другом случае вопросы для интервью следует подготовить заранее. Ответы фиксируются либо письменно, либо на диктофон.
Цель интервьюирования в данной работе является получение необходимой информации, о работе организации изнутри, изучение мнений сотрудников о процессах в учреждении, выявление слабых сторон в работе по мнению сотрудников, и изучение их предложений по решению возникающих вопросов.
Нами был составлен план проведения опроса сотрудников, представленный ниже.
1. Как называется ваша должность?
2. Сколько времени вы работаете в данной организации?
3. Опыт работы в других сферах? Где работали, учились раннее?
4. Какое место вы занимаете в организационной структуре организации? Какова на ваш взгляд, роль в данной структуре? Как происходит взаимодействие вас с другими сотрудниками?
5. Что входит в ваши обязанности согласно должностной инструкции?
6. Чем конкретно вы занимаетесь в организации? Опишите ваш типичный рабочий день?
7. Какие документы и как используете в работе?
8. Сколько времени тратите на выполнение работ, заполнение документов?
9. Что для вас является более трудоемким, сложным в выполнении и наиболее затратным по времени в вашей работе?
10. Хотели бы вы что то изменить в процессе вашей работы? Что конкретно? Ваши предложения? Готовы ли вы к этим изменениям? Есть ли у вас желание и возможности к дополнительным обучениям, переквалификации?
Полученные ответы на вопросы помогут бизнес-аналитику наиболее точно понять специфику работы организации изнутри, и сэкономить время на изучение процессов объекта исследования.
5 Выполнить качественный анализ БП
5.1 SWOT-анализ образовательного процесса
Для выявления потенциала развития системы образования школы-интерната был проведен SWOT-анализ образовательного процесса, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны, перспективные возможности и риски ее развития, который приведен в таблице 1.
Под образовательной системой школы понимается:
¾ ее образовательная инфраструктура (информационно-образовательная среда, материально-техническое оснащение – все то, что определяет качество условий образовательного процесса);
¾ содержательное наполнение деятельности (образовательная программа, программы дополнительного образования, технологические средства достижения образовательных результатов);
¾ отношения (организационная культура школы, способы управления и взаимодействия участников образовательного процесса, способы взаимодействия с внешней средой);
¾ институты (как устойчивое закрепление отношений – собственно образовательная организация – школа, предметные методические объединения, органы самоуправления, профессиональные сообщества) .
Качество образовательной системы школы определяется устойчивостью, оптимальностью и эффективностью всех ее составляющих. Данный подход определяет наличие традиций и характеристик образовательной системы школы.
Таблица 1 – SWOT-анализа образовательного процесса
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|