Сделай Сам Свою Работу на 5

Ж) Истоки и особенности средневековой арабо-мусульманской культуры.

101. Почему христианский Запад в IV в. считал Аравийский полуостров «краем света»?

102. Какие изменения начинают происходить в жизни арабов-кочевников в предисламский период?

103. Что явилось важнейшим религиозным, торговым и культурным центром в Западной Аравии? Какой храм являлся центром религиозной жизни арабов? Какие легенды существуют в связи с этим храмом? Что он собой представляет? Покажите на примере этого храма связь ислама с иудео-христианством, в частности с библейскими сюжетами.

104. Чем отличалось племя курейш от других племен Аравийского полуострова?

105. Какие религии имели место в Мекке? Какова главная функция любой религии?

106. Какую задачу в отношении арабов призвана была выполнить новая религия? Каким методом устанавливалась новая религия в структуре родоплеменных отношений арабов и почему?

107. Кто являлся основателем ислама? Коротко охарактеризуйте его личность и жизнь.

108. Какова догматика ислама, его практические и обрядовые заповеди?

109. В чем состоит преемственность ислама с иудаизмом и христианством и радикальное различие с ними (в т.ч., в понимании Бога и человека, «священной войны», духовной власти, отношения с государством и т.д.)?

110. В чем заключается причина парадоксальных взаимоотношений религиозного и светского в исламе? Каковы последствия этой особенности?

111. Охарактеризуйте картину мира, сформированную исламом.

112. В чем состоит консерватизм ислама как механизма культуры?

 

 

З) Кризис средневековой культуры.

113. С какими отношениями связывают окончание Раннего Средневековья и наступление Высокого Средневековья, а также переход от Высокого Средневековья к Позднему Средневековью? Кто из римских Пап более всех преуспел в папацезаризме? По какому типу строились отношения между Папой и светскими государями?

114. В чем заключается двусмысленность сюзерена в папской тиаре (феномен папацезаризма)?

115. Какие изменения произошли в борьбе Пап со светскими монархами при Папе Бонифации VШ? (Какой вопрос стал источником конфликта между Папой Бонифацием VШ и французским королем Филиппом Красивым?) Что стоит за внешней причиной конфликта?



116. Какие события обуславливают кризис папской власти и Католической Церкви в период Позднего Средневековья?

117. Какие действия французского короля Филиппа Красивого свидетельствуют о тенденции упадка феодально-рыцарского строя и рыцарской культуры?

118. Поясните связь между Католическою Церковью и рыцарско-феодальным строем, рыцарской культурой.

119. Какие изменения претерпела религиозность людей Позднего Средневековья?

120. В чем личность французского короля Людовика XI была типичной для Позднего Средневековья?

121. Что называли мрагиналиями в Средние века? Что можно отнести к маргинальным явлениям в эпоху Позднего Средневековья и почему? Как совмещались христианство и маргинальные явления (поясните на каком-либо маргинальном явлении)?

122. В какой период Средневековья появились ведовские процессы? Что представляет собой ведовской процесс? Какое представление лежит в основе ведовства?

123. Каковы причины ведовских процессов?

124. Как человек Позднего Средневековья склонен воспринимать самого себя? В чем христианские процессы удалялись от христианства в сторону язычества?

125. Какие праздники считались официальными в Средневековье? Какой смысл придавался этим праздникам, исходя из мировоззренческих ориентиров средневекового человека?

126. Какие иные неофициальные праздники характерны для Позднего Средневековья? Как принято называть эти праздники в специальной литературе вслед за М.М. Бахтиным? Какого рода явления представляли эти «неофициальные» праздники?

127. Каковы типологические характеристики народных праздников Позднего Средневековья?

128. Что значит жить по законам смехового мира?

129. О каком устройстве души позднесредневекового человека свидетельствует смеховая стихия народных праздников? Ответ прокомментировать.

130. В каком смысле народный праздник со стихией смеха можно признать божественным, а в каком смысле – торжеством буйствующего и животворящего хаоса?

131. В чем состоит сходство и различие между срывом в оргийность позднесредневековой культуры, христианско-католической в своей основе, и первобытно-языческим ритуалом?

132. Какой смысл имеет брак в первобытном язычестве и в христианстве? Что в видениях Св. Екатерины Сиенской о ее браке с Христом не совпадает с традиционными христианскими представлениями о браке?

133. Как Св. Екатерина Сиенская воспринимает Христа, смерть? Что для нее ассоциируется с образом «брачного пира»? В чем состоит радикальное различие ее представлений о смерти от восприятия смерти Христом в Евангелиях?

134. Каким образом религиозный опыт Св. Екатерины Сиенской свидетельствует об упадке средневековой культуры, христианской в своих основах?

 

ТЕМА 9. КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

1. В чем состоит особенность определения Возрождения как реальности культуры в западной культуре по сравнению с Античностью, Средневековьем и Новым временем?

 

 

А) Возрождение (Ренессанс) и Античность.

 

2. В каком значении употреблялся термин «Возрождение» до XIX в., и почему со временем в первоначальном значении этого термина стала ощущаться двусмысленность и неадекватность?

3. В чем состоит сущностное отличие Возрождения XIV – XVI вв. от предшествующих возрождений, например, Каролингского или Оттоновского возрождения?

4. Поясните двойственность отношения деятелей Возрождения на примере с латинским и греческим языками.

5. Что, по сути, возрождал Ренессанс с его отношением к Античности как самостоятельной ценности?

6. В плоскость какого вопроса можно перевести вопрос об обстоятельствах обращения западной культуры для ее возрождения к Античности вплоть до желания реставрации Античности?

7. Как меняется представление о магии и религии, сакральном и профанном у ренессансного человека на примере «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола?

8. Как Ренессанс легализует «низовую» культуру (смеховое и карнавальное мироотношение), подняв ее статус и включив ее моменты в «высокую» культур? (Поясните на примере «Декамерона» Джованни Боккаччо.)

9. Какое представление о человеке сформировалось у ренессансных гуманистов под воздействием Античности? В чем сходство и различие между ренессансным и античным представлением о человеке?

 

 

Б) Движение гуманистов.

 

10. Когда термин «гуманизм» применительно к Ренессансу вошел в словоупотребление, и каково было первоначальное значение этого термина?

11. Что составляет суть гуманизма?

12. В чем заключается двойственность отношения гуманистов к грекам и римлянам (на примере отношения Данте Алигьери в «Божественной комедии»)?

13. В чем гуманисты видели достоинство греков и римлян? Как сам античный человек относился к подобному утверждению о человеке? В чем состоит несовпадение взглядов гуманистов на Античность и Античности на самое себя в отношении человека?

14. Сравните ренессансный гуманизм и античное мировосприятие:

а) по основному принципу миропонимания;

б) по пониманию божественности человека (на примере

фрагментов из трагедии Софокла «Антигона» и трактата Томмазо Кампанелла «Метафизика»).

15. В чем заключается расхождение в понимании Бога и божественности человека между Кампанеллой и Античностью? В чем выражается отличие взгляда Кампанелла по этим пунктам от христианской доктрины?

16. Какова основная тема для определения достоинства человека у Пико делла Мирандола в его «Речи о достоинстве человека», и какова логика решения этой темы до утверждения об отождествлении Бога и человека?

17. Как проявлялась установка на некую абсолютную истину/заявку (иначе «золотой век») у Пико делла Мирандола, римской истории и христианстве? Какую метаморфозу претерпела абсолютная заявка, характерная для христианства, у ренессансных гуманистов?

18. Вследствие каких причин гуманистическое умонастроение не смогло стать полновесной жизненной реальностью? (При рассмотрении одной из причин обратиться к феномену ренессансной переписки.)

19. Какое самоощущение свойственно ренессансным гуманистам, и посредством чего они обретали это самоощущение?

20. Как ренессансными гуманистами мыслилась природа, и почему Ренессанс не создал ни науки, ни техники?

21. Почему ренессансные гуманисты придавали большое значение воспитанию и образованию человека? Какое самоощущение было присуще выпускнику, к примеру, Феррарской или Мантуанской школы?

22. Каковы условия осуществления гуманистического идеала личности?

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.