ВЫБОР НОРМ ТОЧНОСТИ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Зубчатые передачи широко применяются в конструкциях современных механизмов, приборов и машин для передачи движения, обеспечения определенного соотношения между числами оборотов валов, передачи усилия и крутящего момента с одного вала на другой.
Нарушения кинематических функций механизмов с зубчатыми колесами выражаются в отклонении действительного закона относительного движения колес реальной передачи от теоретического (номинального), что связано с погрешностью изготовления и монтажа передачи. Показатели точности определяются эксплуатационным назначением. Указанные исходные положения использованы при разработке системы допусков для эвольвентных цилиндрических зубчатых передач (ГОСТ 1643-81), которая ограничивает предельные отклонения параметров зубчатого колеса. По точности изготовления зубчатые колеса разделяют на 12 степеней точности, обозначаемых в порядке убывания: 1, 2, ... 12.
Система допусков на зубчатые колеса построена так, что все показатели точности сгруппированы в три нормы точности, характеризующие кинематическую точность, плавность работы и контакт зубьев.
Нормы кинематической точности определяют точность передачи вращения с одного вала на другой, т.е. величину полной погрешности угла поворота ведомого зубчатого колеса за один полный оборот.
К показателям кинематической точности относятся:
1) кинематическая погрешность передачи F'ior ;
2) кинематическая погрешность зубчатого колеса F'ir;
3) накопленная погрешность на «К» шагах F'iкr;
4) накопленная погрешность шага F рr;
5) радиальное биение зубчатого венца F rr ;
6) погрешность обката F сr;
7) колебание длины общий нормали F vwr;
8) колебание измерительного межосевого расстояния за оборот колеса F''ir.
Примечание: буквой F обозначается допуск.
На рис. 3 показана кинематическая погрешность зубчатого колеса.
φ
Рис. 3. Кривая кинематической погрешности зубчатого колеса:
φ – угол поворота зубчатого колеса; F'iкr – кинематическая погрешность зубчатого
колеса на к шагах
Для нормирования кинематической точности в стандарте предусмотрено 10 комплексов, выбор того или иного показателя является произвольным. Например, можно выбрать комплекс: F vwr и F rr .
Нормы плавности работы характеризуют равномерность вращения или степень плавности, которая зависит от части кинематической погрешности, циклически повторяющейся за оборот зубчатого колеса. В процессе работы зубчатой передачи циклические погрешности вызывают шум и вибрацию механизма.
К показателям плавности относятся:
1) циклическая погрешность передачи fzkor;
2) циклическая погрешность зубцовой частоты в передаче fzzor;
3) циклическая погрешность зубчатого колеса fzkr;
4) местная кинематическая погрешность fir;
5) отклонение шага fptr;
6) отклонение шага зацепления (основного шага) fpbr;
7) погрешность профиля зуба ffr.
Примечание: буквой f обозначается допуск.
На рис. 4 представлена циклическая погрешность зубчатого колеса.
По стандарту установлено 7 различных комплексов показателей плавности. Выбор производится в зависимости от наличия средств измерения, например, f 'ir.
Рис. 4. Циклическая погрешность зубчатого колеса:
I – кривая кинематической погрешности зубчатого колеса; II – гармонические составляющие кинематической погрешности зубчатого колеса при разных значениях частоты k; III – амплитуда
Нормы контакта зубьев отражают полноту прилегания поверхностей зубьев сопряженных колес в передаче. Наибольшая полнота контакта (полное прилегание) обеспечивает повышение износостойкости и долговечности зубчатых колес. Полноту контакта зубьев в передаче отражает пятно контакта (рис. 5).
Рис. 5. Пятно контакта:
а – расстояние между крайними точками следов; b – длина зуба; с – длина разрыва, превосходящая величину модуля; hm – высота следов прилегания; hp – активная боковая поверхность
Погрешности, которые оказывают влияние на контакт в зубчатой передаче:
1) отклонение осевых шагов по нормали Fpxnr;
2) погрешность формы и расположения контактной линии Fкr;
3) погрешность направления зуба Fpr;
4) отклонение от параллельности осей fxr;
5) перекос осей fуr;
6) отклонение межосевого расстояния fаr.
По стандарту для нормирования полноты контакта зубьев установлено 7 комплексов. Выбор производится конструктором в зависимости от степени точности и конструкции зубчатой передачи, например, fxr и fуr.
По ГОСТ 1643-81, кроме норм точности зубчатых колес и передач, установлены нормы бокового зазора, т.е. зазора между нерабочими поверхностями зубьев сопряженных колес в передаче (рис. 6).
Рис. 6 Гарантированный боковой зазор jnmin
Боковой зазор определяется в сечении, перпендикулярном к направлению зубьев, и в плоскости, касательной к основным цилиндрам. Боковой зазор jn определяет характер сопряжения зубьев в передаче и необходим для предотвращения заклинивания передачи при ее нагреве во время работы, для компенсации ошибок монтажа и обеспечения смазывания колес.
По значению бокового зазора jn устанавливаются шесть видов сопряжений для зубчатых передач с модулем свыше 1 мм: Н, Е, D, С, В, А (в порядке возрастания минимального бокового зазора jnmin) и восемь видов допусков Tjn на jn min: h, d, с, b, a, z, у, х (в порядке увеличения допуска) (рис. 7).
Рис. 7. Виды сопряжений и гарантированные боковые зазоры цилиндрических
зубчатых передач с модулем 1,0 мм и более
Гарантированный боковой зазор в каждом сопряжении обеспечивается шестью классами отклонений межосевого расстояния aw: I, II, III, IV, V, VI (в порядке убывания точности); для сопряжений по соответствию Н и Е – ІІ классом; для D – III, С – IV, B – V и А – VI классами.
Точность изготовления зубчатых колес и передач задают степенью точности и видом сопряжения (требованием к боковому зазору). Например,
6-В ГОСТ 1643-81 – цилиндрическая передача со степенью точности 6 по всем трем нормам. Вид сопряжения зубчатых колес В; b – вид допуска бокового зазора (по соответствию виду сопряжения); V – класс отклонения межосевого расстояния (по соответствию виду сопряжения);
8-7-6-Са ГОСТ 1643-81 – цилиндрическая передача со степенью 8 – по нормам кинематической точности, 7 – по нормам плавности, 6 – по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения С, видом допуска на боковой зазор а.
1. В соответствии с заданием задачи 2 выполняется рабочий чертеж прямозубого эвольвентного цилиндрического колеса внешнего зацепления с исходным контуром по ГОСТ 13755-81 (СТ СЭВ 308-76), учитывая требования ЕСКД .
Исходные данные (табл. 2 приложения)
Тип колеса автомобильное прямозубое
Степень точности 6
Модуль, мм m = 3
Число зубьев z = 41
Делительный диаметр, мм d = 123
Ширина зубчатого колеса, мм bw = 30
Межосевое расстояние, мм аw = 93
Вид сопряжения В
Рабочий чертеж зубчатого колеса представлен в масштабе 1:1, точность размеров, формы и расположения поверхностей назначены исходя из служебного назначения и обозначены на чертеже по ГОСТ 2.307-68, ГОСТ 2.308-79. Шероховатость проставлена в соответствии с ГОСТ 2.309-73 (рис. 1 приложения).
2. Выбор норм точности для заданного зубчатого колеса.
Для выбора норм кинематической точности, плавности и контакта зубьев устанавливается комплекс показателей для контроля автомобильного прямозубого колеса 6-й степени точности (табл. 2, 3, 4 в [35]).
Рекомендуемый комплекс включает:
– нормы кинематической точности:
Fvwr – допуск на колебание длины общей нормали;
Frr – допуск на радиальное биение зубчатого венца;
– нормы плавности;
f'i– допуск на местную кинематическую погрешность зубчатого колеса;
– нормы контакта зубьев:
суммарное пятно контакта;
– нормы бокового зазора:
Енs – наименьшее дополнительное смещение исходного контура для зубчатого колеса с внешними зубьями;
Тн – допуск на смещение исходного контура.
Для заданного зубчатого колеса с модулем m =3 мм, диаметром делительной окружности d =123 мм, степенью точности 6, шириной зубчатого колеса bw = 30 мм, межосевым расстоянием аw= 93 мм, видом сопряжения – В, выбираем следующие нормы
Нормы кинематической точности
Допуск на колебание длины общей нормали:
Fvw = 16 мкм (табл. 6 в [35]).
Допуск на радиальное биение зубчатого колеса:
Fr = 25 мкм (табл. 6 в [35]).
Нормы плавности
Допуск на местную кинематическую погрешность:
f 'i = 18 мкм (табл. 8 в [35]).
Нормы контакта зубьев
суммарное пятно контакта
по высоте зубьев – не менее 50 %;
по длине зубьев – не менее 70 % (табл. 12 в [35]).
Нормы бокового зазора
Наименьшее дополнительное смещение исходного контура:
Енs =140 мкм (табл. 14 в [35]).
Допуск на смещение исходного контура:
Тн = 90 мкм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|