Социокультурное, воспитательное мероприятие
Примерный план анализа социокультурного, воспитательного мероприятия:
1. Общие сведения: дата, место проведения, класс и его состав (или клуб, любительское объединение, кружок, класс и т.д.). Фамилия, имя, отчество педагога (руководителя кружка, студии и т.д.), проводящего мероприятие.
2. Психолого-педагогическое обоснование проводимого мероприятия: название, цель и форма воспитательного (культурно-творческого, культурно-развлекательного и т.д.) мероприятия, его темы и актуальность. Кем, в связи с чем и когда оно было предложен; соответствие интересам и уровню развития коллектива, возрастным и индивидуальным особенностям его членов.
3. Описание подготовительного этапа. Организаторы и исполнители. Распределение поручений. Роль инициативной группы и педагога. Удалось ли в подготовительный период вызвать у ребят интерес, понимание значимости предстоящей работы, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней.
4. Ход мероприятия: своевременное начало, развитие действия, кульминация, развязка, окончание. Продолжительность мероприятия.
5. Содержание и методика проведения. Нетрадиционность и степень новизны мероприятия, доступность формы проведения, оригинальность, связь с современными проблемами. Сочетание коллективной и индивидуальной работы, эмоциональность и активность участников, степень слаженности и взаимодействие. Реакция зрителей. Продуктивность и разнообразие методов и приемов проведения мероприятия. Оформление помещения (сцены, зала и т.д.), оборудование.
6. Педагогическая результативность. Какие воспитательные, социокультурные задачи были решены (полностью, частично), а какие нет? Характер возникших взаимоотношений между педагогом-организатором и участниками мероприятий, между самими ребятами, зрителями и учащимися и т.д.
7. Общая оценка, выводы, предложения и пожелания по подготовке, организации и проведению воспитательного, социокультурного мероприятия (по содержанию и формам, методом и приемам работы).
Тематика воспитательных, социокультурных мероприятий с учащимися:
1. Информационно-дискуссионные и информационно-публицистические программы: «Контакт» (о проблемах современной молодежи), «Ритм» (новое в современной музыке), «Пульс», «Позиция» ( о проблемах старшеклассников и т.д.).
2. Музыкальные и развлекательные программы: театрализованная спортландия, «Осенний бал», «Весенний бал», юморина, вечер «Отдыхаем всей семьей», капустник, дискотека и т.д.
3. Праздники: проводы зимы, «Каляды», новогодний бал-маскарад, праздник Святого Валентина, праздник города, праздник улицы, «Купалле», праздник молодежи, «День знаний», спортивный праздник, «Белорусский кирмаш», праздник Дня Победы; нетрадиционные праздники («Улыбки», «Первого снега» и т.д.).
4. Зрелищные и конкурсно-игровые программы: «Мистер года», «Мисс очарование», «Дюймовочка», «Золушка», конкурс близнецов, театр бардовской песни, театр шоу и т.д.
5. Интеллектуально-развлекательные конкурсы: «Счастливый случай», «Брейн-ринг», интеллектуальный ринг, КВН, конкурс эрудитов, «Что? Где? Когда?».
6. Фольклорные программы: «Беларусь мая», «Запрашае Лявонiха», «Заручаны» и т.д.
7. Сценические композиции: документальные, музыкально-поэтические, литературно-музыкальные, художественно-публицистические, фольклорные и т.д.
Социально-педагогический тренинг
Тема: Эффективное групповое взаимодействие
Цель: установление педагогически целесообразных отношений в классе, формирование благоприятного нравственно-психологического микроклимата в учебном коллективе, навыков социального взаимодействия.
Задание 1. «Бейдж»
На каждой части бейджа пишется имя и фамилия участника, затем лист-визитка переворачивается и члены группы заполняют каждую из частей бейджа по следующему образцу:
1. Имя или то, как вы хотели бы, чтобы вас называли во время проведения тренинга другие.
| 2. Реальный человек или персонаж, с которым хотели бы вы встретиться.
| 3. Время (эпоха) и место (страна, континент), в котором вы хотели бы родиться и жить.
| 4. Напишите ваш жизненный девиз или любимое выраженние (афоризм).
| 5. Нарисуйте рисунок или изобразите символ, который передает ваше настроение,характеризует вашу личность, отражает мечту.
|
Выполнение данного задания позволяет:
- лучше узнать индивидуальные особенности каждого;
- мечты, интересы и ценностные ориентации;
- организовать неформальное общение;
- создать благоприятную атмосферу для дальнейшего продолжения тренинга.
Вариант задания 1: «Представь друга» (для группы учащихся, члены которой малознакомы или незнакомы совсем)
Задание 2. Лист «Мои опасения и ожидания»
Задание 3. «В нашей группе желательно, обязательно, нельзя»
Задание 4. «Четыре угла»
Перед началом выполнения задания в четырех углах помещения (класса) развешивается по листу цветной бумаги. Участникам предлагается утверждение : «Для эффективного группового взаимодействия необходимо…» и записываются следующие варианты для выбора:
- общая значимая цель деятельности (лист красного цвета);
- наличие в малой группе лидера (лист синего цвета);
- умение слушать и слышать друг друга (лист зеленого цвета);
- контроль и помощь со стороны организатора ( тренера) (лист желтого цвета).
Задание 5. Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Участникам раздаются идентичные распечатки с изображением людей, летящих на воздушном шаре. Под рисунком перечислены основные ценности, характерные для школьного возраста:
1. любимые аудио- и видеосредства, источники информации (компьютер, видеомагнитофон, плейер, книги, журналы и т.д.);
2. чистая среда;
3. право обучаться в школе;
4. еда, питье, одежда, жилье;
5. самообразование, самовоспитание и самосовершенствование;
6. право высказывать свое мнение;
7. дополнительный заработок;
8. личная жизнь;
9. любовь и забота родителей и друзей;
10. право на любимое занятие и на свободное время.
Инструкция к выполнению задания: «Представьте, что вы путешествуете на воздушном шаре. Вдруг произошла авария и воздушный шар начинает стремительно снижаться. В реальной ситуации путешественники избавляются от балласта (мешки с песком). В нашем случае мешки с песком символизируют пакеты с определенными ценностями. Вам предлагается избавиться от всех пакетов, «сбрасывая» в первую очередь менее важные для вас ценности и оставляя напоследок наиболее значимые.
Первую часть задания участники выполняют индивидуально. Затем организуются малые группы (3-5 человек), которым предлагается выполнить то же задание в группе, т.е. выбрать групповое решение. При этом важно выслушать мнение каждого. Во время выполнения задания рисуется сводная таблица:
Очередность избавления от пакетов с ценностями
| Название малой группы (номер) № 1
| №2
| №3
| №4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для итоговой рефлексии можно использовать следующие вопросы:
- Когда вам легче было выполнять задание: индивидуально или в группе? Почему?
- По какому принципу вы взаимодействовали в своей группе, вырабатывая общее решение?
- Что помогало (способствовало) налаживанию конструктивного взаимодействия, общения?
- Что не позволяло найти общий подход (разный опыт, взгляды и т.д.)?
- Кто в группе остался при своем мнении?
- Какие ценности, значимые для вашего возраста, следовало бы внести еще?
- Можете ли вы предложить свои аналогичные варианты данной игры? (участники могут предложить множество вариантов. Например, изображение самолета, поезда, парохода; рюкзак и очередность его заполнения; изображение горящего дома (что бы и кого ты спасал в первую очередь); рисунок гостиницы и порядок заселения одноклассиков и т.д.).
Задание 6. Игра «Гостиница»
После выполнения задания проводится рефлексия результата и хода игры с использованием следующих вопросов:
- Почувствовали ли вы по реакции других участников положительная (социально одобряемая) или негативная (асоциальная) у вас социальная роль?
- По какому принципу (критерию) вы выбирали партнеров по проживанию?
- Можно определить закономерность в расселении?
- Трудно ли было определить свою социальную роль? Почему?
- Чему способствует игра?
- Какие эмоциональные состояния переживали вы в процессе игры.
Психологи пришли к выводу, что самооценка влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что он не достоин любви, никогда не научится любить.
Низкая самооценка – причина многих бед. И главная из них – в том, что человек, невысоко себя ставящий, едва ли будет когда-нибудь счастлив. С другой стороны, в традициях нашего воспитания уже с самого детства внушать ребенку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми необходимо бороться. Низкая самооценка отмечает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом, она сродни самоуничижению. Ну, а раз я сам целиком плох, нет нужды и бороться с отдельными недостатками. Эта позиция очень вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих. Ибо тот, кто не ценит собственную личность, не посчитается и с чужой.
Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь ближним,– это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, кажущиеся безобидными, но способные при частом повторении раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если они сказаны спокойным тоном. А есть другие слова, способные залечивать обиды, заглаживать промахи, улучшать настроение. К числу выражений, снижающих самооценку другого и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие:
Я тысячу раз тебе говорил, что...
О чем ты только думаешь...
Неужели тебе трудно запомнить, что...
Неужели тебе не понятно, что...
Сколько раз надо повторять...
Неужели ты не видишь, что...
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...
Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным...)
Ну что за друзья у тебя...
Ну на кого ты похож(а)...
Что ты ко мне пристала...
Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже...
К числу выражений, повышающих самооценку другого и которые желательно употреблять как можно чаще, относятся:
Посоветуй мне, пожалуйста...
Ты меня всегда правильно понимаешь...
Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в...
Как я тебе благодарен (благодарна)...
Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты...
Какие у тебя замечательные друзья...
Общаясь с тобой, можно многому научиться...
У тебя поразительная наблюдательность...
Всегда бы иметь такого приятного партнера (собеседника)...
Смотреть, как ты работаешь,– одно удовольствие...
Пожалуй, я пошел бы с тобой в разведку...
Верно говорят! У тебя действительно «золотые» руки...
В повседневном и деловом общении нам часто мешают так называемые «саботажники» общения. Присмотритесь к ним, к последствиям, которые они вызывают.
«Саботажник» общения
| Примеры высказываний
| Последствия для личности
| Предупрежде-ние, предосте-режение, угроза
| «Делайте, как сказано или...» «Смотри, как бы не стало хуже». «Я не остановлюсь ни перед чем»
| Нежелание помочь решить проблему, неуважение к личности, ее самостоятельности. Вызывают чувства униженности, бесправия. К частым угрозам человек привыкает. Отсюда возможность неадекватности наказания к проступку
| Приказ, команда
| «Срочно зайдите ко мне в кабинет». «Чтобы больше я этого не слышал!» «Не спрашивайте почему делайте так, как вам сказано»
| Неуважение к личности, стремление доминировать над ней, подчинить ее себе. Вызывают чувства неполноценности, бесправия
| Критика, обвинение
| «Вы постоянно жалуетесь».
На что это похоже?» «Все из-за тебя!»
| Снижает самооценку, вызывает чувства безысходности, озлобленности
| Обзывание, высмеивание, оскорбительные прозвища
| «Видали, первая красавица!» «Такое может сказать только идиот». «Чего еще можно ждать от бюрократа?»
| Вызывает чувства униженности, мести, снижает активность личности, ее потенциальные возможности
| Выспрашива-ние, расследование, допрос
| «Почему вы так поздно?» «Что случилось? Я все равно узнаю». «Чем ты занимаешься?»
| Вызывает чувства виноватости, стремление оправдаться, ощущение дискомфорта. Рекомендация психологов – вопросительные предложения лучше заменить на утвердительные
| Чтение морали, проповеди
| «Тебе следовало бы помнить, сколько средств на тебя затрачено». «Ты должен уважать старших». «Каждый должен отвечать за свои поступки»
| Вызывает чувства давления авторитета, вины, иногда скуку, ощущение собственной никчемности, незначимости для других
| Решения, несвоевремен-ные советы
| «Почему ты не сделал это вот так?» «А ты возьми и скажи...» «Просто не обращай на них внимание»
| Снижается собственное достоинство. Личность лишается права принимать самостоятельные решения
| Похвала
с подвохом
| «У вас так хорошо получаются отчеты; вы не напишете еще один?» «Лучше тебя это никто не сделает, составь таблицу, пожалуйста»
| Отнимает желание хорошо работать, приводит к самобичеванию, самообвинению, озлобленности
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|