Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-педагогические и психологические игры





ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Формы и методы организации идеологической и воспитательной деятельности:

1 - работа с афоризмами;

2 - дебаты;

3 - социально-педагогические и психологические игры;

4 - социально-психологическая олимпиада;

5 - коллаж;

6 - социально-значимые проекты;

7 - социокультурное мероприятие;

8 - социально-педагогический тренинг;

I. Подготовительный этап технологии

теоретический и методический материал;

схема рассадки участников;

описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д.;

предварительное ознакомление участников с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.

II. Содержательно-процессуальный этап технологии

распределение ролей;

индивидуальное и групповое консультирование;

предварительные репетиции.

 

Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися:эссе, коллаж, газета, сценарный план, монтажный лист, социальный проект,разработки экскурсий, тест и т.д.



Работа в малых группах

Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (3-5 человек).

Работа в малых группах позволяет:

- включить в работу весь классный коллектив;

- поставить в активную позицию воспитуемых;

- выявить лидеров, одаренных учащихся, создать условия для их развития и личностного роста;

- создать возможность учащимся с проблемами в общении проявить себя;

- научиться слушать и понимать собеседника;

- брать на себя инициативу;

- задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «не хуже»);

- проявлять эмпатию;

- вырабатывать навыки социального взаимодействия;

- соотносить свою позицию с мнениями других.

III. Рефлексия - завершающий компонент технологии

Формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Рефлексия выполняет важные функции (коррекция, компенсация, превенция). Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

- Понравилась ли вам работа в группе?



- Кто в вашей группе чаще других брал на себя инициативу?

- Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?

- Легко ли вы приходили к общему мнению, обсуждая высказывания и суждения?

- Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?

- Оцените активность участников группы и свою собственную.

- Оцените общую культуру участников. В чем она проявлялась?

- Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.).

- Какие идеи и решения предлагали члены вашей группы и что помешало их реализовать?

Самостоятельная работа с афоризмами

 

Афоризм – это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.

Методика работы с афоризмами:

1. Обсудите в группе все высказывания о привычках (или роли самообразования и т.д.) известных мыслителей прошлого и наших современников.

2. Выберите три (в зависимости от количества афоризмов – можно и больше) наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.

3. Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны и прокомментируйте их.

4. Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?

Дебаты

Дебаты (от фр. Debates) определяются как «прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании».

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.

 

Проведению дебатов по социально-нравственной проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:



· распечатка материалов;

· знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

· определение исходного тезиса дебатов;

· работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;

· индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

 

Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис– это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т.д.

Важно пояснить участникам дебатов, что тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис.

 

Порядок (процедура) проведения дебатов

Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

· Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);

· Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);

· В конце зала посередине – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»).

 

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебаты «Господин Председатель…»

Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Господин (Госпожа)».

 

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.

Далее роли распределяются следующим образом:

· Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

· Третьи номера опровергают аргументы соперников;

· Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

Темы для дебатов ……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….

Бить или не бить детей?

Служить или не служить в армии

Компьютер: за и против

Трудный – это естественное состояние или нет?

Школа и церковь: за и против

Ранние браки: за и против

Технический прогресс и экология

Красиво – это что? Красиво – это как?

Деловой стиль одежды: за и против

Школьная дискотека:за и против

Гражданский брак – это тенденция?

Общение и обучение с ВИЧ-инфицированным

Атомная ЭС: за и против

Гражданский брак: за и против

Неформалы: нужны ли они?

Жевать или не жевать?

Отцы и дети: возможно ли понимание?

Аддиктивное поведение: источник семья или социум?

Совместное обучение мальчиков и девочек: за и против.

Труд – благо или необходимость?

Конфликт – это прогресс или регресс?

За и против школьной формы?

Первый класс в 6 или 7 лет?

Отменять или не отменять льготы?

В чем польза и вред дебатов?

Есть ли любовь в 16 лет или ее нет?

Когда создавать семью?

Модифицированные продукты питания: за и против.

Курить или не курить?

Гражданский брак: за и против.

Нужен ли 6 день?

Современные программы обучения: за и против.

Наши привычки:за и против.

Реклама – это хорошо или плохо?

Гражданский брак - сожительство или ….?

Нужна ли школьная форма?

Евросоюз сегодня: за и против.

Нужна ли еженедельная дискотека?

Вредные привычки: проблема человека или государства?

Неформалы: за и против.

Мобильный в школе?

Шестой день – за и против.

Рефлексия – удар ниже пояса?

 

 

Вопросы после проведения дебатов (рефлексия):

1. Актуален ли тезис дебатов?

2. Все ли принимали участие в выборе тезиса?

3. Почувствовали ли вы, что организаторы дебатов провели подготовительную работу? Что свидетельствует о ней?

4. Готовились ли заранее все участники к предстоящим дебатам?

5. Оцените активность участников дебатов.

6. Чьи выступления вам понравились и запомнились? Почему?

7. Соблюдался ли регламент дебатов? Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?

8. Почему некоторые участники дебатов отмалчивались?

9. Были ли отходы от основной темы? Почему?

10. Оцените общую культуру участников. В чем она проявилась?

11. Что бы вы предложили по совершенствованию проведения дебатов?

12. Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.)

13. Оцените участие в дебатах своих соседей.

14. Достигнута ли главная цель дебатов.

 

Социально-педагогические и психологические игры

 

Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.

Игра позволяет:

· отдыхать и развлекаться;

· фантазировать и импровизировать;

· самовыражаться и развивать свои способности;

· самостоятельно находить верные решения;

· соревноваться и радоваться полученным результатам.

С помощью игр учащиеся:

· расширяют и закрепляют опыт социальной деятельности и ценностных отношений;

· формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения;

· развивают способности, положительные личностные свойства и качества;

· совершенствуют умения и навыки межличностного взаимодействия.

 

При этом важно помнить, что каждая игра независимо от разновидности может выполнять сразу несколько функций:

· диагностическую;

· развлекательную;

· стимулирующую;

· образовательную;

· воспитательную;

· психотерапевтическую;

· психокоррекционную.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.