Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 22. Государство и право стран Латинской Америки





От колониальной зависимости к обретению политической независимости: социально-политические проблемы региона. Каудильизм. Конституция Бразилии 1891 г.: демократические и олигархические черты. Пути развития стран Латинской Америки в ходе национально-освободительной борьбы в ХХ в. Мексиканская революция 1910–1917 гг. «Новое государство» Ж. Варгаса в Бразилии. Х.Д. Перон и хустисиализм в Аргентине. Кубинская революция 1953–1958 гг. Либерализм и социализм, реформизм и радикализм в современной Латинской Америке.

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

- обзорные лекции;

- самостоятельная работа студентов с учебной и методической литера-

турой;

- выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.



В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет-ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы.

Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.



Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены зачет и экзамен.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Часть 1. Государство и право Древнего мира и Средних веков

Государство и право Древнего мира

Законы Хаммурапи

1. Исторические условия создания «Законов Хаммурапи» и их общая характеристика.

2. Правовое положение отдельных категорий населения.

3. Формы собственности и имущественные отношения.

4. Нормы семейного и наследственного права.

5. Суд и судопроизводство.

 

Темы рефератов и сообщений

 

Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи».

Источники

Законы Хаммурапи // Вестник древней истории. – 1952. – №3.

Литература

Авдиев Б.И. История Древнего Востока. – М., 1953.

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. – М., 1982.

Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. – М., 1959.

Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника в курсе «История государства и права зарубежных стран» для студентов специальности «Юриспруденция» всех форм обучения / Сост. Н. Т. Кудинова. – Хабаровск, 2002.

История Древнего Востока: зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации / Под ред. И.М. Дьяконова. – М., 1983.

История Востока. В 6 т. Т. 1.: Восток в древности / Отв. ред. В.А. Якобсон. – М., 1999. – С. 92–99.

Крашенинникова Н.А. История права Востока. – М., 1994.

Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. – 1984. – №4.



 

Методические рекомендации

 

Цель занятия – изучение одного из самых древних правовых памятников, именуемого в литературе «Судебник царя Хаммурапи» или «Законы Хаммурапи» (далее сокращенно ЗХ).

1. При определении исторических условий, в которых возникли ЗХ необходимо выделить как политические, идеологические, так и социально-экономические факторы, способствовавшие появлению на свет этого свода норм. Для этого нужно показать, что представляла собой Вавилония в середине XVIII в. до н.э., как определялся статус царской власти и т.п.

Перед тем, как давать характеристику самому памятнику, необходимо охарактеризовать правовую базу, на основе которой создавались ЗХ (обычаи, установившуюся судебную практику, законы других правителей), выявить влияние на ЗХ религиозных норм, традиционной системы ценностей месопотамской цивилизации. Это позволить объяснить символизм, формализм, казуистичность норм ЗХ, отражение в них пережитков родового строя. Выяснив, какова система изложения норм памятника, необходимо подвести итог, ответив на вопрос, являются ли ЗХ законами (кодексом) в современном понимании.

2. Изучение ЗХ позволяет делать выводы о специфике социальной структуры древневавилонского общества, которые, в прочем, при некотором обобщении применимы и к другим восточным обществам (привлекая лекционные материалы, вспомните основные черты древневосточного общества). Опираясь на документ, следует последовательно определить статус различных категорий населения.

а). Рабы. Следует учитывать, что раб (вардум) рассматривался не только как вещь, скот (см., напр. ст. 15–17 ЗХ), но и приравнивался к членам семьи, обладал правоспособностью (напр., ст. 176).

б). Свободные общинники – авилум и мушкенум. Вопрос о происхождении этих категорий, их статусе, степени свободы и защищенности остается дискуссионным. Следует обратиться к научной литературе, чтобы посмотреть, какие по этому поводу существуют точки зрения. Обратившись к ЗХ, укажите правовые различия между этими социальными категориями (ст. 196–205, ст. 8).

в). Войны (редум и баирум). Почему правовое положение воинов можно назвать достаточно высоким? Чем это объясняется? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ст. 27, 34, 36–38, 98 и др.

г). Служители храма (надитум), жрецы.

д). Купцы и ростовщики (тамкары и шаммалум).

3. С вопросом о социальной дифференциации тесно связан вопрос о формах собственности, в первую очередь, земельной. При этом следует помнить, что для восточных обществ было характерно господство государственной, царско-храмовой собственности, при сохранении ведущих позиций общинного (коллективного) землевладения. Необходимо ответить на следующие вопросы: какие операции с землей можно было совершать? Какие формы землевладения еще можно выделить?

4. При раскрытии вопроса о брачно-семейных отношениях необходимо указать, с одной стороны, на их патриархальный характер (ст. 117, 129, 141), с другой – на регламентацию прав жены (ст. 136, 144-147).

Для более объективных выводов по этому вопросу следует сосредоточиться на институтах брачного договора (ст. 155-158), приданого (ст. 176-184), основаниях для развода (ст. 136-144). Кроме того, в этом вопросе нельзя обойти вниманием и известные формы наследования и их особенности.

5. Последний вопрос темы требует перечисления основных черт судебного процесса в Древнем Вавилоне. В первую очередь, к ним относят отсутствие четких различий между уголовным и гражданским судопроизводством (ст. 9,10), обязанность добывать доказательства возлагается, в том числе, и на общину (ст. 26), особая роль в системе доказательств ордалий, свидетельских показаний, письменных документов (ст. 103, 105, 11), практическая невозможность обжаловать судебные решения (ст. 5) и др. Необходимо также назвать органы, осуществляющие правосудие, основания для возбуждения судебного процесса.

 

Законы Ману

 

1. Общая характеристика «Законов Ману»: история создания, структура, основные черты.

2. Варно-кастовый строй.

3. Правовое регулирование имущественных отношений.

4. Брачно-семейные отношения.

5. Преступления и наказания.

6. Суд и судопроизводство.

 

Темы рефератов и сообщений

 

Государственный строй по «Законам Ману».

Правовое регулирование брачно-семейных отношений на Древнем Востоке.

 

Источники

 

Законы Ману / Пер. С.Л. Эльмановича, испр. и доп. С.Т. Ильиным. – М., 1960. (Переизд. в 1992 г.)

 

Литература

 

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. – М., 1980.

Гусева Н.Е. Индуизм. История формирования, культовая практика. – М., 1977.

Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов // Вестник древней истории. – 1950. – №2.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. – М., 1982.

Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. – М., 1991.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.