СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНОГО МИРА
(по Е. И. Лукину, 1984)
I. Тип. Простейшие. Классы: жгутиковые, ложноножковые, споровики, инфузории.
II. Тип Губки.
III.Тип Кишечнополостные. Классы: гидроидные, сцифоидные, кораллы, гребневики.
IV.Тип Плоские черви. Классы: ресничные черви, моно генетические сосальщики, дигенетические сосальщики, ленточные черви.
V. Тип Первично-полостные черви. Классы: брюхоресничные, коловратки, круглые черви (нематоды), скребни.
VI. Тип Немертины.
VII. Тип Кольчатые черви. Классы: малощетинковые, много- щетинковые, пиявки.
VIII.Тип Членистоногие. Классы: ракообразные, многоножки, насекомые, паукообразные.
IX. Тип Мягкотелые. Классы: боконервные, моноплакофоры,
брюхоногие, двустворчатые, головоногие.
X. Тип Погонофоры.
XI. Тип Иглокожие. Классы: морские лилии, морские звезды, змеехвостки (офиуры), морские ежи, голотурии.
XII. Тип Полухордовые.
XIII.Тип Хордовые: п/тип — бесчерепные; п/тип - черепные (позвоночные); классы — бесчелюстные, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
В настоящих методических указаниях рассматриваются, согласно учебнику, основные, наиболее важные в практическом отношении группы.
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
ПРОСТЕЙШИЕ
Характеристика типа простейших. Деление на основные классы.
Жгутиковые. Строение и физиология. Особенности питания зеленых жгутиковых в связи с вопросом об общности происхождения растений и животных. Первичномонадные, их паразитические представители, вызываемые ими болезни животных и человека.
Саркодовые. Строение, питание, размножение и образ жизни. Амебы. Фораминиферы, лучевики и их значение.
Споровики. Происхождение паразитизма простейших. Циклы развития, чередование бесполого и полового поколений. Гемоспоридии: малярийные плазмодии, пироплазмы и вызываемые ими заболевания. Борьба с малярией и ее успехи в России. Кокцидии и болезни домашних животных. Микроспоридии как возбудители нозематозов — болезней пчел. Предупреждение и борьба с заболеваниями.
Ресничные инфузории. Строение, питание, движение и размножение. Паразитические инфузории и вызываемые ими болезни животных и человека. Инфузории желудка жвачных и их значение.
Эволюция простейших. Скорость размножения простейших, их значение в круговороте веществ в различных средах обитания. Роль отечественных ученых в изучении простейших и успехи протозоологии в России.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 37—66.
Вопросы для самопроверки
1. Какие основные признаки характеризуют простейших, одноклеточных животных?
2. Что называется органеллами и каковы их функции?
3. Указать основные классы простейших и дать их краткую характеристику.
4. Какие формы размножения свойственны простейшим?
5. В чем состоит процесс инцистирования и его биологическое значение?
6. Опишите циклы развития основных паразитических представителей.
7. Укажите среди простейших наиболее опасных паразитов и возбудителей заболеваний сельскохозяйственных животных и человека (работы академика Е. Н. Павловского).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ
Клетка как организм у простейших и клетка как часть целого организма у многоклеточных. Клетка — основной элемент жизни. Химические и физиологические свойства клеток. Связь одноклеточных и многоклеточных животных. Основные способы размножения у многоклеточных. Оплодотворение. Деление ядер и клетки. Основные закономерности дробления оплодотворенного яйца; стадии морулы, бластулы, гаструлы. Зародышевые листки. Теории происхождения многоклеточных животных (Геккеля, Мечникова).
ГУБКИ
Губки, их строение, питание и размножение. Значение онтогенеза в понимании происхождения (филогении) губок.
КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
Основные классы, строение, питание и размножение. Радиальная симметрия в организации кишечнополостных в связи с образом жизни. Метагенез у гидроидных и сцифоидных полипов. Значение движения в происхождении мышечной и нервной систем с органами чувств у медуз. Коралловые полипы, распространение и биологическое значение. Гребневики выделены в отдельный тип). Филогения кишечнополостных.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 66—84.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте кишечнополостных как многоклеточных животных.
2. Почему животные этого типа называются кишечнополостными?
3. На какие классы подразделяется тип кишечнополостных?
4. Образ жизни кишечнополостных (питание, размножение, развитие, способность к регенерации и т. д.).
5. Значение кишечнополостных в общей эволюции много клеточных животных.
ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
Общая характеристика и деление на основные классы.
Ресничные черви Морфология и филогения ресничных червей. Происхождение двусторонней (билатеральной) симметрии в организации червей и значение ее в эволюции животных.
Сосальщики (трематоды). (Моногенеи выделяют в отдельный тип).
Размножение, развитие с чередованием поколений и сменой хозяев. Соотношение между онтогенезом и филогенезом у сосальщиков. Основные представители трематод, циклы их развития и вызываемые ими заболевания домашних животных и человека. Борьба с сосальщиками.
Ленточные черви (цестоды). Их строение, размножение и развитие (онтогенез), плодовитость. Лентецы и цепни, их важнейшие представители и циклы развития. Ленточные черви как возбудители инвазионных заболеваний животных и человека. Борьба с цестодами. Значение работ К. И. Скрябина
КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ
Общая характеристика и деление на основные классы: нематоды.
Нематоды. Строение, питание, размножение. Половой диморфизм. Свободноживущие и паразитические нематоды. Циклы развития паразитических круглых червей (аскариды, острицы, трихинеллы, власоглавы). Нематоды как возбудители заболеваний человека и животных.
Нематоды — вредители сельскохозяйственных растений: галловая, картофельная, свекловичная, пшеничная и другие. Циклы развития. Анабиоз круглых червей. Основные мероприятия по предупреждению инвазий и борьба с нематодами. Влияние паразитического образа жизни червей на их строение и развитие.
Паразитизм как пример приспособления и эволюции в мире животных; редукция органов пищеварения у ленточных червей, осмотическое питание, интрамолекулярное дыхание, непереваримость паразитов под действием пищеварительных ферментов организма хозяина, развитие органов размножения и плодовитость, смена поколений и хозяев.
Влияние социальных условий на распространение гельминтозных инвазий и на характер борьбы с ними. История и успехи паразитологии в России (Н.А. Холодковский, К.И. Скрябин, В.А. Догель, Е.Н. Павловский.).
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
Кольчецы как высшие черви. Метамерия как основная особенность организации аннелид. Происхождение вторичной полости тела, кровеносной системы и их значение в эволюции. Развитие и строение ганглиозной нервной системы аннелид. Основные классы кольчатых червей. Многощетинковые. Особенности строения и образ жизни многощетинковых (полихет). Их значение в питании рыб. Малощетинковые (олигохеты). Роль кольчатых червей в образовании почвы и ее плодородии.
Пиявки. Особенности строения и образа жизни. Хоботные и челюстные пиявки. Пиявки как паразиты животных. Медицинское значение пиявок.
Филогения кольчатых червей и их значение в эволюции беспозвоночных. Роль русских ученых в истории изучения аннелид. (И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, П. П. Иванов)
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 327—351.
Вопросы для самопроверки
1. Классификация червей на отдельные типы (плоские, круглые и кольчатые черви).
2. Перечислите основные признаки различий (по системам органов) типов плоских, круглых и кольчатых червей.
3. Происхождение и связь различных типов червей с другими группами беспозвоночных (плоских с кишечнополостными, родство кольчатых с членистоногими и т. д.).
4. Дайте общую характеристику и классификацию плоских червей.
5. Опишите строение, размножение и развитие сосальщиков (печеночной фасциолы), лентецов (широкого лентеца, свиного и бычьего цепней) и эхинококка.
6. Дайте общую характеристику и классификацию круглых червей.
7. Опишите строение, питание, размножение и развитие круглых червей на примере лошадиной аскариды.
8. Дайте общую характеристику и классификацию кольчатых высших червей.
9. Опишите строение и биологию кольчецов на примере дождевого червя.
10. Какой ущерб причиняют животноводству паразитарные болезни? Основные мероприятия по дегельминтизации (работы акад. К. И. Скрябина).
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Основные черты организации членистоногих и филогенетическая связь их с другими беспозвоночными животными. Происхождение конечностей членистоногих и их развитие в онтогенезе и филогенезе. Деление на подтипы и основные классы.
Ракообразные. Основы систематики. Индивидуальное развитие (онтогенез). Филогения ракообразных. Паразитические ракообразные как пример большого морфофизиологического регресса.
Первичнотрахейные и их значение в происхождении членистоногих (выделяются в отдельный тип).
Паукообразные. Основные черты их анатомии, физиологии и систематики. Ядовитые пауки и скорпионы. Клещи и их роль в распространении заболеваний домашних животных и человека. Исследования В. Л. Якимова, Е. Н. Павловского и других. Клещи как вредители сельскохозяйственных растений и кормовых запасов. Паутинные, амбарные и другие клещи. Меры борьбы. Полезные в сельском хозяйстве хищные клещи.
Насекомые. Основы сравнительной анатомии, физиологии и систематики в связи с образом жизни и приспособлением к различным условиям среды.
Основы эмбриологии насекомых и работы А. О. Ковалевского. Полный и неполный метаморфоз. Половой диморфизм и полиморфизм насекомых. Полезные насекомые; пчеловодство и шелководство. Повышение урожая сельскохозяйственных растений при опылении их насекомыми.
Закономерности размножения, динамики и прогнозов - численности вредных в сельском хозяйстве насекомых. Происхождение паразитизма насекомых и их роль в распространении болезней человека, сельскохозяйственных животных и растений. Паразитические и хищные насекомые — энтомофаги и их использование в биологическом методе борьбы с вредными насекомыми. Основные агротехнические, химические и биологические методы борьбы с вредными насекомыми. Соотношение онтогенеза и филогенеза в типе членистоногих в связи с разнообразием условий водной и наземно-воздушной среды обитания представителей классов типа.
Роль отечественных ученых в развитии энтомологии. (Н.А. Холодковский, Н.М. Кулагин, Н.Я. Кузнецов и др.).
ЛИТЕРАТУРА. 2. с.145-213.
Вопросы для самопроверки
1. Укажите основные черты организации членистоногих и филогенетическую связь их с другими беспозвоночными животными.
2. Какие признаки положены в основу общей классификации членистоногих? Подразделение их на подтипы и основные классы.
3. Какие морфологические и биологические признаки характеризуют класс ракообразных? Подразделение его на низших и высших раков; их практическое значение.
4. Какие признаки характеризуют класс паукообразных? Основные его отряды (пауки, скорпионы и клещи); значение последних в сельском хозяйстве.
5. Какие внешние и внутренние черты строения характеризуют класс насекомых?
6. Опишите важнейшие особенности биологии насекомых (сложное развитие с полным и неполным превращением, явление анабиоза, сложные инстинкты и т. д.).
7. Перечислите главнейшие практически важные отряды насекомых.
8. Опишите полезных насекомых и их роль в сельском хозяйстве (биологические основы пчеловодства, шелководства и т. д.).
9. Перечислите основные группы насекомых — наиболее массовых вредителей сельского хозяйства.
МОЛЛЮСКИ
Основные особенности морфологии и систематики моллюсков в связи со способами движения и образом жизни в различных условиях среды.
Брюхоногие моллюски. Водные и наземные — промежуточные хозяева паразитических червей; вредители сельскохозяйственных растений. Борьба с моллюсками, вредными в растениеводстве и животноводстве.
Двустворчатые моллюски. Строение, экология и экономическое значение.
Головоногие моллюски. Развитие нервной системы и органов чувств моллюсков в связи с движением и образом жизни.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с 231—255.
Вопросы для самопроверки
1. Какие общие признаки характеризуют тип моллюсков?
2. В чем заключаются различия классов моллюсков?
3. Как устроены органы дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем моллюсков?
4. Какое значение имеют моллюски в сельском хозяйстве?
5. Что известно об эволюции моллюсков?
ИГЛОКОЖИЕ
Основные особенности строения и классификация. Эмбриональное развитие и происхождение радиальной симметрии в строении вымерших и современных иглокожих. Теоретическое значение иглокожих.
ХОРДОВЫЕ
Подтипы и классы. Строение и филогения бесчерепных, личиночнохордовых и позвоночных. Исследования А. О. Ковалевского по развитию ланцетника и асцидий и их значение в установлении родственных связей между беспозвоночными и позвоночными.
ПОЗВОНОЧНЫЕ
Основные черты строения. Происхождение позвоночника и черепа. Эволюция органов опоры и движения, пищеварения, дыхания и кровообращения, выделения, размножения, нервной системы и органов чувств позвоночных животных. Переход от водной к наземно-воздушной жизни в эволюции позвоночных и эмбриональные приспособления (анамнии и амниоты). Обмен веществ и эволюция теплокровности. Эволюция мозга и высшей нервной деятельности позвоночных в свете учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Соотношение онтогенеза и филогенеза у позвоночных. К.М. Бэр и эмбриология позвоночных. Теория филэмбриогенеза А.Н. Северцева. Геологическая история позвоночных.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 256—258.
Вопросы для самопроверки
1. Укажите основные признаки хордовых, по которым они отличаются от других типов животных.
2. На какие подтипы делится тип хордовых?
3. Охарактеризуйте низших хордовых на примере ланцетника.
4. Дайте общую характеристику позвоночных.
5. На какие классы делится подтип позвоночных?
6. Общая анатомическая характеристика позвоночных (по системам органов).
7. Опишите развитие зародыша различных групп позвоночных (образование амниона и алантоиса).
8. Укажите различие между двумя группами позвоночных животных: анамниа и амниота.
9. Как представить общую схему филогенетического развития различных групп позвоночных?
Круглоротые. Строение и образ жизни. Происхождение и значение круглоротых в понимании эволюции позвоночных.
Рыбы (классы хрящевых и костных). Основные черты хрящевых и костных рыб и систематика. Происхождение и значение челюстей в эволюции. Происхождение рыб. Особенности строения нервной системы и органов чувств рыб в связи с образом жизни. Размножение рыб. Миграция рыб в связи с размножением. Роль отечественных ученых (К. М. Бэр, А. Н. Северцев, Н. М. Книпович, Л. С. Берг) в развитии ихтиологии. Основные рыбные богатства России и их использование. Понятие о рыбоводстве.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 269—300.
Вопросы для самопроверки
1. Какими чертами строения рыбы отличаются от класса круглоротых?
2. Какие особенности внешнего и внутреннего строения имеются у рыб в связи с водным образом жизни?
3. Укажите характерные отличия строения хрящевых и костных рыб.
4. Что известно о происхождении рыб?
5. Какие вы знаете экологические группы рыб?
6. Какая наиболее распространенная экологическая классификация рыб?
7. Опишите основные черты биологии рыб (жизненный цикл, питание, размножение, миграции и т. д.).
8. Укажите биологические основы рыбного промысла и рыбоводства.
9. Определите экономическое значение рыб (главнейшие промысловые районы, мероприятия по рыборазведению вРоссии).
Земноводные (амфибии). Основы анатомии, физиологии и систематики земноводных. Происхождение и эволюция амфибий. Практическое значение.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 300—310.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте общую характеристику амфибий как земноводных животных.
2. Какие черты строения и развития объединяют амфибий с рыбами в общую группу анамниа?
3. Какие признаки характеризуют амфибий как наземных животных (легкие, конечности)?
4. Укажите своеобразные черты в биологии амфибий (земноводный образ жизни, развитие с метаморфозом, способность к регенерации).
5. Укажите на какие отряды разделяются современные амфибии и что известно об их происхождении.
Пресмыкающиеся (рептилии). Основы их анатомии, физиологии и систематики. Происхождение и эволюция рептилий.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 314—326.
Вопросы для самопроверки
1. Составьте общую характеристику рептилий.
2. Какие вы знаете прогрессивные черты в строении рептилий по сравнению с амфибиями?
3. Чем можно объяснить, что рептилии могут существовать независимо от водной среды?
4. На какие основные отряды подразделяются современные рептилии и какими особенностями они отличаются друг от друга?
Птицы. Происхождение и эволюция птиц. Основы анатомии, физиологии и систематики. Аэродинамические условия полета птиц. Половой диморфизм и его биологические основы. Размножение и развитие птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Пути увеличения яйценоскости домашних птиц в связи со значением света в физиологии размножения. Миграции и их эколого-физиологические основы. Происхождение домашних птиц. Важнейшие охотничье-промысловые птицы. Роль птиц в истреблении насекомых и грызунов, вредящих лесным насаждениям и сельскохозяйственным насаждениям. Охрана полезных птиц. Роль отечественных ученых в истории орнитологии (М.А. Мензбир, Г.П. Дементьев).
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 327—351.
Вопросы для самопроверки
1. Составьте общую характеристику класса птиц.
2. Какие приспособительные признаки птиц связаны с полетом?
3. По каким признакам в эмбриональном развитии относят птиц в группу амниота?
4. Что вам известно о происхождении птиц, их предках и ископаемых формах?
5. Перечислите основные надотряды и наиболее важные отряды птиц.
6. Какие известны экологические группы птиц и приспособления их к среде обитания?
7. Каков годовой цикл жизни у оседлых, кочующих и перелетных птиц? В чем заключаются причины их миграций?
8. Перечислите важнейших охотничьих, промысловых и полезных в сельском хозяйстве птиц.
9. Охарактеризуйте современное состояние птицеводства и перспективы его развития как одной из отраслей сельского хозяйства России.
Млекопитающие.Основные особенности морфологии, физиологии и систематики. Происхождение и эволюция млекопитающих и связи с разными условиями существования и образом жизни.
Однопроходные и сумчатые. Особенности строения, эволюции и географического распространения.
Плацентарные. Эволюция живорождения у позвоночных. Параллелизм в историческом развитии сумчатых и плацентарных млекопитающих в зависимости от образа жизни и условий среды обитания.
Основные отряды плацентарных. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Основные виды грызунов, вредных в сельском хозяйстве. Значение их в распространении болезней человека и животных. Теория прогнозов размножения и численности грызунов. Основные мероприятия по борьбе с грызунами, защита урожая, запасов продуктов, cадов и лесных насаждений. Непарнокопытные. Эволюция лошадиных. Значение исследований В.О. Ковалевского. Парнокопытные. Хоботные. Хищные, их значение в природе и в промысловом хозяйстве. Ластоногие. Китообразные. Приматы. Человекообразные обезьяны. Происхождение человека. Происхождение домашних млекопитающих: анатомо-физиологические изменения, происходящие в процессе одомашнивания, их значение для эволюционного учения.
Работы отечественных ученых в истории изучения млекопитающих.
Народнохозяйственное значение охотничье-промысловых млекопитающих. Заповедники и охрана редких видов.
Значение изучения закономерностей эволюции и роль человека в охране и преобразовании животного мира.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 16.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте общую характеристику млекопитающих как наиболее высокоорганизованного класса животных.
2. На основе каких биологических особенностей выделяются подклассы млекопитающих?
3. Какие признаки характеризуют яйцекладущих, сумчатых и плацентарных млекопитающих?
4. Укажите отличительные черты плацентарных млекопитающих и перечислите главнейшие отряды.
5. От каких предков произошли млекопитающие?
6. Назовите основные экологические группы млекопитающих в связи с различной средой обитания.
7. Укажите основных вредителей сельского хозяйства и меры борьбы с ними.
8. Перечислите важнейших охотничье-промысловых животных; методы использования и обогащения фауны.
9. Укажите виды домашних млекопитающих, их систематическое положение, происхождение. Перечислите основные породы домашних животных и методы их совершенствования.
10. Охрана животных в России. Красная Книга.
Кроме общего систематического изучения зоологии по учебникам, желательно и практическое ознакомление с животными в природе. Для этого рекомендуется проведение самостоятельных наблюдений в природе с занесением их в дневник. Основное внимание следует при этом обратить на такие биологические явления в животном мире, как общий видовой состав, отдельные группы, распространение, образ жизни и биология отдельных видов животных (питание, размножение, развитие молодняка, залегание в спячку, перелеты и т. д.).
Из возможных объектов наблюдений следует иметь в виду вредителей поля, сада, огорода, а также полезных охотничье-промысловых птиц и зверей.
Желательно также, чтобы изучающий зоологию студент установил контакт с местным краеведческим музеем и с помощью его работников ознакомился с коллекциями, представителями местной фауны и с ведущимися там зоологическими работами.
Раздел 3. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется студентом по заданию кафедры в межсессионный период и является обязательной составной частью учебного плана для заочного образования.
Студенты, не выполнившие задания и не представившие своевременно контрольной работы, не допускаются к очередной лабораторно-экзаменационной сессии, то есть к слушанию лекций, к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
К выполнению контрольного задания студент приступает после изучения курса зоологии по учебнику (Е. И. Лукин, 1984 или Б. А. Кузнецов, А. 3. Чернов, 1989).
На заочном факультете выполняется одна контрольная работа по вариантам, соответствующим сумме трех последних цифр шифра. Если шифр двузначный, берется сумма двух цифр, если однозначный, то берется вариант, соответствующий последней цифре.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|