ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖИВОТНОГО МИРА
ЗООЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
студентам-заочникам сельскохозяйственных вузов
по специальности 110305.65 «Технология производства
и переработки с/х продукции», 110400.65 «Зоотехния» и 110502.65 «Ветеринария»
Чебоксары 2005
УДК 591
ББК 28.6
Составители: кандидат биологических наук Н.В. Мардарьева и доктор биологических наук, профессор Н.Г. Игнатьев
Зоология: Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентам-заочникам сельскохозяйственных вузов по специальности 110305.65 «Технология производства и переработки с/х продукции», 110400.65 «Зоотехния» и 110502.65 «Ветеринария» / ФГОУ ВПО «Чувашская ГСХА». Сост. Н.В. Мардарьева, Н.Г. Игнатьев. Чебоксары, 2005. 26 с.
Предназначены для студентов 1 курса
Утверждены методической комиссией биотехнологического факультета и факультета ветеринарной медицины
Рецензенты: доктор биологических наук Г.Г. Ефремов
кандидат биологических наук О.П.Максимова
УДК 591
ББК 28.6
© Мардарьева Н.В., Игнатьев Н.Г., 2005
ВВЕДЕНИЕ
Зоология представляет собой обширную совокупность наук, включающих в себя знания о животном мире. Соответственно этому задачи зоологии заключаются во всестороннем исследовании животного мира.
На современном этапе развития зоологии (понимая ее в широком смысле слова) детальное морфологическое и физиологическое изучение животного организма выделилось в самостоятельные научные дисциплины, такие как анатомия, гистология, физиология и т. д.
Современная зоология обладает огромным фактическим материалом по строению и систематике животных, образу жизни в разнообразных условиях существования, географическому распространению, практическому значению и т. д. Следует подчеркнуть, что усвоение фактических данных зоологии, безусловно, необходимо для понимания теоретических основ этой науки, которые касаются, с одной стороны, закономерностей индивидуального развития животного организма (особи), а с другой — исторического развития животного мира (видообразование, формирование фауны и т. д.).
В истории зоологии огромное значение имели работы К. Линнея — основоположника систематики, который ввел в науку понятия: бинарная номенклатура, вид и другие систематические категории. Значительным этапом в развитии биологии была работа Ж. Ламарка «Философия зоологии» (1809), в которой впервые высказывались теоретические взгляды на эволюцию органического мира. Велико прогрессивное значение учения Дарвина «Происхождение видов» (1859). Обобщив огромный фактический материал, Ч. Дарвин доказал эволюционное развитие органическою мира, вскрыл законы исторического развития живой природы и положил начало новой эры - материалистической биологии.
Будучи тесно связанас другими биологическими науками, зоология в то же время имеет прямое отношение к сельскохозяйственным наукам, составляя вместе с физиологией общую биологическую основу зоотехнии, ветеринарии и технологии.
Домашние животные (объект зоотехнии, ветеринарии и технологии) произошли в свое время от диких предков и сейчас сохранили некоторые их черты. Это вызывает необходимость изучать систематику, биологические особенности, образ жизни диких животных в природе, их строение, экологию, физиологию, в особенности же такие процессы, как питание, размножение, развитие, исходя из насущных интересов зоотехнии, ветеринарии и технологии.
С другой стороны, многие дикие животные сами по себе имеют большое хозяйственное значение, как например, пчелы, рыбы, промысловые птицы, звери и др. В обеспечении нашей страны продовольствием и товарами широкого потребления, наряду с продуктами животноводства, немаловажное значение имеет мясо, получаемое от промысла диких животных (рыб, птиц, зверей), пушнина и т. д.
Вместе с тем большое количество видов диких животных (вредные насекомые и грызуны) наносят ущерб сельскому хозяйству, вызывая, подчас значительные потери урожая различных культур. Другие, например насекомоядные птицы, напротив, исключительно полезны для сельского хозяйства и лесоводства как биологический фактор борьбы с вредителями. Наконец, известно много различных инвазионных и инфекционных заболеваний домашних животных и человека, возбудителями или переносчиками которых являются животные (простейшие, паразитические черви, кровососущие членистоногие, многие виды грызунов и т. д.).
Совершенно очевидно, что без зоологических знаний невозможно ни рациональное использование полезных животных, ни разработка эффективных мер борьбы с вредными животными.
Значение зоологии для народного хозяйства подчеркивается еще и тем, что широко осуществляемые в нашей стране планы обогащения и реконструкции фауны базируются на достижениях этой науки. Зоологические знания составляют также теоретические основы охраны природы и рационального использования природных богатств.
Следует, наконец, учесть, что при изучении животных в их природной естественной обстановке (то есть при экологическом их изучении), связь основных жизненных процессов с внешней средой, с условиями жизни, в силу большого многообразия последних в природе, выделяется подчас более четко, более определенно, что в домашних условиях. Отсюда следует, что зоологические знания имеют значение не только для биологии, в узком смысле этого слова, но также для зоотехнии, ветеринарии и технологии, а следовательно, и для всей сельскохозяйственной науки в целом.
Таким образом, зоология имеет большое значение в дальнейшем развитии сельского хозяйства.
Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания составлены согласно учебным планам, разработанным в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2000 г.
Зоология изучается студентами 1 курса зоотехнического, биотехнологического и ветеринарного отделений заочного факультета.
В основу изучения положена самостоятельная проработка студентом всего учебного материала. В результате каждый студент обязан выполнить одну контрольную работу и выслать ее в академию.
При самостоятельной работе над курсом и подготовке контрольных заданий студент использует материал учебников. Изучение должно проводиться последовательно, в том порядке, в каком материал изложен в книге, что соответствует примерно ходу процесса исторического развития животного мира.
Согласно программе необходимо изучать весь без исключения материал учебника, но степень детализации усвоения отдельных его разделов должна носить в известной мере выборочный характер.
При изучении курса необходимо сосредоточиться на десяти типах животных.
Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
Изучение фактического материала идет по специальным главам учебного пособия.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖИВОТНОГО МИРА
1. Простейшие. 2. Губки. 3. Кишечнополостные. 4. Плоские черви. 5. Круглые черви. 6. Кольчатые черви. 7. Моллюски. 8. Членистоногие. 9. Иглокожие. 10. Хордовые.
Первые девять типов объединяются в группу беспозвоночных, которая противопоставляется десятому типу хордовых животных с его основным подтипом позвоночных:
1.Круглоротые 2. Рыбы (классы хрящевые и костные). 3. Земноводные 4. Пресмыкающиеся 5. Птицы 6. Млекопитающие.
Ниже приводится перечень основных тем по отдельным зоологическим группам, где указано содержание, а также вопросы, которые должны быть использованы для повторения, самопроверки и выполнения контрольных заданий.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание и задачи зоологии. Значение зоологии в сельском хозяйстве — в животноводстве, ветеринарии, а также технологии. Зоология и эволюционное учение в связи с формированием диалектико-материалистического понимания природы.
Роль систематики животных в познании эволюции животного мира и в решении народнохозяйственных задач. Понятие о биологическом виде, роде, семействе, отряде, классе и типе. Принципы классификации, бинарная номенклатура.
Основные типы животных. Количество известных видов животных разных типов и классов. Роль отечественных ученых в развитии зоологии и ее успехи в России.
ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 3—37.
Вопросы для самопроверки
1. Предмет зоологии и ее место в системе других наук о природе.
2. Какое общее теоретическое значение имеет зоология?
3. На какие дисциплины подразделяется зоология?
4. Каково значение отдельных зоологических дисциплин?
5. Каковы основные этапы в истории зоологии?
6. Какое значение имели работы К.Линнея для зоологии? Основные систематические категории и понятие вида, бинарная номенклатура.
7. Взгляды Ж.Ламарка на происхождение видов.
8. Работы Ч.Дарвина и прогрессивное значение его эволюционной теории (кто из отечественных ученых способствовал развитию и распространению дарвинизма?).
9. Главные факторы эволюции по Дарвину.
10.Каково практическое значение и роль зоологии в охране и преобразовании природы и в развитии сельского хозяйства России?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|