|
Уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению работы духовно – нравственное воспитание
Показатель
| Шкала
| Показатель
« - »
| Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др)
| 3 2 1
| Не может точно назвать народы, живущие в родном крае
| Имеет представление о национальных костюмах ( одежде, обуви, головных уборах) народов родного края
| 3 2 1
| Отсутствие представлений о национальных костюмах народов родного края
| Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры ( жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края
| 3 2 1
| Не может выбрать из предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры народов родного края
| Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края
| 3 2 1
| Отсутствие представлений о жилищеЮ предметах быта народов родного края
| Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края
| 3 2 1
| Отсутствие представлений о традиционных праздниках народов родного края
| Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края
| 3 2 1
| Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края
| Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края
| 3 2 1
| Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края
| Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края
| 3 2 1
| Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края
| Умеет играть в подвижные игры народов родного края
| 3 2 1
| Не умеет играть в подвижные игры народов родного края
| Знает сказки народов родного края
| 3 2 1
| Не знает сказки народов родного края
| Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края
| 3 2 1
| Отсутствие желания слушать сказки народов родного края
|
Шкала критериев:
3– ребенок выполняет задание самостоятельно
2– ребенок справляется с заданием с помощью педагога
1 – ребенок не справляется с задание даже с помощью педагога
Диагностическое задание:
Ребенку предлагается сделать коллаж «Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем»
Содержание задания:
Показатели для наблюдений
| Содержание задания
| Действия педагога, стимульный материал
| Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др)
| -Африку Родину Симбы, населяют разные африканские народности и племена, у которых свои традиции и обычаи.
-А ты знаешь, какие народы живут в нашем селе? Выбери картинки, на которых изображены представители народов, проживающих в нашем селе.
| Демонтрирует изображения представителей африканских народностей
Раскладывает перед ребенком изображения представителей разных национальностей, проживающих на территории России
| Имеет представление о национальных костюмах ( одежде, обуви, головных уборах) народов родного края
| - Как ты догадался, что на картинке изображены русские, татары, морда, чуваши, казахи?
- Посмотри, на какой из этих картинок изображены русские мужчина и женщины? Как ты догадался?
-На какой из оставшихся татары? Как дагадался?
- На какой и трех чуваши, на какой- морда, на какой -казахи? Как догадался?
| Раскладывает перед ребенком картинки на которых изображены представители народов родного края.
| Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры ( жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края
| - Давай в подарок Симбе сделаем коллаж о народах родного села. Мы его назовем«Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем»
- А по оформлению жилища можно определить, семья какой национальности в ней живет. Предлагаю разместить на коллаже изображения жилищь и их хозяев.
| Предлагает заготовку коллажа
Предлагает картинки и помогает разместить их на коллаже
| Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края
| -Древние африканские племена на родине Симбы жили вот в таких хижинах.
- А в каких домах живут народы нашего села? Выбери картинки и назови.
- Предлагаю поиграть в игру «Что в избе?» Выбери из предметов на картинках те, которые являются предметами народного быта в избе.
- Как ты думаешь, почему в пословице говориться «Печь всему голова»
| Демонстрирует изображение африканской хижины.
Показывает картинки и предлагает выбрать ту, на котрой изображено традиционное жилище народов родного края.
Показывает картинки
| Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края
| -У каждого народа свои праздники. О каких праздниках народов нашего села ты можешь рассказать Симбе?
| Предлагает ребенку разместить на коллаже изображения традиционных праздников народов родного края.
| Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края
| -Какие из этих праздников ты хотел бы организовать в детском саду и пригласить Симбу? Почему?
|
| Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края
| -Наряди детей на праздник, укрась узором костюмы русского мальчика, девочки, татарина, чуваша и.т.д.
| Предлагает заготовки костюмов, цветные карандаши.
| Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края
Умеет играть в подвижные игры народов родного края
| -В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на Масленице? Ты сможешь научить Симбу в нее играть?
-В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на празднике Сабантуй ? Почему? Ты сможешь рассказать, как в нее играть?
-В какую повижную игру ты хотел бы поиграть на чувашском празднике Акатуй? Почему именно в эту игру? Ты можешь рассказать ее правила? и.т.д.
| Демонстрирует иллюстрации, на которых изображены дети¸играющие в народные подвижные игры
| Знает сказки народов родного края
| - Симба прислал нам несколько сказок африканского народа. Они о животных, живущих в Африке. Мы их обязательно прочитаем.
-Давай на нашем коллаже разместим героев сказок народов родного края: русских народных, чувашскихи.т.д.
-Как ты думаешь, эта иллюстрация из какой сказки?
| Предлагает иллюстрации к сказкам
| Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края
| -Тебе нравиться слушать сказки? Какие тебе нравятся сказки, какие в них герои?
-Хочешь расскажу тебе смешную татарскую сказку «О кривой березе»? ты можешь нарисовать к ней рисунок и по нему рассказать сказку дома.
| Предлагает лист бумаги и цветные карандаши
|
Список используемых источников
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,
2005. – 247с.
3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
6. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном ворасте.- Тольятти, Кассандра, 2014
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.
8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012
10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
11.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001.
12. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007
13. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
14. Программа патриотического воспитания. Я живу на Самарской земле. - ред Дыбина О.В.- Тольятти Кассандра, 2014.
15.Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области» ( Электронный ресурс) Режим доступа http://www.samregion.ru/documents/government_resolution/06.08.2013/skip/4381/21400/
16. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002
17.Шорыгина Т.А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013.
18.Шмелева Н.В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М,Сфера, 2012
Приложения
Глоссарий
Духовная культура –это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно- историческому единству или человечеству в целом.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека о общества.
Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой культуры.
Заклички – один из видов закличительных песен языческого происхождения. Они торажают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
Заклички представляют собой обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным, птицам.
Культура в широком значении есть преобраховательная деятельность челровека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смыле культура – это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.
Материальная культура– искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Предметы матеральной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценостей. Конкретно это одежда, обувь, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения.
Обычай– унаследованный стереотипный способ поведения, который восприозводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Обряд (ритуал) – разновидность обычая
Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни
Потешка – элемент народной педагогики, песенка – приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка.
Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого- нибудь, чего – нибудь
Прибаутка– стихотворная , короткая, веселая история, которая рассказывает мать своему ребенку
Промысел– совокупность действий, целью которых является достижение определенного результата.Апромыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким – лтбо делом в объеме, котрый може обеспечить, полностью или частично, доход. Необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи
Реликвия– свято хранимая, почитаемая вещь, связанная и историческими или религиозными событиями прошлого
Ремесло– мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто выскохудожественные изделия
Традиция - элементы социального и культурного наследия, передащиеся от поколения к поколению и сохраняющиес\я в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Это обычай, устоявшаясяв быту привычка, правило, норма
Содержание развивающей предметно – пространственной среды для реализации проекта
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|