Сделай Сам Свою Работу на 5

АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕКА ПО РИСУНОЧНЫМ ТЕСТАМ ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ РИСУНКА

Анализ человека по рисунку есть не что иное, как тестирование, применяемое некоторыми школами психоло­гов. Человек и рисунок — Космос малый и большой, все равно что взрослый и дитя. Воспитывающий сына или дочь отдает ребенку частичку себя, свою походку, свои взгляды на жизнь, свое имущество. Так же и рисующий отдает рисунку информативную часть самого себя. С одной стороны, он отражает свои способности, с другой — отношение к тому, что рисует.

Это явление тройственное, потому со стороны третьей рисующий ограничен правилами рисования, возможно­стями красок. Все это, слитое в одно, создает фон на пространстве бумаги, где происходит великий акт запечатления мгновения, называемый рисунком. Что бы ни совершал человек, он везде оставляет упоминание о себе. Таков закон следа, которому подчиняется все человеческое бытие. Этот след может рассказать о человеке все, если суметь его расшифровать, даже то, о чем человек сообщать не хочет.

Рисунок имеет явный смысл и скрытый. Сейчас, проводя самоанализ с помощью рисунка, мы будем заниматься имен­но тем невидимым, что стоит за ним.

Особенно интересно рассматривать рисунок, осознавая возможность считывания информации из собственного не­осознанного. Это очень непростой анализ, в котором каждый должен «набить руку» самостоятельно. Чтобы провести пси­хологический самоанализ, надо поставить определенные воп­росы, о которых я буду говорить позже, и получить на них конкретные ответы.

Чтобы понять, как «работает» психоанализ с помощью рисунка, проследим его истоки, так же как мы поступили бы относительно любого явления.

ИСТОРИЯ РИСУНКА

История рисунка начинается с примитивных отобра­жений дикарями какой-то информации, нацарапанной вет­кой на земле, с наскальных изображений древних. Можно смело сказать, что рисунок — отображение пройденного че­ловеком пути, полученного опыта...

Сначала у людей возникли знаки. Например, изобра­жение стрелы с оперением означало: «Иди туда». До того как придумали знак стрелы, на землю клалась настоящая стрела острием в нужном направлении. Затем ее заменили рисунком, что было более целесообразно. Обычай «класть стрелы» существует и сейчас. В кинотеатрах или в других публичных местах Вы можете видеть стрелы, указывающие направление. Стрела — прямая линия — символ ума, указы­вает, куда надо приложить действие. Затем стали обозначать конкретнее «Двое наших пошли за зебрами» (рис. 13).



Я задаю Вам вопрос на эрудицию, что такое пикто­грамма? И Вы мне, дорогой Читатель, жизнерадостно отве­чаете: «Это информация, переданная с помощью рисунка». То, что мы с Вами изобразили на предыдущих рисунках, — пиктограммы. Наша задача, чтобы рисунки, которые мы будем анализировать, стали для нас пиктограммами. Правда, в строгом смысле слова пиктограмма — это, как правило, одно предложение: «Двое наших пошли за зебрами на запад». Мы же должны сделать свою особую пиктограмму, которая передаст нам столько информации, сколько мы сможем взять.

Существуют шесть видов пиктограмм: любовные пос­лания; охотничьи сообщения; магические формулы; военные сообщения; надписи на могилах; политические и социаль­ные — петиции, договоры, предупреждения.

Пиктограмма — это вообще начало письма. Многие знаки и символы, составляющие пиктограмму, вышли из определенного жеста. Например, перст указывающий — туда! Или большой палец вверх — хорошо! Или палец к губам — молчи! Часто жесты были заимствованы из магии. Поэтому такой рисунок, который Вы запомните как термин «идеограмма», часто используется для магических целей. Чаще всего это религиозная символика. Со временем те же знаки заменили звуком. Так появилось звуковое считывание информации.

В любом виде рисунка просматривается индивидуальный стиль того, кто рисует. Почему? Потому что каждый рисунок выполняется по закону личной жизни, существующему в человеке, который в данном случае можно назвать стилем рисунка.

Рисунок дает больше информации о человеке, чем по­черк, так как у рисунка нет тех ограничений по правилу написания, которые обычно имеет почерк. Что такое рису­нок? Это изображение, выполненное от руки с помощью пишущего средства. После эпохи Возрождения живопись и графика начали выделяться в два самостоятельных направ­ления. Графика — линейные соотношения, воспроизведение формы предметов, их освещенности.

Живопись — соотношения красок, выражение через цвет существа предметов. Импрессионисты завершили этот про­цесс разделения. В их работах все линейное второстепенно, главное — цвет. И вот живопись стала независимой от рисун­ка, который раньше был в ее центре.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Рисунок содержит не логические выводы, а смысл изоб­раженного, отношение к миру самого рисовавшего, его логи­ческий опыт и переживания.

Используя рисунок, мы сможем определенным способом выделить 8 основных типов людей (а опытные профессиона­лы — еще 63 подтипа). Тип определяет характеристику человека, например, тип лидера или тип подчиненного и т. д. Наши знания уже позволяют нам сказать, что тип указывает на преобладание того или иного инстинкта, тем­перамента, модальности...

Графолог Энн Махони первой предложила разложить по предпочтительности следующие символы: круг, квадрат, треугольник. Она и явилась родоначальником аналогичных тестов в науке. Справедливости ради надо отметить, что подобные исследования были давно проведены во многих околонаучных философских школах.

Так что же все-таки значат символы, названные Энн Махони фигурами?

Круг — символ одобрения, чувственности, дружествен­ности, игривости, радости; это фигура обтекаемая, мягкая, связанная с женским началом.

Прямоугольник — символ безопасности, говорит о пре­обладании в характере логики, практицизма, желания ста­бильности и прочности; мужское и женское начало в нем могут быть уравновешены.

Треугольник — символ агрессии, резкого проникновения в идею, говорит о преобладании в характере честолюбия, может быть, чрезмерного. В мире людей треугольник — фигура «наступательная», связанная с резко выраженным мужским началом.

Рассматривая рисунок, состоящий из этих символов, психолог может определенным способом его интерпрети­ровать. Давайте и мы поучимся это делать.

Рисуночный тест «Человечек из десяти геометрических фигур»

Цель теста: Выявление индивидуальных особенно­стей человека.

Задание:

Нарисуйте человека из десяти геометрических фигур: треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов). Ге­ометрические элементы могут быть разной длины, накла­дываться друг на друга и т. д. Главное, чтобы их было десять, не больше и не меньше.

Для выполнения задания используйте три листа бумаги размером 10 X 10 сантиметров. На первом листе выполните пробный рисунок и посмотрите, как получился человечек, сосчитайте количество геометрических фигур. Затем сде­лайте рисунок на втором листе, что-то подправьте на нем, и выполните окончательный рисунок на третьем листе.

Обработка данных:

Подсчитайте по каждому рисунку количество использо­ванных треугольников, кругов и прямоугольников. Запишите результаты в виде трехзначного числа, в котором первая цифра обозначает количество треугольников, вторая — коли­чество кругов, третья — прямоугольников. Например, Ваше число в этом тесте 424. Далее надо определить, какие свойства человека закодированы этим числом. Для этого проработайте несколько описаний типов личности, раскры­вающих интерпретацию рисунка. Учтите, все приведенные качества особенно явственно проявляются при высоком уров­не сознания. При низком они могут быть выражены слабо или проявляться лишь ситуативно.

Тип 1. Руководитель

Описывается числами 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Жесткий руководитель обычно выражен числами 901, 910, 802, 811, 820.

Ситуативный руководитель — числами 703, 712, 721, 730.

Преподавательское руководство представляют числа 604, 613, 622, 631, 640.

Человек первого типа — наглядный пример доминиро­вания лидерского или исследовательского инстинкта, чаще всего представитель холерического темперамента. Свою де­ятельность направляет на наиболее важные социальные за­дачи. Может быть хорошим рассказчиком, или лектором, или преподавателем, при этом склонным к руководящей и организаторской работе. В социальной среде обычно хорошо адаптирован. В своей руководящей роли придерживается границ благоразумия. Любит зеленый цвет (этот человек — «дерево», по китайской системе «у-син»). Часто любимое время года у него — весна.

Тип 2. Сознательный исполнитель

Характеризуется числами 505, 514, 523, 532, 541, 550.

Часто похож на руководителя (тип 1), но при принятии решения часто колеблется. Более ориентирован на про­фессионализм, чем на руководство. Очень ответственен, требователен к себе и другим, правдив. Доминирующий инстинкт — свободы, или сохранения достоинства, или аль­труизма. Такие люди часто слишком много работают, изводя себя до изнеможения, а потому психосоматические заболе­вания — их частые спутники.

Тип 3. Тревожно-мнительный

Ему свойственны числа 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Причем 415 часто обладает поэтическим талантом.

Этот тревожно-мнительный тип принадлежит одаренным и способным людям. Они не умеют сконцентрировать свои способности на чем-то одном и рассеивают их по множеству направлений. Поэтому им мало одной профессии, и они пробуют себя в нескольких, иногда совершенно противопо­ложных по сути.

Например, «технарь» начинает заниматься психологией. Иногда они имеют какое-то увлечение, типа хобби, которое может перерасти во вторую профессию. У них часто пре­обладает визуальная модальность.

Физически не переносят беспорядка и грязи, могут кон­фликтовать из-за этого с другими. Ранимы. Часто сомне­ваются в своих возможностях, нуждаются в мягком, осто­рожном поощрении, подбадривании — это их стимулирует и укрепляет.

Число 424 принадлежит особенно добросовестным и ак­куратным работникам, которые не умеют плохо работать и не любят этого в других.

Тип 4. Ученый

Представлен числами 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Люди этого типа имеют склонность к анализу. Пытаются объяснять окружающий мир с точки зрения определенной модели, на все явления жизни имеют свои теории. У них проявляется яркое доминирование исследовательского ин­стинкта.

Обладают душевным равновесием, их поведение рацио­нально и продумано. Номер 316 имеет особенную склонность к созданию глобальных теорий, а также может проводить сложную координационную работу.

Число 325 свойственно человеку, крайне увлеченному познанием социальной жизни, вопросами здоровья, биоло­гией, медициной.

Тип 5. Интуитивный

Характеризуется числами 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Очень восприимчивый правополушарный тип, облада­ющий хорошим воображением и большой чувствительно­стью, обостренной нервной системой. Разумеется, подобная чувствительность имеет высокую истощаемость.

Чтобы не доходить до этой грани, им лучше почаще переключаться от одной деятельности к другой. Очень развит инстинкт альтруизма, поэтому они часто помогают неу­дачникам, хлопочут об отверженных, вообще заботятся о людях. Имеют собственную мораль. Прекрасно чувствуют новизну. Хорошо работают головой и руками. Любят тех­ническое творчество.

Вырабатывают в себе умение самоконтроля. Не любят посягательств на свою свободу.

Число 235 часто принадлежит профессиональным психо­логам или интересующимся психологией.

Число 244 свойственно писателям или имеющим склон­ность к литературному творчеству.

Число 217 говорит о приверженности человека к изоб­ретательской деятельности.

Число 226 представляет тип человека, у которого су­ществует большая потребность в новизне. Такие люди ставят перед собой чересчур завышенные цели — это от излишней самоуверенности или от некоторой беспощадности к себе.

Тип 6. Интеллектуальный

Представлен числами 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Чаще всего это прирожденные «технари», обладающие богатым воображением. Но среди них есть и творческие интеллектуалы, художники и философы.

Люди подобного типа чаще сориентированы на внут­ренний мир. Живут собственной моралью, эмоциональны, богемны.

Не любят ограничений извне, но допускают самоог­раничения. Имеют собственные идеи по поводу любых яв­лений и увлечены этими идеями.

Число 019 встречается у тех, кто хорошо владеет ауди­торией.

Число 118 свойственно способному изобретателю или конструктору.

Тип 7. Сопереживающий

Характеризуется числами 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

Этот тип представляют люди повышенного эмоциональ­ного интереса к другим. Они сочувствуют и сопереживают людям, нередко плачут в кино или театре. Их надолго может вывести из равновесия чья-нибудь несправедливость или жестокость. Чувствуют чужую боль, как свою собст­венную. На сопереживание тратят много собственной энер­гии. Такая несколько излишняя ориентация на других отвле­кает их от собственных проблем, которые часто остаются нерешенными. Это слабые руководители, так как, вникая в личные дела подчиненных, они оставляют невыполнен­ными производственные задания.

Тип 8. Несопереживающий

Представлен числами 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109 (если какое-нибудь число уже использовалось, то одно из его значений рассматривайте как дополнительное).

Такие люди не чувствуют переживаний других или не обращают на это внимания. Наоборот, могут даже усиливать давление на попавшего в беду. При развитом сознании — это хороший руководитель, подчиняющий коллектив своей воле. Если он еще и хороший специалист, то его коллектив очень продуктивен. Но может быть чрезмерно черствым, если что-то выбивает его из колеи, способен потерять кон­троль над собой. При неразвитом сознании и ущербных духовных качествах это тип жесткого, часто несправедливого руководителя.

Приведенный самоанализ, как и любой другой, не отра­жает полностью природу человека, поэтому могут быть разные исключения. Тест хорош как одна из граней познания себя или других, обратите внимание — лишь одна из граней.

Дополнительные вопросы

В зависимости от того что выделяется на рисунке, задайте тому, кому Вы предложили тест, следующие вопросы (на которые обычно следуют утвердительные ответы):

на теле человечка изображена шея — «Вы ранимый че­ловек?» (Бьют всегда по шее... В этой области находится центр «накопленной вины» человека);

на рисунке прорисованы лишь одни глаза — «У Вас доми­нирует визуальная модальность?» Если отвечающий — пред­ставитель нашей школы «Единство», то скажет, что да, визуальная; если нет, спросит: «А что это такое?». Тогда задайте ему вопрос по-другому: «Вы любите живопись?».

на рисунке прорисованы лишь одни уши — «У Вас доми­нирует аудиальная модальность?» Или: «Считают ли Вас человеком умеющим слушать? Любите ли Вы музыку?»

на рисунке прорисован лишь один рот — «Вы любите поговорить?»

на теле человечка прорисован кармашек — «У Вас есть дети?»

на теле человечка изображен треугольник — «Вы кем-то командуете (руководите)?»

на теле человечка нарисован кружочек — «На Вас лежит серьезная забота о старшем родственнике?»

Рассмотрим рис. 14. Здесь представлены четыре рисунка. Число 334 характеризует типично «ученый тип». Умеет делать анализ и обобщение, отделять главное от второстепенного, объяснить любую ситуацию с точки зрения какой-то определенной теории. Часто это человек, «отъехавший» в логику. Любит театр, хорошее кино, концерты. У него явно присутствуют артистические способности, на что указывает наличие шеи. Но прежде всего это ученый. Людей он не видит и не слышит, на что указывают непрорисованные глаза, нос и рот. Зато у него хорошо работает голова. Недостаток эмоций восполняет шея, которая является про­тивовесом холодной голове. Шея акцентирована штрихов­кой, то есть этот человек раним. Нарисованные руки говорят о его графических способностях. Рисунок значительного размера, что свидетельствует о нормальном физическом со­стоянии человека и отсутствии утомляемости. Обратите вни­мание на три других рисунка и попытайтесь по ним опре­делить тип изображенных людей сами.

Домашнее задание

1. Сделайте рисунок человечка, сосчитайте количество геоме­трических фигур, определите свой тип личности.

2. Попросите нарисовать такой рисунок и всех своих домашних.

3. Общение с каждым собеседником по возможности заканчивай­те просьбой сделать рисунок человечка. Таким путем Вы «набьете себе руку» и будете практически мгновенно определять типовую принадлежность Вашего собеседника.

А вот другой не менее интересный тест

Рисуночный тест «Дерево»

Дерево... древо... древо жизни... древо познания добра и зла. Я думаю, в этом символе, именуемом древом, за­ключен смысл всей человеческой жизни и вселенной, его окружающей.

Дерево прежде всего символ роста и символ человека по аналогии со стоящей статуей. Такой глубокий смысл — для мудрецов, мы же будем смотреть на явление более прозаически, ища прикладное, подобно тому, что требует от нас обычная жизнь в социуме...

В начале нашего века первым среди ученых догадался использовать рисунок дерева для изучения человека швей­царец Э. Жюккерт. Он понял, что, рисуя дерево, мы с помощью символов изображаем свои проблемы и желания. В рисунке дерева просматриваются все основные черты ха­рактера человека, даже его этническая принадлежность. Так, мусульмане обычно изображают на рисунке корни, что явля­ется показателем большой привязанности к своей среде.

Цель теста: Выявление типа личности человека.

Задание:

Возьмите лист бумаги размером 15 X 10 сантиметров, ручку или карандаш. Выполните на нем рисунок любого дерева. Затем повторите его и, наконец, нарисуйте в третий раз. Причина такой методики объясняется просто: первый рисунок — это реакция испытуемого на незнакомую обстановку, говорит о его самоконтроле; второй — более соответствует его обычному психологическому состоянию; третий — полностью позволяет слиться с привычной обстановкой и обстоятельно выполнить задание. Поэтому анализировать будем третий рисунок.

Все возможные рисунки представляют собой ряд типов личности:

Тип 1. Организаторский

Изобразивший ель проявляет склонность к организатор­ской деятельности.

Тип 2. Философский

Для такого типа характерно отсутствие деталей, дерево изображается как упрощенная схема. Встречается у людей, склонных к философствованию.

Тип 3. Педант

Этот тип личности противоположен типу 2. Отличается педантичностью. На дереве множество различных деталей. Как правило, нарисовавшие его — бухгалтеры, экономисты.

Тип 4. Детский

Характерно изображение голых веток. Нарисовавший имеет черты детской непосредственности.

Тип 5. Интуитивный

Нарисовавший подчеркивает пышность кроны дерева. Такому человеку свойственна развитая интуиция.

Тип 6. Эстетический

Характерно для художников или любителей, передает настроение нарисовавшего дерево.

Тип 7. Экзотический

Часто это пальма или что-нибудь в этом роде. Встре­чается у лиц, склонных к экстравагантности в суждениях, поступках, одежде.

Тип 8. Самобытный

Обладает некоторой вычурностью. На дереве возможны экзотические цветы или плоды. Встречается у очень не­ординарных и самобытных людей.

Тип 9. Сюжетный

Для данного типа характерно обдумывание сюжета. Обычно его дерево изображается на склоне оврага, под солнцем, луной, с птицами на ветвях.

Поясним, что предполагает размер рисунка.

Если изображаемое дерево символизирует личность те­стируемого, то пространство листа — его жизненное прост­ранство, подчиненное тем законам, о которых я скажу чуть позже. Величина рисунка по отношению к размеру листа говорит о предположении собственной значимости и о зна­чении переживаемых эмоций по сравнению с внешними явлениями. Часто большие рисунки выражают экспансив­ность и агрессивность, маленькие — чувство собственной не­полноценности .

Характерные детали для анализа

Еще точнее помогут Вам сделать анализ (или самоа­нализ) те характерные для рисунка детали, о которых сейчас расскажу.

Сильная штриховка на дереве свидетельствует о внут­реннем напряжении человека.

Изображение гнезда свойственно тем, кто склонен уха­живать за животными.

Наличие плодов характерно для стремящихся к резуль­тативной деятельности.

Дупло может свидетельствовать о перенесенном заболе­вании либо операции.

Вместо дерева рисуется пень — характерно для чело­века, склонного отвечать на призыв противоположным действием.

Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, часто дупло — так и у человека большие незавер­шенные планы.

Слишком мелкое изображение говорит о невозможности проявить себя.

Слишком большие размеры рисунка свидетельствуют о внутренней свободе человека.

Дерево, раздвоенное от ствола, присутствует обычно в рисунках близнецов или тех, у кого родственные связи с братьями и сестрами очень сильны.

Сломанное дерево означает, что человек пережил силь­ное потрясение.

Ветка вместо дерева говорит об инфантильности рисо­вавшего.

Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, нуждающихся в укреплении своего места в жизни.

Все, что мы сейчас разобрали, — лишь начало интер­претации теста. А теперь сделаем анализ рисунка, исходя в основном из исследований французского психолога Рене Стора, включив туда же некоторые разработки преподава­телей школы «Единство». Анализировать будем только тре­тий рисунок. Внимательно взгляните на него, как бы про­щаясь. Такого изображения Вам никогда больше не удастся создать.

Дерево — символ жизни и символ человека, его духа, мыслей и чувств. Рассматривая элементы символа, пос­мотрим, о чем наши думы и стремления.

Анализ рисуночного теста

Анализ пространства рисунка

Предположение, что пространство, осваиваемое челове­ком, бесконечно и является прообразом Великого Ничто, — заблуждение. Любое пространство, которое осваивает чело­век, — конечно и подчиняется законам иерархичности, цикличности, образования схем и прочим духовным законам. В нашем трехмерном мире пространство разбивается на четыре зоны, получаемые при вписывании в него поверну­того креста, обладающие определенным символическим зна­чением '(рис. 15). Верх А, Б — зона духа, интеллекта, раз­вития, связей с окружающими. Центр — это «Я» человека, сознательная жизнь, которая всегда в центре всего. Низ Е, Д — бессознательное, материальное, инстинктивное, сексу­альное, коллективное. Левая сторона И, К — связь с самим собой, с прошлым, репродуцирует женские энергии, эгоизм. Правая сторона В, Г —связь с другими людьми, репро­дуцирует мужские энергии, альтруизм. Проведите диагонали по кресту и обратите внимание на новые свойства прост­ранства, где происходит акт запечатления (рисование или акт любого общения). Зоны, о которых мы только что говорили, вносят в любые отношения свои коррективы: на­падение и протест (между зонами Б и В), упорство и преданность (между Г и Д), захват (между Е и Я), сдер­жанность и осторожность (между зонами К и А).

Анализ рисунка

На разлинованном листе бумаги нарисуйте дерево (рис. 16). Начнем анализ.

О чем говорит расположение рисунка на странице

Расположение в левой части — привязанность к прош­лому, к матери.

Расположение в правой части — потребность опереться на чей-либо авторитет.

Левая позиция с тенденцией смещения рисунка к цен­тру — желание обрести покровителя, с одной стороны, и быть от него независимым — с другой.

Расположение в центре со смещением вправо — желание найти согласие между собой и другими. Если при этом дерево наклонено вправо — человек ориентирован к внеш­нему миру или к своему будущему.

Расположение строго центральное — потребность в систе­матизации своего жизненного опыта.

Правое расположение с тенденцией смещения рисунка к центру — поиск согласия с внешним миром.

Расположение целиком в верхней четверти — автор под­вержен депрессиям, которые он пытается прервать ак­тивными действиями. Он может быть неустойчивым в жизни, ищет способы самообладания. Иногда прорисо­вываются амбиции, желание навязать себя и свои проб­лемы другим.

Расположение рисунка в нижней половине — автор чув­ствует себя покинутым, прорисовываются чувство депрессии и самобичевания.

Выявление нестандартности поведения рисовавшего.

Сделав общий анализ человека, изобразившего дерево, отметим его некоторые индивидуальные черты.

Если рисовавший повернул лист бумаги по горизонтали, это говорит о независимом уме или о значительной рас­судительности.

Вокруг дерева прорисован пейзаж — свидетельство раз­вития астрального тела, чувствительности.

Дополнительные объекты на рисунке свидетельствуют о хорошем воображении, эмоциональности.

Нарисованы два дерева — этот символ говорит: «Я и окружающие меня люди». Хорошо видно ваше отношение к окружающему миру — в этом просматривается жизненная позиция рисовавшего.

Нарисовано множество деревьев, не связанных почвой, — можно делать вывод об инфантильности поведения рисовав­шего, из которого вытекает неумение или нежелание под­чиняться общепринятым нормам.

О чем говорит изображение основания дерева

Основание, на котором стоит дерево, часто повествует о духовной платформе тестируемого, о его социальных и психологических притязаниях.

Если основание прорисовывается одной чертой, значит, автор рисунка может сосредоточиваться на одной цели, независимо от того, личная ли его эта цель, или отданная в виде приказа.

Разные основания в виде линий разнообразной формы говорят о том, что у человека сильная потребность в идеале: он ищет достойный пример, навязывая себе правила жизни, делающие его похожим на свой идеал.

Несколько линий, идущих до края листа, свидетельст­вуют об импульсивности рисовавшего, некоторой каприз­ности, возможности идти на неожиданные контакты.

Подъем основания в правый верхний угол говорит об энтузиазме и увлеченности человека.

Опускание основания вниз показывает подавленность человека, его нежелание проявлять рвение.

О чем говорит изображение корней

Корни говорят не только о среде, из которой вышел человек, но и о самом примитивном, что есть в личности. Корни часто встречаются в рисунках детей. Если же они нарисованы взрослым, это может означать, что тестируемый ищет в жизни опору. Правда, часто это — свидетельство его импульсивной жизни или интереса к тайнам (к тому, что скрыто), в частности, длинные корни говорят о его непо­мерном любопытстве.

О чем говорит крест на рисунке

Символ креста означает наличие какого-то подспудного (или явного) страдания либо нравственного конфликта. Кре­стообразные формы могут быть прорисованы в корнях, на стволе, на листве, обозначая страдания в той области жизни, которая символизируется этими частями дерева.

О чем говорит изображение листвы

Листва для дерева — то же самое, что легкие для чело­века, символ обмена с внешним миром. Если листва раз­вернута широким веером, значит, взаимодействие с окру­жающей средой значительное. Такой человек ориентирован на контакты, его можно приглашать на должность менед­жера — не ошибетесь. Если листва скудная, чахлая, тонкая — контакты с внешним миром слабые.

Высота листвы зависит от интеллектуального развития и интересов в сфере идей. Когда листва занимает почти всю страницу бумаги — это правополушарный «отъезд» в мечты. Если же она равна 5/8 высоты листа бумаги — ин­тенсивная интеллектуальная жизнь, может быть «отъезд в логику»; 3/з — хороший контроль над собой; 1/8 — недостаток контроля, что нормально для ребенка 3—4 лет, но не для взрослого.

Ширина листвы в первом верхнем квадрате (страница разделена по ширине на четыре квадрата) символизирует степень сомнения в своем интеллекте и своих силах или говорит о том, что тестируемый напряженно защищается от чего-то или кого-то.

Ширина листвы во втором квадрате показывает степень убежденности автора рисунка в своей малой значимости.

Ширина листвы в третьем квадрате свидетельствует об убежденности человека в своем хорошем интеллекте, однако есть проблемы с умением объяснить или убедить кого-то, отсюда же вытекают сложности во взаимоотношениях с другими людьми.

Ширина листвы в четвертом квадрате показывает степень проявления желания быть на виду, выступать перед людьми.

Изображены два дерева. Листва первого дерева широкая, второго — узкая: это означает, что для человека сложна проблема выбора (амбивалентность). Он имеет скрытую пот­ребность зависеть от других, тем не менее относится к ним недоверчиво.

Теперь наоборот — листва первого дерева узкая, второ­го — широкая: автор рисунка упрямец, склонен прятаться за показной силой, на самом деле ее не имеет, от этого испытывает сильное внутреннее напряжение.

Очень острая листва означает стремление человека за­щититься от опасности — явной или подозреваемой.

Форма листвы тоже может рассказать о многом: ма­ленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола или без кругов свидетельствуют о нежности, эмоциональности. Кру­ги в листве можно рассматривать и как поиск ободрения, и как говорливость. Падающие или упавшие листья пока­зывают нам разочарованность человека, его покинутость.

Листья вверх — энтузиазм, стремление к лидерству, на­личие цели.

Листья во все стороны — рисовавший человек распыля­ется, очень общителен.

Открытая листва, не замкнутая кривой линией, — чув­ствителен к среде, неспособен серьезно сопротивляться ей.

Нитевидная листва, похожая на запутанную нить, — ловкость при решении проблем, умение избегнуть нежела­емого.

Разные части листвы ограничиваются кривыми лини­ями — принятие мира, открытость ему, умение принять че­ловека.

Закрытая и открытая листва — может получать и отда­вать. Иногда поиск правды (инстинкт свободы).

Листва полностью ограничена кривой линией — сохранение своего «Я» способом впадания в детство, ребячество (ПЗ).

Пустая закрытая листва (пустой круг) — непроявленная агрессивность.

Однообразные детали на рисунке — привычка к стандар­тным решениям. И наоборот, разнообразные детали — стрем­ление к нестандартным решениям, получению разнообраз­ных знаний, хорошая память.

Дерево, крона которого подстрижена «шапкой», — пот­ребность в поддержке.

Листва в виде гирлянд — человек находится в глубокой обороне, но остается корректным, даже будучи загнанным в угол.

Петлевидная листва — использование своего обаяния для достижения цели.

Листва с прогрессирующим расширением вверх — поиск лучших вариантов.

Небольшие группки листочков, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве, — захватывающая беспокой­ная мысль.

Листва, подобная вышивке, — женское начало, обаяние.

Переделанная листва — стремление скрыть свои ошибки.

Листва с цветами — мягкость, сентиментальность, неж­ность.

Листва, смещенная вправо, — желание прочной поддерж­ки и поиск ее.

Листва, направленная влево, — возврат к прошлым опы­там.

Листва без четко выраженной ориентации — у человека затруднения во всем, что касается выбора.

О чем говорит изображение ветвей

Ветви выражают способ, которым человек сумел реализо­вать свои возможности, формы его защиты и атаки внешнего мира.

Ветви, прорисованные одной линией, — побег от непри­ятной жизненной реальности, например, в мечту, в детство, иногда в ПЗ, приукрашивание этой неприятной реальности, попытка переделать ситуацию.

Ветви из одной и двух линий — поиск точного решения вопроса.

Ветви из двух линий — умение анализировать жизнь.

Обрезанная ветвь — аффективная травма (психосома­тическое заболевание из-за длительного непринятия ре­шения) .

Ветви из одной или двух линий, нарисованных в виде ромба плюс круги из листьев, — человек отличает желаемое от действительного, но это-умение забирает так много ду­шевных сил, что для их компенсации необходима забота и нежность другого человека.

Не нарисованы ветви на стволе — трудности в установ­лении контактов.

Утолщенные замкнутые ветви — внезапные гневные ре­акции, ставшие для человека обычными.

Плакучая ива — отсутствие смелости, иногда отчаяние.

Симметрия ветвей. Прямолинейная симметрия — ветви образуют прямой угол со стволом и расположены напротив друг друга. Подобное изображение говорит, что автор рисун­ка старается хотя бы казаться в согласии с окружающим миром.

Прямоугольная, с чередованием, — ветви образуют со стволом прямой угол и прорисованы поочередно с обеих сторон. .В этом случае рисовавшему грозит (или уже на­ступила) потеря контроля над собой (аффект), кроме того, он не может принять решение (амбивалентность), а состо­яние непринятия решения болезненно.

Многоугольная, с чередованием, — говорит о моральных проблемах автора рисунка.

О чем говорит изображение ствола

Что за символ — ствол? Это «Я» индивида, зона идей.

Если высота ствола больше высоты кроны — у человека преобладает интерес к конкретным вещам, он умеет жить в настоящем моменте.

Если величина ствола больше величины кроны в два-три раза, значит, тестируемый зависит от окружения, при этом он может агрессивно ему противостоять, он возбудим и импульсивен.

Ствол, равный по высоте кроне, говорит о поиске сог­ласия с окружающими.

Крона больше ствола — у автора рисунка хороший са­моконтроль.

Если крона намного больше высоты ствола — это признак художественных интересов и высокого интеллектуального уровня. Иногда это бегство в магию...

Если на стволе прорисованы детали — этот человек пом­нит о мелочах в повседневной жизни.

Изолированная ветвь на стволе слева говорит о стрем­лении человека быть похожим на мать.

Изолированная ветвь на стволе справа выдает желание автора рисунка быть похожим на "отца, сравняться с ним в силе.

Шрам на стволе запечатлевает память о прошлых неудачах человека (это шрам в психике, на стволе он прорисован в виде символа вторгшейся агрессивной энер­гии).

Ствол, отделенный от листвы чертой, — человек нахо­дится под воспитательным давлением.

Ствол в форме конуса — противодействие чему-то или кому-то с демонстрацией своей силы.

Ствол прерывается листвой в виде вогнутой кривой — человек пассивен, мягок, все принимает как должное.

Ствол в виде одной линии — нежелание видеть реаль­ность.

Обычный стандартный открытый ствол — нормальное раз­витие человека.

Ствол, входящий в листву, — желание сохранить имею­щееся, а также (второе значение) беспокойство по сексу­альным мотивам.

Ствол, отделенный от почвы чертой, — человек чувствует себя одиноким и несчастным.

Ствол с наклоном влево — рисовавший человек пасует перед агрессией, с наклоном вправо — ищет поддержки.

Ствол с разными наклонами по высоте — автор рисунка обуреваем сомнениями.

Ствол, расширяющийся книзу, — поиск устойчивости к жизни.

Ствол растет из круга — человек чувствует себя защи­щенным только в своем окружении, своем кругу — на работе ли, дома ли.

Ствол, суженный у основания, — рисовавший человек испытывает чувство опасности в своем окружении.

Если высота ствола умещается в первом нижнем квад­рате — это говорит об уязвимости, зависимости, неверии в себя, ребячливости.

Если высота ствола соразмерна с высотой второго квад­рата — зависимость и робость менее выражены, чем в пре­дыдущем случае.

Высота ствола соизмерима с высотой третьего квадрата — у человека хорошая адаптация к среде.

Высота в четвертом квадрате — человек стремится быть на виду, хочет реализовать себя в своих далеко идущих планах.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.