Экспертиза ценности документов. Экспертная комиссия.
Основы законодательства РФ об архивном деле.
Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов действуют нормы настоящего Федерального закона ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ.
Федеральные и ведомственные архивы РФ
Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части — государственную и негосударственную. Хранение государственной части Архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами.
Государственные архивы подразделяются на федеральные и субъектов федерации. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования.
Государственные архивы
Основные направления деятельности гос. архивов:
- обеспечение сохранности документов;
- организация учета документов;
- создание научно-справочных документов и информационно-поисковых систем (ИПС);
- комплектование архивов новыми данными;
- организация использования документов;
- публикация документов.
· Государственные архивы федерального уровня
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
Российский государственный исторический архив (РГИА)
Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ)
· Государственные архивы регионального уровня
Национальный архив Республики Адыгея
Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ГУ «ЦГА УР»)
Государственный архив Мурманской области (ГАМО)
· Муниципальные архивы
Ведомственные архивы
Ведомственные архивы подразделяются на 5 групп:
· архив организации;
· центральный архив;
· центральный отраслевой архив;
· объединённый ведомственный архив;
· объединённый межведомственный архив.
· Ведомственные архивы федерального уровня
Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО)
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. на Поклонной горе
Архив военно-медицинских документов при Военно-медицинском музее Министерства обороны Российской Федерации
Центральный архив Федеральной службы безопасности России (ЦА ФСБ)
· К ведомственным архивам относятся также:
Архивы органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) в субъектах Российской Федерации
Архивы железных дорог (по региональным управлениям железных дорог)
· Ведомственные архивы регионального уровня:
Межведомственный архив администрации Воронежа
Самарский городской межведомственный архив по личному составу
Архив управления образования Тамбовской области
· Негосударственные архивы
Основные задачи и функции государственных архивов
Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы
Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.
Государственные архивы— это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации.
Экспертиза ценности документов. Экспертная комиссия.
Под экспертизой ценности документов понимается изучение документов на основании принципов и критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранение. В архивном деле это один из основных и наиболее ответственных процессов работы с документами, заключающийся в их источниковедческой оценке.
Необходимость проведения экспертизы объясняется неравноценностью документов как источников информации. Одни документы несут ценную информацию о политической, научной и культурной жизни общества, работе государственного аппарата и т. п. Они могут служить источниками изучения различных областей знания и отраслей государственной и общественной жизни. Информационное значение других документов не выходит за рамки узкопрактических целей. Назначение экспертизы состоит в том, чтобы определить, какие документы с наибольшей полнотой удовлетворяют целям обеспечения государства, науки, общества, а также и отдельных граждан необходимой информацией. Соответствующие сроки их хранения устанавливаются экспертизой.
Установить, какие документы несут ценную информацию, и отобрать их для передачи в государственные архивы — первая и основная задача экспертизы. С целью ее разрешения изучению подвергаются как документы отдельных учреждений, так и комплексы документов учреждений определенных ведомств.
Вторая задача экспертизы—определение сроков хранения документов. Разрешается она изучением документов справочного значения и распределением их на группы долговременного, временного и кратковременного хранения. Конкретные сроки хранения для документов каждой группы устанавливаются с учетом интересов ведомств и на основе соответствующих правовых норм, а также многолетнего опыта работы учреждений и архивов по использованию документов.
Третья задача экспертизы — установление степени сохранности документов и в случае частичной их утраты обеспечение полноты состава архивных фондов путем восполнения недостающих материалов. Экспертиза позволяет определить, какие категории документов отсутствуют в составе архивного фонда и какими документами идентичного содержания в составе других фондов они могут быть восполнены.
Экспертизе документы подвергаются также при передаче из одного архива в другой. В этом случае устанавливается значение и соответствие поступающих материалов профилю архива-приемщика. Проводится экспертиза и при покупке документов. Приобретая документы, архивы, музеи, библиотеки подвергают их всестороннему изучению с целью оценки.
Экспертиза ценности документов проводится:
– в делопроизводстве организации ;
– в архиве (архивной службе) организации ;
– в архиве.
При Федеральном архивном агентстве действует Центральная экспертно-проверочная комиссия (ЦЭПК), при органах управления архивным делом субъектов РФ действуют экспертно- проверочные комиссии. Для проведения экспертизы ценности дел, отбору и подготовки дел к передаче на постоянное хранение в организациях создаются экспертные комиссии(ЭК). ЭК создается из наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек. В состав ЭК в обязательном порядке включается руководитель архива, представитель архивного учреждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|