Сделай Сам Свою Работу на 5

Пересказ литературных произведений

Пересказ— осмысленное воспроизведение литератур­ного текста в устной речи. Это — сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослуши­вать произведение, понять его основное содержание, за­поминать последовательность изложения, речевые оборо­ты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эф­фективности других видов работы по развитию речи.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обуче­ния пересказыванию детей дошкольного возраста раскры­ты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других. Все авторы под­черкивают значение пересказа для умственного, нравствен­ного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат об­разные описания, которые вызывают интерес детей, фор­мируют умение описывать предметы и явления, совершен­ствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Например, в отрывке из рассказа В.Бианки «Первое яйцо» говорится о том, что ворона первая из всех птиц снесла яйцо, и дается описание ее гнезда: Ее гнездо на высокой ели, густо засыпанной снегом. Дети эту фразу стремились воспроизвести дословно, а если кто-то из них, пересказы­вая, останавливался после слов гнездо ее на высокой ели, то другие не могли удержаться и шептали: густо засыпанной снегом. (Пример из ис­следования Л. А. Пеньевской).

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способ­ствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Произведения для пересказа.



Содержанием для пересказа может быть не всякий ли­тературный материал. Выбирать следует лишь те произве­дения, которые дети способны пересказать сами. При вы­боре произведений для пересказа учитываются следующие требования:

— они должны иметь воспитательную ценность, обога­щать моральный опыт детей;

— быть доступными по содержанию — в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выра­женными чертами характера, понятными мотивами по­ступков;

— иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные опи­сательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длин­ные произведения с динамичным сюжетом;

— должны быть написаны образцовым языком, без слож­ных грамматических форм, содержать разнообразные и точ­ные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причаст­ными и деепричастными оборотами;

— доступны по объему. В методической литературе тре­бования к размеру текстов противоречивы. Некоторые ис­следователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произ­ведения. Они пересказываются детьми более уверенно, по­следовательно.

Этим требованиям отвечают народные сказки, корот­кие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришви­на, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детс­ком саду используется, главным образом, пересказ, близ­кий к тексту. Он легче других и является средством закреп­ления в памяти содержания прочитанного, усвоения логи­ки и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к шко­ле группе. При пересказе с творческими дополнениями стар­шие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, кон­цовку произведения.

Требования к пересказам детей таковы:

1. Осмысленность, т. е. полное понимание текста, явля­ется главным в обучении.

2. Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие суще­ственных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненуж­ных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Методика обучения пересказываниюв разных возрастных группах имеет как общие, так и специфичес­кие особенности.

В младших группах детей учат слушать и правильно вос­принимать произведение, отвечать на вопросы. Дети тре­тьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в от­вет на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед... что?» — «Репку». — «Выросла репка... какая?..»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подклю­чаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно стано­вится возможным использование подсказывающих вопро­сов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были... Кто жили-были? Дед да баба?» — «Жили-были дед да баба»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развити­ем действия, отвечать на вопросы по тексту и таким обра­зом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоми­нанию литературных произведений помогает их драмати­зация с помощью игрушек, настольного, теневого, куколь­ного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

Как и в предыдущей группе, на первых порах преобла­дает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые воп­росы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты тек­ста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литерату­рой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного учас­тия каждого ребенка в пересказе.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказы­ванию. Наиболее целесообразной формой организации де­тей при пересказывании является занятие со всей группой.

Рассмотрим сначала методические положения, которые касаются структуры и методики проведения занятий в сред­нем и старшем дошкольном возрасте.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовитель­ной работы, проведенной перед занятием. Подготовка вос­питателя состоит: а) в выборе произведения с учетом ре­чевых умений и навыков детей, воспитательных задач, вре­мени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение не­знакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом — это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Типичная структура занятий по пересказу: . 1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа кар­тинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без пре­дупреждения о последующем пересказе, поскольку уста­новка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосре­доточивает его на запоминании и тем самым мешает цело­стному восприятию художественного произведения.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пе­ресказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использо­вать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведе­ний. Длинные и сложные произведения (в старших груп­пах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пере­сказа (установлено, что отсроченные во времени переска­зы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

"Во всех группах используются разные методические при­емы обучения пересказыванию. Условно их можно разде­лить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное вос­приятие произведения; б) педагогическое руководство са­мим процессом пересказывания; в) анализ и оценку рече­вой деятельности детей.

В средней группе детей учат пересказывать короткие сказ­ки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выра­зительно передавать диалог персонажей, слушать и заме­чать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рас­сказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», «Пришла весна, потекла вода», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.

В начале года для пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые тексты, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логи­ческую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с по­мощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделя­ются основные части повествования, ставятся вопросы, на­правленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выра­зительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

Например, в беседе по рассказу К. Д. Ушинского «Гуси» можно поставить такие вопросы: как хозяюшка манила гу­сей, как она звала их? Что сделали гуси в ответ на слова хозяюшки? Что сделала хозяйка, чтобы погнать гусей до­мой? Вспомните конец рассказа1.

Внимание детей привлекается также и к языку, к ха­рактеристикам персонажей, к средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длин­ная хворостина).

В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ: «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: теги-теги-теги!» Ребенок повторяет фразу вслед за ним.

Дети в этом возрасте пересказывают текст с существен­ными пропусками. Поэтому воспитатель использует под­сказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе (главным образом, после пересказа: «Женя не все рассказал о гусях. А нам интересно послушать, что делали гуси, когда услышали голос хозяйки»), исправле­ние лексических и грамматических ошибок.

Каждый пересказ детей оценивается: поощряется ста­рание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользовать­ся остальные дети.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные соба­ки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ло­вит птиц», Е. Пермяка «Как Маша стала большой» и др.

Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение — помочь детям осмыслить содержание про­изведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.

Одной из распространенных ошибок в практике являет­ся стремление поставить большое количество вопросов, главным образом направленных на запоминание последо­вательности изложения.

В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития собы­тий, используются различные приемы привлечения внима­ния детей к языку произведения, к авторской характеристи­ке героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пере­сказа, интонационная выразительность в передаче отдель­ных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Бе­седа должна проходить живо, непринужденно, допускают­ся хоровые ответы.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитате­лем, и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие от­дельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах. 2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей. 3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пере­сказе рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»).

В качестве плана пересказа может выступать пространствен­ная модель, фиксирующая наиболее существенные части тек­ста1. После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды, устанавливают связи между ними и дают разверну­тый и композиционно организованный пересказ.

Для запоминания детьми текста воспитатель может про­читать отдельные отрывки, выбранные и соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Приемы руководства пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания («Все поду­майте, как вы будете рассказывать»). Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитате­лем, а затем самостоятельно договариваются, в каком ме­сте следует останавливаться. Занятие завершается переска­зом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.

В случаях затруднения детей, как и в предыдущей груп­пе, используются вспомогательные вопросы (преимуще­ственно после пересказа, чтобы не нарушать его целостно­сти и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправ­ление ошибок.

К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушива­ясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Некоторые методисты считают возможным уже в стар­шей группе подводить детей к новому виду пересказыва­ния — от лица главного героя. Новое задание предлагается тогда, когда дети хорошо запомнят и осмыслят текст.

Рекомендуется проводить занятия по пересказу несколь­ких знакомых сказок и рассказов по предложению воспи­тателя или выбору самих детей.

Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных ос­тальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, исполь­зует больше выразительных средств по сравнению с ситуа­цией пересказа этого же рассказа взрослому1.

В подготовительной к школе группе значительно усложня­ется литературный материал для пересказа. Наряду с пове­ствовательными текстами дети учатся воспроизводить и не­сложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Про­сто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки».

Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаружива­ют пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с уче­том определенных критериев: самостоятельности, после­довательности, полноты, плавности, выразительности.

Особого вниманий воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Под­готовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

В этой группе применяются выборочный пересказ (инте­ресные в языковом отношении фрагменты, намеченные вос­питателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.