Сделай Сам Свою Работу на 5

Оформление письменных работ





  • Ваше исследование должно смотреться солидно и строго. Для этого существуют установленные правила оформления письменной работы (в разных учебных заведениях они могут отличаться, мы говорим об общих моментах). Как правило, работа должна включать элементы, оформленные определенным образом:
    • титульный лист (обязательно указывается название учебного заведения; название структурного подразделения учебного заведения (факультета, кафедры); название Вашей работы; данные об авторе; данные о преподавателе, выпустившем работу; город и учебный год);
    • содержание (оглавление), которое разворачивается максимально подробно (до пунктов и подпунктов) с указанием номеров страниц, рекомендуется использовать индексационную рубрикацию заголовков (примерно так, как это сделано в данном электронном курсе);
    • основную (содержательную) часть - распечатывается на бумаге формата А4. Общие правила: поля текста не менее 2,5 см со всех сторон, набор шрифтом 12-14 кегля, через 1,5-2 интервала. В конце заголовков точки не ставятся. Остальные требования могут сильно отличаться (уточните в Вашем ВУЗе).

Не забывайте аккуратно оформлять библиографические сноски. В качестве примера такого оформления можете использовать любую из тем данного учебного комплекса.



Желаем успешной работы!

Богатенков Д.В.
Дробышевский С.В.

ПРОГРАММА КУРСА
"ВВЕДЕНИЕ В АНТРОПОЛОГИЮ"

Авторы-составители:
Д.В. Богатенков, С.В. Дробышевский
Научный редактор и консультант:
академик РАН, д-р ист. наук, проф. Т.И. Алексеева

  • 1.1. Пояснительная записка. Цели и задачи курса
  • 1.2. Целевая аудитория курса
  • 1.3. Организационные формы изучения дисциплины
  • 1.4. Тематическое содержание курса
    • 1.4.1. Разделы курса
    • 1.4.2. Рекомендуемые источники (ко всему курсу)
    • 1.4.3. Тема 1. Антропология - наука о человеке
    • 1.4.4. Тема 2. Немного теории и методики
    • 1.4.5. Тема 3. Концепции антропогенеза
    • 1.4.6. Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
    • 1.4.7. Тема 5. Расовое многообразие человека
    • 1.4.8. Тема 6. Антропология и этническая история
    • 1.4.9. Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
    • 1.4.10. Тема 8. Конституциональное разнообразие
    • 1.4.11. Тема 9. Экологическая антропология
  • 1.5. Развернутая структура курса

1.1. Пояснительная записка. Цели и задачи курса
Цель курса - ознакомление студентов, обучающихся по специальности "Психология" с широким кругом вопросов, изучаемых современной биологической (физической) антропологией.
Среди задач учебного курса - формирование общего представления о предмете, ознакомление с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии. Представленный учебно-методический комплекс материалов предназначен в первую очередь для самостоятельного овладения учащимися всей программой учебной дисциплины "Антропология".
Решение поставленной задачи - обзора научной дисциплины - представляется не очень простым делом. Биологическая антропология обширна, ее исследования охватывают чрезвычайно широкий спектр разнокачественных вопросов относительно эволюционной истории современного человека и его биологических предшественников, проблемы популяционного (расового, этнического, экологического) и, наконец, индивидуального (возрастного, конституционального и пр.) разнообразия человека. В целях систематизации этого материала нами вводится ключевое понятие - представление о биологической изменчивости человека, при помощи которого авторы пытаются несколько упорядочить учебный материал и объединить разнородные явления, исследуемые данной областью исторического и естественного знания.
Введение ряда общих понятий позволяет немного расширить стандартную программу учебного курса по антропологии. Общий объем предложенных знаний включает в себя, прежде всего, описание закономерностей изменчивости современного человека в связи с исследованием биологической истории Homo sapiens. Обсуждаются проблемы истоков, прародины, расселения человечества по ойкумене, описываются тенденции расовой, экологической и конституциональной дифференциации. Особое внимание уделено процессу формирования изменчивости биологических свойств человека в ходе роста, развития и старения организма, биологическим аспектам адаптивных свойств человека и предпосылкам этногенеза.
Помимо вопросов биологической истории человечества, в курсе кратко освещаются такие темы, как происхождение орудийной деятельности, социальные механизмы взаимоотношения человека с природой, биологические предпосылки формирования социальных отношений. Эти темы связаны с социальной историей человечества, и без их знания невозможно понять, как человеку удалось освоить нашу планету и как в ходе этого освоения происходило изменение его биологических свойств.
Наконец, значительное внимание уделено проблеме междисциплинарного взаимодействия и положения биологической антропологии в кругу теоретических и практических дисциплин гуманитарного и естественного знания.





1.2. Целевая аудитория курса
Учебный курс сориентирован в первую очередь на студентов, обучающихся по специальности "Психология" и не предполагает исчерпывающего изложения всей совокупности антропологических знаний.
Представлен минимум материала, необходимый для расширения общего кругозора людей, чья дальнейшая профессиональная деятельность лежит в гуманитарной сфере (психологов, социологов, историков, экономистов).
Помимо этой общеобразовательной функции, будущих специалистов-практиков могут заинтересовать теоретические и методические подходы, разобранные на конкретных примерах на страницах учебника и имеющие хорошую перспективу.
Следует особо оговорить, что данный краткий курс не предназначен для будущих специалистов в области биологии, медицины или, тем более, антропологии. Тем не менее и в данном случае он может быть рекомендован как ознакомительный или вводный, а разработанные оригинальные материалы (терминологические, иллюстративные, мультимедийные, табличные и пр.) и подборка хрестоматийных статей, несомненно, заинтересуют преподавателей, читающих соответствующие курсы.

1.3. Организационные формы изучения дисциплины
Учебные материалы, представленные в рамках курса, предназначены в первую очередь для самостоятельного изучения (дистанционное обучение), требующего относительно небольшого участия (контроля) со стороны преподавателя - проверки знаний, корректировки учебного процесса, вынесение итоговой оценки. Каждая тема начинается с введения базовых понятий того или иного раздела антропологии. По мере изучения темы обсуждаются общие закономерности изменчивости биологических признаков человека, разрабатываемые данным направлением. Каждая тема завершается пунктом "Итоги темы", в котором обобщается полученное знание. Благодаря системе заданий для проверки и самоконтроля учащийся может самостоятельно оценивать меру усвоенных в ходе работы знаний (подробнее см. Методические рекомендации: "Работа с учебно-методическим комплексом").
Минимальный объем времени, необходимый для обучения, составляет, по нашим оценкам от 40 до 150 ч.
Общий принцип работы прост - это последовательное изучение материала "от простого к сложному". В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.
Каждая тема завершается подведением итогов - в конспективной форме суммируется представление о наиболее важных моментах пройденного материала. Эти материалы могут быть рекомендованы в качестве наиболее быстрого способа "освежить" пройденные знания перед началом следующей темы или использованы в качестве краткого опорного конспекта.
В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля: тематический, рубежный и итоговый уровени самопроверки (и аттестации) (см. Методические рекомендации: "Формы контроля и самоконтроля").
Наконец, на заключительном этапе учащемуся предлагается выбрать тему для реферата, курсовой или дипломной работы (см. Методические рекомендации: "Письменные и самостоятельные работы").
Учебный комплекс содержит большое количество факультативных и вспомогательных материалов: аннотированных хрестоматийных статей, дополнительных материалов по частным вопросам антропологии, список рекомендованной литературы, предложения по экзаменационным (зачетным) вопросам, темам рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ (см. Методические рекомендации: "Факультативные материалы").
Предложенные в курсе методические разработки позволяют снять определенную долю "черновой" преподавательской работы. Эти материалы, как и тексты тем, могут быть рекомендованы и при чтении общих лекционных курсов "Антропология" для студентов психологов, социологов и историков. Содержательная часть учебника включает в себя стандартные темы, которые входят в большинство подобных обзорных курсов (рассчитанных обычно на 30-50 часов лекций и семинарских занятий). Все предложенные материалы могут быть использованы преподавателем в ходе непосредственной работы со студентами.

1.4. Тематическое содержание курса
1.4.1. Разделы курса

  • Основное содержание курса разделено на девять тем, сгруппированных в четыре раздела:
    • Раздел I. Введение в антропологию
    • Раздел II. Происхождение человека
    • Раздел III. Расовая и этническая антропология
    • Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость

В первом разделе, в ходе краткого экскурса в историю биологической (физической) антропологии студенты знакомятся с предметом, задачами и основными проблемами этой науки. Вводится ряд ключевых понятий (таких как антропология, биологическая изменчивость, антропологические признаки и т.п.), которые используются в ходе изложения всего дальнейшего материала. Здесь же рассматриваются основные методы и категории современной антропологии.
Второй раздел посвящен проблематике происхождения человека современного вида - антропогенезу и смежным дисциплинам. Рассмотрены самые разнообразные точки зрения относительно происхождения человека, определяется место современного человека и рода Homo в современной систематике. Акцент сделан на обзоре современных гипотез и теорий антропогенеза.
В третьем разделе рассматриваются вопросы расового и популяционного многообразия Homo sapiens. Рассматривая самые разнообразные расовые классификации, обсуждая саму возможность адекватной систематизации антропологических групп на основании расовых признаков, мы совершаем своеобразное кругосветное путешествие и знакомимся с многообразием людей, населяющих нашу планету.
Заключительный четвертый раздел освещает вопросы, связанные с возрастной (онтогенетической), конституциональной и экологической изменчивостью биологических признаков человека. Мы знакомимся с механизмами тех преобразований, которые происходят с нашим организмом в ходе роста и развития, эпохальными тенденциями изменения темпов развития. Отдельная тема посвящена конституциональному разнообразию человека, обсуждению биологических и иных факторов, обуславливающих этот вид изменчивости. Рассматривается вопрос о связи морфологического (физического) строения, физиологических и психических функций организма. Рассмотрены основные положения антропоэкологии - области науки о человеке, занятой проблемой экологической изменчивости и адаптации популяций человека и его эволюционных предшественников.

1.4.2. Рекомендуемые источники (ко всему курсу)
В конкретных темах учебника представлены ссылки на обязательную, рекомендованную и цитированную литературу. Ниже мы представляем ряд источников (книг, учебных пособий, CD-энциклопедий), которые могут быть рекомендованы ко всему нашему курсу.

  • Книги и учебные пособия:
    • Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
    • Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.
    • Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990.
    • Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
    • Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З., Хрисанфова Е.Н., Бацевич В.А. Антропология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.
    • Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979.
    • Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.
  • Энциклопедии на CD-ROM:
    • Большая советская энциклопедия: Золотой фонд российских энциклопедий // Электронная энциклопедия. Большая российская энциклопедия, 2002; Гласнет, 2002; Новый Диск, 2002.
    • Encyclopedia Encarta 97: The Worlds Learning Multimedia Encyclopedia // Электронная энциклопедия. Microsoft Corporation, 1996.
    • Encyclopedia Britannica 2003: Ultimate Reference Suite // Электронная энциклопедия. Encyclopedia Britannica Inc., 2003.
    • Encyclopedia of Science // Электронная энциклопедия. Dorling Kindersley Multimedia, 1997.
    • Encarta Reference Library 2002 // Электронная энциклопедия. Microsoft Corporation, 2003.
  • Видеофильмы и фильмы на DVD:
    • Встреча с предками (Meet the Ancestors) // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 2001; Союз-Видео, 2002.
    • Прогулки с пещерным человеком (Walking with Caveman) // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 1992; Союз-Видео, 2004.
    • Мир обезьян (Cousins) // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 2000; Союз-Видео, 2003.
    • Мужчина и женщина (The Human Sexes) // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 1997; Союз-Видео, 2001.

1.4.3. Тема 1. Антропология - наука о человеке
Рассматриваются общие методологические и теоретические основы исследовательской работы в области естественных наук и антропологии в частности. Вводятся базовые понятия научной гипотезы, теории, закона, определяется понятие факта и научных данных, значение терминологической базы науки.
Раскрываются предмет, задачи и содержание антропологической науки. Вводится общее определение антропологии как области знания, предметом исследования которой является человек. Определяются границы биологической (физической) антропологии, занятой исследованием многообразия биологических признаков человека во времени и пространстве, и задачи этой науки. Рассматривается взаимосвязь уровней исследования антропологии.
Обсуждается понятие об основных разделах нашей науки (антропология историческая и антропология географическая).
Все эти вопросы рассматриваются в историческом аспекте - от самых первых свидетельств описания биологических свойств и черт строения человека до основания современных научных школ биологической антропологии. Акцент сделан на работах классиков отечественной (российской и советской) антропологии.

  • Основные термины и понятия
    • Антропология (антропологическая наука)
    • Антропогенез
    • Биологическая (или физическая) антропология
    • Изменчивость (или вариабельность) в антропологии
    • Историческая антропология
    • Полиморфизм в антропологии
    • Эволюционизм
  • Вопросы для самопроверки
    • Что в дословном переводе означает термин "антропология", кем он был впервые применен и в каком значении?
    • Что такое "двоякое понимание антропологии", на каком этапе развития знаний о человеке это разделение возникло, с чем оно было связано?
    • В чем качественное отличие идей эволюционизма середины XIX в. от предшествующих им концепций развития материи и жизни?
    • Что является объектом изучения биологической антропологии?
    • Что является предметом биологической антропологии, какие задачи ставит перед собой эта наука?
    • Каковы основные уровни исследования материала (объекта) в физической антропологии?
    • Какие наиболее общие разделы можно выделить в рамках биологической антропологии? В чем заключается логика такого подразделения? Насколько жестким следует считать это разделение?
    • К какому периоду истории относят выделение физической антропологии как самостоятельной дисциплины? Почему именно с этого времени можно говорить об антропологии как о полноправной науке?
    • В чем в наиболее общих чертах заключается комплексный подход в антропологических исследованиях? С деятельностью каких ученых связано становление этого подхода в российской антропологии?
  • Темы курсовых работ и рефератов
    • Этапы становления физической антропологии в России.
    • Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке.
    • Научная и организаторская деятельность А.П. Богданова и Д.Н. Анучина в области антропологии.
  • Список литературы
    • Алексеева Т.И., Ефимова С.Г. Музей антропологии МГУ в начале второго столетия своей деятельности // Альманах-1998. Музеи Российской Академии Наук. М., 1998. С. 289-318.
    • Анучин Д.Н. Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России // Русский антропологический журнал. 1900. № 1. С. 25-42.
    • Анучин Д.Н. На рубеже полутора- и полустолетия // Русский антропологический журнал, 1-2. 1916. С. 4-14.
    • Гладкова Т.Д. Деятельность антропологов ОЛЕАЭ и МОИП за 60 лет // Вопросы антропологии. Вып. 59. 1978. С. 169-175.
    • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.
    • Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Книга для учителя. М., 1986.
    • Залкинд Н.Г. Московская школа антропологии. М., 1975.
    • Колыбель советской антропологии: Сб. статей. М., 1967.
    • Левин М.Г. Антропологические работы К.М. Бэра // Советская этнография. № 1. М., 1954.
    • Левин М.Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960.
    • Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
    • Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.
    • Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
    • Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. М., 1968.
    • Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.

1.4.4. Тема 2. Немного теории и методики
Тема посвящена общему обзору методологических и теоретических основ современной биологической антропологии. Вводится ряд важных понятий, при помощи которых раскрывается материал дальнейшего курса. Основное из них - понятие о биологической изменчивости как меры относительного сходства между антропологическими объектами (индивидами, группами индивидов, популяциями).
Рассматривается подразделение современной антропологии на ряд областей исследования: антропогенез, расоведение и этническая антропология; собственно морфология; изучение биохимического полиморфизма человека и экологическая антропология.
Подробно рассматривается проблема популяционного и индивидуального уровня исследований. Обсуждается вопрос определения понятия "популяция", "палеопопуляция", "антропологическая выборка". Рассматриваются критерии популяции и современные взгляды на проблему структурированности популяций человека.
Раскрывается содержание понятия об антропологическом признаке - конкретном выражении любого биологического свойства человеческого организма, которое может принимать разную выраженность у разных индивидов, а также может быть точно измерено или описано. Рассматриваются основные методы проведения полевых и лабораторных исследований в антропологии, методы статистического и картографического анализа данных. Поднимается вопрос о мере достоверности антропологических исследований разного уровня.

  • Основные термины и понятия
    • Антропологический бланк
    • Антропологический признак
    • Внутригрупповая изменчивость
    • Выборка
    • Достоверность
    • Изменчивость
    • Картирование
    • Корреляция
    • Межгрупповая изменчивость
    • Морфология
    • Номинальный признак
    • Палеопопуляция
    • Популяция
    • Порядковый признак
    • Признак с непрерывным характером вариации
  • Вопросы для самопроверки
    • Что такое биологическая изменчивость?
    • Какие типы изменчивости Вы можете назвать (или предложить)?
    • Какое учение можно назвать основой биологической антропологии?
    • Что такое популяция и как она подразделяется?
    • Как можно сопоставить понятия "популяция", "генеральная совокупность" и "выборка"?
    • Что такое антропологические признаки и какие принципы их группировки вам известны?
    • Что такое вариационный ряд признака, какие признаки обладают таким рядом?
    • Что такое нормальное распределение, какие другие формы распределения Вам известны?
    • Какие основные показатели используются для описания внутригрупповой изменчивости?
    • Что такое хронологический график и в каких целях его строят?
    • Какие типы картирования вам известны и чем они отличаются?
    • Что такое достоверность?
    • Для чего в антропологии применяют многомерные методы сравнения объектов?
  • Темы курсовых работ и рефератов
    • Понятие об изменчивости антропологических признаков.
    • Классические и "новые" направления антропологических исследований.
    • Объекты и уровни исследования в антропологии.
    • Популяция, группа и антропологическая выборка.
    • Критерии древней популяции человека (палеопопуляции).
    • Общее понятие об антропологических признаках и их классификация.
    • Принципы наследования антропологических признаков.
    • Методы описания и изучения изменчивости в антропологии.
    • Картографический метод в антропологии. Дискретное и непрерывное картирование как метод описания и исследования изменчивости.
    • Достоверность и относительность нашего знания.
  • Список литературы
    • Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.
    • Алексеев В.П. Остеометрия: Методика антропологических исследований. М., 1966.
    • Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. М., 1964.
    • Анучин Д.Н. О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 38. Вып. 3. М., 1880.
    • Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М., 1989.
    • Богатенков Д.В. О преподавании палеодемографии // Жизнедеятельность населения и антропоэкологическое образование на грани веков: Тез. Всероссийской Науч. Конф., 18 марта 2003 г. // Под ред. Б.Б. Прохорова, Л.С. Белоконь. М., 2003. С. 94-96.
    • Бужилова А.П., Козловская М.В., Лебединская Г.В., Медникова М.Б. Историческая экология человека: Методика биологических исследований. М., 1998.
    • Бунак В.В. Антропометрия. М., 1941.
    • Бунак В.В. О реакции агглютинации человеческих рас // Русский антропологический журнал. Т. 13. № 1-2. 1924.
    • Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.
    • Генофонд и геногеография народонаселения. Т. 1. Генофонд населения России и сопредельных стран / Под ред. Ю.Г. Рычкова. СПб., 2000.
    • Герасимов М.М. Восстановление лица по черепу (современный и ископаемый человек) // Тр. ин-та этнографии. Новая серия. Т. 28. М., 1955.
    • Гиляров А.М. Популяционная экология. М., 1990.
    • Гладкова Т.Д. Покровы тела // Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990. С. 307-323.
    • Дейвисон М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных. М., 1988.
    • Дерябин В.Е. Многомерная биометрия для антропологов. М., 1983.
    • Дерябин В.Е. О методиках многомерного таксономического анализа в антропологии // Вестник антропологии. Вып. 4. М., 1998. С. 30-68.
    • Зубов А.А. Зубы // Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990. С. 177-191.
    • Зубов А.А. Одонтология: Методика антропологических исследований. М., 1968.
    • Зубов А.А. Этническая одонтология. М., 1973.
    • Кайданов Л.З. Генетика популяций. М., 1996.
    • Козинцев А.Г. Этническая краниоскопия: Расовая изменчивость швов черепа современного человека. Л., 1988.
    • Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., 1973.
    • Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993.
    • Мовсесян А.А., Мамонова Н.Н., Рычков Ю.Г. Программа и методика исследования аномалий черепа // Вопросы антропологии. Вып. 51. 1975. С. 127-149.
    • Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990.
    • Одум Ю. Экология. М., 1986.
    • Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
    • Рохлин Д.Г. Болезни древних людей. М., 1965.
    • Рычков Ю.Г., Балановская Е.В., Нурбаев С.Д., Шнейдер Ю.В. Историческая геногеография Восточной Европы // Восточные славяне. Антропология и этническая история / Под ред. Т.И. Алексеевой. М., 1999. С. 109-134.
    • Спицын В.А. Биохимический полиморфизм человека. М., 1985.
    • Тимофеев-Рессовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяции. М., 1973.
    • Фарб П. Популярная экология. М., 1971.
    • Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н. Биология человека. М., 1968.
    • Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979.
    • Хить Г.Л. Дерматоглифика народов СССР. М., 1983.
    • Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999.
    • Яблоков А.В. Популяционная биология. М., 1987.
    • Berry A.C., Berry R.J. Epigenetic variation in human cranium // Journal of anathomy. Vol. 101. 1967.
    • Martin R. Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung. 2 Aulage. Jena., 1928.
    • Standards for data collection from human skeletal remains. J.E. Buikstra and D.H. Ubelaker (Eds.). Arcansas, 1994.

1.4.5. Тема 3. Концепции антропогенеза
Тема посвящена обсуждению концептуальных основ антропогенеза, рассмотрены самые разнообразные подходы к познанию прошлого человека (в т.ч. креационизм, глобальный эволюционизм и теория эволюции). Основные постулаты теории синтетической эволюции и концепции происхождения видов Ч. Дарвина.
Обсуждается вопрос о родстве человека и приматов, которое проявляется как в анатомическом строении, так и чертах поведения. Рассматривается многообразие видов современных и вымерших приматов, анализируются современные классификационные схемы.

  • Основные термины и понятия
    • Антропогенез
    • Глобальный эволюционизм
    • Креационизм
    • Приматы (Primates)
    • Синтетическая теория эволюции
    • Трудовая концепция антропогенеза
  • Вопросы для самопроверки
    • Почему вопрос о происхождении человека так волнует умы людей?
    • Каково содержание термина "антропогенез"?
    • Как соотносятся между собой религиозные, философские и научные концепции происхождения человека?
    • Чем современная научная точка зрения на происхождение человека принципиально отличается от иных взглядов на эту проблему?
    • Сформулируйте суть теорий креационизма и глобального эволюционизма.
    • В чем заключается гипотеза фетализации Л. Болька?
    • Какой комплекс наук подразумевается, когда говорят о мультидисциплинарности теории антропогенеза?
    • Какое систематическое положение занимает современный человек в кругу других живых организмов?
    • Насколько человеческое поведение можно считать чисто "человеческим", учитывая данные по поведению приматов?
  • Темы курсовых работ и рефератов
    • Обзор концепций возникновения человека.
    • Сколько раз создавали человека?
    • Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского - единство и разница взглядов.
    • Ч. Дарвин и его последователи о происхождении человека.
    • Человек - примат или Человек?
  • Список литературы
    • Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
    • Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985.
    • Антропология: Хрестоматия. М., 1997.
    • Бэр К.М. Всеобщий закон природы, проявляющийся во всяком развитии // Избранные работы. Л., 1924.
    • Вейнерт Г. Происхождение человечества. М.; Л., 1935.
    • Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977.
    • Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Книга для учителя. М., 1986.
    • Зубов А.А. Систематические критерии рода Homo и его эволюция // Вопросы антропологии. Вып. 43. 1973. С. 92-106.
    • Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
    • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.
    • Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
    • Харитонов В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита. М., 1995.
    • Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.
    • Шарден Тейяр П. де. Феномен человека. М., 1965.

1.4.6. Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
Тема посвящена подробному и последовательному изложению современных представлений относительно эволюционной истории современного человека, процессов видообразования и расселения форм. Согласно палеонтологическим данным, линия предшественников, ведущая к человеку, отделилась от линии современных человекообразных обезьян около 4-8 миллионов лет назад.
Обсуждается систематика наших эволюционных предшественников, вопросы причин, факторов, определявших ход эволюции гоминид. Рассматриваются не только биологические, но и социальные и поведенческие характеристики. Обсуждаются комплексность и системность, случайность и неслучайность процессов эволюции.
Подробно обсуждаются гипотезы моноцентризма, полицентризма и близкие к ним, вопрос о времени и месте происхождения человека современного вида.

  • Основные термины и понятия
    • Гоминиды
    • Дицентризм
    • Моноцентризм
    • Мультирегиональная гипотеза
    • Полицентризм
    • Сапиентация
    • Сетевидная эволюция
    • Стадиальная теория антропогенеза
  • Вопросы для самопроверки
    • Приведите отличия и сходство приматов и человека (биологические и небиологические). Какая "грань" отделяет человека от обезьяны?
    • Что такое "гоминидная триада", какие другие биологические и небиологические признаки можно считать уникальными для гоминид?
    • Можно ли говорить о "моменте возникновения" современного человека, учитывая при этом данные палеоантропологии?
    • В какой последовательности возникали биологические и поведенческие особенности современного человека?
    • Кого считают предками современного человека с позиций эволюционной биологии? (При ответе постарайтесь рассмотреть разные гипотезы).
    • В чем заключаются концепции моно- и полицентризма, почему в данный момент они считаются равноправными?
    • Что такое мультирегиональная гипотеза происхождения человека?
    • Что такое "прародина" человека?
    • В чем заключается стадиальная гипотеза происхождения человека? Какие другие концепции выдвигает современная антропология?
    • Как можно исследовать поведение предшественников человека? Чем поведение современного человека отличается от поведения ископаемых людей разных эпох?
  • Темы курсовых работ и рефератов
    • Возникновение человека - недостающие звенья.
    • Австралопитеки - обезьянолюди или человекообезьяны?
    • Критерии культуры и ее начало.
    • Архантропы - антропология и культура.
    • К проблеме близости культуры и биологии палеоантропов и людей современного вида.
    • Люди верхнего палеолита - возникновение современной психики.
    • Центры сапиентации - число и время возникновения.
    • Развитие культуры и психики древнего человека.
    • К вопросу о динамике развития психики и поведения предков человека по данным археологии и антропологии.
  • Список литературы
    • Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. Палеолит. М., 1978.
    • Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
    • Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985.
    • Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.
    • Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). М., 1993.
    • Джохансон Д., Иди М. Люси. Истоки развития человеческого рода. М., 1984.
    • Зубов А.А. Иерархия факторов антропогенеза // Вестник антропологии. Вып. 2. 1996.
    • Зубов А.А. Магистрализация и демагистрализация в ходе эволюционного процесса // Вопросы антропологии. Вып. 75. 1985.
    • Зубов А.А. Эволюция рода Homo от архантропа до современного человека // Итоги науки и техники. Серия "Антропология". Т. 2. Становление и эволюция человека. М., 1987.
    • Ископаемые гоминиды и происхождение человека / Под ред. В.В. Бунака // Тр. ин-та этнографии АН СССР. Новая серия. Т. 92. М., 1966.
    • Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., 1973.
    • Оуэн Лавджой К. Эволюция выпрямленного способа передвижения у человека // В мире науки. Scientific American. № 1. 1998.
    • Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
    • Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.
    • Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М., 1990.
    • Хрисанфова Е.Н. Древнейшие этапы гоминизации // Итоги науки и техники. Серия "Антропология". Т. 2. Становление и эволюция человека. М., 1987.
    • Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.
    • Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. М., 1952.
    • Coon C.S. The origin of races. New York, 1962.
    • Thoma A. Le Peuplement Antеneandertalien de l'Europe. Paris., 1976.
    • Weidenreich F. Six lectures on Sinanthropus and related problems // Bulletin of the Geological Society of China. Vol. 19. 1939.
    • Weidenreich F. The skull of Sinanthropus pekinensis: a comparative study of a primitive hominid skull // Palaeontologica Sinica. New Series. D. No. 10. 1943.

1.4.7. Тема 5. Расовое многообразие человека
Тема посвящена проблеме расового разнообразия современного человека. Обсуждаются вопросы самой возможности введения расовых классификаций, современное состояние расовой проблемы в науке и общественной жизни (расы и расизм).
Разобраны критерии расы, признаки и подходы, на основании которых строятся расовые системы. Подчеркивается, что биологические расовые признаки не связаны напрямую с признаками культуры, языка и хозяйственного типа. Иногда наблюдающиеся параллели этих аспектов полностью обусловлены исторической связью.
Рассматриваются факторы расообразовательного процесса (адаптация, изоляция, метисация и автогенетические популяционные процессы).
Критически обсуждается понятие т.н. "чистых" и "смешанных" рас человека. Между расами человека существует значительное количество плавных переходов, а популяционная сущность расы не позволяет корректно оперировать этим термином в отношении конкретных индивидов.
Тема завершается своеобразным виртуальным путешествием по планете Земля, в ходе которого мы знакомимся с реалиями географического разнообразия современного человека

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.