|
Темы курсовых работ и рефератов
- Понятие об изменчивости антропологических признаков.
- Классические и "новые" направления антропологических исследований.
- Объекты и уровни исследования в антропологии.
- Популяция, группа и антропологическая выборка.
- Критерии древней популяции человека (палеопопуляции).
- Общее понятие об антропологических признаках и их классификация.
- Принципы наследования антропологических признаков.
- Методы описания и изучения изменчивости в антропологии.
- Картографический метод в антропологии. Дискретное и непрерывное картирование как метод описания и исследования изменчивости.
- Достоверность и относительность нашего знания.
Список литературы
Обязательная
- Морфология человека. Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990.
- Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
- Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979.
- Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999.
Рекомендуемая и цитированная
- Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989
- Алексеев В.П. Остеометрия. Методика антропологических исследований. М., 1966.
- Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. М., 1964.
- Анучин Д.Н. О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 38. Вып. 3. М., 1880.
- Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. М., 1989.
- Богатенков Д.В. О преподавании палеодемографии // Жизнедеятельность населения и антропоэкологическое образование на грани веков: Тез. Всероссийской Научной Конф., 18 марта 2003 г./ Под ред. Б.Б. Прохорова, Л.С. Белоконь. М., 2003. С. 94-96
- Бужилова А.П., Козловская М.В., Лебединская Г.В., Медникова М.Б. Историческая экология человека. Методика биологических исследований. М., 1998.
- Бунак В.В. О реакции агглютинации человеческих рас // Русский антропологический журнал. Т. 13. № 1-2. 1924.
- Бунак В.В. Антропометрия. М., 1941.
- Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.
- Генофонд и геногеография народонаселения. Том 1. Генофонд населения России и сопредельных стран. / Под ред. Ю.Г. Рычкова. СПб., 2000.
- Герасимов М.М. Восстановление лица по черепу (современный и ископаемый человек) // Труды Института Этнографии, Новая серия, Т. 28. М., 1955.
- Гиляров А.М. Популяционная экология. М., 1990.
- Гладкова Т.Д. Покровы тела // Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990. С. 307-323.
- Дейвисон М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных. М., 1988.
- Дерябин В.Е. Многомерная биометрия для антропологов. М., 1983.
- Дерябин В.Е. О методиках многомерного таксономического анализа в антропологии // Вестник антропологии. Вып. 4. М., 1998. С. 30-68.
- Зубов А.А. Зубы // Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1990. С. 177-191.
- Зубов А.А. Одонтология. Методика антропологических исследований. М., 1968.
- Зубов А.А. Этническая одонтология. М., 1973
- Кайданов Л.З. Генетика популяций. М., 1996.
- Козинцев А.Г. Этническая краниоскопия. Расовая изменчивость швов черепа современного человека. Л., 1988.
- Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., 1973.
- Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993.
- Мовсесян А.А., Мамонова Н.Н., Рычков Ю.Г. Программа и методика исследования аномалий черепа // Вопросы антропологии. Вып. 51. 1975. С. 127-149.
- Одум Ю. Экология. М., 1986.
- Рохлин Д.Г. Болезни древних людей. М., 1965.
- Рычков Ю.Г., Балановская Е.В., Нурбаев С.Д., Шнейдер Ю.В. Историческая геногеография Восточной европы // Восточные славяне. Антропология и этническая история / Под ред. Т.И. Алексеевой. М., 1999. С. 109-134.
- Спицын В.А. Биохимический полиморфизм человека. М., 1985.
- Тимофеев-Рессовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяции. М., 1973.
- Фарб П. Популярная экология. М., 1971.
- Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н. Биология человека. М. 1968.
- Хить Г.Л. Дерматоглифика народов СССР. М., 1983
- Яблоков А.В. Популяционная биология. М., 1987.
- Berry A.C., Berry R.J. Epigenetic variation in human cranium // Journal of anathomy. Vol. 101. 1967.
- Martin R. Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung. 2 Aulage. Jena, 1928.
- Standards for data collection from human skeletal remains. J.E. Buikstra and D.H. Ubelaker (Eds.). Arcansas, 1994.
РАЗДЕЛ II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
- 3.1. Кто мы?
- 3.2. Как можно узнать истину?
- 3.3. Кто наши родственники?
- 3.4. Резюме
Кто мы?
- 3.1.1. Что сделал Дух?
- 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
- 3.1.3. Что сказала наука?
Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Человек является центральной фигурой в мифологии и религиях многих народов. Является он основным объектом изучения и в современной науке. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: "Откуда мы?", "Каково наше место в мире?" Разные народы в разные времена давали свои ответы на этот вопрос. Племена с примитивной культурой охотно выбирали себе в предки разных животных. Делавары считали своим родоночальником орла, айны и папуасы из Моресбей - собаку, древние датчане и шведы - медведя, осаги - улитку. В глубокой древности берет начало идея о происхождении человека от обезьяны. Например, такие ультрадарвинистические, как мы могли бы сказать теперь, убеждения бытовали у малайцев и тибетцев. Южные арабы, древние мексиканцы и африканцы берега Лоанго, напротив, считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги. Люди "возникали" по-разному. У одних народов они появлялись сами по себе, у других их создавали боги. С развитием цивилизаций роль богов возрастала. Своего апогея она достигла в трех мировых религиях - буддизме, христианстве и исламе. Боги делали человека из глины и из дыхания, из тростника и единою мыслью... Бытовали и иные представления о месте человека в системе природы. Эпоха античности ознаменовалась началом развития философской мысли. Занимаясь в основном вопросами более высокого порядка, античные авторы были не слишком многословны в своих трактовках возникновения человеческого рода. В их работах вопрос антропогенеза часто решался в духе мифологической традиции. Но была и иная точка зрения - возникновение и развитие человека как неотъемлемой части живой и неживой природы. Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) написал целую поэму, в которой "естественное" происхождение человека описано достаточно подробно:
...Так как в полях еще много тепла оставалось и влаги, То повсеместно, где только к тому представлялось удобство, Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись, Кои раскрылись, когда их зародыши в зрелую пору От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи... (Лукреций Кар "О природе вещей")
Начиная с XVIII в. и до современности вопрос о природе человека оставался весьма популярным у философов, в трудах которых можно найти немало весьма оригинальных взглядов на эту проблему. Но, как ни странно, философы меньше говорят о возникновении человека, и больше - о его месте, значении и предназначении во Вселенной. Зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии. Стройность же своих построений она заимствует у науки.
Наконец, существует и такой феномен человеческой культуры, как наука. Хотя первые высказывания науки по поводу возникновения человека делались с оглядкой на религиозные догматы, с завершением эпохи средневековья она приобрела самостоятельность. Главным отличием науки от религии и философии является стремление обосновать свои выводы, найти им подтверждение в фактах. А факты говорили науке о родстве людей и обезьян. Процесс развития, приведший к появлению современного человека, получил в науке особое название - антропогенез. Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс. И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой сфере отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов на происхождение человека огромно.
- Причины этого на наш взгляд следующие:
- большой интерес публики и как следствие - необходимость осторожности в выводах, пересечение с религиозными, философскими, традиционными и даже политическими воззрениями;
- многие неспециалисты занимаются антропогенезом - их точки зрения могут быть более популярны, чем строго научные построения;
- недостаток материалов - ограниченность ископаемых находок, их фрагментарность, часто - труднодоступность для изучения;
Одной из причин является и существование множества методов изучения процесса антропогенеза, часто приводящих специалистов к неоднозначным и неодинаковым результатам.
Что сделал Дух?
Согласно религиозным воззрениям, человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами. Такая точка зрения называется креационизм (от лат. creatio - сотворение, создание). Пути создания человека в разных верованиях различаются. Слово же "креационизм" применяется обычно в связи с христианством, а еще точнее, католицизмом. Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением. Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца. Как ни удивительно, западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика папы Пия XII (1950 г.) допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу. Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же - существование современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и официальная наука, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, большинство доказательств по поводу происхождения человека опирается на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения. Весьма часто креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что еще недостаточно полно освещены или незнакомы самим креационистам. Стоит указать, что число креационистких течений, - и философских, и научных, - весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число ученых-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|